Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кеваева Анна Юрьевна

Предметные УУД:

1.      Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

2.      Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и.

3.      Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

      4. Правильно писать падежные окончания имён существительных.

            Личностные УУД:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

2. Осознавать важность грамотного письма.

            Коммуникативные УУД:

1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

            Познавательные УУД:

1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

3.  Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

            Регулятивные УУД:

1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

        Предмет:  русский язык

        Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения. Способы проверки.

        Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

        Технология: проблемно-диалогическая.

        Цель: создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных.

        Предметные УУД:

  1. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
  2. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е, -и.
  3. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

      4. Правильно писать падежные окончания имён существительных.

        Личностные УУД:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

2. Осознавать важность грамотного письма.

        Коммуникативные УУД:

1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

        Познавательные УУД:

1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

3.  Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

        Регулятивные УУД:

1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

        Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

        Методы и приёмы работы: учебный диалог, работа с учебником, с таблицей, работа по алгоритму, презентация.

        Оснащение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера, нетбуки, карточки,  учебник, электронное приложение к учебнику.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Организационный момент

 «Вы талантливые дети!»

Когда – нибудь вы сами приятно

поразитесь, какие вы умные, как

много и хорошо умеете,

если будете

постоянно работать над собой,

ставить новые цели и стремиться

к их достижению …»            Жан Жак Руссо

Откройте тетради и запишите число, «Классная работа»

Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа»

Слайд №1

Слайд №2

На доске записано число, «Классная работа»

2

Словарная работа

Наш урок я хотела бы начать с пословицы –

 Каждый день жизн(…) прибавляет частицу мудрост(…).

- Как вы её понимаете?

- Что такое мудрость?

Словарь Ожегова:

Мудрость –  глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Словарь Ушакова:

Мудрость - глубокое знание, понимание чего-либо.

- Мудрый человек умеет внимательно слушать и прежде, чем что-то сказать, хорошо подумает.

- Желаю вам на уроке проявить мудрость!

Подберите антоним к данному слову

Подберите синоним к данному слову

Какие однокоренные слова можно подобрать.

-Запишем пословицу в тетрадь. Возникает вопрос: Какое окончание напишем в словах? Как его определить?

-Знаете ли вы другой  способ проверки окончания?  

Ребята высказывают своё мнение

Ответы детей

Называют слова :Глупый

Премудрый, ученость

Мудрый, мудрец, мудрёный

Записывают пословицу в тетрадь.

Это существительное с безударным окончанием.

Определить падеж

Определить склонение

Вспомнить окончание по таблице

Слайд №3

«Мудрость»

Слайд №4

3

Сообщение темы урока

Прочитайте тему урока и цель

Дети читают: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения. Способы проверки»

Слайд №5

4

Актуализация знаний и постановка целей урока

- Какие основные понятия в названии темы нам знакомы?

-Что такое имя существительное?

-Как определить склонение имен существительных?

-Назовите падежные вопросы.

- Что хотим узнать?

- Чему хотим научиться?

- Зачем будем этому учиться?

- Знаем, что такое имя существительное, безударное окончание, типы склонения.

Ответы детей

Цель: узнать способы проверки безударного падежного окончания, научиться правильно писать безударное падежное окончание.

.

Сдайд №5

5

Обобщение и систематизация знаний

-В каком случае возникает трудность написания окончания?

- Вспомним, какие окончания имеют имена существительные в 1, 2 и 3 склонении?

- Окончания в каком падеже требует проверки?

-Просклоняем имена существительные 1,2 и 3 склонения.(чайка, медведь, ладонь)

-В каких падежах возникает вопрос в написании безударного падежного окончания?

-Послушаем какие способы проверки существуют

-Составим памятку .

- Когда окончание без ударения.

Работа по таблице в учебнике с.102

Дети отвечают.

Существительные в форме родительного, дательного и предложного падежей

Дети слушают электронное приложение к учебнику.

Составляют  памятку и прикрепляют её на доску.

  1. Определить падеж
  2. Определить склонение
  3. Вспомнить окончание
  4. Если забыл падежные окончания, то вспомни слова-помощники

1скл. Земля, лиса

2 скл. Конь, петух

3 скл. Степь, любовь

Слайд №6

Слайд №7

6

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Дети делают движения

7

Применение знаний и умений в новой ситуации.

-Пользуясь памяткой определим безударное падежное окончание имен существительных

-На доске записан отрывок из стихотворения С.Михалкова  «Наши дела»

-Что хотел сказать автор?

Работа в группе. Проверка по Документ -камере.

Подчеркните слова с безударным падежным окончанием

в форме 1- Р.п, 2- Д.п., 3 -П.п., определите склонение

 Работа в парах по тренажёру «Академия младшего школьника» Орфографический экзамен № 183

Дети читают.

С.Михалков  «Наши дела»
— Я утром раньше всех встаю
И сам стелю постель свою.
На кухн(?) маме помогу.
— Я без работы не сижу.
Немало дела детворе:
В густом лесу,
в широком пол(?),
В колхоз(?), в дом(?), во дворе,
А главное — за партой в школ(?).

