рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
данна программа соответствует требованиям положения о рабочей программе педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 394.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено МО школы Согласовано на МС школы Уверждено.
«___» ______ 2011 «___»_______2011 приказ №____ от «____»_____ 2011
Руководитель МО Руководитель МС Директор школы
_________ Колмакова Е.Г. __________ Шигина И.А. ________ Аксентьева Г.Л.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
2 класс
Разработчик программы:
Шигина Ирина Ананьевна
с. Уро
2011 г.
Срок действия программы 1 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования , на основе примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Русский язык» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Актуальность программы
Во 2 классе большое место занимает фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского в этот период является совершенствование у учащихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У учащихся развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове, правильно произносить буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные, обозначать мягкость согласного, а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи-ши ,ча-ща, чу-щу, чн, чк и разделительным ь, с двойными согласными.
-Вместе с тем второй год обучения создаёт основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направленно на формирование умений анализировать предложения и создавать свои. Изучение предложения начинается с наблюдения за употреблением в речи.
-Изучение раздела «Слово. Части речи» направленно на поэтапное формирование понятий: «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»- на развитие умений употреблять их в связной речи. Во 2 классе от общего понятия «слово» учащиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из групп слов. В разделе «Состав слова» идёт ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень».
-В разделе «Текст. Связная речь» центральное место отводится формированию речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание высказываний. Продолжается работа со словарями учебника.
Цели, задачи курса
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Общая характеристика учебного курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует социо-культурную и когнитивно-познавательную цели:
когнитивно-познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социо - культурная цель изучения русского языка включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т.п.)
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Основные содержательные линии
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. Придерживаясь тематического планирования авторов программы Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой «Русский язык. 1-4 классы. Программа и планирование учебного курса», изучение русского языка начинается с раздела «Синтаксис и пунктуация с темы «Предложение», на изучение которой отведено 11 часов. Остальные 9 часов раздела отведены на изучение темы «Главные члены предложения. Словосочетания» в 4 четверти.
Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учетом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности
С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть...
С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира —ощущений и восприятии...
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой, иначе говоря, близкой, мотивации. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучения в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается...
Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях — усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным образовательным планом русский язык изучается с I по IV класс. Во 2-ом, классе из расчета 4 часа в неделю (34 недели) отведено 136 часов.
Учебно-методический комплект
Русский язык. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 1./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.:ил.
Русский язык. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2 ч. Ч. 2./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.:ил.
Русский язык, дидактический материал для 2 кл.нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- изд. – М.: Просвещение, 2011. – 143 с.:ил.
Русский язык, проверочные работы для 2 кл. нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- изд. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.:ил.
Русский язык, рабочая тетрадь 2 кл. нач. шк./ Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.:ил.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | Речь | 1 | 1 | ||
2 | Предложение | 8 | 8 | тест самостоятельная работа | |
3 | Звуки буквы | 48 | 48 | самостоятельная работа диктанты «Зайчик» «Мороз не страшен» Контрольное списывание «Гроза» Диктант «Олени»» | |
3 | Звуки и буквы | Звуки 48 | самостоятельная работа Диктант «Зайчик» Диктант «Мороз не страшен». | ||
4 | Части речи | 28 | 28 | Контрольный диктант «Главный город» Изложение «Помощь» Диктант «Ненастье» Контрольное списывание Диктант «Дети в лесу» | |
5 | Родственные слова. Состав слова | 26 | 26 | Изложение «Длиннохвостые разбойники» Проверочная работа словарный диктант Диктант «Ива» Диктант «Весна» Контрольное списывание | |
6 | Связь слов в предложении | 12 | 12 | Изложение по вопросам. Контрольное списывание. | |
7 | Повторение | 13 | 13 | Контрольное списывание Контрольный диктант «Каникулы» | |
Итого | 136 | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Вид занятия | Формы и методы контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Наша речь. | 1 | Текущий | |||
2 | Правила оформления предложений на письме. | 1 | Индивидуальная и фронтальная работа | Текущий, фронтальный опрос. | ||
3 | Предложения, состоящие из одного или нескольких слов. | 1 | Фронтальная работа | Текущий, словарный диктант | ||
