Программа занятий по русскому языку с учащимися 4 класса, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Программа для внеурочных занятий по русскому языку содержит пояснительную записку, методические рекомендации и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по русскому языку | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МОУ гимназия № 15 Проректор по УМР МГОГИ
________________/Волостнова И.В./ ______________/ /
«___»________________200 г. «___»_______________200 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15
г.о. Орехово-Зуево Московской области
Программа
занятий по русскому языку
с учащимися 4 класса, имеющими
повышенную мотивацию к обучению.
Составитель:
Попович Ирина Юрьевна
учитель начальных классов
МОУ гимназия №15
2008 год
Пояснительная записка
Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый. Он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Курс русского языка в начальной школе даёт учащимся знания о родном языке и имеет познавательно – практическую направленность.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение знаний о русском языке; формирование умений анализировать, сопоставлять, опознавать и классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации, нормативности, грамотности; воспитание любви и интереса к языку, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.
Основными задачами обучения родному языку являются:
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно–языковых речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой, выразительной.
Данная программа является адаптированной. Составлена на основе Программы по русскому языку для четырёхлетней начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Новизна данной программы и отличительная особенность от действующих в традиционных системах заключается в том, что усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, как средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, строится таким образом, чтобы учащиеся осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при повседневном общении: словосочетание, предложение, текст.
В разделе «Словосочетание» вводятся следующие темы:
- Именные и глагольные словосочетания
- Метафора
- Роль и значение предлогов в осуществлении связи слов.
При изучении раздела «Предложение» наряду с закреплением признаков предложения совершенствуется умение правильно грамматически и пунктуационно оформлять предложения на письме. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложения. Вводятся следующие понятия:
- Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов
- Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство
- Обращение
- Вводные слова
- Предложения с прямой речью
- Диалог
- Назывное предложение
- Сложное предложение.
Цель данной программы – сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным.
Задачи.
- Способствовать прочному и осознанному усвоению знаний по синтаксису и пунктуации как необходимой базы для развития письменной речи учащихся.
- Развивать навыки лингвистического анализа.
- Воспитывать интерес к русскому языку и культуру общения.
Занятия с детьми, проявляющими повышенную мотивацию к обучению, расширяют лингвистический кругозор школьников и развивают их языковое чутьё, прививают навыки самостоятельной творческой деятельности.
Продолжительность образовательного процесса составляет 34 часа (1 час в неделю).
Формы организации индивидуально – групповых занятий разнообразны: уроки – путешествия, уроки – игры, уроки– сказки, исследования, тренинги, практикумы.
Основной формой реализации данной программы является урок.
Программа предусматривает прочное усвоение материала по разделам «Словосочетание» и «Предложение», а также определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся 4 класса, проявляющие повышенную мотивацию к обучению. Программа способствует творческой самореализации развивающейся личности в учебном процессе.
В результате обучения учащиеся должны знать:
- признаки словосочетания и предложения;
-название и определение членов предложения: главных и второстепенных, однородных членов предложения;
- отличительные признаки простого и сложного предложения, предложения с прямой речью, назывного предложения;
- основные качества речи: содержательность, ясность высказываемой мысли, правильность, точность, выразительность.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- составлять предложения на заданную тему и по заданной конструкции;
- определять вид предложения,
- ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, с вводными словами, обращениями, с прямой речью, в сложных предложениях из двух частей без союзов и с союзами и, а, но.
- производить синтаксический разбор.
- писать тексты повествовательного характера на заданную тему.
Оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в ходе выполнения проверочных тестов, индивидуальных карточек – заданий, творческих работ. Задания школьной олимпиады по русскому языку являются формой подведения итогов реализации данной образовательной программы.
Учебно-тематический план образовательной программы
№ п/п |
Тема урока | Форма урока | Форма контроля
|
Словосочетание (6ч) | |||
1 | Словосочетание – строительный материал для предложения | Урок- исследование | |
2 | Именные словосочетания | Урок-наблюдение | |
3 | Глагольные словосочетания | Урок-наблюдение | |
4 | Роль и значение предлогов в осуществлении связи слов | Работа с карточками | |
5 | Метафора | Урок-исследование | |
6 | Урок развития письменной речи. Творческая работа «Что я видел из окна» | ||
Предложение (28ч) | |||
7 | Предложение – главная единица речи. | Урок-наблюдение | |
8 | Интонация. Логическое ударение. Пауза .Порядок слов | Урок -игра | |
9 | Восстановление деформированных предложений | Тест | |
10 | Про знаки препинания | Урок театрализация | |
11 | Могут ли предложения состоять из одного слова? | Урок-открытие | |
12 | Определение и дополнение | Урок-наблюдение | |
13 | Обстоятельство | Урок-наблюдение | |
14 | Урок развития речи. Составление предложений на заданную тему. | ||
15 | Обращение | Урок-практикум | |
16 | Предложения с однородными членами | Урок-исследование | |
17 | Составление предложений по заданной конструкции | Проверочная работа | |
18 | Урок развития речи. Сочинение повествовательного текста «Моя семья» | ||
19 | Бессоюзное сложное предложение | Урок-сказка | |
20 | Союзы | Урок-исследование | |
21 | Как избежать грамматических ошибок при составлении предложении | Урок-тренинг | |
22 | Анализ предложений в художественных текстах | Урок-«Мозговой штурм» | |
23 | Отличительные признаки простого предложения с однородными членами и сложного предложения. Союз и. | Тест | |
24 | Что такое речевая ошибка? | Урок-исследование | |
25 | Урок развития речи. Коллективное сочинение «В свете есть такое чудо» | ||
26 | Предложения с прямой речью. Анализ текстов художественных произведений | Урок-наблюдение | |
27 | Составление предложений с прямой речью | Работа с карточками | |
28 | Диалог | Ролевая игра | |
29 | Что такое вводное слово? | Урок-практикум | |
30 | Урок развития речи. Составление текста-рассуждения «Зачем нужно учиться?» | ||
31-32 | Синтаксический разбор предложения | Урок-тренинг | Проверочная работа |
33 | Олимпиада по русскому языку | ||
34 | Обобщающий урок. |
Содержание образовательной программы
Словосочетание (6ч)
Понятие о словосочетании. Роль словосочетаний в речи. Объединение (сочетание) слов по смыслу и грамматически.
