Проверка безударных окончаний имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цель урока: познакомить учащихся со способом проверки безударных окончаний имен существительных при помощи проверочных слов для существительных I склонения – «рука», для существительных II склонения – «плечо» и для существительных III склонения – «грудь; развивать аналитико – синтетическое мышление, устойчивость внимания, речь, память; совершенствовать навыки определения орфограммы в словах и поиска проверочного слова; воспитывать умение четко высказывать свое мнение и умение внимательно выслушивать мнение своих товарищей.
ХОД УРОКА.
1). Организационный вопрос.
2). «Жужжащее» чтение книги по методике Л.В.Зайцева (3 минуты)
3). Минутка чистописания.
На доске слова:
Праз…ник, л…цо, ст…лица, сер…це, ур…жай, ч…нил, с…бака, гр…ной, звез…ный.
- Если вы разделите эти слова на три группы, то узнаете, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания.
( буквы «д», «о», «и»)
- Давайте вспомним, как проверить безударную гласную в корне слова и как проверить непроизносимую согласную в корне слова и , прежде чем будем выполнять упражнения для минутки чистописания, определим для этих слов проверочные слова.
( дети вспоминают правила и подбирают проверочные слова)
На доске:
Даоаиа
- Определите порядок написания букв в этом ряду.
(после каждой буквы написали еще букву «а» строчную)
- сегодня мы еще вернемся к этой букве, а пока пропишите этот ряд, соблюдая правильно соединения букв.
4). Словарная работа.
На доске:
Аллея, пассажир, назад, горизонт, агроном.
- Что это за слово?
- Какое слово лишнее? Почему?
( лишнее – «горизонт», потому что в нем нет безударной гласной «а»)
- Выпишите это слово, выделите безударные гласные, запомните его написание.
- Посмотрите внимательно на остальные слова постарайтесь их запомнить.
Стираю слова с доски.
- Вспомните и запишите словарное слово – существительное II склонения.
Ребенок у доски записывает:
Пассажир, агроном,
- Почему ты решил, что это существительные II склонения?
- Вспомните и запишите существительное III склонения.
Следующий ребенок продолжает запись:
Пассажир, агроном, аллея,
- Почему ты решил, что это существительное II склонения?
- Вспомните и запишите существительное III склонения. ( такого существительного нет)
- Какое слово осталось не записанным?
Третий ребенок у доски записывает:
Пассажир, агроном, аллея, назад.
- К какой части речи относится это слово? (наречие)
5). Новая тема.
- Сегодня мы продолжим изучать имя существительное и перед нашей научной лабораторией стоит вопрос….
На доске:
Как проверить безударное окончание имен существительных?
- Кто-нибудь из моих научных сотрудников уже знает ответ на этот вопрос?
(нет)
- Тогда давайте вместе определим, что же нужно делать, что проверить, как написать безударное окончание существительного, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и звучит. Проверка безударных окончаний имен существительных I,II и III склонений.
а). Вместе с ребятами (они в тетради, учитель на доске) склоняются существительные I склонения рука, мама.
В каждом падеже у этих существительных выделяются окончания и определяется ударное оно или безударное.
Затем задаются следующие вопросы:
1. Существительное какого склонения мы изменяли по падежам?
2. Чем отличаются окончания у этих существительных?
3. Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые или разные падежные окончания?
4. Ударные или безударные представляют собой трудность в написании?
5. Какое из этих слов нужно проверять при написании? (мама)
-Какое слово будет являться проверочным? (рука)
На доску вывешивается слово «рука» на листе бумаги.
- Это слово будет проверочным для существительного I склонения.
б). По аналогии с существительным I склонения «мама» и «рука» склоняем существительные II склонения плечо, озеро.
Определяем по тем же вопросам, что для существительных II склонения проверочным словом будет существительное «плечо».
в) также склоняем существительные III склонения грудь, площадь и определяем, что для существительных IIIсклонения проверочным словом является слово «грудь».
6). Физкультурная минутка.
- Если услышите слово с ударным окончанием – присядьте, если с безударным – сделайте наклон вперед.
У сестры, на дворе, до рощи, в чаще, в лагере, из воды, около пристани, в нефте, на склоне.
7). Упражнения для закрепления пройденного материала.
а) На доске:
Ремонт квартир…, подбежал к лошад…, говорили о дел…, урожай с яблон…, светились в неб…, обратился к молодеж…, плыл по речк… .
- Используя проверочные слова, попробуйте определить окончания у этих существительных.
б) Самостоятельная работа по карточкам.
У выделенного имени существительного окончание | ||
Е | И | |
1. Солнце спряталось за тучу – и радуг… как не бывало. | ||
2. По дорожк… по прямой едет молодец лихой. | ||
3. До старост… дожил, а ума не нажил. | ||
4. Делу время, а потех… час. |
8). Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Смогла ли наша научная лаборатория ответить на вопрос урока?
- Так как можно проверить безударные окончания имен существительных?
9). Выставление оценок.
10). Запись домашнего задания: стр.85, упражнение №187.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных"
Тема: «Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных («Правописание»)» Тип урока: урок актуализации знаний и умений. Дидактическая цель: воспроизведение в памяти учащихся...
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Правописание ударных и безударных окончаний имён существительных
Данный электронный ресурс поможет учащимся в формировании навыка правописания ударных и безударных окончаний существительных....
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. ТЕМА: ПРОВЕРКА БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЯ...
Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.
Предметные УУД:1. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.2. Сопоста...
Конспект урока по русскому языку на тему: « «Проверка безударных окончаний имён прилагательных»» (УМК "Перспектива")
Цель: развитие умения выбирать подходящее для прилагательного безударное окончание, пользуясь известными ученикам способами проверки безударных окончаний имён прилагательных. Планируемые ре...
Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"
Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...
Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах имён существительных"
Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах имён существительных" для 4 класса по программе"Школа России"...