«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»
статья по русскому языку на тему

Цыдендамбаева Марина Доржиевна

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

Цыдендамбаева Марина Доржиевна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 1, г. Улан-Удэ

В результате изменения представления о целях образования и путей их реализации перед школьным образованием ставятся все новые задачи, на решение которых и направлены ФГОС нового поколения.

На сегодня образовательный процесс в начальной школе ориентирован на развитие творческих способностей ребенка, а также на формирование у учащихся способности к саморазвитию и самообразованию. Развитие личности ребенка происходит через формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных). Именно в системе Л.В.Занкова в процессе обучения одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. Современный учитель в процессе формирования УУД у младших школьников, должен в совершенстве владеть активными методами и приемами обучения, владеть проблемным методом обучения и осуществлять деятельностный подход, т. к. деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.

Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и  выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.

Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания (коллективный рассказ по сюжетным картинкам, придумать историю к заданному началу, драматизация диалога, «тавтограммы»), так и письменные (письмо другу, учителю; придумать текст приглашения на свой день рождения, написать объявление от лица литературного героя).

Также для формирования коммуникативных УУД необходимо вместе с детьми писать творческие сочинения, коллективно их обсуждать.

Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров необходимо использовать работу в парах, группах, соревнование по рядам. Подготовку к групповой работе необходимо начинать с первых дней учебы детей в школе. Ребенок должен стать равноправным участником познавательного процесса. Работа в парах является переходным этапом к проведению групповой работы.  Этот вид работы ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности. Развивает умение слушать и слышать. В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Список литературы:

1. Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Реализация нового образовательного стандарта: Потенциал системы Л.В. Занкова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2010. – 224 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от  действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. – 151 с.

3. Программа начального общего образования. Система Л.В. Занкова ФГОС НОО. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.- 58 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе УМК Л.В.Занкова

Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и всту...

Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью  ...

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».

При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели:       развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...

Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова

   Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то...

Формирование коммуникативных УУД через организацию учебной деятельности на уроках математики

В настоящее время перед школой стоит социальный  заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развитьс...