Рабочая программа по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык67.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Сроки прохождения

Планируемые результаты обучения

Знать/понимать

Планируемые результаты обучения

Уметь/применять

1 четверть  

Повторение  изученного за курс 3 класса (21ч)

1.

 Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.

1

что такое предложение;

виды предложений по цели высказывания и интонации;

общее значение главных и второстепенных членов предложения;

звуко-буквенный анализ слов;

состав слова;

определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;

орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки;

текст и его особенности.

грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

изменять имена существительные по числам;

склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предло жении, вычленять словосочетания;

распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: опреде лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

интонационно правильно произносить предложения;

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

2.

Повторение: слово, предложение, текст.

1

3.

Знаки препинания в предложении.

1

4.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

5.

Связи в предложении.

1

6.

 Текст. Словарный диктант.

7

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

Проверочная работа.

8.

Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

1

9.

Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

1

10.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

11.

Упражнение в написании корня слова.

1

12.

Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

1

13.

Изложение повествовательного текста

1

14.

Работа над ошибками в изложении. Приставки и предлоги.

1

15.

Разделительный ъ и ь.

1

16.

Части речи. Имя существительное. Словарный диктант.

1

17.

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными».

1

18.

Работа над ошибками в диктанте. Склонение имён существительных.

1

19.

Имя прилагательное. Повторение.

1

20.

Глагол. Повторение.

1

21.

Изложение повествовательного текста .

1

Предложения с однородными членами

22.

Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения.

1

особенности однородных членов предложений   и их отличительные признаки;

союзы при однородных членах;

правило постановки знаков между однородными членами.

находить в предложении однородные члены и

различать их;

соблюдать интонацию перечисления;

уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.

сравнить различные однородные члены и доказывать;

формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами;

составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;

23.

Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

1

24.

Однородные члены предложения с союзами.

1

25.

Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но.

1

26.

Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. Словарный диктант.

1

27

Проверочный диктант по теме «Однородные члены предложения».

1

28.

Работа над ошибками в диктанте. Закрепление знаний об однородных членах предложения.

1

Текст (3ч)

29.

Тема и основная мысль текста.

1

что такое текст;

  1. что такое тема текста (узкая и широкая);
  2. виды текстов.

озаглавливать текст;

составлять план текста;

давать определение «Что такое текст?»;

сравнивать, сопоставлять тему и основную мысль текста;

анализировать повествовательные описательные и текстовые рассуждения;

писать изложение по самостоятельно составленному плану;

30

План текста. Изложение повествовательного текста (упр.106).

1

31

Работа над ошибками в изложении.

1

Имя существительное

32.

Склонение имён существительных. Словарный диктант.

1

правило, что такое имя существительное;

род имен существительных;

склонение существительных;

число имен существительных;

особенности каждого из падежей

отличать  имена существительные от других частей речи;

находить имя существительное;

различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;

давать определение;

сравнивать падежи;

классифицировать имя существительное по различным признакам;

применять знания правописания падежных окончаний в практике;

33.

Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

34.

Именительный падеж имён существительных.

1

35.

Родительный падеж имён существительных.

1

36.

Дательный падеж имён существительных.

37.

Винительный падеж имён существительных. Словарный диктант.

1

38.

Творительный падеж имён существительных.

1

39.

Предложный падеж имён существительных.

1

40.

Именительный и винительный падежи.

1

41.

Винительный и предложный падежи (сопоставление).

1

42.

Контрольный диктант за 1 четверть.

1

43.

Работа над ошибками в диктанте. Обобщение знаний о падежах имён существительных.

1

44

Изложение повествовательного текста

1

45

Работа над ошибками в изложении. Три склонения имён существительных.

1

Имя существительное (продолжение)

46.

Упражнение в определении склонений имён существительных.

1

правило, что такое имя существительное

род имен существительных

склонение существительных

число имен существительных;

ообенности каждого из падежей.

