Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему
Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу новой, более сложной.
П. Ф. Лесгафт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_smotr_znaniy.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
Достигнутый результат уже сам по себе побуждает ребенка к продолжению работы и началу новой, более сложной.
П. Ф. Лесгафт.
Тема: Обобщение изученного материала за год. Вид урока: Урок - смотр знаний.
Цели урока:
^ Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
^ Развивающие: развивать мышление и память учащихся по-
средством анализа, сравнения и обобщения
изученного материала.
^ Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.
Оборудование:
- Рисунок деда Всеведа, его письмо.
- Карточки-задания с фотографиями знатоков русского языка.
3).Таблички:
•Орфография (правила написания слов); •Фонетика (звуки речи);
•Морфемика (состав слова);
•Морфология (части речи);
•Синтаксис (предложение).
4) Таблички:
- Орфограммы в словах;
- Тесты;
- Фонетические вопросы;
- Словосочетания.
5) Сигнальные карточки:
- Падежи;
- Цифры 1,2,3;
• Части речи; - Окончания -е, -и.
- Дидактические карточки.
- Индивидуальные кодовые таблицы для отметки:
- настроения;
- самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
• Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть на уроке ваши милые лица, добрые улыбки. Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас. В конце урока выясним, изменится ли оно.
II. Сообщение темы и цели урока.
• А теперь, ребята, мне быстрее хочется ознакомить вас с письмом деда Всеведа. А называют его так, потому что он все «ведает», т. е. все знает.
«Здравствуйте, мои юные друзья!
Вот уже три года я наблюдаю, с каким интересом вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и предлагаю вам сегодня провести «Урок - смотр знаний», на котором вы сможете не только порадовать
гостей своими знаниями, но и испытать свои умения рассуждать, доказывать, смекать. А задания к уроку вам приготовили мои помощники. Если ваши знания будут соответствовать требованиям программы, в конце урока мы присудим вам звание «Знатоков русского языка». Успехов вам, друзья!
Дед Всевед»
• Итак, ребята, согласны ли вы с предложением деда Всеведа? Тогда, скорее за дело.
ФОНЕТИКА.
Уч-ль: Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».
•Что изучает фонетика? Дети: Фонетика изучает звуки нашей речи.
I. Фонетическая задача. Работа на доске.
Уч-ль: Сделать фонетический разбор слова «Рая» одному ученику, а
другому – транскрипцию слова «Мяч» на доске, а остальным вопросы и задания.
II. Фонетические игры и вопросы.
а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?
Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.
б) Чем интересны буквы ь и ъ?
Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.
в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя?
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.
• Когда она может обозначать два звука?
Дети: буква ё может обозначать два звука, если будет стоять в начале
слова, после гласной или после разделительных ь и ъ знаков.
Например: яма, змея, семья, въезд.
г) На какие две группы можно разделить эти буквы (а, о, у, с, н, к, т, и)?
Дети: Эти буквы можно разделить на две группы: гласные (а, о, у, и) и
согласные (с, н, к, т).
III. Творческая работа.
Уч-ль: Какие слова можно составить из этих букв?
(Варианты слов: кино, сук, осина, кот, ток, сок, коса, окно, сон, нос, сукно,
кит, оса, тоска и т.д.)
Молодцы, прекрасно.
IV. Проверка навыков контроля.
Уч-ль:
а) А теперь включаем «светофорики» для проверки транскрипции слова «Мяч».
б) Проверяем фонетический разбор слова «Рая».
в) Почему в слове «Рая» больше звуков, чем букв? (Буква я стоит после гласной а, обозначает два звука)
V. Итог раздела «Фонетика».
Уч-ль: Ребята, мы уже знаем, что звуки нашей речи шипят, свистят, поют, а иногда и спорят, но все они очень дружные и знают, что жить друг без друга не могут, в чем мы только что убедились.
VI. Самооценка.
• Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.
ОРФОГРАФИЯ.
• Переходим ко второму заданию из раздела «Орфография».
I. Припоминание теоретического материала.
а) Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)
б) Угадайте орфограммы и хором назовите правила (трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, вбежал, во двор).
- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).
II. Развитие орфографической зоркости.
• Внимание, тесты! Найди слово с ошибкой, назови орфограммы, докажи
правописание слова.
- Печь 1. Сворил 1. В парке 1. Казань
- Люда 2. Точка 2. Пружина 2. Сезд
- Книшка 3. Мороз 3. Льёт З.Анна
III. Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
Уч-ль: А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов:
всаду девочька роза сорвола красныя розы.
