Урок русского языка в 4 "Б" классе по теме: "Упражнения в спряжении глаголов будущего времени"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тренировочный проблемно-исследовательский урок-практикум обобщающего повторения с использованием технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, а также ИКТ технологии был проведён для студентов и преподавателей Воронежского музыкально-педагогического колледжа в рамках преддипломной практики студентов выпускного курса. Урок разработан по всем методическим правилам и современным требованиям ФГОС НОО. Включает в себя нестандартные задания, позволяющие учащимся сохранять познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План - конспект урока русского языка в 4 «Б» классе для студентов и преподавателей Воронежского музыкально-педагогического колледжа в рамках преддипломной педагогической практики студентов выпускного курса.
УМК: «Перспектива», Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 4 класс часть 2, Москва, издательство «Просвещение» 2013 г.
Тема урока: «Упражнения в спряжении глаголов будущего времени»
Тип урока: тренировочный проблемно-исследовательский урок-практикум обобщающего повторения с использованием технологии проблемного обучения и обучения в сотрудничестве, ИКТ – технологии.
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме: «Спряжение глаголов будущего времени».
Задачи урока:
1) образовательная: отработать практические навыки правописания окончаний глаголов будущего времени;
2) развивающая: формировать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выбирать информацию;
3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других людей.
Планируемые результаты:
1) предметные: наметить собственный алгоритм определения спряжения глаголов будущего времени;
2) личностные: пополнить критерий самооценки на основе успешности учебной деятельности;
3) метапредметные:
а) регулятивные: формулировать цель урока, разрабатывать последовательность действий и распределять время, оценивать свои действия во время работы в группе и индивидуально;
б) коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, уметь слушать ответы товарищей и оценивать их точность, учиться работать в паре, исполняя свою роль для повышения качества работы;
в) познавательные: ориентироваться в системе собственного запаса знаний, преобразовывать информацию из текстовой формы в схематичную, делать выводы о результатах работы в группе по заданной теме.
Основные понятия: типы спряжения глагола, временные формы глагола, личные окончания глагола.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, ИКТ.
Ресурсы: учебник «Русский язык», авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина 4 класс часть 2, Москва, издательство «Просвещение» 2013 г., компьютер; мультимедийный проектор; экран; презентация по теме урока; словообразовательный словарь.
Ход урока
I. Оргмомент. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Сегодня наша работа будет проходить в режиме необычной работы. В нашем классе - гости. Это – будущие учителя, и мы с вами сегодня покажем, как нужно работать учителю, чтобы ученику на уроке было интересно и полезно. А как это сделать? (проблемная ситуация)
II. Чистописание. Словарная работа. Создание проблемной ситуации.
- Прочитайте первую строку чистописания и подумайте, какое правило здесь присутствует? ешь, ем, ет, ете, ут, ют
- Прочитайте первую строку чистописания и подумайте, какое правило здесь присутствует? ишь, им, ит, ите, ат, ят (ИКТ)
- Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь, поясняя правила.
(В) выш . не р . зносят ?ся звонки . трели жав . р . нка (первое задание)
Назовите словарное слово. Возможно ли подобрать к нему однокоренное? Назовите новое однокоренное слово, воспользовавшись словообразовательным словарём. Запишите его в словарь № 21
III. Постановка задач.
Когда прилетят жаворонки? Когда мы сможет услышать их прекрасное пение? Запишите письменные ответы на эти вопросы. Найдите в тексте своих предложений сказуемые. Задайте к ним вопросы. Кто понял, какими знаниями сегодня на уроке мы удивим наших гостей?
IV. Работа с изученным материалом. Вот и второе задание.
Посмотрите на таблицу спряжения и вспомните её особенности. С. 100 упр. № 163
С. 101, упр. № 164 Устная работа по спряжению слов «читать» «прочитать». Выявления особенностей спряжения глаголов совершённого и несовершённого вида. (ИКТ)
Постарайся справиться с моим заданием. Подумай, какие знания тебе сейчас пригодятся. Обсудите это в своей группе (вариант выполнения – половина класса). Подбери и запиши к словам подходящие по смыслу глаголы, выдели глагольные окончания:
1 вариант: в 3 лице множественного числа будущего времени
Ручкой - ______________________________________________
Ножницами - __________________________________________
Лопатой - _____________________________________________
Солью - _______________________________________________
Карандашом - __________________________________________
2 вариант: во 2 лице множественного числа будущего времени
Ручкой - ______________________________________________
Ножницами - __________________________________________
Лопатой - _____________________________________________
Солью - _______________________________________________
Карандашом - __________________________________________
Вывод: у дей получатся разные конструкции простого и составного времени, не у всех разные. Есть возможность рассуждения не только о правильной грамматической форме, но и о речевом употреблении глаголов. Например:
У 1 варианта: в 3 лице множественного числа будущего времени
Ручкой напишут, будут писать (смогут написать)
Ножницами разрежут, будут резать (смогут разрезать)
Лопатой выкопают, вскопают, будут копать (смогут вскопать)
Солью посолят, будут солить (смогут посолить)
Карандашом нарисуют, будут рисовать (смогут нарисовать)
У 2 варианта: во 2 лице множественного числа будущего времени
Ручкой напишете, будете писать (сможете написать)
Ножницами разрежете, будете резать (сможете разрезать)
Лопатой выкопаете, будете копать (сможете выкопать)
Солью посолите, будете солить (сможете посолить)
Карандашом нарисуете, будете рисовать (сможете нарисовать)
Вывод: слова меняют свою форму. Меняется окончание.
Физкультминутка для глаз.
