Урок по теме "Обобщение знаний о местоимеии" Русский язык 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Саяхутдинова Евгения Викторовна

Урок позволит расширить знания обучающихся об употреблении местоимений в речизакрепить умение орфографически правильно обозначать на письме  местоимения с предлогами, совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_znaniy_po_teme_mestoimenie.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«МЕСТОИМЕНИЕ»

4 класс

Подготовила:

Саяхутдинова Е.В. - учитель начальных классов

                       

   

                             

г. Алзамай

2020-2021 уч. год

ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»

Педагогические  задачи  урока:

 - обучающие

- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;

- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме  местоимения с предлогами;

- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;

- развивающие

- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь обучающихся,  творческие способности;

- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;  

- воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;

- прививать интерес к предмету.

                                Планируемые результаты:

- личностные УУД: 

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные УУД:

- познавательные УУД:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать  написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные УУД: 

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные УУД:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

УМК «Школа России».

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  4 класс  В 2-х  ч. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

1. Психологический настрой к уроку

- Встанем в круг, возьмёмся за руки и пожелаем удачи друг другу: «Я желаю удачи всегда и во всём».

- Ребята, а я хочу, чтобы вы сегодня улыбались,

  Работой своей довольны остались.

  Чтоб каждый из вас ощутил свой успех.

   Чтоб этот урок порадовал всех.

- Для работы на уроке нам необходимо разделиться на группы. (Прием «Конфеты»)

    - Смотрим цвет фантика, находим столы с карточкой этого цвета и присаживаемся.

II. Актуализация знаний.

- Итак, начинаем урок русского языка.

- А каким бы вы хотели видеть наш урок? (Ответы детей)

- А какими мы должны быть, чтобы урок наш был …? (Ответы детей)

- А какой я должна быть сегодня на уроке? (Ответы детей)

Ну что ж, помогите мне составить план урока, потому что без плана наш урок не будет таким о котором мы мечтали. Итак, посмотрите у меня выложены карточки. Расставим их в том порядке, как обычно мы проводим наш с вами урок: (ответы детей) 

1. Чистописание

2. Словарная работа.

3. Тема. Цели, задачи.

4. Работа по теме урока.

5. Закрепление.

6. Самостоятельная работа.

7. Итог.

1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- Начинаем с минутки чистописания. А для этого открываем тетрадки, положили их с наклоном, спинки прямые, локоточки на столе, ножки вместе, записываем число и классная работа. Кто прокомментирует число и классная работа?

У нас будет необычное чистописание

И начнем мы свой урок

Несомненно, с этих строк

Вы на строчки посмотрите

Что заметили – скажите?

В, на, нос, ты, нас, мне, мни, вы, а, мнём, под, тебя, тот, но.

- Ребята, что вы заметили? (Здесь записаны разные части речи).

- Давайте разобьём их на группы, обозначив части речи.

Предлоги: в, на, под

Союзы: а, но

Сущ: нос

Гл: мни, мнём

Мест: я, он, ты, нас, мне, вы

- Я предлагаю записать только местоимения.

- Пишем быстро, правильно, красиво. Буковки ровные, круглые, с наклоном.

2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Мы переходим ко второму пункту нашего плана: словарная работа.

- Перед вами на доске словарные слова, слова с трудным написанием, ваша задача записать эти слова, вставляя буковку в слове (читаю слова):

Аллея, горизонт, соловейяблоко, жёлтый, ворона. Проговариваем ротиком, рот обладает памятью.

- Настало время проверки. Самопроверка. Если ошибки исправляем. (Я проговариваю). Встаньте, пожалуйста, те у кого нет ни одной ошибки. Молодцы. Горжусь вами.

III. Самоопределение к деятельности.

     1. Постановка учебной задачи.

- Следующее интересное задание. Попробуйте найти в словарных словах, слова – части речи, которые не называют предмет, а указывают на него. (я, он, ей, я, ты, она)

- А как называются эти слова в русском языке? (местоимения) КЛАСТЕР

- Итак на чистописании нам встретились местоимения, в словарной работе тоже. А кто скажет, что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи)

- Какую роль играют местоимения в нашей речи? (Местоимения указывают на предмет, но не называют их)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Местоимения)

- Тема новая? Нет. Сегодня у нас заключительный урок по теме «Местоимения».

