Программа занятий по русскому языку с учащимися 4 класса, имеющими повышенную мотивацию к обучению.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

попович ирина юрьевна

Программа  для внеурочных занятий по русскому языку содержит пояснительную записку, методические рекомендации и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по русскому языку109 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                       «Согласовано»

Директор МОУ гимназия № 15                                          Проректор по УМР МГОГИ  

________________/Волостнова И.В./                                 ______________/                       /

«___»________________200   г.                                        «___»_______________200  г.

          Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15

                           г.о. Орехово-Зуево Московской области

                                        Программа

                         занятий по русскому языку

                  с учащимися 4 класса, имеющими

                 повышенную мотивацию к обучению.

                                                                                               Составитель:

                                                                                               Попович Ирина Юрьевна

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                                               МОУ гимназия №15

                                                   2008 год

                                Пояснительная записка

                                                                                                 

         Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый. Он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Курс русского языка в начальной школе даёт учащимся знания о родном языке и имеет познавательно – практическую направленность.

        Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение знаний о русском языке; формирование умений анализировать, сопоставлять, опознавать и классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации, нормативности, грамотности; воспитание любви и интереса к языку, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры.

         Основными задачами обучения родному языку являются:

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно–языковых речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно  и выразительно говорить, читать и писать на родном языке;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой, выразительной.

                        Данная программа является адаптированной. Составлена на основе Программы по русскому языку для четырёхлетней начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

        Новизна данной программы и отличительная особенность от действующих в традиционных системах  заключается в том, что усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, как средству выражения собственных мыслей  и чувств  и понимания чужих. Работа  с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, строится таким образом, чтобы учащиеся осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при повседневном общении: словосочетание, предложение, текст.

В разделе «Словосочетание» вводятся следующие темы:

  • Именные и глагольные словосочетания
  • Метафора
  • Роль и значение предлогов в осуществлении связи слов.

     При изучении раздела «Предложение» наряду с закреплением признаков предложения совершенствуется умение правильно грамматически и пунктуационно оформлять предложения на письме. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложения. Вводятся следующие понятия:

  • Интонация, логическое ударение, пауза, порядок слов
  • Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство
  • Обращение
  • Вводные слова
  • Предложения с прямой речью
  • Диалог
  • Назывное предложение
  • Сложное предложение.

Цель данной программы – сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным.

Задачи.

  1. Способствовать прочному  и осознанному  усвоению знаний по синтаксису и пунктуации как необходимой базы для развития письменной речи учащихся.
  2.  Развивать навыки  лингвистического анализа.
  3.  Воспитывать интерес к русскому языку  и культуру общения.

        Занятия с детьми, проявляющими повышенную мотивацию к обучению, расширяют лингвистический кругозор школьников и развивают их языковое чутьё, прививают навыки самостоятельной творческой деятельности.

         Продолжительность образовательного процесса составляет 34 часа (1 час в неделю).

         Формы организации индивидуально – групповых занятий разнообразны:  уроки – путешествия, уроки – игры, уроки– сказки, исследования, тренинги, практикумы.

 Основной формой реализации данной программы является урок.

          Программа предусматривает прочное усвоение материала по разделам «Словосочетание» и «Предложение», а также определяет базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся 4 класса, проявляющие повышенную мотивацию к обучению. Программа способствует творческой самореализации развивающейся личности в учебном процессе.

           В результате обучения учащиеся должны знать:

- признаки словосочетания и предложения;

 -название и определение членов предложения: главных и второстепенных, однородных членов предложения;

- отличительные признаки простого и сложного предложения, предложения с прямой речью, назывного предложения;

-  основные качества речи: содержательность, ясность высказываемой мысли, правильность, точность, выразительность.

          В результате обучения учащиеся должны уметь:

-  составлять предложения на заданную тему и по заданной конструкции;

-  определять  вид  предложения,

- ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, с вводными словами, обращениями, с прямой речью, в сложных предложениях из двух частей без союзов и с союзами и, а, но.