V. Работа с учебником. с. 102, упр. № 167. Отработка подтверждённого навыка. Третье задание (у доски два ученика – выбор предложений по одушевлённости – неодушевлённости существительных, о которых идёт речь в тексте учебника)
Пронаблюдайте за окончанием глаголов, почему оно изменяется? Сделайте вывод!
1 ученик: Ветры веют. Снега скоро растают. Поезда грохочут. Волны вспенятся.
2 ученик: Повара готовят пищу. Собаки лают. Первоклассники выучат алфавит. Кузнечики стрекочут. Птицы кормят своих птенцов. Люди борются за счастье. Мастера построят красивые дома. Дети вылепят снеговика.
Вывод: Глагольное окончание зависит от спряжения глагола.
(выриативность вызова разноуровневых учащихся к доске, создавая для всех ситуацию успеха)
VI. Физкультминутка. Четвёртое задание
Отдых для глаз, плеч и кистей рук. Поставьте глаголы в моих предложениях в будущее время и изобразите ситуацию с помощью мимики и жеста.
Люди радуются –
Ветер дует –
Море волнуется –
Зайка скачет –
Снежинка кружится –
Дети играют в снежки –
Мальчик играет на трубе –
Котик мяучит –
Вывод: не всегда можно использовать обе глагольные формы (составную и простую будущего времени)
Б) Пятое задание
Прочитайте предложения. Можно ли утверждать, что это текст? Докажите свои выводы. (ИКТ)
Первый раз лиса посетит овсяное поле ночью, всё осмотрит, всё, что нужно узнает, прикинет, много ли здесь нынче мышиных норок. В первую же ночь и поохотится, раскопает два-три мышиных жилища, доберётся до их владельцев, а к утру снова убежит в лес – первый раз надо быть поосторожней. Это потом рыжая кумушка попривыкнет, убедится, что не ждёт её здесь никакая беда, и будет разгуливать по всему полю среди бела дня, охотясь за мышами.
Выпишите из текста глаголы будущего времени. (самостоятельная работа. Самопроверка. ИКТ)
VII. Домашнее задание. с. 102, упр. № 163. Прочитайте задание. Что вам не понятно в нём. Задайте вопросы по возможности выполнения домашнего задания.
VIII. Обобщение материала. Подведение итогов. Постарайтесь правильно выбрать пословицу для употребления в речи для пожелания в будущей работе. (ИКТ)
Тише ед . шь, дальше буд . шь.
Поспеш . шь, людей насмеш . шь.
Без труда не вын . шь рыбку из пруда.
Волка ноги корм . т.
Без беды друга не узна . шь.
Аппетит приход . т во время еды.
Вывод: взаимопроверка ИКТ
Поспешишь, людей насмешишь.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Без беды друга не узнаешь.
IX. Итог. Нужно чаще повторять правила, связанные с образованием глагольных форм.
Спасибо за хорошую работу!
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ Т М ТЕ -УТ (-ЮТ) ШЬ Т М ТЕ -АТ (-ЯТ)
Запомни! ПРОСТАЯ ФОРМА БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ СОСТАВНАЯ ФОРМА БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ СОВЕРШЕННЫЙ ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СДЕЛАЮ СДЕЛАЕШЬ СДЕЛАЕТ БУДУ ДЕЛАТЬ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ БУДЕТ ДЕЛАТЬ
Упражнение в нахождении глаголов в форме будущего времени . Выпиши глаголы будущего времени. Первый раз лиса посетит овсяное поле ночью, всё осмотрит, всё, что нужно узнает, прикинет, много ли здесь нынче мышиных норок. В первую же ночь и поохотится, раскопает два-три мышиных жилища, доберётся до их владельцев, а к утру снова убежит в лес – первый раз надо быть поосторожней. Это потом рыжая кумушка попривыкнет, убедится, что не ждёт её здесь никакая беда, и будет разгуливать по всему полю среди бела дня, охотясь за мышами.
Упражнение в нахождении глаголов в форме будущего времени. Первый раз лиса посетит овсяное поле ночью, всё осмотрит , всё, что нужно узнает , прикинет , много ли здесь нынче мышиных норок. В первую же ночь и поохотится , раскопает два-три мышиных жилища, доберётся до их владельцев, а к утру снова убежит в лес – первый раз надо быть поосторожней. Это потом рыжая кумушка попривыкнет , убедится , что не ждёт её здесь никакая беда, и будет разгуливать по всему полю среди бела дня, охотясь за мышами.
Упражнение в нахождении глаголов в форме будущего времени . Выпиши пословицы только в будущем времени. Тише ед . шь , дальше буд . шь . Поспеш . шь , людей насмеш . шь . Без труда не вын . шь рыбку из пруда . Волка ноги корм . т. Без беды друга не узна . шь . Аппетит приход . т во время еды .
Упражнение в нахождении глаголов в форме будущего времени. Поспешишь , людей насмешишь . Без труда не вынешь рыбку из пруда . Без беды друга не узнаешь .
Спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе "1 и 2 спряжение глаголов"
Урок русского языка по учебнику Канакиной В.П....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ПО НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ...
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
Цель: образовательные:Ø формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных ...
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
Цель: образовательные:Ø формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø отрабатывать практические навыки правильного написания безударных л...
Урок русского языка в 4 классе "1 и 2 спряжения глаголов"
Урок организации усвоения ФГОС всеми учениками класса. В конце урока дети выполняют тест достижений, что позволяет и учителю, и детям понять уровень усвоения материала на данном уроке....
Презентация к уроку русского языка для 4 класса "1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени" УМК "Школа России"
Презентация к уроку русского языка для 4 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: I и II спряжение глаголов настоящего времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знания о наличии у глаголов двух спряжений.Планируемые результаты:Предметные:знать: окончания глаголов 1 и 2 спряжения настоящего времени.уметь: определять спря...