Дети:
а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;
б) девочка - сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;
в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;
г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-
д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;
е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.
Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?
Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.
Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.
Физминутка: Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
IV. Словарная работа. Выборочный диктант.
а) Какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению?
3 склонению?
б) Отгадать загадки, написать отгадки в три столбика по склонениям в тетрадях.
Один ученик пишет на доске имена существительные в 3 столбика по склонениям.
в) Итак, загадки:
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
- Орудие труда для копки земли. (Лопата)
- Плод, который созревает на яблоне. (Яблоко)
- Расту на грядке я, длина, красна, вкусна. (Морковь)
- Он бывает и речной и сахарный. (Песок)
г) Разделить слова на слоги, выделить безударные гласные;
д) Какое слово «лишнее» по орфограммам;
(гнездо - слово с проверяемой безударной гласной)
е) Какое имя существительное 2 склонения «лишнее» по другим признакам?;
(яб-ло-ко: 3 слога, ударение в первом слоге, начинается с гласной буквы, имеет 2 варианта переноса;
мор-ковь: слово оканчивается на мягкий знак).
Уч-ль: Молодцы, ребята! Прочитаем хором по слогам все слова, запомним их правописание. (Читают). Но почему эти слова нужно знать по памяти? (Они непроверяемые).
А теперь продолжите пословицу: «Грамоте учиться — ...(всегда пригодиться)».
- Самооценка знаний орфографии.
- Ребята, а где же могут вам пригодиться знания орфографии? (Ответы детей).
- Физминутка.
• Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.
Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.
Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.
МОРФЕМИКА.
Уч-ль: Выполняем задание по разделу «Морфемика».
Что изучает наука «Морфемика»?
Дети: Морфемика изучает состав слова.
Уч-ль: А что входит в состав слова?
Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.
I. Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.
Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.
П. Устный фронтальный опрос теоретического материала.
Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»
- Какая часть слова стоит перед корнем?
- Какая часть слова стоит после корня?
- Для чего они служат?
- Окончание - это часть речи или часть слова?
- Какая эта часть слова?
• Без какой части не может существовать слово?
• Что такое корень?
Молодцы, справились и с этим заданием!
III. Проверка разбора слов по составу.
Уч-ль: Включаем «светофорики» для слова цветной; для слова подход. Проверяем.
IV. Алгоритм морфемного разбора. Коллективная
устная работа.
Уч-ль: Внимание! Проверь себя, знаешь ли ты порядок морфемного разбора.
Итак, слово цветет.
Дети:
1_шаг: Слово цветет обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? Это глагол.
2 шаг: Нахожу окончание. Для этого ставлю слово во множественное число цветут. Изменилась часть слова — ет, это будет окончание,
З шаг: Часть слова цвет - без окончания - это основа слова.
- шаг: Нахожу корень. Для этого подбираю однокоренные слова цветы,
цветной. Общая часть цвет, значит это корень.
5шаг: Приставки нет, суффикса нет.
Уч-ль: Молодцы, ребята! Сделал дело - играй смело!
V. Творческая работа. Проверка домашнего задания
«Волшебные превращения».
(Дети поочередно выходят к доске с выполненными дома творческими заданиями в рисунках).
1 уч-к: Как большой дом превратить в маленький?
(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.
2 уч-к: Как большой гриб превратить в маленький?
(гриб + ок = грибок)
3 уч-к: Как большой стул превратить в маленький?
(стул + чик = стульчик)
4 уч-к: Как рыбу превратить в человека?
(рыб + ак = рыбак)
5 уч-к: Как березу превратить в гриб?
(под + берез + овик = подберезовик)
Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).
VI. Самооценка.
СИНТАКСИС.
Уч-ль: Задания по разделу «Синтаксис» вам прислали Рустем и Азат. Ребята, что изучает «Синтаксис»? (предложение и словосочетание).
I. Закрепление знаний о предложении.
а) Какие виды предложений есть в русском языке?
(повествовательные, вопросительные, восклицательные)
б) Назовите главные члены предложения;
в) Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?
II. Творческая работа. Самостоятельная работа по
дидактическим карточкам.
а) Составь и запиши из данных слов предложение, разбери его по членам;
(растет, рожь, в, озимая, поле)
б)Назови главные члены предложения.
III. Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.
а) Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:
- шаг: В этом предложении сообщается, что в поле растет озимая рожь
это повествовательное предложение, в конце его ставится точка. - шаг: В предложении говорится о ржи, (что?) рожь, это подлежащее.
