Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе. | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе.
Вид урока: Урок - смотр знаний.
Тема: Обобщение изученного материала за год.
Цели урока:
1) Образовательные: Обобщить и систематизировать знания учащихся фонетического и морфемного разбора слов, синтаксического разбора предложения, разбора слов по частям речи, совершенствовать грамматико-орфографические, речевые умения и навыки.
2) Развивающие: развивать мышление и память учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изученного материала.
3) Воспитательные: прививать навыки самообразования, применяя методы контроля, самоконтроля, самоанализа и пословиц.
Оборудование:
1) Звуковое письмо Шапокляк.
2) Карточки-задания, тесты.
3) Таблички:
•Орфография (правила написания слов); •Фонетика (звуки речи);
•Морфемика (состав слова);
•Морфология (части речи);
•Синтаксис (предложение).
4) Индивидуальные кодовые таблицы для отметки настроения и самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам в кодовой таблице отметить одно слово из четырех, которое определяет ваше настроение сейчас: спокойное, радостное, встревоженное, безразличное. В конце урока выясним, изменится ли оно.
II. Сообщение темы и цели урока.
- А теперь, ребята, мне хочется ознакомить вас с одним интересным письмом старушки Шапокляк. (Слушание звукозаписи)
«Здравствуйте, мои юные друзья!
Вот уже три года я наблюдаю, как вы путешествуете по сказочной стране «Русский язык», и знаю, вам еще рано в 4 класс, вы не сможете не только порадовать гостей своими знаниями, но и не умеете рассуждать, доказывать, смекать».
- Итак, ребята, согласны ли вы с мнением старушки Шапокляк? - Тогда, скорее за дело, давайте докажем обратное.
III. ФОНЕТИКА.
Повторение темы “Звуки и буквы”.
- Выполняем первое задание из раздела «Фонетика».
- Что изучает фонетика?
- Фонетика изучает звуки нашей речи. (Повесить табличку на доске)
а) “Мозговая атака”
- Чем звук отличается от буквы?
- На какие 2 группы делятся звуки?
- Как отличить гласный от согласного?
Гласные в песенке тянутся звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать.
А согласные согласны шелестеть,
Рычать, шипеть,
Но не хочется им петь!
- Какие бывают гласные? (ударные и безударные)
- Согласные? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные)
- Назовите парные согласные.
- Назовите согласные, которые всегда мягкие.
- Всегда твёрдые.
- Всегда ли количество букв и звуков в слове совпадает?
б) Практическое задание - звуко-буквенный анализ слов.
Работа в тетради.
1 вариант – якорь, 2 вариант - платье
Взаимопроверка (слайд 1)
в) Фонетическая задача. Работа на доске. (2 ученика)
– По транскрипции слов правильно записать предложение.
[висной] [пабижали ] [висолыйэ] [ручйи]
г) Фонетические игры и вопросы.
а) Что обозначают эти числа в русском языке: 33, 21, 10, 6, 4?
Дети: В русском алфавите 33 буквы, 21согласная буква, 10 гласных букв, 6 гласных звуков, 4 гласные буквы, обозначающие по два звука.
б) Чем интересны буквы ь и ъ?
Дети: Буквы ь и ъ не обозначают звуков.
в) Какая из этих букв (и, ё, ы, э, а) лишняя? (2 слайд)
Дети: буква ё лишняя, потому что обозначает два звука.
д) решение 1 и 2 задания в тестах. Самопроверка.
е) Самооценка.
- Итак, оцените свои знания по фонетике и запишите в кодовой таблице.
IV. ОРФОГРАФИЯ.
- Переходим ко второму разделу «Орфография».
а) мозговая атака.
- Что изучает орфография?
(Орфография изучает правила написания слов)
- Угадайте орфограммы и хором назовите правила
трава, зуб, Саша, семья, рожь, касса, во двор
- Ребята, так ли важно уметь определять орфограммы и проверять их? (Ответы детей).
б) Развитие орфографической зоркости.