4 | Повествовательные предложения. | 1 | Слушание учителя. Разновидность предложений по цели высказывания. Ознакомление с повествовательными предложениями. Работа по определению вида предложения | Текущий | ||
5 | Вопросительные предложения. | 1 | Ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрации. Анализ и запись предложений и текста. | Текущий | ||
6 | Побудительные предложения | 1 | Слушание учителя. Анализ и запись предложения. Работа над пословицами. Письмо под диктовку. | Текущий | ||
7 | Знаки препинаний в конце предложений. | 1 | Слушание учителя. Написание под диктовку. Выполнение тренировочных упражнений в расстановке знаков препинания в конце предложения. | самостоятельная работа | ||
8 | Восстановление деформированного текста «Медвежонок» | 1 | Слушание учителя. Работа над деформированным текстом. |
| ||
9 | Предложение (обобщение) | 1 | Различие слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений Запись под диктовку. | фронтальный, тест | ||
10 | Звуки и буквы, их различие | 1 | Слушание учителя. Работа над распознаванием звуков и букв, согласных звонких и глухих, мягких и звонких, парных и непарных. Представление о роли звуков. Письмо по памяти. | Текущий | ||
11 | Гласные звуки. | 1 | Наблюдение за произношением слов. Работа над звуковым анализом. Работа над способами проверки правописания слов. | Текущий | ||
12 | Согласные звуки. | 1 | Наблюдение за произношением слов. Работа над звуковым анализом. Работа над способами проверки правописания слов | Текущий | ||
13 | Звуки и буквы (обобщение). | 1 | Работа над звуковым анализом. Письмо по памяти. | самостоятельная работа | ||
14 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | Работа над звуковым анализом. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Письмо под диктовку. Списывание родственных слов. | Текущий | ||
15 | Односложные, двусложные, трехсложные слова. | 1 | Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов. | Текущий, проверочная работа | ||
16 | Перенос слов. | 1 | Работа над звуковым анализом. Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов. | Текущий | ||
17 | Перенос слов | 1 | Деление слов на слоги. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Правила переноса. Выборочное письмо. | Текущий | ||
18 | Йотированные гласные. | 1 | Восприятие на слух и правильное произношение слов. Уточнение представлений о согласном звуке. Отработка навыков правильного переноса слов с буквой й. | Текущий | ||
19 | Ударение. | 1 | Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Текущий | ||
20 | Ударение. | 1 | Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов. Списывание. | Текущий | ||
21 | Диктант «Зайчик» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | контрольная работа | ||
22 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий | ||
23 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Различие согласных звонких и глухих, парных и непарных. Звуко-буквенный анализ слов. Списывание предложений. | Текущий | ||
24 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Различие согласных звонких и глухих, парных и непарных. Письмо по памяти. Списывание . | Текущий | ||
25 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | Различие согласных звонких и глухих, парных и непарных. Списывание с заданием. Изложение текста. | Текущий | ||
26 | Парные и непарные звонкие и глухие согласные | 11 | Различие согласных звонких и глухих, парных и непарных. Письмо под диктовку. | Текущий | ||
27 | Диктант «Мороз не страшен». | 11 | Письмо по диктовку в соответствии с изученными правилами. | Диктант | ||
28 | Работа над ошибками | 1 | Различие согласных звонких и глухих, парных и непарных. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий | ||
29 | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | 1 | Различие согласных твёрдых и мягких. Употребление мягкого знака. Списывание. | Текущий, фронтальный опрос | ||
30 | Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. | 1 | Слушание учителя. Звуко-буквенный анализ слова. Списывание слов с заданием. Письмо по памяти. | Текущий | ||
31 | Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. | 1 | Звуко-буквенный анализ слова. Комментированное письмо. Ответы на вопросы к тексту. | Текущий | ||
32 | Буква Й (и краткое) | 1 | Слушание учителя. Обозначение мягкости согласных на письме. Запись слов с буквой й. Предупредительный диктант. | Текущий, фронтальный опрос | ||
33 | Перенос слов с буквой Й | 1 | Деление слов на слоги. Употребление знака переноса. Работа над предложением. | Текущий, фронтальный опрос | ||
34 | Произношение и обозначение на письме гласных звуков. | 1 | Слушание учителя. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных. Выборочное письмо. | Текущий | ||
35 | Единственное и множественное число предметов. | 1 | Правописание безударных гласных. Разные способы проверки правописания слов. Комментированное письмо | Текущий, фронтальный опрос | ||
36 | Проверочные слова. | 1 | Правописание безударных гласных. Разные способы проверки правописания слов. Творческая работа. | Текущий | ||
37 | Слова с безударной гласной, проверяемой ударением. | 1 | Правописание безударных гласных. Разные способы проверки правописания слов. Комментированное письмо | Текущий | ||
38 | Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением | 1 | Правописание безударных гласных. Разные способы проверки правописания слов. Комментированное письмо | Текущий | ||
39 | Контрольное списывание «Гроза» | 1 | Списывание текста. Правописание безударных гласных. | |||
40 | Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. | 1 | Списывание с доски. Правописание безударных гласных. | Текущий | ||
41 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | Произношение и обозначение на письме парных согласных в словах. Звуко-буквенный анализ слов. Письмо под диктовку. | Текущий | ||