Запись в тетради слов с предлогом.

Работают в группе

Дети работают в парах

самостоятельно

Дети выполняют задания в парах по тренажёру «Академия младшего школьника» Орфографический экзамен № 183 в нетбуках

Слайд №8

8

Гимнастика для глаз

Дети выполняют гимнастику для глаз

9

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

Предлагаю поработать самостоятельно.

Попробует свои силы и выполните задание в карточке,

 с которым вы справитесь.

1.Допишите окончания существительных используя памятку

На дорог…, по поверхност…, у мыш…,  о геро…, для деревн…, возле речк….

2.Подбери существительное с безударным падежным окончанием –е, - и , верно запиши в словосочетаниях

Телеграмма для______________.

Рассказ о __________________.

Сидит на __________________.

Сок из _____________________.

Гулял в ____________________.

3. Исправь ошибки.

По улици иди по правой стороне.

Не лежалось на окошки, покатился по дорожки.

На поверхносте солнца почти шесть тысяч градусов.

Проверка по эталону

Слайд № 9,10

10

Подведение итога. Рефлексия.

-Как правильно написать безударное падежное окончание имен существительных?

-Какую цель ставили?

- Как проверить безударное окончание имён существительных 1, 2 и 3 склонения?

- Что на уроке понравилось?

Оцените свои достижения.

На ступеньке мудрости отметьте уровень усвоения темы.

Дети дают ответы и делятся впечатлениями, мыслями.

Самооценка.

X

     

                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жан Жак Руссо 1712 - 1778 «Вы талантливые дети!» Когда – нибудь вы сами приятно п оразитесь, какие вы умные, как м ного и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, с тавить новые цели и стремиться к их достижению …»

Слайд 2

Двадцать третье ноября. Классная работа.

Слайд 3

Мудрость Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. С.И. Ожегов Мудрость - глубокое знание, понимание чего-либо. Д.Н. Ушаков

Слайд 4

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости »

Слайд 5

«Правописание безударных п адежных окончаний и мён существительных. Способы проверки» Цель: узнать способы проверки безударного падежного окончания, научиться правильно писать безударное падежное окончание.

Слайд 6

Падежи 1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение И.п. чайк а Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. чайк и чайк е чайк у чайк ой о чайк е медведь медвед я медвед ю медвед я медвед ем о медвед е ладонь ладон и ладон и ладонь ладонь ю о ладон и Правописание безударных падежных окончаний

Слайд 7

Правописание безударных падежных окончаний Падежи 1 склонение 2 склонение 3 склонение Р.п. -и -и Д.п. -е П.п. -е -е

Слайд 8

С.Михалков «Наши дела» — Я утром раньше всех встаю И сам стелю постель свою. На кухн (…) маме помогу. — Я без работы не сижу. Немало дела детворе: В густом лесу, в широком пол(…), В колхоз (…), в дом (…), во дворе, А главное — за партой в школ (…). е е е е е

Слайд 9

1.Допишите окончания существительных используя памятку. На дорог…, по поверхност …, у мыш …, о геро …, для деревн …, возле речк …. 2.Подбери существительное с безударным падежным окончанием –е, - и , верно запиши в словосочетаниях. Телеграмма для______________. Рассказ о __________________. Сидит на __________________. Сок из _____________________. Гулял в ____________________. 3. Исправь ошибки. По улиц и иди по правой стороне. Не лежалось на окошк и , покатился по дорожк и . На поверхност е солнца почти шесть тысяч градусов.

Слайд 10

1 . Допишите окончания существительных используя памятку На дорог е , по поверхност и , у мыш и , о геро е , для деревн и возле речк и. 2 . Подбери существительное с безударным падежным окончанием –е, - и , верно запиши в словосочетаниях Телеграмма для бабушки, дяди. Рассказ о мыши, лисе Сидит на пеньке, трубе. Сок из моркови, петрушки. Гулял в парке, в аллее.. 3. Исправь ошибки. По улиц е иди по правой стороне. Не лежалось на окошк е , покатился по дорожк е . На поверхност и солнца почти шесть тысяч градусов. Проверь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочный тест по русскому языку «Сокровища пиратов» по теме: «Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го и 3-го склонения»

Игра представляет собой тренажёр на закрепление знаний правописания безударных падежных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложных падежах....

Конспект урока русского языка в 3-ем классе по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1-го,2-го, 3-го склонения"

Цели и задачи урока:отработать правописание безударных падежных окончаний имён существительных  1-го, 2-го, 3-го склонения;повторить изученные орфограммы;развивать орфографическую зоркость;п...

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения

Предлагаю вашему вниманию конспект урока русского языка  и презентацию. Тема урока: "Правописание  безударных окончаний  имён существительных 2-го склонения". УМК Школа XXI века....

презентация к уроку русского языка в 3 классе По теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»

презентация к уроку русского языка в 3 классе  По теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения»...

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...