отличать  имена существительные от других частей речи;

находить имя существительное;

различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;

давать определение;

сравнивать падежи;

классифицировать имя существительное по различным признакам;

применять знания правописания падежных окончаний в практике

47.

Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

1

48.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3го склонения.

1

49.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант.

1

50.

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

1

51

Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п.

1

52.

Правописание окончаний имен существительных 1го и 3го склонения в Р.п. и Д.п.

53.

Контрольный диктант  по теме «Правописание окончаний имен существительных»

1

54.

Работа над ошибками.

Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения.

1

55.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в Т.п.

1

56.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в П.п.

1

57.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  Проверочная работа.

1

58.

Правописание безударных  окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  

1

59.

Множественное  число имён существительных. Именительный падеж множественного числа

1

60.

И.п. и В.п. множественного числа имен существительных.

1

61.

Родительный падеж множественного числа имён существительных

1

62.

Родительный падеж множественного числа имён существительных

1

63.

Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных

во множественном числе

1

64.

Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Словарный диктант.

1

65.

Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных».

1

66.

Работа над ошибками.

1

Имя прилагательное

67.

Имя прилагательное как часть речи.

1

что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;

зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;

правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе;

правописание родовых окончаний.

различать имя прилагательное от других частей речи;

уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное от которого зависит прилагательное;

уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных;

уметь производить морфологический разбор имени прилагательного;

устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным;

находить существенные признаки прилагательного;

составить повествовательный текст с элементами описания, используя имена прилагательные;

составить таблицу падежных окончаний прилагательных;

68.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

69.

Склонение имен прилагательных.

1

70.

Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных мужского  и среднего рода.

1

71.

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

1

72.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант.

1

73.

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

Имя прилагательное

74

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.ц

1

75.

Контрольное списывание

1

76.

Творительный и предложный падежи прилагательных муж., ср. рода.

1

77.

Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных женского рода.

1

78.

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

1

79.

Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант.

1

80.

Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

81.

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1

82.

Сжатое изложение по готовому плану.

1

83.

Контрольный диктант по теме «Безударные окончания имен прилагательных в единственном числе»

1

84.

Работа над ошибками. Правильное написание падежных окончаний.

1

85.

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

1

86.

Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

1

87.

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

1

88.

Дательный и творительный падежи имен прилагательных.

1

89.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1

90.

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1

91.

Контрольное изложение по теме «Имя прилагательное».

1

Местоимение

92.

Работа над ошибками.

Местоимение как часть речи.

1

что такое местоимение;

личные местоимения;

грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица;

отличать местоимения от других частей речи;

устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи;

уметь делать морфологический разбор местоимений;

уметь правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица.

формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица;

93.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

1

94.

Правописание  местоимений с предлогами.

1

95.

Правописание  местоимений с предлогами.

1

96.

Изложение. Употребление местоимений.

1

97.

Работа над ошибками.Правописание  местоимений с предлогами

1

98.

Диктант.

1

Глагол

99.

Глагол как часть речи.

Работа над ошибками.

1

что такое глагол;

лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение  по числам, временам;

синтаксическую роль в предложении

правописание безударных личных окончаний глаголов;

знать глаголы-исключения.

отличать глагол от других частей речи;

находить глагол в предложении;

различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?

различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;

-      соотносить начальную форму и личную форму глагола;

уметь спрягать глаголы;

распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу и окончанию;

уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания;

уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы;

составить таблицу безударных личных окончаний глаголов;

уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения.

100.

Изменение глаголов по временам

1

101.

Изменение глаголов прошедшего времени.

1

102.

Неопределенная форма глагола.

1

103.

Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола.

1

104.

Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

1

105.

2е лицо глаголов единственного числа.

1

106.

2е лицо глаголов единственного числа. Словарный диктант.

1

107.

1 и 2 спряжение глагола.

1

108.

1 и 2 спряжение глагола. Проверочная работа.

1

109.

Будущее  время глагола.

1

110.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

Глагол (продолжение)

111.

Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

1

что такое глагол;

лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение  по числам, временам;

синтаксическую роль в предложении

правописание безударных личных окончаний глаголов;

знать глаголы-исключения.

отличать глагол от других частей речи;

находить глагол в предложении;

различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?

различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;

-      соотносить начальную форму и личную форму глагола;

уметь спрягать глаголы;

распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу и окончанию;

уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания;

уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы;

составить таблицу безударных личных окончаний глаголов;

уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения.

112.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

1

113.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

1

114

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

115

Работа  над ошибками.Окончания глаголов.

1

116.

Глаголы-исключения.

1

117.

Глаголы-исключения.

1

118

Краткое изложение

1

119.

Работа  над ошибками. Правописание глаголов прошедшего времени.

1

120.

Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов

1

121.

Изменение глаголов по временам.

1

122

Глагол.

1

123.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

124.

Работа  над ошибками.Глаголы.

1

Повторение изученного за курс 4 класса

125.

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол;

однородные члены предложения;

особенности каждой части речи;

правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;

морфемный состав слов и правописание корней слов;

морфологический анализ частей речи (разбор);

что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.

находить различия, распределять по признакам части речи;

уметь сопоставлять каждую часть речи по плану:

а) что обозначает,

б) на какие вопросы отвечает,

в) как изменяется,

г) каким членом предложения чаще всего бывает;

безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами;

проводить фонетических разбор слов;

проводить морфемный анализ слов;

проводить разбор слов как части речи; (морфологический);

производить элементарный синтаксический разбор предложений;

писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.

правильно строить предложения;

уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки;

обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения;

составить план своего текста;

писать сочинения различного направления

126.

Состав слова

1

127.

Части речи

1

128.

Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных.

1

129.

Имя прилагательное как часть речи.

1

130.

Склонение имен прилагательных

1

131.

Местоимение

1

132.

Глагол как часть речи. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

1

133.

Правописание глаголов прошедшего времени.

1

134

Итоговый контрольный диктант

1

135.

Работа над ошибками.

1

136.

Повторение.Проверочная работа

1

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 4часов в неделю – 136 часов в учебный год.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Программа включает шесть разделов:

I. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

II. Основные содержательные линии программы;

III. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;

IV. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

V. Календарно-тематическое планирование;

VI. Комплексное учебно-методическое оснащение.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  1. В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
  2. В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
  3. В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

- овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

- обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение русского языка в IV классе отводится 4 часов в неделю. Общее число часов – 136.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии  успешной  деятельности.

  1. Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
  2. Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
  3. Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
  4. Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.

Методическое обеспечение, материально-техническая база.

Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «Просвещение» 2009 г.;

Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2008 г.г.;

Методические разработки: Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс», Москва «Вако», 2010 г.

Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.

Мультимедиа оборудование.

Литература.

  1. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
  2. Материалы журналов «Воспитание школьника», «Начальная школа» и др.
  3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Форощукин А.А. и Н.Е. Русский язык: учебное пособие для начальных классов. М.: Сталкер, 1997.
  5. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
  6. Волина В., Русский язык. Учимся играя,- М, Просвещение, 2002 г.
  7. Матвеева А.Н., Контрольные работы в начальной школе. Русский язык, -М, Просвещение, 2004
  8. Иванова В.А., Занимательно о русском языке,- М, Просвещение, 2003г.
  9. Тикунова Л.И., Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002г.
  10. Агафонова В. , Неправильные правила,- М, Дрофа, 2003 г.
  11. Капанина В.П., Работа над трудными словами в начальной школе, -М, Просвещение, 2002г
  12. Табарина Т.А., И учёба, и игра: русский язык,- Ярославль, 2003 г.
  13. Неусыпова М.И., Толковый словарик русского языка,- М, Дрофа, 2005г.
  14. Юрова Е.В., Коррекция письменной речи, начальная школа,- М, Дрофа, 2003г.
  15. Волошина О.И., Тесты, русский язык,- М, Дрофа, 2004 г

II. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ

Виды  речевой деятельности

Слушание (аудирование).

Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение.

Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение.

Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо.

Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса

Обучающиеся должны знать:

  1. изученные части речи и их признаки;
  2. признаки однородных членов предложения;
  3. слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль,агроном,адрес,аккуратно,аллея,багаж,бесе да,библиотека,билет,богатство,вагон,везде,вокзал,восемь, впереди,вчера,газета,гореть,горизонт,двадцать,двенадцать, директор,досвидания,желать,железо,женщина,жилище,зав тра,здесь,земледелие,издалека,инженер,интересный,кален дарь,килограмм,километр,командир,корабль,космонавт,костёр,кровать,лагерь,легко,медленно,металл,назад,налево, направо,оборона,одиннадцать,около,пассажир,победа,порт рет,потом,правительство,председатель,прекрасный,путешест вие,расстояние,Россия,салют,самолёт,сверкать,сверху,сво бода,сегодня,сейчас,семена,сеялка,слева,снизу,справа,теле фон,теперь,тепловоз,хлебороб,хозяйство,честно,шестнадцать, шоссе,шофёр,экскурсия,электричество,электровоз,электро станция.

Обучающиеся должны уметь:

  1. находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  2. безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов IиII спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
  3. производить фонетический разбор слов (типа лодка,школь ный,площадь);
  4. производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской,до школьный,позвонит);
  5. производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  6. производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  7. пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  8. определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  9. озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
  10. распознавать тексты: повествование, описание, рассужде ние — и использовать их в речи;
  11. в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по здравление;
  12. писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  13. писать сочинение повествовательного характера.

Лексика.

Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Си нонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

в процессе ежедневной  работы

Обучающиеся должны уметь:

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова;

пользоваться толковым словарем, словарем синони мов, антонимов.

Текст. Развитие связной речи.

Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

Подробное и краткое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

в

течение всего

 года

Обучающиеся должны уметь:

писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

определять тему и основную мысль текста;

делить текст на части, соблюдать красную строку;

устанавливать связь между частями текста;

устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;

составлять устный ответ-рассуждение.

в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, по здравление;

писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рацио нальных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

На каждом уроке

по 7 -8 минут

Обучающиеся должны уметь:

  1. каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 - 80 слов).

Тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание

Контрольные,

творческие

1

Повторение

21

Обобщениесведенийослове,предложении,тексте.

Предложенияпоцеливысказыванияипоинтонации.Знакипрепинаниявконцепредложений.Связьсловвпредложении. Словосочетание.Тексповествование,описание,рассуждение. Связьпредложенийвтексте.

Звукиибуквы.Слог.Ударение.

Составслова.Корень,приставка,суффикс,окончание—зна чимыечастислова.Однокоренныеслова.Способыпроверкиор фограммвкорнеслова.Правописаниеприставоки предлогов(сопоставление).Разделительныеьиъ(сопоставле ние).

Частиречи.Обобщение признаковименсуществительных,именприлагательных,глаго лов:общеезначение,вопросы,постоянныеииз меняемыекатегории,рольвпредложении.Правописаниеродо выхокончанийименсуществительных,именприлагательных, глаголов(впрошедшемвремени).

Ьпослешипящихнаконцесу ществительныхженскогородаиглаголов,отвечающихнавопро сычтоделаешь?чтосделаешь?

Проверочные

 работы – 1

Словарные

 диктанты – 2

Контрольная

 работа – 1

Развитие

речи - 2

2

Однородные члены предложения

Главныеивторостепенныечленыпредложения(общеепоня тие).Предложениесоднороднымичле нами,соединеннымисоюзамии, а, но ибезсоюзов;интонацияперечисления,запятаявпредложенияхсоднороднымичленами. Сопоставлениепредложенийсоднороднымичленамибезсоюзовиссоюзамии, а, но. Знаки препинаниявпредложениях.

