Урок русского языка на тему "Строим из слов предложения". 2 класс, УМК "РИТМ"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Скорюкова Екатерина Ивановна

Конспект урока русского языка по теме "Строим из слов предложения". Первый урок в разделе "Предложение". УМК "РИТМ". Урок в соответствии с ФГОС. Цель, задачи. Деятельность учителя и обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rus._yazyka_vo_2_klasse_po_umk_ritm.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Урюпина Е.И.

Предмет и УМК: русский язык, «РИТМ».

Тема учебного занятия: Строим из слов предложения.

Место урока в теме: Раздел «Предложение», урок первый.

Цель урока:

Повторить известное ученикам о предложении.

Задачи урока:

  1. Повторить виды и признаки предложений (способность отвечать цели высказывания и произноситься с восклицанием или без него).
  2. Повторить, как оформляются предложения, разные по цели высказывания, на письме.
  3. Поупражняться в восстановлении предложений из набора отдельных словоформ с опорой на заданные схемы.
  4. Повторить способ определения главных членов предложения.
  5. Организовать наблюдение за текстом с нарушением грамматических связей слов в предложениях.
  6. Учить восстанавливать нарушенные связи слов в предложении.
  7. Подвести учащихся к выводу о связи слов в предложении.

Оборудование:

1. Учебник «Русский язык. 2 класс, часть 2» Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

2. Рабочая тетрадь «Русский язык. 2 класс, часть 2» Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

3. Методическое пособие «Русский язык. 2 класс» Ломакович С.В., Тимченко Л.И.

Содержание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводно-мотивационный

Формирование положительной учебной мотивации, настрой на урок, на деятельность

Настраивает на урок.

- Как будем работать, чтобы урок оказался для каждого полезным?

- Какими нужно быть на уроке?

- Ваши пожелания себе, товарищам и учителю на данный урок?

Ответы детей.

Минутка чистописания

………………………………...

Предлагает набор букв и элементов, слова с изученными орфограммами.

Наблюдают над предложенным набором букв и элементов. Прописывают. Разбирают орфограммы в словах

Целеполагание

Откройте учебник

на с. 79-81. Назовите раздел и тему урока.

- Что будем делать на уроке?

- Цель нашего урока: повторить изученное по теме «предложение».

- «Предложение». Строим из слов предложения.

- Будем работать с предложениями, составлять их, пользоваться схемами.

Познакомимся с новым правилом, есть новая информация в рубрике «На заметку любознательным».

Основная часть

Повторение видов и признаков предложений

Повторение орфограмм и правил записи предложений

Восстановление предложений с опорой на схемы

Повторение способа определения главных членов предложения

Наблюдение за текстом

Коррекция предложений

- Выполните самостоятельно упр. 314.

Контролирует, помогает

Совместное обсуждение результатов работы:

- Какое предложение вы записали под цифрой 1?

- Под цифрой 2?

- 3?

- 4?

- Почему «вьюги и метели» вы никуда не записали?

- Сообщает ли оно о чем-либо?

- Можно ли сказать, что оно повествовательное? Почему?

- Может оно побудительное или вопросительное? Почему?

- Что соединяет помощник «и»?

- Как записали свои предложения?

- Какие знаки поставили в конце каждого предложения?

- Какие орфограммы встретились?

- Что мы сейчас делали? Зачем это нужно?

Выполнение упр. 315.

- Злой вирус опять пробрался в компьютер и рассыпал слова трех предложений:

дятлы на листьями клювами белки пурпурными грибы зиму запасают клены стучат укрылись

- Восстановите предложения по данным в учебнике схемам. Попробуйте выполнить упражнение самостоятельно, а потом вместе с соседом по парте проверьте работы друг друга.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Клены укрылись пурпурными листьями.

Дятлы стучат клювами.

Белки запасают на зиму грибы.

- Как удалось собрать рассыпанные слова в предложения?

- Что вам в этом помогло?

- Только ли схемы?

