Урок русского языка во 2 классе по теме "Имена прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Т.Г.Рамзаева Учебник по русскому языку 2 класс «Дрофа», 2005 год

Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2__klasse1.doc468 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

Учитель: Гилязова Эльвира Вадиулловна, гимназия №13 Ново-Савиновского района  г. Казани.

Т.Г.Рамзаева Учебник по русскому языку 2 класс «Дрофа», 2005 год

        

Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

 Цели:

1.Обучающая-выявить роль имени прилагательного в русском языке. Учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи.

2.Развивать умения находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет. Развивать речь, орфографическую зоркость.

3.Воспитывать любовь к животным, прививать чувство ответственности за судьбу питомцев.

На первом этапе урока ставится проблема: какую роль в русском языке выполняет имя прилагательное?

На этапе актуализации знаний учащиеся сами отвечают на этот вопрос.

На этапе закрепления ученики выполняют разнообразные задания по этой проблеме.

Методы и приёмы: беседа-приём постановки вопросов, обсуждение ответов, формулирование выводов из беседы; метод иллюстраций - приём показа, обсуждение увиденного, проблемно- поисковый метод, метод самостоятельной работы.

Формы работ - устная, письменная; индивидуальная, коллективная, по вариантам.

На уроке используется межпредметная связь (окружающий мир, рисование).

Физминутка должна быть связана с темой «Животные»

Ход урока

І.  Орг. момент

- Вот и прозвенел звонок, начинается урок!

 - Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроках? (Да!)

IІ. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)

    н

    нн

- Какое правило напоминает вам это соединение? ( Написание слов с      

  удвоенной согласной).

На доске учитель открывает слово длина

- Измените слово, чтобы стала удвоенная н (Длинный)

Прописывание слова длинный

- На какой вопрос отвечает слово? (какой?) Значит это какая часть речи?  (имя прилагательное)

IIІ. Сообщение темы и цели урока.

На доске учитель открывает запись Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

- Ребята, сегодня мы должны ответить на этот вопрос.

IV. Работа по проблеме урока.

1 задание.

- Внимательно прочитайте записанные на доске слова (коллективно)        

Лса, верная, тигр, сбака, хитрая, пушстая, кошка, плсатый.

Словарная работа

- Какие буквы пропущены? Докажите свой ответ. ( Лиса, проверочное слово лис. Собака, словарное слово. Пушистая, сочетание жи, щи пиши с буквой и. Полосатый, сочетание оло, проверяем - полосы, полоска)

- На какие две группы их можно поделить (существительные, прилагательные)

- Запишем существительные (по 1 уч.)

лиса

собака

тигр

кошка

- А что такое имена существительные? (часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы – кто? что? кого? чего? кем? чем? о ком? о чём? кому? чему?)

На доске рисунки  

- Это кто? (животные)

Запись учеником слова животные  - какая орфограмма? (сочетание жи)

- На какие две группы можно разделить животных? (дикие и домашние)

- Чем отличаются дикие и домашние животные? (за домашними животными ухаживает человек, а дикие заботятся сами о себе)

- Всегда ли домашние животные живут дома, сытые, ухоженные? (нет, иногда люди выгоняют своих питомцев на улицу)

- Какой нужно сделать вывод? Кем  они для нас являются? (перед тем, как завести животное, надо подумать, сможешь ли ты за ним ухаживать, ведь они зависят от нас. Они - наши друзья, любимцы)

На доску учитель вывешивает:

Друзья человека

Братья наши меньшие

Чтение хором.

А теперь запишем прилагательные (самостоятельно), которые подходят к данным существительным.

хитрая

верная

полосатый

пушистая

Проверка.

- Чем помогли нам эти слова? (слова помогли узнать о данном животном, описали их)

2 задание – по вариантам

А)1 вариант: выбрать и записать слова, описывающие лису.

    2 вариант: выбрать и записать слова, описывающие собаку.

Хищная, хитрая, умная, рыжая, пятнистая, белая, верная.

Проверка(1 в.- хищная, хитрая, умная, рыжая; 2 .- умная, хитрая, рыжая, пятнистая, белая, верная).

Б) - Поиграем, я вам загадаю загадку: уши, лапы, хвост. ( Кот, лиса, волк, мышка, собака)

    - А почему у вас разные ответы? (нет описания)

    - Загадаю ещё раз: Длинные уши

                                    Пушистый хвост

                                    Мягкие лапки (заяц)

- Почему во второй раз дан точный ответ? Значит, зачем нужны прилагательные? (имена прилагательные описывают предметы, характеризуют их)

3 задание.

Составляем предложения по схеме: Какой? Кто? Что делает? (по рисункам)

Запись 1 предложения учителем, 1 учеником, 1 сам-но, 1 устно

( Белый зайчик скачет. Злой волк бежит. Пёстрый дятел летит. Добрый врач лечит.)

4 задание.

Работа по учебнику.

Стр. 141упр.270- спиши, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.    

(1. Белка (какая?) рыжая. 2. Волк (какой?) злой. 3. Лиса (какая?) хитрая.

4. Слон (какой?) сильный.)

5. Игра «Угадай-ка!»

С помощью прилагательных на доске описать одноклассника, остальные должны угадать, кто это.

Лицо____________

Лоб______________

Глаза____________

Волосы___________

Характер_________

(округлое,  широкий,  голубые, светлые и длинные, добрый и спокойный-      

это Ильмира)

- Смогли ли бы мы поиграть в эту игру без прилагательных? (нет, мы бы не догадались, о ком речь)

6 задание.

У каждого ученика рис. животного (чёрно- белый). Надо разрисовать его и написать предложение. (Разноцветный попугай сидит на ветке. Рыжая лиса бежит по узкой тропинке. Полосатый тигр живёт в зоопарке.)

V. Итог урока.

- Смогли мы с вами ответить на вопрос урока? (да, имена прилагательные нужны для описания, они обогащают нашу речь)

- Что вам понравилось на уроке? (ученики называют разные виды деятельности)

- Оценки.

VI. Домашнее задание.

- Приготовить описание предмета, не называя его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс «Образование имён прилагательных».

Цель: познакомить с образованием имён прилагательных, формировать умение образовывать имена прилагательные, развивать орфографическую зоркость....

Урок русского языка 4 класс. Склонение имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных 4 класс Рамзаева...

Урок русского языка 4 класс по теме: «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?»

Урок русского языка 4 класс по теме:  «Прилагательные, отвечающие на вопрос чей?», прилагается презентация.Задачи урока:Закреплять умения:- определять грамматические и смысловые связи слов в пред...

Урок русского языка 3 класс Определение имени прилагательного

Урок русского языка в 3 классе "Определение имени прилагательного"  ОС "Школа 2100". с использованием проблемно-диалогической технологии....

Урок русского языка. 3 класс. "Изменение имен прилагательных по родам".

Урок разработан по учебнику В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого. Соответствует требованиям ФГОС....