Русский язык. Анализируем и строим предложения. 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект + презентация открытого урока по теме: "Анализируем и строим предложения". На уроке использованы различные методы активизации познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 52.5 КБ |
analiziruem_i_stroim_predlozheniya.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК 4 класс
УМК «Планета знаний»
ТЕМА: Обобщение по теме «Анали зируем и строим предложения»
Цель: Актуализировать знания учащихся о синтаксическом анализе предложения.
Задачи: 1) повторение видов предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окраске (интонации) (восклицательное, невосклицательное) и наличию второстепенных членов предложения (распространённое, нераспространённое);
2) развитие орфографической зоркости и умение расставлять знаки препинания в конце предложения;
3) воспитание бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
ХОД УРОКА
- СЛАЙД № 2: Организационный момент. (2 минуты)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, чётко говорим и тихонечко сидим.
- Словарно-орфографическая работа. (8 минут)
Учитель: А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы “С”.
СЛАЙД № 3: ГИОСАП, КАООРС, РЕСВЕ, ОБСАКА, ТСОЦАЛИ, АРАСХ.
Дети: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар.
Учитель: Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и обозначьте непроверяемую безударную гласную.
Учитель: Назовите безударные гласные в получившихся словах.
СЛАЙД № 4: Сапоги, сорока, север, собака, столица, сахар
- Сообщение темы и цели урока. (2 минуты)
Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы тоже с вами вспоминали слово, которое начинается с буквы «с» и обозначает название раздела русского языка, который изучает строение словосочетаний и предложений.
СЛАЙД № 5: СИНТАКСИС
- Актуализация знаний. (5 минут)
У: Скажите, пожалуйста, что такое предложение?
Д: Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
У: Чем показывают законченность мысли?
Д: Знаками препинания на письме и паузой в устной речи.
У: Назовите главные члены предложения.
Д: Подлежащее и сказуемое.
У: Чем в предложении может быть выражено подлежащее?
Д: Существительным, местоимением.
У: Чем в предложении может быть выражено сказуемое?
Д: Сказуемое может выражаться глаголом (именем существительным).
У: Только ли главные члены предложения могут встречаться в предложении?
Д: Нет.
У: А какими ещё могут быть члены предложения?
Д: Второстепенными.
У: Для чего нужны второстепенные члены предложения?
Д: Второстепенные члены предложения поясняют главные.
- Изучение нового материала.
1. Анализ языкового материала. (4 минуты)
У: Прочитайте текст, записанный на слайде.
СЛАЙД № 6: Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
У: О чем текст?
Д: О тополе.
У: Какую пользу приносит это дерево?
Д: Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары.
2. СЛАЙД № 7: Рассказ учителя о тополе: (3 минуты) Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.
Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, как зовут человека, который много лет назад занимался озеленением города.
Д: Зубов Василий Николаевич.
СЛАЙД № 8: Физкультминутка (5 минут)
У: Встаньте, вытяните правую ногу и в воздухе напишите слово
- “УДАЧА”,
- левой “ЩАВЕЛЬ”.
- Правым локтем напишите слово “ВОРЧУН”,
- левым “ЩУКА”,
- правым “ЛЫЖИ”,
- левым “ШИШКА”.
Какое правило орфографии вы вспомнили?
4. Синтаксический разбор предложений. (10 минут)
- Вспомнить виды предложений (через дерево и листья)
- по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
- по интонации (восклицательное – предложение, которое произносится с сильным чувством; невосклицательное)
- по наличию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое).
У: СЛАЙД № 9: Выпишите из текста предложения, которые рассказывают о пользе тополя. Произведите синтаксический анализ выписанных предложений.
СЛАЙД № 10: План синтаксического разбора предложения. (первое предложение у доски)
Порядок синтаксического анализа простого предложения
- по цели высказывания (повест., вопрос., побуд.)
- по интонации (восклиц., невосклиц.)
- по наличию второстепенных членов предложения (распр., нераспр.)
СЛАЙД № 11:
Первое предложение у доски с объяснением.
сущ. гл. сущ. п. сущ. с. прил. сущ.
Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. (повест., невосклиц., распр.)
СЛАЙД № 12: проверка.
сущ. сущ. гл. сущ.
Зимой тополя задерживают снег. (повест., невосклиц., распр.)
с. прил. сущ. сущ. гл. п. сущ.
А знойным летом деревья спасают от жары (повест., невосклиц., распр.)
СЛАЙД № 13:
5. Работа в парах.
- Составить предложение:
из набора слов (Выдался, осень, поздней, денёк, славный.)
по схеме (пр. прил. сущ. гл. прил. сущ.)
- Обменяться тетрадями, провести проверку и синтаксический анализ предложения.
СЛАЙД № 14:
- Рефлексия.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я…
- узнал
- повторил
- ещё затрудняюсь
СЛАЙД № 15:
- Домашнее задание.
Составить текст о пользе деревьев и провести синтаксический анализ одного из предложений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему "Строим из слов предложения". 2 класс, УМК "РИТМ"
Конспект урока русского языка по теме "Строим из слов предложения". Первый урок в разделе "Предложение". УМК "РИТМ". Урок в соответствии с ФГОС. Цель, задачи. Деятельность учителя и обучающихся....
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
Урок русского языка (обучение письму) в 1 классе на тему: «Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста»
Тип урока: урок применения предметных ЗУНовЦель:Формирование у учащихся умения распознавать предложения и группы слов; выделять предложения из текста.Задачи:1. Развивать речь учащихся, вни...
Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...
Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Сложные предложения. Предложения с обращениями». 3 класс. УМК «Школа России».
Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Сложные предложения. Предложения с обращениями». 3 класс. УМК «Школа России»....
Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...