42 | Правописание парных согласных на конце слова. | 1 | Письмо слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. Составление словосочетаний. | Текущий | ||
43 | Проверочные и проверяемые слова. | 1 | Подбор проверочных слов. Запись слов. Комментированное письмо. | Текущий, фронтальный опрос | ||
44 | Правописание парных согласных в конце слова | 1 | Письмо слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. Комментированное письмо. | Текущий, фронтальный опрос | ||
45 | Правописание парных согласных в конце слова. | 1 | Письмо слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. | Текущий, фронтальный опрос | ||
46 | Списывание | 1 | Самостоятельная работа. | Контроль | ||
47 | Работа над ошибками. | 1 | Подбор и письмо слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов. | Текущий | ||
48 | Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ. | 1 | Правописание сочетаний жи - ши. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Комментированное письмо. | Текущий, фронтальный опрос | ||
49 | Слова с сочетаниями ЧА, ЩА. | 1 | Правописание сочетаний ча – ща. Словарная работа. Списывание с доски с заданием. | Текущий | ||
50 | Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ. | 1 | Правописание сочетаний чу – щу. Словарная работа. Самостоятельная работа. | Текущий | ||
51 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. | 1 | Правописание сочетаний чк,чн,щн. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Составление предложений. | Текущий | ||
52 | Слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Правописание сочетаний чк,чн,щн. Творческая работа. | Текущий | ||
53 | Разделительный мягкий знак. | 1 | Употребление разделительного мягкого знака. Выборочное письмо. Словарная работа. | Текущий, орфографическая минутка | ||
54 | Слова с разделительным Ь. | 1 | Написание слов с разделительным ь. Комментированное письмо. Выборочное письмо. Работа над предложением. | Текущий | ||
55 | Закрепление знаний о разделительном Ь. | 1 | Сравнение количества букв и звуков в словах с пропущенными буквами. Анализ предложения. | тематический | ||
56 | Диктант «Олени»» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | Контроль | ||
57 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Анализ ошибок. | Текущий | ||
58 | Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? | 1 | Работа над различием предмета и слова как часть речи. Различие имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? | Текущий | ||
Имя существительное | 1 | Имя существительное: значение и употребление. Слово и его значение. Выборочное письмо. | Текущий | |||
59 | Изменение имен существительных по числам | 1 | Работа над значением и употреблением имён существительных. Различие имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Изменение по числам. | Текущий | ||
60 | Имя существительное. | 1 | Работа над значением и употреблением имён существительных. Различие имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Изменение по числам. | Текущий | ||
61 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей | 1 | Работа над значением и употреблением имён существительных. Различие имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? Употребление прописной буквы в именах собственных | Текущий | ||
62 | Имя собственное, Большая буква в кличках животных. | 1 | Слово и его значение. Употребление прописной буквы в именах собственных. Устное составление рассказа по иллюстрации. | Текущий | ||
63 | Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек. | 1 | Употребление прописной буквы в именах собственных. Словарная работа. Выборочное списывание. | Текущий | ||
64 | Большая буква в названиях городов, деревень, улиц, рек | 1 | Употребление прописной буквы в именах собственных. Письмо под диктовку. | Текущий | ||
65 | Контрольный диктант «Главный город» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии | Контроль | ||
66 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Анализ ошибок. | Текущий | ||
67 | Изложение «Помощь» | 1 | Изложение текста (повествование) | Текущий | ||
68 | Анализ изложения. Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | Отличие письменной речи от устной. Работа над значением и употреблением глагола. | Текущий | ||
69 | Определение глагола как части речи. | 1 | Работа над значением и употреблением глагола. Письмо по памяти. Комментированное письмо. | Текущий | ||
70 | Глагол как часть речи. | 1 | Работа над значением и употреблением глагола. Списывание с доски. | Текущий, фронтальный опрос | ||
71 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Работа над значением и употреблением глагола. Неопределённая форма глагола. Письменная работа. Комментированное письмо | Тематический | ||
72 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Работа над значением и употреблением глагола. Изменение глаголов по временам. Выборочное письмо. | |||
73 | Диктант «Ненастье» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | Контроль | ||
74 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Анализ ошибок. | Текущий | ||
75 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов. | 1 | Работа над значением и употреблением прилагательных. Письменные ответы на вопросы. | фронтальный опрос | ||
76 | Общее понятие об имени прилагательном. | 1 | Работа над значением и употреблением прилагательных. Распространение предложений. | Текущий | ||
77 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | Работа над значением и употреблением прилагательных. Согласование с именем существительным. Выборочное письмо. | Текущий | ||
78 | Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. | 11 | Работа над значением и употреблением прилагательных. Согласование с именем существительным. комментированное письмо. | Текущий | ||
79 | Контрольное списывание | 1 | Списывание текста | Контрольное списывание | ||
80 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок. | Текущий | ||