Словарные

диктанты - 1

Контрольная работа – 1

3

Текст

3

Обобщениесведенийотекстекаксвязномвысказывании:те маиосновнаямысль;заголовоксопоройнатемуилиосновнуюмысль;частитекста,связьмеждуними;связьмеждупредложе ниямивкаждойчаститекста;плантекста.Видытекстов(пове ствование,описание,рассуждение).Изобразительно-выразитель ныесредстватекста.

Развитие речи - 1

4

Имя существительное

Склонениеименсуществительныхвединственномчисле.Осо бенностипадежейиспособыихраспознавания.Несклоняемые именасуществительные.

Тритипасклоненияименсуществительных.

Правописание безударныхпадежныхокончанийименсуществительных1,2и 3-госклонениявединственномчисле(кромеименсуществитель ныхна-мя, -ий, -ие, -ия). Употреблениепредлоговсименамисуществительнымивраз личныхпадежах:пришелиз школы,измагазина,уехалнаКам чатку,вКрым,возвратилсясКамчатки,изКрымаит.п. Склонениеименсуществительныхвомножественномчисле. Умениеправильнообразовыватьформыименительногоироди тельногопадежеймножественногочислаименсуществительных: учителя,инженеры;урожайпомидоров,яблок

Проверочные работы – 2

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты - 1

Контрольная работа – 3

Развитие речи – 2

5

Имя прилагательное

Имяприлагательноекакчастьречи:общеезначение,вопро сы,измененияпородам,числам,падежам,рольвпредложении.

Склонениеименприлагательныхвмужском,среднем,жен скомродевединственномчисле.Связьименприлагательныхс именамисуществительными. Правописаниегласныхвбезударныхокончаниях(кромеименприлагательныхсосновойнашипящийиоканчивающихсяна-ья, -ье, -ов, -ин).

Склонениеименприлагательныхвмужском,среднем,жен скомродевединственномчисле.Связьименприлагательныхс именамисуществительными. Правописаниегласныхвбезударныхокончаниях(кромеименприлагательныхсосновойнашипящийиоканчивающихсяна-ья, -ье, -ов, -ин).

Склонениеиправописаниеименприлагатель ныхвомножественномчисле. Употреблениеименприлагательныхвпрямомипереносномсмысле.Прилагательные-синонимыиприлагательные-антонимы.

Проверочные работы – 1

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Контрольное изложение- 1

Развитие

речи – 3

Контрольное списывание - 1

6

Местоимение

Местоимениекакчастьречи.Местоимения1,2и3-голица единственногоимножественногочисла.Употреблениеличных, притяжательныхиуказательныхместоименийвречи(наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Контрольный диктант – 1

Развитие

 речи - 1

7

Глагол

Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы IиIIспряжения. Ьпосле шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать—слышал,увидеть—увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов чтоделают?(учатся),чтоделать? (учиться).

Проверочные работы – 2

Словарные диктанты – 4

Контрольный диктант – 2

Развитие

 речи - 5

8

Повторение в конце учебного года

1

Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

Словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Развитие речи  - 2

Управления образования исполнительного комитета Альметьевского  муниципального района Республики Татарстан

МБОУ «Бишмунчинская начальная  общеобразовательная школа»

Альметьевского муниципального района   Республики Татарстан

 

                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

протоколом педагогического совета

от______ _________ 2011 г. № ____

Зав. школы____________   Л.А.Хафизова

 Введено приказом № ____от ____ ________ 2011 г.

Р А Б О Ч А Я       П Р О Г Р А М М А

П О     П Р Е Д М Е Т У    РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ 4 КЛАССА

(количество в неделю 4 часа, в год –136 часов)

Составитель: Мавлутбаева  А.Х.

 учитель начальных классов

 первой  квалификационной категории

РАССМОТРЕНО

На заседании МО начальных классов,

протокол от _____ ________ 2011 г. № _____

Руководитель  МО ________  Мавлутбаева  А.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...