Главное и зависимое слово.
Именные словосочетания.
Глагольные словосочетания. Роль предлогов в осуществлении связи слов в предложении.
Конструирование моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения (определительные, объектные, пространственные, целевые причинные).
Метафора.
Предложение (28ч)
Признаки предложения. Установление связи между словами в предложении.
Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.
Главные и второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Составление предложений на заданную тему и по заданной конструкции.
Назывные предложения.
Предложения с обращениями
Предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения. Их роль в речи. Запятая в предложении с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Бессоюзное сложное предложение. Развитие умения находить главные члены и определять количество частей в сложном предложении.
Союзы. Их роль и значение в речи.
Сопоставление предложений с однородными членами и сложных предложений. Союз и.
Предложения с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Диалог.
Предложения с вводными словами.
Синтаксический разбор простого и сложного предложений
Речевые и грамматические ошибки и способы их устранения.
Анализ предложений в художественных произведениях.
Работа по развитию письменной речи. Выполнение творческих работ.
Ресурсное обеспечение программы.
Ресурсное обеспечение программы заключается в широком использовании фонда учебно-наглядных пособий, раздаточного материала, демонстрационных карточек. Применение в учебном процессе ИКТ с использованием компьютера, интерактивной доски, мультимедийных пособий. Используемые средства обучения рассматриваются как компоненты комплекса, основой которого является учебник «Русский язык» 4класс (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва, «Баласс» 2006 год). « Дидактический материал» (Л.Ю.Комиссарова, Москва, «Баласс» 2006год). Работа с художественными произведениями и справочной литературой. Тесты, карточки с заданиями используются для индивидуальной работы и как средства контроля.
Список средств обучения по русскому языку:
- Печатное пособие. Таблицы и раздаточный материал по русскому. языку для начальных классов.-5 изд.1989.
- Презентации по изучаемым темам.
- Учебная электронная игра «Фраза».
- DVD диск «Репетитор».
- КМ школа.
Методические рекомендиции.
Изучение разделов «Словосочетание» и «Предложение» направлено на углубление и расширение представлений учащихся о синтаксических единицах речи. Рекомендуемые задания выходят за рамки традиционной программы по русскому языку.
Обучать детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний – значит учить их пониманию логических отношений. Виды синтаксических упражнений:
- упражнения в конструировании словосочетаний различного вида
- выделение словосочетаний в предложении.
В работе над словосочетанием надо учитывать как его структуру, так и семантику. Упражнения могут быть аналитическими и синтетическими. Такая работа важна не только для развития речи учащихся, но и для изучения грамматики, для ясного понимания внутренних связей простого и сложного предложения.
Умение строить разнообразные типы предложений является основой интеллектуального развития ребёнка. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму. Обучение правильному построению синтаксических конструкций должно проходить практически. Упражнения с предложениями могут быть следующими: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. Для эффективной работы над предложением важно уметь делать логические ударения, смысловые паузы, правильно интонировать.
Список литературы для учителя
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. «Баласс» 2008г.
- Методика русского языка. Е.А.Баринова, Л.Ф.Боженкова, В.И,Лебедев. Москва «Просвещение» 1984г.
- Русский язык. 4 класс Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Москва «Баласс» 2007г.
- Внеклассная работа по русскому языку. А.Т.Кунгуров Москва «Просвещение» 1985г.
- Мир синтаксиса. Рабочая тетрадь. Т Грабыльникова НПО «Школа» Москва «Открытый мир» 1998г.
- Речь. Речь. Речь. Т.А.Ладыженская Москва-Тула «Родничок» 2000г.
- Внеурочная работа по русскому языку Н.Н.Ушаков и др. Москва «Просвещение» 1985г.
- Очерки по методике русского языка И.Р.Палей Москва «Просвещение» 2001г.
Список литературы для учащихся
- Дидактический материал по русскому языку 4 класс Л.Ю.Комиссарова Москва «Баласс»
- Русский язык Справочные материалы М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва 1993г
- Занимательный русский язык. Материалы для занятий с учащимися 1 – 4 классов на уроках и во внеурочное время Л.К.Узорова Волгоград «Учитель»2008г.
- Занимательно о русском языке В.А.Иванова, Д.Э.Розенталь Ленинград «Просвещение» 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016
Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...
Краткая программа дополнительных занятий по русскому языку, 4 класс
Элементы содержания к занятиям по русскому языку, 4 класс...
Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....
Программа занятий по русскому языку 3 класс
Программа индивидуально-групповых занятий по руссому языку для учащихся 3 класса...
Конспект занятия по математике для учащихся с ОВЗ (II вариант обучения) Тема занятия: «Большой – маленький»
Тема занятия: «Большой – маленький»Цель: Формирование навыка различения предметов по величине: большой – маленький.Задачи:Коррекционно-развивающие:развивать памя...