81 | Раздельное написание предлогов с другими словами в предложении. | 1 | Роль предлогов. Употребление пробела между словами. Ответы на вопросы. Предупредительный диктант. | Текущий | ||
82 | Раздельное написание предлогов. | 1 | Роль предлогов в речи. Связь слов в предложении. Употребление пробела между словами. Комментированное письмо. | Текущий | ||
83 | Закрепление знаний о предлоге. | 11 | Роль предлогов в речи. Связь слов в предложении. Употребление пробела между словами. | Текущий, фронтальный опрос | ||
84 | Диктант «Дети в лесу» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Предлоги. | Диктант с грамматическим заданием | ||
85 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Анализ ошибок. | Текущий | ||
86 | Понятие о родственных словах. | 1 | Ознакомление с признаками родственных слов. Работа над развитием умения сравнивать слова. Комментированное письмо. | Текущий | ||
87 | Упражнение в распознавании и подборе родственных слов. | 1 | Работа над развитием умения сравнивать слова. Выборочное письмо. | Текущий | ||
88 | Корень слова. | 1 | Комментированное письмо с выделением в тексте однокоренных слов и обозначением корня в них. | Текущий | ||
89 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. Зрительно – слуховой диктант. | Текущий | ||
90 | Закрепление знаний об однокоренных словах. | 1 | Формировать навык грамотного написания орфограмм в корне слова. Письмо по памяти. | тематический | ||
91 | Изложение «Длиннохвостые разбойники» | 1 | Изложение текста (повествование) | Текущий | ||
92 | Упражнение в выделении корня. Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах | 1 | Звуко-буквенный анализ слов. Словарная работа. Списывание с доски. | Текущий | ||
93 | Проверочная работа | 1 | Самостоятельная работа. | Текущий | ||
94 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | словарный диктант | ||
95 | Проверяемые и проверочные слова. Упражнения в подборе однокоренных слов. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Упражнения в подборе однокоренных слов. | Текущий | ||
96 | Сравнение гласных букв в корнях проверочных и проверяемых слов. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Упражнения в подборе однокоренных слов. | Текущий | ||
97 | Проверка безударных гласных в корне. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударных гласных. Упражнения в подборе однокоренных слов. | Текущий | ||
98 | Проверка безударных гласных в корне. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий, фронтальный опрос | ||
99 | Проверка безударных гласных в корне. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий, фронтальный опрос | ||
100 | Проверка безударных гласных в корне. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий, фронтальный опрос | ||
101 | Диктант «Ива» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | Диктант с грамматическим заданием | ||
102 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Анализ ошибок. | Текущий | ||
103 | Парные согласные в корне слова. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Письмо по памяти. | Текущий | ||
104 | Парные согласные в корне слова. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Объяснительно-предупредительный диктант. | Текущий | ||
105 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Словарная работа. Письмо по памяти. | Текущий | ||
106 | Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Письмо по образцу. | Текущий | ||
107 | Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий, фронтальный опрос | ||
108 | Проверка парных согласных в корне путем подбора однокоренных слов. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий, фронтальный опрос | ||
109 | Диктант «Весна» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии | Контроль | ||
110 | Работа над ошибками | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Анализ ошибок. | Текущий | ||
111 | Контрольное списывание | 1 | Списывание текста с делением на предложения. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне. | контрольное списывание | ||
112 | Связь слов в предложении. | 1 | Различие слова, словосочетания и предложения. работа с деформированным текстом. выделение главных членов предложения. | Текущий | ||
113 | Связь слов в предложении, Словосочетания | 1 | Работа над выделением главных и второстепенных членов предложения. | Текущий | ||
114 | Упражнение в установлении связи слов в предложении. | 1 | Работа над выделением главных и второстепенных членов предложения. Письмо по памяти. | Текущий | ||
115 | Упражнение в установлении связи слов в предложении | 1 | Связь слов в предложении. Списывание с доски. | Текущий | ||
116 | Упражнение в установлении связи слов в предложении | 1 | Связь слов в предложении. Работа с деформированным текстом. | Текущий | ||
117 | Изложение по вопросам. | 1 | Изложение текста по вопросам. | Текущий | ||
118 | Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | Анализ ошибок. | Текущий | ||
119 | Употребление предлогов в устной и письменной речи | 1 | Связь слов в предложении. Употребление пробела между словами. | Текущий | ||
120 | Употребление предлогов в устной и письменной речи | 1 | Комментированное письмо. Письмо по памяти. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий | ||
121 | Закрепление знаний о связи слов в предложении. | 1 | Связь слов в предложении. Комментированное письмо. | Текущий | ||
122 | Закрепление знаний о связи слов в предложении. | 1 | Связь слов в предложении. Списывание с доски после разбора. | самостоятельная работа | ||
123 | Контрольное списывание. | 1 | Списывание текста с заданием. | контрольное списывание | ||
124 | Повторение. Предложение. | 1 | Работа с деформированным текстом. Словарная работа. | Текущий | ||
125 | Повторение. Правописание безударных гласных | 1 | Гласные ударные и безударные. Разные способы проверки правописания слов. | Текущий | ||