- Тогда помогите мне сформулировать цель и задачи урока. (…) Итак я сформулировала цель нашего урока – повторить и обобщить все наши знания о местоимении, задачи урока – отработать умение различать местоимения среди других частей речи, отработать умение находить местоимения в предложениях, а так же определять падеж, число, лицо у местоимений, ну и конечно же красиво, грамотно писать.

- Для чего же нам нужны эти знания? (Для того чтобы наша речь была правильная и красивая, для дальнейшего изучения русского языка, для правильного использования наших знаний в жизни).

2. Работа по теме урока.

- Чтобы закончить наш кластер, поработаем в группах (5 групп). У каждой группы есть задания. Выполняем задания и делаем вывод, записывая его в карточке.

1 группа.

Прочитайте. Подчеркните местоимения. Укажи их лицо.

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение. Оно хорошо пахло.

--Ты знаешь название этого растения? — спросил я друга.

Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице биологии. Она похвалила нас:

--Хорошо, что вы такие любознательные. Это растение — багульник.

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2 группа.

Прочитайте. Подчеркните местоимения. Укажи их число.

Вот выглянуло солнце из-за тучи. Оно осветило землю. На ветку дерева села ворона. Она громко закаркала. На другой ветке сидел воробей. Он чистил свои пёрышки. Мы любим наблюдать за птицами. Они помогают нам уничтожать насекомых.

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3 группа.

Прочитай. Найди в тексте местоимения и в скобках укажи их падеж.

Я (       ) пошёл вправо через кусты. Мне (        ) попалась заросшая дорожка. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня (       ) и пугливо нырнула в сторону. Ноги подкашивались подо мною (      ) от усталости. Неприятное чувство шевельнулось во мне (        ).  Вокруг  меня (       ) полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света.

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4 группа.

Прочитай. Подчеркни местоимения 3 лица. Определи их число и род.

В раннюю зимнюю пору мы отправились к знакомому леснику. Он (            ) жил в лесной сторожке. Дорога шла лесом.      Она (             ) вела к избушке лесника. На одном из деревьев я увидел птичье гнездо. Оно (          ) было засыпано пушистым снегом. Деревья были в красивом снежном уборе.     Они (             ) стояли в серебристом инее.

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 группа.

Прочитай. Вставь нужные по смыслу слова.

Дружить  __ ним, спросить ___ него, зайти ___ ней, сделать ____ него, выросли ___  неё, брать _____ неё, следить ____ ней, подкрался ____ ним, пестрели _____ ними, вместе ____ ним.

Вывод: ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

- Группы готовы, кто выступает? (доделываем кластер)

- Итак, что мы повторили выполняя это задание? (ответы детей)

IV. Физкультминутка.

Я иду, и ты идёшь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою, и ты поёшь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идём, и мы поём - раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живём - раз, два, три. (Шагаем на месте).

- Назовите местоимения, которые вы услышали при проведении физминутки.

- На кого указывает местоимение "я"? ("ты", "мы")

Игра «Зеркало» (один из вас будет главным, а второй зависимым)

V. Закрепление.

1. Индивидуальная работа. Упражнение «Сколько местоимений в тексте?»

- Я предлагаю вам проверить вашу внимательность и умение слышать местоимения в речи. Я буду зачитывать текст, вам нужно выписать все личные местоимения, которые вы в нем услышите. Повторяющиеся местоимения выписывать не нужно. (Читаю текст из рассказа К.Г.Паустовского).

- Записываем Через запятую.

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей было нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

- Что нового вы узнали о жизни ласточки из текста? (Самопроверка. Один ученик зачитывает ответ).

- Сколько местоимений вы выписали? (10) 

- Выставьте оценки: за 5-6 местоимений – 3, 7-8 – 4, 9-10 – 5

- Кто справился с заданием, тот был внимательным и хорошо знает местоимения.