- Внимание, тесты! (Задание 7 с взаимопроверкой) Слайд 2.
в) Развитие наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.
- А теперь, ребята, побудьте учителями, исправьте ошибки и объясните правописание слов и правильно запишите в тетрадку:
всаду девочька роза сорвола красныя розы.
а) в (чём?) саду, в - предлог, пишется отдельно, потому что между ним и следующим словом можно поставить вопрос или другое слово;
б) девочка - сочетания чк, чн, нч пишутся без мягкого знака;
в) слово Роза обозначает имя собственное, пишется с большой буквы;
г) сорвала - проверочное слово рвать, пишется с безударной гласной а в корне слова; приставка со-
д) розы (какие?) красные – прилагательное множественного числа, окончание ые;
е) это предложение, т.к. оно выражает законченную мысль.
Уч-ль: Молодцы, ребята, в будущем вы можете стать прекрасными учителями. А почему же нужно так хорошо знать орфограммы?
Дети: Чтобы грамотно уметь говорить и писать.
Уч-ль: Правильно, не пером пишут, а умом.
г) Самооценка знаний орфографии.
V. Физминутка.
- Ребята, наверное, сейчас настало время и отдохнуть.
Дети: На болоте две лягушки, две веселые квакушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Вправо, влево наклонялась и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет, всем гостям физкульт-привет.
Уч-ль: Молодцы, играй, отдыхай, а про дела не забывай. Работаем дальше.
VI. МОРФЕМИКА.
Что изучает наука «Морфемика»?
Дети: Морфемика изучает состав слова.
Уч-ль: А что входит в состав слова?
Дети: В состав слова входят корень, суффикс, приставка, окончание.
а) “Мозговая атака”
- Какие части слова знаете?
- Может ли слово быть без приставки? Без корня?
- Как называется изменяемая часть слова?
- Что такое приставка? Суффикс?
б) Игра “Угадай приставку”
- Услышите приставку - хлопок, суффикс - молчок!
За-, на-, над-, -ск-, -очк-, по-, пере-, -ушк-
в) Разбор слов по составу. Индивидуальная работа на доске.
Уч-ль: К доске - двое желающих. Нужно разобрать слова по составу цветной и подход.
г) Устный фронтальный опрос теоретического материала.
Уч-ль: Всем остальным: «Думай, вспоминай, быстро отвечай!»
- Какая часть слова стоит перед корнем?
- Какая часть слова стоит после корня?
- Для чего они служат?
- Окончание - это часть речи или часть слова?
- Какая эта часть слова?
- Без какой части не может существовать слово?
- Что такое корень?
- Молодцы, справились и с этим заданием!
д) Проверка разбора слов по составу. Решение 5 задания в тестах.
е) Творческая работа. «Волшебные превращения». (Слайд 3)
1) Как большой дом превратить в маленький?
(Нужно к корню дом, прибавить суффикс —ик, получится маленький домик.
2) Как большой гриб превратить в маленький?
(гриб + ок = грибок)
3) Как рыбу превратить в человека?
(рыб + ак = рыбак)
4) Как березу превратить в гриб?
(под + берез + овик = подберезовик)
Уч-ль: Итак, ребята, какие же части слов делают поистине волшебные превращения? (приставки и суффиксы, они образуют новые слова).
Самооценка.
VII. МОРФОЛОГИЯ.
Уч-ль: Что изучает «Морфология»? (Части речи).
а) “Мозговая атака”
-Какие части речи знаете?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Как изменяется?
- Какая часть речи обозначает признаки предмета?
- В чём сходство между местоимением и именем существительным?
- Различие?
- Какая часть речи называется глаголом?
- Как изменяются глаголы?
б) Игра “Кто внимательный?”
- Две лягушки принесли задание. Я прочитаю сказку, а каждый из вас запишет в тетради все глаголы, которые услышит.
Две лягушки.
Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадёжным, и одна из лягушек не стала тратить силы, пошла на дно. А другая барахталась и вскоре ощутила под своими лапками что-то твёрдое: это она сама сбила из жидкой сметаны твёрдое масло. Оперлась она лапками на твёрдый масляный ком и выпрыгнула из горшка.