126 | Повторение. Правописание безударных гласных. | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Предупредительный диктант. | Текущий | ||
127 | Повторение. Правописание звонких и глухих согласных | 1 | Разные способы проверки правописания слов. Письмо по памяти. | Текущий | ||
128 | Повторение орфограмм в корне слова. | 1 | Письмо упражнений соответствии с изученными правилами орфографии. | Текущий | ||
129 | Контрольное списывание | 1 | Списывание текста. | |||
130 | Работа над ошибками | 1 | Анализ ошибок. | Текущий | ||
131 | Закрепление изученного по теме «Предложение» | 1 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. Работа с деформированным текстом. | самостоятельная работа | ||
132 | Закрепление изученного по теме «Предложение» | 1 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. Письмо по памяти. | Текущий | ||
133 | Контрольный диктант «Каникулы» | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии. | Диктант с грамматическим заданием | ||
134 | Работа над ошибками | 1 | Анализ ошибок. Разные способы проверки правописания слов. | Текущий | ||
135 | Правописание орфограмм в корне слова | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий | ||
136 | Правописание орфограмм в корне слова | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Текущий |
Содержание тем учебного курса
№ | Название разделов и тем курса | Количество часов для изучения | Содержание учебной темы | |
Основные изучаемые вопросы | Формы занятий используемые при изучении темы | |||
1 | Речь | 1 | Виды речи, роль речи | |
2 | Предложение | 8 | Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | Практические, творческие работы |
3 | Звуки буквы | 48 | Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердые согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове. Чередование звуков в слове. Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове, и обозначение этих звуков на письме. Фонетический разбор слова. Словесное ударение. Интонация, логическое ударение. | Практические, творческие работы |
4 | Части речи | 28 | Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Грамматические признаки имени прилагательного. Изменение прилагательных по числам. Глагол. Значение и употребление в речи. Вопросы «что сделать?» и «что делать?» (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. | Практические, творческие работы |
5 | Родственные слова. Состав слова | 26 | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, основы, окончания, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | Практические, творческие работы |
6 | Связь слов в предложении | 12 | Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. | Практические, творческие работы |
7 | Повторение | 13 | Повторение пройденных тем | Практические, творческие работы |
Итого | 136 |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 класса
Должен знать:
что такое предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное;
изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их лексические и основные грамматические признаки;
что такое однокоренные слова, корень слова.
Должен различать и сравнивать:
словосочетание и предложение;
виды предложения по цели высказывания;
главные члены предложения;
части речи;
однокоренные слова;
звуки и буквы;
признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.
Должны уметь:
выделять предложение из сплошного текста;
составлять предложения из слов и словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
находить главные члены предложения;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
по двум признакам – значению и вопросу – определять части речи;
раздельно писать предлоги со словами;
выделять корень в однокоренных словах;
подбирать однокоренные слова;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне изменением числа и подбором однокоренных слов;
писать слова с непроверяемым написанием;
каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропуска букв, вставок, искажения букв;
писать под диктовку тексты (30 – 45 слов) с изученными орфограммами и пунктограмами.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Волошина О. И. Тесты. Русский язык – М., 2001г.
2.Нарушевич А. Г., Попова Е. В. Тесты по русскому языку – М., «АСТ - ПРЕСС»,
3. Узорова О.В. , Нефедова Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 2 класс- М., 2010 г.
Контрольно-измерительные материалы
Входной диктант
Беда.
Щука плавала в тазу. Ее поймал Витя. Подкрался рыжий кот Васька. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры. Кот закричал. (22слова)
Слова для справок :поймал, подкрался.
Мини-диктант
Ь между двумя согласными
Там жили художник Тюбик и музыкант Гусля. А еще жили малыши: Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.
Диктант
Сочетания чк, чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу
В лесу.
Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка.
Проверочная работа
Перенос слов с ь
Радость, обезьяна, соловьи, семья, льдина, даль, крылья, варенье, деревья, январь, здоровье.
Списывание
Ненастье.
Холодно. Наступила поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льет дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг. Уже пролетают редкие, лёгкие снежинки. Зима робко вступает в свои владения.
Подготовка к контрольному диктанту по теме : «Знаем- повторим, не знаем – узнаем»
1. Раздели слова на две группы.
Семья, соль, вьюга, метель, пальма, веселье, платье, вальс, варенье, гость, друзья, коньки, воробьи.
2.Раздели слова для переноса.
Платье, подъехать, копье, обезьяна, льет
3. Определи количество слогов, гласных.
Апрель, март, май
4. Определи количество слогов, букв, звуков.
Малина, куст, лось
5.Сделай звукобуквенный анализ.
Гриб, съели, голубь
Контрольный диктант
Жители дома
Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Иваныч и ручной зайчик Ушан. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22слова)
1. Сделай звукобуквенный анализ.
Шью Пью
2.Запиши слова буквами, поставь ударение.