- производить синтаксический разбор.

- писать тексты повествовательного характера на заданную тему.

    Оценка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в ходе выполнения проверочных тестов, индивидуальных карточек – заданий, творческих работ. Задания школьной олимпиады по русскому языку являются формой подведения итогов реализации данной образовательной программы.

         Учебно-тематический план образовательной программы

№ п/п

                   

                       Тема урока

                       Форма

                         урока

 Форма

контроля          

             

Словосочетание (6ч)

1

Словосочетание – строительный материал для предложения

 Урок- исследование

 2

Именные словосочетания

Урок-наблюдение

3

Глагольные словосочетания

Урок-наблюдение

4

Роль и значение предлогов в  осуществлении связи слов

Работа с карточками

5

Метафора

Урок-исследование

6

Урок развития письменной речи. Творческая работа «Что я видел из окна»

Предложение (28ч)

7

Предложение – главная единица речи.

Урок-наблюдение

8

Интонация. Логическое ударение. Пауза .Порядок слов

Урок -игра

9

Восстановление деформированных предложений

Тест

10

Про знаки препинания

Урок театрализация

11

Могут ли предложения состоять из одного слова?

Урок-открытие

12

Определение и дополнение

Урок-наблюдение

13

Обстоятельство

Урок-наблюдение

14

Урок развития речи. Составление предложений на заданную тему.

15

Обращение

Урок-практикум

16

Предложения с однородными членами

Урок-исследование

17

Составление предложений по заданной конструкции

Проверочная работа

18

Урок развития речи. Сочинение повествовательного текста «Моя семья»

19

Бессоюзное сложное предложение

Урок-сказка

20

Союзы

Урок-исследование

21

Как избежать грамматических ошибок при составлении предложении

Урок-тренинг

22

Анализ предложений в художественных текстах

Урок-«Мозговой штурм»

23

Отличительные признаки простого предложения с однородными членами и сложного предложения. Союз и.

Тест

24

Что такое речевая ошибка?

Урок-исследование

25

Урок развития речи. Коллективное сочинение «В свете есть такое чудо»

26

Предложения с прямой речью. Анализ текстов художественных произведений

Урок-наблюдение

27

Составление предложений с прямой речью

Работа с карточками

28

Диалог

Ролевая игра

29

Что такое вводное слово?

Урок-практикум

30

Урок развития речи. Составление текста-рассуждения «Зачем нужно учиться?»

31-32

Синтаксический разбор предложения

Урок-тренинг

Проверочная работа

33

Олимпиада по русскому языку

34

Обобщающий урок.

   

                          Содержание образовательной программы

                                           Словосочетание  (6ч)

Понятие о словосочетании. Роль словосочетаний в речи. Объединение (сочетание) слов по смыслу и грамматически.

Главное и зависимое слово.

Именные словосочетания.

Глагольные словосочетания. Роль предлогов в осуществлении связи слов в предложении.

 Конструирование  моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения (определительные, объектные, пространственные, целевые причинные).

Метафора.

                                           Предложение  (28ч)

Признаки предложения. Установление связи между словами в предложении.

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Главные и второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Составление предложений на заданную тему и по заданной конструкции.

Назывные предложения.

Предложения с обращениями

Предложения с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения. Их роль в речи. Запятая в предложении с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Бессоюзное сложное предложение. Развитие умения находить главные члены и определять количество частей в сложном предложении.

Союзы. Их роль и значение в речи.

Сопоставление предложений с однородными членами и сложных предложений. Союз и.

Предложения с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»). Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Диалог.

Предложения с вводными словами.

Синтаксический разбор простого и сложного предложений

Речевые и грамматические ошибки и способы их устранения.

Анализ предложений в художественных произведениях.

Работа по развитию письменной речи. Выполнение творческих работ.

 

                           Ресурсное обеспечение программы.