(11 глаголов)
- Как вы понимаете эти слова?
- На какие группы можно разделить глаголы? (по временам, с не и без частицы не, с приставками и без, с Ь знаком на конце и без, простые и составные)
в) Игра “Аукцион”
А теперь – аукцион,
Подведёт итоги он.
Тот, кто больше знает,
Тот и слово получает!
- Цепочкой называете по одному признаку слова, побеждает команда, назвавшая последний признак.
(Слово попугай - мужской род. единственное число, 3 слога, 7 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных, может быть существительным или глаголом, надо смотреть в предложении.)
Говорит попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю.”
Попугаю в ответ попугай:
“Попугай! Попугай! Попугай!”
г) Решение в тестах 3,4,8.9 заданий.
(Взаимопроверка в парах постоянного состава)
VIII. Упражнения для глаз. (слайд 4)
IX. СИНТАКСИС.
- Что изучает синтаксис? (Предложение)
а) “Мозговая атака”
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения?
- Какие члены предложения вы знаете?
б) Минутка смеха.
Курлявая мамруля окуврычила блюмчика.
- Разберите по членам предложения и частям речи.
Алгоритм синтаксического разбора предложений.
Фронтальная работа.
а) Прокомментируйте синтаксический разбор этого предложения.
Дети:
1 шаг: В этом предложении сообщается курлявая мамруля окуврычила блюмчика.
что это повествовательное предложение, в конце его ставится точка.
2 шаг: В предложении говорится о, мамруле (что?) это подлежащее.
3 шаг: мамруля (что делала?), окуврычила, это сказуемое.
4 шаг: Мамруля окуврычила - это основа предложения, остальные слова -
второстепенные члены.
5 шаг: В предложении есть и главные, и второстепенные члены, значит,
это распространенное предложение.
6 шаг: Нахожу состав подлежащего:
7 шаг: Нахожу состав сказуемого:
в) Выполнение 6 задания в тестах.
Самооценка.
X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1. Общая отметка за урок.
- Сейчас оцените свои знания, поставьте себе общую отметку и посмотрите, какие разделы русского языка вы усвоили хорошо, а над какими еще нужно поработать. (Ответы детей).
2. Совместная рефлексия по разделам
- Что главное надо знать в каждом разделе?
- Какие задания для тебя труднее даются?
- Какие задания нравятся и делаешь легко?
3. (На доске появляется аппликация – костер Знаний).
Посмотрите, красные звездочки в верхней части костра – это ваши “5”, синие– “4”, желтые – “3”.
- ЯРКО ГОРИТ КОСТЕР ЗНАНИЙ! Сегодня он согрел сердца всех присутствующих в классе своим теплом. И за это спасибо вам, ребята! Вы показали хорошие знания!
4. Отметьте в кодовой таблице (приложение) свое настроение. Изменилось ли оно?
- Молодцы, ребята, я поздравляю вас с успешным усвоением учебного материла за 3 класс и считаю, что всех вас можно смело переводить в 4 класс! Старушка Шапокляк проиграла, вы победили! Мне было очень интересно и приятно общаться с вами на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-смотр знаний учащихся по русскому языку в 3 классе
Достигнутый результат уже сам по ...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...
Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного м...
Нормы оценки знаний учащихся по русскому языку
Оценивание умений, знаний и навыков учащихся по русскому языку по разным видам работы....
Независимое оценивание (Мониторинг знаний учащихся по русскому языку на портале Учи.ру)
Мониторинг знаний учащихся 2В класса (трехкратное независимое оценивание в течении учебного года) на портале Учи.ру....
Урок по теме "Обобщение знаний о местоимеии" Русский язык 4 класс УМК "Школа России"
Урок позволит расширить знания обучающихся об употреблении местоимений в речи, закрепить умение орфографически правильно обозначать на письме местоимения с предлогами, совершенствовать умен...