[май,ак] [й,ама] [вй,уны] [вй,уга]
3.Определи количество звуков и букв.
Осенью, огонька, зайчик
Диктант по теме «Парные согласные на конце слова»
Лошадь
К доктору Айболиту пришла лошадь. У нее болел глаз. Лошадь плакала. Доктор дал ей очки. И глаз у нее перестал болеть.
- Разделите для переноса.
Лошадь, мальчик, чайник
- Сосчитайте количество букв и звуков.
Болеть, доктор
3.Выпишите слово, в котором все согласные твердые
и слово, в котором все согласные мягкие.
Проверочная работа по теме «Приставки и предлоги»
Солнце (по)небу гуляло. И (за)тучку (за)бежало.(По)бежало (по)кустам, (по)березовым листам. Рады, рады, рады светлые березы, и на них (от) радости (вы)растают розы.
Спишите, раскрывая скобки.
Диктовка по теме « Главные опасности письма»
Зайка
В огороде росла яблонька. На ней висели яблоки. Под яблонькой спал зайка. Вдруг яблоко упало на него. Зайка прыгнул в сторону и быстро побежал к лесу.
Списывание по теме « Главные опасности письма»
Напишите, правильно определяя начало и конец предложения. Озаглавьте.
Утро очень тихо слышно сойку и дрозда рябина очень краснеет березки начинают желтеть иногда пролетают белые бабочки.
Комментированное письмо по теме « Главные опасности письма»
Белочка
На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.
- В первом предложении подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.
- Подчеркните слова с Ь
- Слова третьего предложения разделите для переноса.
Диктант по теме « Главные опасности письма»
Умная галка
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше. Теперь можно пить.
- Подчеркните Ь в словах.
- В выделенных словах укажите количество звуков и букв.
Проверочная работа по теме « Главные опасности письма»
1.Назовите слова, в которых все согласные мягкие
ель, лес, реки, лето, белка, сени, кисель.
2. Назовите слова, в которых все согласные твердые
санки, стол, липа, рыба, енот, зяблик, сосна
3. Сделайте звукобуквенный разбор слов
письмо, перо
4. Раздели слова для переноса
чернильница, перья
Списывание
Перо
Ран_ше люди писали птич_ими пер_ями. Ч_ще всего пол_зовались гусиным пером. Позднее гусиное п_ро заменили стал_ным, а название осталось.
Контрольный диктант за 1 четверть
Стул
Изобрели стул древние египтяне. На стуле раньше сидели только богатые и знаменитые люди нашей страны. Стул был троном. Во время приемов на нем сидел царь. Знать сажали на табуреты. Все остальные стояли.
1.Выписать по одному слову из двух слогов, из трех слогов.
2.Над словами второго предложения поставьте знаки ударения.
Проверочная работа по теме « Главные опасности письма»
Вырос на грядке ду_ _стый горош_к.
Тропинка спускалась в овраж_к.
Котенок ест очень мало, ведь желудоч_к у него совсем крохотный.
Взял бараш_к кар_ндаш_к.
Цифра шест_ - дв_рной замоч_к: сверху крюк- внизу кружоч_к.
Диктовка по теме « Главные опасности письма»
Птичьи гнезда
Чаще гнезда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек и стебельков. Часто гнезда утеплены пухом.
- Поставьте знаки ударения в последнем предложении
- Подчеркните в словах сочетания ча-ща
- Укажите количество букв и звуков в словах
Стебельков, гнезда
Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
1. Разделите текст на предложения.
Вот норка там мышка у норки кошка. Кошка ловит мышку она хитра.
2. Выпишите предложения.
Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.
Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
1. Составь из слов предложения.
Деревьями, за, солнце, скрылось
Стоят, в, золотом, березы, уборе.
2. Исправь ошибки.
катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.
3.Подбери название к тексту. Определи, сколько предложений в тексте. Подчеркни одной чертой согласные, которые обозначают твердые звуки, а двумя- мягкие.
Муравей нашел зерно оно было тяжелое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.
Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»
Пришла поздняя осень. Уныло моросит дождь. Дуют сильные ветры. Листья с деревьев опали. Птицы улетели в теплые края.
Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
Написание диалога
1.Расставьте знаки препинания. Исправьте ошибки.
Где ты была сегодня, киска. У королевы у английской. Что ты видала при дворе видала мышку на ковре.
Выборочный диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»
1. Запиши слова с Ь на конце
Лось живет в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими.
Письменные ответы на вопросы по теме «Выражаем мысли и чувства»
- Ответь на вопросы, используя данные слова:
Бульки, были, собаки, щенки, любили, щенята, играть, у.
-У кого были щенки?
-Что они любили делать?
Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»
- Из слов каждой строки составьте и запишите предложения.
Кругом, лес, был.
Лег, на, я, траву, душистую.
Прогудели, шмели.
Быстро, оса, промчалась.
Пролетели, вот, домашние пчелы.
