урок русского языка в 1 классе по системе Л. Занкова по теме "Родственные слова. Корень", презентация.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodstvennye_slova.doc | 37.5 КБ |
rodstvennye_slova.ppt | 879.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Родственные слова. Корень.
Цели урока:
- через развитие умения рассуждать и делать выводы, рассмотреть понятия “родственные слова” и “корень слова”;
- развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами;
- воспитывать умение работать в кол-ве: дружно, слаженно, выслушивая мнение другого, умение договариваться.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: словесный, игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля.
Приемы: рассуждение
Формы организации: групповая, коллективная, индивидуальная.
Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания.
Ле. , пару. , голо ., ча . Букву, которую мы будем писать является орфограммой данных слов. Какая это буква? Обоснуйте ответ. Что вы знаете о звуке [с] ?
Ссз Ссзз Ссззз
Определите порядок написания букв в цепочке и напиши до конца.
3. Формирование новых знаний уч-ся
1. Сообщение темы урока, постановка задач.
На уроке русского языка мы будем с вами САМИ ДОБЫВАТЬ знания по русскому языку.
И работать мы в ней будем сегодня со словом КОРЕНЬ. Как вы думаете какое значение имеет это слово? (корень дерева, корень зуба, корень слова…). Значит это слово какое? (многозначное) (слайд )
– А как вы думаете, с каким корнем мы будем работать на уроке русского языка?
– Конечно, с КОРНЕМ СЛОВА.
Проблемная ситуация
1. Работа с отрывком из сказки (слайд )
Жил-был медовый пряник. Он был круглый, блестящий и ароматный, и решил он по белу свету побродить, родственников своих поискать. Ведь он знал, что слова на Земле живут семьями. Долго ли, коротко ли он шел и встретил медную монетку. Она тоже была кругленька и блестящая.
Медовый пряник улыбнулся монетке и сказал:
– Привет! Как мы с тобой похожи! Значит, мы родственники!
– Хоть мы с тобой и похожи, но родственниками не являемся!, – отвечает медная монетка.
Ребята, как вы думаете, медная монетка и медовый пряник родственники или нет? Докажите.
(Дети определяют правильно, что эти слова не являются родственниками.)
2. Подбирают самостоятельно слова, от которых они образованы: медная – медь, медовый – мед.
3. Объяснение значения “медная” (сделанная из меди) и медовый (сделанный из меда).
– Сколько получилось групп? (2)
– В первую группу входят какие слова? А во вторую?
– Почему слова каждой группы можно назвать родственными? (общее значение)
4. Выделить общую часть в каждой группе слов. (мед-)
– Общая часть и в первой, и во второй группе одинаковый. Значит, мы неправильно предположили, что эти слова не родственники?
(Дети формулируют два условия, при которых слова являются родственными или однокоренными: общая часть(корень) и общее значение.)
Давайте послушаем продолжение диалога наших героев.
– Почему мы не родственники?! Ведь у нас есть общая часть- корень!- возмутился пряник.
– Совершенно верно, если хочешь понять слово, – смотри в корень!
Бывает так, что внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный.
Так что никакие мы не родственники.
Мало ли кто на кого похож!!!
5. Заполнить памятку “Родственные слова” (слайд )
– Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет.
4. Формирование практических умений, навыков уч-ся
- Работа по учебнику - № 144 коллективно
- № 145 – самостоятельная работа
- Работа в группах
Корень слова –
Значимая часть,
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
– Ребята, как вы думаете, какое задание нас ожидает?
Составьте и запишите как можно больше слов с корнем того слова, который предложат вашей группе.
1-я группа. Снег
2-я группа. Гриб
3-я группа. Дом
4-я группа. Сад
– Обсудите, что у вас получилось в группе. Сумейте доказать, обосновать ваш выбор. Запишите ваши варианты.
Представитель от группы у доски проверяет и доказывает свой выбор.
4.Распределить слова на две группы. Выдели корень.
ГОРА | горит |
Горка |
Сделайте вывод, почему слова с одним и тем же корнем мы разделили на две группы?
5. Игра «Найди родственников»
5. Закрепление изученного материала.
Игра-тест «Четвертый лишний»
- Носильщик, носатый, нос, носишко (слайд 19)
- Печурка, печатать, печка, печник (слайд 20)
- Завесить, обвесить, веселый, довесок (слайд 21)
- Лисица, лисьи, лисенок, листик (слайд 22)
6. Итог урока
– Какие слова мы называем родственными?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Как по-другому называются родственные слова?
– Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах?
7. Рефлексия
– Кому было трудно?
– Кому было интересно?
– Кто научился выделять корень и ни разу не ошибся?
– За что ты можешь себя похвалить? (Помогал товарищу!)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
корень Подземная часть растения… Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба… Основная, значимая часть слова ...
Медная монетка – медь Медовый пряник – мёд
Родственные слова Общая часть ( корень ) Общее значение (однокоренные слова)
Какое слово здесь лишнее? 1. НОСИЛЬЩИК 2. НОСАТЫЙ 3. НОС 4. НОСИШКО
Какое слово здесь лишнее? 1. ПЕЧУРКА 2. ПЕЧАТАТЬ 3 . ПЕЧКА 4. ПЕЧНИК
Какое слово здесь лишнее? 1. лисица 2 . лисьи 3. лисёнок 4. листик
Веселый – радость - веселье радость
Родня ли гусеница гусю? (Шутка) Вы кто такие? Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто ? А я ваша родственница – гусеница. Есть ли в этом тексте родственные слова ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Технологическая карта урока русского языка ,2 класс,УМК "Система Занкова Л.В,"
Урок представлен в форме технологической карты. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. ...
Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...
Коспект урока русского языка 4 класс по системе Л.В. Занкова по теме "Имя прилагательное"+ Презентация"
«В Царстве Будущего, среди еще не родившихся детей. Люди не подозревают о существовании этой страны, нам же благодаря алмазу все будет явственно видно, и, по всей вероятности, мы здесь – т...
Урок русского языка 4 класс по системе Л.В.Занкова. "Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой"
Урок изучения нового материала - окончания прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой, переход одной части речи в другую - несет в себе воспитательную направленность (бережное отношение ...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
презентация к уроку русского языка 3 класс по системе Л.В. Занкова. Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит презентацию которая может быть использована на уркох русского языка....