- Ученик другого второго класса выполнил это упр.  По-другому. Вот что у него получилось:

(на доске)

Дятлы укрылись пурпурными листьями.

Белки стучат клювами.

Клены запасают на зиму грибы.

- Почему не годятся такие варианты? Ведь по схемам всё правильно.

- Почему получилась бессмыслица?

- Вывод: значит, слова в предложении должны быть связаны по смыслу!

- Подчеркните в своих предложениях главные члены. Вспомним, как это делается.

- Чему мы учились и что повторили, выполнив это упр.?

Выполнение упр. 316.

- Сейчас мы прочитаем отрывок из повести «Гуттаперчевый мальчик», но прежде найдите рубрику «На заметку любознательным» и прочтите, что такое «гуттаперча» и что значит «гуттаперчевый»?

- Читаем отрывок.

- Еще раз внимательно понаблюдайте за текстом. Все ли вас устраивает в диалоге героев?

- Можно ли сказать, что он иностранец?

- Подтвердите это примерами из текста.

- Постройте его ответы правильно. Что для этого нужно сделать со словами?

- Что же происходит со словами в предложении?

- Исправленные предложения запишите.

- Что мы сейчас делали? Зачем это нужно? Где может пригодиться?

Выполняют упражнение:

1. находят сочетания слов, которые можно назвать предложениями

2. проверяют орфограммы на месте пропусков

3. записывают предложения в таком порядке: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное.

-1. Листья ложатся на землю.

- 2. Как зимует наше зверьё?

- 3. Уважай товарищей.

- 4. Как чудесно пахнут розы!

- …..

- Нет.

- Нет, т.к. … .

- Нет, т.к. … .

- «и» соединил два слова – «вьюги» - «метели».

- С заглавной буквы.

- … .

- … .

- Ответы детей

Работают самостоятельно.

Записывают предложения.

Обсуждают. Проверяют.

Проверяют с учителем.

- … .

- … .

- … .

- … .

- ответы детей

- Так не бывает.

Один ученик рассказывает последовательность.

Подчеркивают.

- … .

Находят информацию, читают самостоятельно.

- Ответы детей

Один ученик читает текст вслух.

Наблюдают, перечитывают.

- Нет. Ответы Карла Богдановича непонятны. Слова в его фразах не связываются друг с другом.

- Да.

Находят, читают.

- … .

- Слова нужно изменить.

- Они изменяются, чтобы связаться друг с другом. Предложение становится понятным.

Записывают предложения.

Итог урока

Чтение комментария на с. 81, который подтверждает сделанный детьми вывод об изменении слов в предложении для связи друг с другом.

Д/з: упр. 72 в рабочей тетради (направлено на закрепление и повторение того, чем занимались на уроке. + правило на с. 81.

Читают, проговаривают еще раз.

Записывают д/з.

Рефлексия

Формирование умения оценивать себя

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Всё ли задуманное было выполнено?

- Что было самым трудным?

- Какое задание понравилось больше всего?

- За что можете себя похвалить?

- Над чем ещё необходимо работать?

(Оценка учителя)

Ответы детей

Автор: Урюпина Екатерина Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Перенос слов".1 класс."Школа 2100"

Тема: «Перенос слов».Технология: технология проблемно-диалогического обучения, деятельностный подход.Тип урока:  закрепление  знанийЦель: Формирование предметных умений по теме «Делени...

Урок русского языка "Что такое родственные слова?" 2 класс по ФГОС

Урок русского языка во 2 классе по ФГОС с применением технологии целеполагания по теме "Что такое родственные слова"...

урок русского языка "Согласные в корне слова 2 класс"

урок русского языка   "Согласные  в корне слова 2 класс"...

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс

Конспект урока русского языка, тема "Распознавание однокоренных слов", 2 класс, образовательная система "Школа 2100". Урок, соответствующий требованиям ФГОС, с использованием презентации....

Конспект урока русского языка "Как составить из слов предложение?"

Учащиеся учатся составлять предложение, устанавливать связь слов, читать предложения, делая логическое ударение....