- У кого возникли затруднения? Как вы думаете почему? Что вам нужно сделать?

2. Работа в парах.

- А сейчас вы будете в роли учителей. Работать будете в парах. Прочитайте предложения и запишите их исправляя ошибки. Подчеркните местоимения, а рядом в скобочках укажите число, лицо, падеж

(Упражнения напечатаны на отдельных листочках и лежат на партах учеников).

1. Огромный пëс нëсся прямо на  еë (                                 ).

2. Петя любовался ним (                                ) целый час.

3. Ребята с ими (                             ) гуляли целый день.

- Самопроверка. (Самопроверка. Один ученик зачитывает ответ).

5 правильно – 5, 4 – 4, 3 – 3.

VI. Включение изученного в систему  знаний.

Самостоятельная работа.

- Ну что ж пришло время самостоятельный работы. Сегодня самостоятельная работа по карточкам: белая и розовая. Задания в белой карточке лёгкие, задания розовой карточки посложней. Выбираем. Работаем прямо в карточке.

Белая карточка

Прочитай. Подчеркни местоимения, в скобках обозначь их лицо и число.

  1. У неё (…………) стальные зубы, с нею (…………) дружат лесорубы.
  2. Растянувшись во весь рост, он (…………) концами в землю врос.
  3. Через речку по нему (……………) мы (…………) идём по одному.

Розовая карточка

Прочитайте, подчеркните поставьте местоимения. В скобках обозначьте лицо, число и падеж местоимений.

1. Благословите  меня (……………………….) государь мой, батюшка родимый.

2. Поеду к зверю лесному, чуду морскому и стану жить у него (……………………….).

3. Для меня (………………………..) достал батюшка аленький цветочек.

- Итак мы справились с карточками. Покажите, кто розовую выбрал. Кого больше у нас трудных или лёгких?

VII. Рефлексия. Итог урока.

- Подведем итог, вернёмся к нашему кластеру (задаю вопросы по кластеру).

- Все пункты плана выполнили?

- Вспомним цели и задачи урока (ответы детей)

- Ну что ж итог урока подведен у нас с вами? Осталось только оценить свою работу.

- Подумайте как вы сегодня работали в продвижении вперед.

- Посмотрите на свою карточку самостоятельной работы, поставьте в тетради самооценку.

- Тетрадочки закрыли, убрали их в сторонку.

- Встаньте, пожалуйста, те кто получил сегодня «5», поставил себе «5». Много ребят, молодцы. Вижу, что есть и «4», надеюсь справедливые.

- А урок у нас получился сегодня интересным, познавательным?

VIII. Домашнее  задание

- А чтобы отлично разбираться в теме «Местоимение» и проявить свои творческие способности, предлагаю выполнить д/з по желанию:

  1. Мини-сочинение «Путешествие в царство «Местоимение» (красочно и ярко описать наше путешествие, не забываем правила написания текста: 3 красные строки, правильно составленные предложения)
  2. Найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл (устно).

- Ну что ж урок окончен, улыбнулись друг другу и скажем: «Спасибо за урок!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок комплексного применения знаний по русскому языку в 3 классе по теме "Орфограммы в корне слова"

Урок был подготовлен и проведен совместно с учителем русского языка 8 класса и учащимися 8 класса....

проверка знаний по математике 1 класс "Школа России"

В данной папке содержатся конспекты уроков,контрольные и самостоятельные работы по математике...

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100"

Урок открытия нового знания по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов" ОС "Школа 2100" построен в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяются ЭОР....

Методическая разработка урока открытия нового знания по русскому языку 1 класс "Перенос слов"

Данная методическая разработка урока открытия нового знания по теме "Перенос слов" для 1 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок открытия нового знания по русскому языку "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения....

Урок русского языка, посвящённый Дню победы. "Обобщение и систематизация знаний о глаголе". 3 класс. "Школа России".

Урок, посвящённый Дню Победы в ВОВ. Обобщение и систематизация знаний обучающихся о глаголе, о его роли в речи в 3 классе. Программа "Школа России". учебник Канакиной В.П....