Они, брали, сок, с, цветов, сладкий, дружно.
Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»
Сорока
Почему сороку называют белобокой? У нее по бокам перышки белые. А вот голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост. Перья на нем не просто черные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!
Диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»
Зимой
Была зима. Митя катался на санках с горы. Румяный, он вбежал в дом. Он хотел, чтобы всегда была зима. Зимой ему весело.
1. Спишите слова и укажите количество букв и звуков
урок, день
2. Разделите слова на слоги
чистый, журчит, Аня, одежда
3. Допишите по одному слогу так, чтобы получились слова
лы…., малы….
Списывание
Осень.
Давно сняли пахучую антоновку. Налетел осенний ветер. Тряхнул вершины деревьев. В саду над землей взлетели и закружились сухие осенние листья. Холодно!
Практическая работа по теме «Хочу сказать больше»
Составление рассказа по плану
Как мы играем
1.Моя любимая игра.
2.Почему она мне нравится.
3.Скем я играю.
4. Как мы играем.
5.Какие черты характера развивает игра.
6.Умею ли я проигрывать.
Диктовка по теме«Хочу сказать больше»
Календарь
На стене висит календарь. Сколько в нем листков? Сколько дней в году. Проходит день. Одним листком в календаре становится меньше. И так триста шестьдесят пять раз.
- Подчеркните в словах Ь.
- Разделите на слоги слова
Календарь, проходит, день.
Контрольный диктант за 2 четверть
Оляпка
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала еду. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка.
- Подчеркните слова с Ь.
- В словах укажите количество букв и звуков
Лед, льду.
Практическая работа по теме«Хочу сказать больше»
Пересказ по плану
Птичка
Поймал Сережа чижа и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. Скоро Сережа перестал ловить птиц.
- 1.Кто жил у Сережи в клетке?
2.Что забыл сделать Сережа?
3.Как разбился чижик?
4.Что стало с птичкой?
5. Какой урок получил Сережа?
Диктовка по теме «Размышляем о словах»
По берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Поморы хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.
1.Выпишите однокоренные слова и выделите корень
2. Сделайте звукобуквенный анализ слов
люди, живут
Практическая работа по теме «Размышляем о словах»
1.Выделите корень и изменяемую часть слова.
Кошка веселая летит
Кошки веселое летишь
С кошкой веселые летят
2.Найдите лишнее слово. Выделите окончание.
Белый, белая, белка, белое.
Лиса, в лесу, за лесом, лес.
3. измените слова по образцу, выделите окончание.
Дощатый домишко – дощатые домишки
Старый дедушка –
Широкое море –
Чайная чашка –
Итоговый диктант по теме «Размышляем о словах»
Синичка
Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили ее.
1.Запишите слова. Подчеркните мягкие согласные буквы.
Брат, белка, барсук, кубики, зима.
- Прочитайте слова. Допишите 2-3 слова. Выделите корень
Грибник, грибной,…..,……,…..
Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»
- Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
Сон.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Я вышел на улицу. Поскрипывал снег под ногами. Мороз хватал за щеки и нос. Но мне было весело.
Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Сова – полезная птица. Она поедает много мышей. Сова круглый год живет в наших краях. Днем она прячется в лесу.
Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Составление из слов предложений.
- Составьте из слов 5 предложений.
- Озаглавьте.
Ребята, лисенка, на дороге, подобрали.
У, него, передние, были, лапы, перебиты.
Девочки, долго, за, ухаживали, лисенком.
Наконец, поправился, и, больной, подрос.
Дети, в лес, лисенка, отнесли.
Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Итоговый диктант по теме «Продолжаем размышлять о словах»
Ели и сосны.
Как сажают ели и сосны? Эти деревья люди сажают прямыми рядами. Ели и сосны растут очень быстро.
- Над словами первого предложения поставить знак ударения.
- Подчеркнуть слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Подобрать к слову быстро слово, близкое по значению.
Распределительный диктант по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
- Запишите слова в две колонки - с проверяемыми безударными гласными в корне слова и с непроверяемыми.
Воробьи, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, паруса.
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Следы на снегу
Зимой в лесу земля как пушистый ковер. Каждый зверек оставит на нем свои следы. Вот шел волк. А вот пробегал заяц. Он убегал от лисы.
Списывание
Ст…ляр сделал стол. Дв…рняжка стережет двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с…лонку насыпали соли. Из к…нюшни вышел конь.
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Река
Мы шли по широкой тропе. Я услышал плеск воды. Это была река. У самой реки стояли высокие деревья. У берега цвели золотые кувшинки.
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
К вечеру небо стало густо синеть. Повалил пушистый снег. Я надел пальто и поспешил на улицу. В ночном небе снежинки были особенно красивы.
Списывание
Звонкое утро
Наступило звонкое прозрачное утро. Выпала первая настоящая роса. В речке прыгала рыба.