Ресурсное обеспечение программы заключается в широком использовании фонда учебно-наглядных пособий, раздаточного материала, демонстрационных карточек. Применение в учебном процессе  ИКТ с использованием компьютера, интерактивной доски, мультимедийных пособий. Используемые средства обучения рассматриваются как компоненты комплекса, основой которого является учебник «Русский язык» 4класс    (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Москва, «Баласс» 2006 год). « Дидактический материал» (Л.Ю.Комиссарова, Москва, «Баласс» 2006год). Работа с художественными произведениями и справочной литературой. Тесты, карточки с заданиями используются для индивидуальной работы и как средства контроля.

Список средств обучения по русскому языку:

  • Печатное пособие. Таблицы и раздаточный материал по русскому. языку для начальных классов.-5 изд.1989.
  • Презентации по изучаемым темам.
  • Учебная электронная игра «Фраза».
  • DVD  диск  «Репетитор».  
  • КМ школа.

                            Методические рекомендиции.

      Изучение разделов «Словосочетание» и «Предложение» направлено на углубление и расширение представлений учащихся о синтаксических единицах речи. Рекомендуемые задания выходят за рамки традиционной программы по русскому языку.

      Обучать детей словосочетаниям – значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний – значит учить их пониманию логических отношений. Виды синтаксических упражнений:

- упражнения в конструировании словосочетаний  различного вида

- выделение словосочетаний в предложении.

В работе над словосочетанием надо учитывать как его структуру, так и семантику. Упражнения могут быть аналитическими и синтетическими. Такая работа важна не только для развития речи учащихся, но и для изучения грамматики, для ясного понимания внутренних связей простого и сложного предложения.

          Умение строить разнообразные типы предложений является основой интеллектуального развития ребёнка. Предложение передаёт мысль  ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму. Обучение правильному построению синтаксических конструкций должно проходить практически. Упражнения с предложениями могут быть следующими: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. Для эффективной работы над предложением важно уметь делать логические ударения, смысловые паузы, правильно интонировать.

Список литературы для учителя

  1. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. «Баласс» 2008г.
  2. Методика русского языка. Е.А.Баринова, Л.Ф.Боженкова, В.И,Лебедев. Москва  «Просвещение» 1984г.
  3. Русский язык. 4 класс  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.  Москва «Баласс» 2007г.
  4. Внеклассная работа по русскому языку. А.Т.Кунгуров Москва «Просвещение» 1985г.
  5. Мир синтаксиса. Рабочая тетрадь. Т Грабыльникова НПО «Школа» Москва «Открытый мир» 1998г.
  6. Речь. Речь. Речь.  Т.А.Ладыженская  Москва-Тула «Родничок» 2000г.
  7. Внеурочная  работа по русскому языку Н.Н.Ушаков и др. Москва «Просвещение» 1985г.
  8. Очерки по методике русского языка И.Р.Палей Москва «Просвещение» 2001г.

Список литературы для учащихся

  1. Дидактический материал по русскому языку 4 класс  Л.Ю.Комиссарова Москва «Баласс»
  2. Русский язык Справочные материалы М.Т.Баранов, Т.А.Костяева Москва  1993г
  3.  Занимательный русский язык. Материалы для занятий с учащимися 1 – 4 классов на уроках и во внеурочное время  Л.К.Узорова Волгоград «Учитель»2008г.
  4. Занимательно о русском языке В.А.Иванова, Д.Э.Розенталь Ленинград «Просвещение» 1993г.

 

 

   

 

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Краткая программа дополнительных занятий по русскому языку, 4 класс

Элементы содержания к занятиям по русскому языку, 4 класс...

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

Программа занятий по русскому языку 3 класс

Программа индивидуально-групповых  занятий по руссому языку для учащихся 3 класса...

Конспект занятия по математике для учащихся с ОВЗ (II вариант обучения) Тема занятия: «Большой – маленький»

Тема занятия: «Большой – маленький»Цель: Формирование навыка различения предметов по величине: большой – маленький.Задачи:Коррекционно-развивающие:развивать памя...