Что мы знаем об имени существительном
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (3 класс)
Учитель: Щурихина А.В.
Тема: Что мы знаем об имени существительном
Цели урока:
1. Закрепить и углубить знания учащихся по определению рода и изменения по числам существительных.
2. Развивать интеллектуальные способности учащихся.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Чистописание.
- Словарная работа. Картинный диктант.
- Повторение изученного.
У. Какой частью речи являются эти слова?
Д. Это имена существительные
У. Докажите!
Д. Они отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы.
У. На какие две группы можно разделить эти имена существительные?
Д. 1 группа – собака, дорога, малина;
2 группа – машины, весы.
У. По какому признаку вы определили эти группы?
Д. Один предмет и несколько предметов. Единственное число и множественное.
На доске во время объяснения вывешивается поэтапно заранее подготовленная схема:
Мн. число
Ед. число
Имя существительное
кто
что
Проводится анализ таблицы. Дети приводят свои примеры. Делается вывод.
У. Как могут изменяться имена существительные?
Д. Имена существительные изменяются по числам.
ФИЗМИНУТКА
V. Упражнения, закрепляющие изученный материал.
У. Заполните, пожалуйста, карточки, лежащие у вас на партах.
Задание для учеников I уровня:
Карандашом соедини пары слов единственного и множественного числа.
женский род | мужской род | средний род |
группа липы стая девочки липа группы девочка стаи | лебедь юноши огород директора путь лебеди директор пути | стадо моря село стада здание облака облако сёла |
Задание для учеников II уровня:
Впиши в соседние «квартиры» слова во множественном числе.
женский род | мужской род | средний род | |||||
группа | лебедь | Стадо | |||||
стая | огород | Село | |||||
липа | путь | Здание | |||||
девочка | директор | облако |
Задание для учеников III уровня:
Заполни таблицу парами слов: единственное число – множественное число.
Женский род | Мужской род | Средний род | |||||
Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | Ед. ч. | Мн. ч. | ||
Вывешивается продолжение схемы: Имя существительное
кто
что
Ед. число
Мн. число
Род имён существительных
мужской
женский
средний
ФИЗМИНУТКА
В зависимости от уровня знаний, у детей на партах лежат квадратики трех цветов: I уровень – красные, II уровень – зеленые, III уровень – голубые.
У. Сейчас те ребята, у которых на парте лежат зеленые квадратики,
открывают учебник на странице 138 и выполняют упражнение № 366.
У кого на партах голубые квадратики – работают по карточкам в парах.
Задание детям III уровня:
Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Запишите полученные пары. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. |
Весна, валик, лето, атлас, сосна, кулак, комар, каприз, камыш, коршун, накат, уклон, ложа. Образец: весна – навес, атлас – салат, валик – вилка |
.
Задание детям I уровня:
У. Дети, на партах которых лежат красные квадратики, подходят ко мне, и мы с вами поработаем вместе.
У учителя на столе карточки со словами: сказка, веселье, мир, тетрадь, перо, заяц, страна, шмель, карусель, окно, рассказ, кино. Дается задание – распределить слова в соответствии со схемой «Род имен существительных». Дети обсуждают задание и укрепляют магнитами слова под схемой. После проверки ученики переписывают себе в тетрадь правильный вариант распределения слов.
- Проверка работы.
Ученики III уровня демонстрируют выполнение своего задания на доске. Дети, работавшие с учебником, обмениваются тетрадями для взаимопроверки.
Еще раз делается вывод, как правильно определить род имени существительного.
- Творческое задание.
У. Посмотрите на доску. Кто догадался, какое будет следующее задание?
Д. Записать предложения по схемам.
На доске: Тёмное озеро исчезло за горизонтом.
Янтарный мягкий свет разливался по всей окрестности.
Трава переливалась изумрудом и золотом.
Схемы: 1. м. р.___ =========
2. ж. р.___ =========
3. ср. р.___ ==========
У. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы.
Что нужно сделать, чтобы правильно выполнить задание?
Д. Нужно найти подлежащее в каждом предложении и определить его род.
Идет фронтальная работа по нахождению подлежащего и определению его рода.
Один ученик работает у доски: подчеркивает подлежащее и подписывает его род. Затем дети определяют последовательность предложений в соответствии со схемами и записывают в тетради. После записи предложений они зачитываются вслух.
VIII. Итог урока.
У. Хорошо, задание выполнили верно.
Наш урок подошел к концу. Что мы сегодня повторяли на уроке?
Д. Сегодня мы повторяли изменение по числам и определение рода имен существительных.
Д. Мы записывали предложения по схемам в порядке рода подлежащего.
Записывается домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"
Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...
Конспект урока русского языка "Что мы знаем об имени существительном"
Открытый урок-обобщение в 3 классе по теме "Имя существительное". ОС "Школа 2100"...
Карточка "Что я знаю об имени существительном"
Карточка для самопроверки сврих знаний "Что я знаю об имени существительном"...
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ.
Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на данном уроке:· Умение планировать свои действия при выполнении разбора имени существительного как части р...
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Обобщение: что мы знаем об именах существительных».
Цели урока:- обобщение и углубление знаний об именах существительных;- развитие умений распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные м...
Обобщение: что мы знаем об имени существительном
Русский языкКласс: 2Тема: «Обобщение: что мы знаем об имени существительном»Дидактическая цель: обобщение и систематизация знания об имени существительном. Задачи:Формировать умения ставить познавател...
Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления учащихся об основных грамматическ...