На горке токовали два тетерева. С ними было шесть тетерок. Один петух ходил вокруг всех.
В серых лесах зацвели ранние ивы. Их цветы похожи на желтых пуховых цыплят. Около ив чудесно пахнет медом.
Практическая работа по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Письменные ответы на вопросы
Лисички
Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.
- Какого цвета лисички?
- Что дрожит в середине грибка?
- Когда этот гриб появляется в лесу?
- Как растут лисички в лесу?
Комментированное письмо по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
Перед рассветом
Солнце еще не взошло. Охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото. Над елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло. Слышался тягостный вой. Маленькой и слабой чувствовала себя Настя перед этой силой.
Контрольный диктант за 3 четверть
Зайцы
Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.
- Выпишите слово с безударным гласным. Напишите проверочное.
- Напишите слово, близкое по значению слову страх.
- Разделите на слоги: заяц, страх
Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»
В парке.
В субботу мы гуляли в парке. Вот аллея берез и лип. Летом там жужжат пчелы. Хороши русские березы! Вот дуб. В ветках дуба гнезда птиц. Ветерок весело играл с листьями деревьев.
Контрольное списывание
Муравьи
Весеннее солнце пробудило ото сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимней квартиры. Они стали чинить свое жилье. Муравьи носили веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранить леса. Нельзя губить жилища муравьев.
- Подчеркните слова с Ь.
- Напишите ответ: как называется жилище муравьев?
Диктовка по теме «Как устроены слова?»
Наша выставка
В четверг ребята нашего класса решили устроить выставку. Алла принесла коллекцию марок. Олег Субботин- свои рисунки. А Майя Петрова- вышивки. Все это мы развесили в длинном школьном коридоре. Учительница Анна Васильевна нас очень хвалила.
Диктовка по теме «Как устроены слова?»
Крокодиловы слезы
Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слезы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснить такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льет слезы? Это несерьезно. Просто со слезами крокодилы выводят из организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут, просто они как бы потеют глазами.
- Выпишите по два слова с разделительными Ь и Ъ знаками.
- Разделите на слоги для переноса слова
Горькие, объяснить
Итоговый диктант
Белочка
На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.
- В словах первого предложения подчеркнуть безударные гласные.
- Подчеркнуть в диктанте слова с Ь.
- Слова третьего предложения разделить на слоги.
Список литературы
Для учащихся:
- Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов» - М:«Грамотей»,2004 г.
- Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
- Репкин В.В. «Учебный словарь русского языка»- Харьков-Москва-Томск: Инфолайн, 1993 г.
- Ушакова О.Д. « Откуда пришли слова. Этимологический словарик школьника» - С-Пб: «Литера», 2008 г.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь» - М.: «Просвещение», 1990 г.
- «Правила русской орфографии и пунктуации. Орфографический словарь» - М.: «АЗЪ», 1994 г.
- Шевелёв В. М., Шевелёва Л.А. «Русское правописание в таблицах» - Харьков: «Мир детства», 2006 г.
Для учителя:
- Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 2 класс» - М.: Владос,1999 г.
- Василенко Т.В.«Толковый словарь для начальных классов».-М: «Грамотей», 2004 г.
- Волина В. «Русский язык. Учимся играя» - Екатеринбург, «АРГО», 1996 г.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. « Секреты орфографии» - М.: Просвещение, 1991 г.
- Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. «Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка» - С-Пб.: издательский дом Громова, 2002 г.
- Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания. 2 класс» - М. Просвещение, 1991 г.
- Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс» - М. «ВАКО»,2009 г.
- Журжина Ж. В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку: 2 класс» - М.: Просвещение, 1995 г.
- Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах» - М.: Просвещение, 1991 г.
- Лопатин В.В. Лопатина Л.Е. «Малый толковый словарь русского языка» - М: «Русский язык», 1993 г.
- Максимчук Н.Н. «Сборник изложений по русскому языку 2-4 классы» - Минск, «Асар», 1995 г.
Литература, использованная при составлении программы:
1.БУП 2004 года, с изменениями от 2008, 2011 года
2. Примерные образовательные программы начального общего образования.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
Нормы оценок по русскому языку.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основными ви дами письменных работ по русскому языку являются списы вание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зри тельные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения. Примерное количество слов для словарных диктан тов: II класс - 8-10 слов. Количество слов в текстах, предназначенных для контроль ных диктантов: в первом полугодии — 30—35, в конце года — 40—45 слов;
В текстах, предназначенных для изложения во II классе, количество слов соответственно увели чивается на 15—20 слов. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного и воспитательного воздействия на учащихся.
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- во всех частях работы отсутствует связь между ними;
- словарь беден;
- более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;
б) грамотность:
- более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- - работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка "4" ставится:
- имеется 1 ошибка и одно исправление.
Оценка "3" ставится:
- имеется 3 ошибки и одно исправление.
Оценка "2" ставится:
- имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...