- шаг: Рожь (что делает?)растет, это сказуемое.
- шаг: Рожь растет - это основа предложения, остальные слова -
второстепенные члены. - шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
это распространенное предложение. - шаг: Нахожу состав подлежащего: рожь (какая?) озимая.
- шаг: Нахожу состав сказуемого: растет в (чем?) поле
Уч-ль: Ребята, поднимите руки, кто затруднялся в разборе предложения по членам?
IV. Самооценка.
Уч-ль: Оцените, пожалуйста, свои знания, умения и навыки по синтаксису.
V. Физминутка.
МОРФОЛОГИЯ.
Уч-ль: Переходим к последнему заданию по «Морфологии». Что изучает «Морфология»? (Части речи).
I. Творческая работа.
а) «Загадайте части речи» (дети загадывают цепочкой друг другу об
именах существительных, именах прилагательных, глаголах и предлогах)
Н-Р: Отгадайте, что это за часть речи, которая обозначает предмет и
отвечает на вопросы кто? что?
(Аналогично загадываются и другие части речи.)
б) В записанном (в тетради) предложении обозначьте части речи;
в) Показать сигнальной карточкой каких частей речи больше? (сущ.)
г) Как изменяются имена существительные? (по числам и по падежам).
- Ребята, нравятся ли вам такие задания и почему? (Ответы детей).
II. Закрепление знаний о падежах и их вопросах в
именах существительных.
Уч-ль: Определите и покажите сигнальной карточкой падеж, докажите.
• На берег У театра
- На болоте За хлебом
- Игрушка К дому
- О мебели Ручку
III. Упражнения в различении окончаний - е, - и в именах существительных.
Уч-ль: Ребята, очень часто в именах существительных спорят окончания -е, -и. Сейчас поставьте вопрос, покажите сигнальной карточкой нужное окончание.
- Подошел к (пристань)
- Мечтал о (работа)
- Отошел от (ель)
- Признаться в (ошибка)
- Шел по (дорога)
- Думал о (жизнь)
- Очистил от (пыль)
- Работал в (магазин)
- Читал в (книга)
Молодцы! Ребята, а для чего вам нужно так хорошо знать падежные окончания частей речи? ( Грамотно говорить и грамотно писать).
- Самооценка знаний частей речи.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1. Общая отметка за урок.
•Уч-ль: Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).
•Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.
•Теперь слово деду Всеведу: «Друзья мои, мы поздравляем вас с прекрасными знаниями и присуждаем всем вам звание «Знатоков русского языка». До новых встреч! Дед Всевед.»
2. Уч-ль: Итак, все задания знатоков выполнены. Как вы думаете, какая из этих двух пословиц подходит к нашему уроку и почему?
- «Друзья познаются в беде».
- «Тяжело в учении, легко в бою».
Конечно же, ребята, корень учения горек, да плод его сладок.
- Домашнее задание: Составить кроссворд по изученным темам.
•Сейчас отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение. Изменилось ли оно?
(Ответы детей) Спасибо за урок! Спасибо за честный добросовестный труд!
Приложение
Фамилия, имя:…………………………………………………….
Раздел науки о языках | Орфография (правила написания слов) | Фонетика (звуки речи) | Морфемика (состав слова) | Синтаксис (предложение и словосочетание) | Морфология (части речи) |
Оценка |
|
Общая оценка: _________
1. Отметьте кружочком одно слово, которое определяет ваше настроение сейчас, в начале урока, а в конце обведите слово, соответствующее вашему настроению в конце урока.
Начало урока Конец урока
А)спокойное; а)спокойное;
Б) встревоженное; б) встревоженное;
В) радостное; а) радостное;
Г) безразличное. г) безразличное.
Какая из этих пословиц подходит к нашему уроку?
- «Друзья познаются в беде»,
- «Тяжело в учении, легко в бою»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...
Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного м...
Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку
Оценивание умений, знаний и навыков учащихся по русскому языку по разным видам работы....
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе....
Независимое оценивание (Мониторинг знаний учащихся по русскому языку на портале Учи.ру)
Мониторинг знаний учащихся 2В класса (трехкратное независимое оценивание в течении учебного года) на портале Учи.ру....
Урок по теме "Обобщение знаний о местоимеии" Русский язык 4 класс УМК "Школа России"
Урок позволит расширить знания обучающихся об употреблении местоимений в речи, закрепить умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами, совершенствовать умен...