Слово и его лексическое значение
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)
Эта презентация к урокам русского языка в 3 классе по теме:"Слово и его лексическое значение", УМК "Школа России" к учебникам В. П. Канакиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego.ppt | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для изготовления эмблемы команды к празднику осени принести резинку и кисть.
Прочитайте предложения и назовите значение выделенных слов. Фиалка пустила корень Ученики выделили в слове корень . Кариес поразил корень зуба.
Составьте предложения со словом « игла», употребив его в разных значениях. Под сосной лежали опавшие иглы. Иглы защищают ежа от врагов. Швея ловко владеет иглой.
Закончите фразу: «Словарь – это …» «Толковый словарь – это …»
честный корень (С. 148 – 149)
Честный – правдивый антонимы Честный – лживый синонимы Определите антонимы и синонимы в указанных парах слов, укажите стрелочкой.
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только ______ торт и перец ______. Подберите подходящие по смыслу антонимы и впишите в текст стихотворения.
Любопытный карапуз Изучал продуктов вкус, Но из всех запомнил только сладкий торт и перец горький.
Сегодня на уроке литературы учитель говорил нам о Пушкине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных им произведениях. Прочитайте текст и определите ошибки, допущенные при составлении текста. Предложите свой вариант текста, заменив повторяющие слова синонимами.
В море суши полоса Называется коса. А у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса, - Косит травушку коса. У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос? Б. Гольдберг Прочитайте текст стихотворения и назовите слово, которое одинаково произносится и пишется, но имеет разное значение.
Рассмотрите иллюстрацию и назовите значение слова «коса» в каждом предложении. С. 40, упр. № 75 Коса - полоса суши Коса – заплетённые волосы Коса – сельскохозяйственный инструмент
Алгоритм определения омонима: Что бы определить является ли слово омонимом, надо: 1.Определить слова , которые одинаково произносятся и пишутся . 2.Выделить графически. 3.Определить лексическое значение каждого слова. а) Если лексическое значение у этих слов разное, но указывает особенность, которая характерна для каждого предмета, то это многозначные слова. Например: У сороки длинный хвост. Пассажиры прошли в хвост самолёта. (Характерная особенность - задняя, конечная часть предмета, оконечность чего-нибудь) б).Если лексическое значение совершенно разное, то это омоним . Например: Дети научились писать ноту соль. Лось любит соль. (1.Определяю слова, которые одинаково произносятся и пишутся. Это слово соль. 2.Определяю лексическое значение каждого слова. Соль - это нота и соль -продукт. 3.Делаю вывод: лексическое значение этих слов совершенно разное, значит, передо мной омоним.)
Назовите значение слова «омонимы»
Расскажите алгоритм определения омонима, используя предложение. На берегу озера шустрая норка вырыла уютную норку.
Можно ли утверждать, что в тексте стихотворения омонимы отсутствуют? Обоснуйте своё мнение. Много разных есть ключей: Ключ – родник среди камней, Ключ – скрипичный, завитой, И обычный ключ – дверной.
Определите значение слова «петрушка», используя толковый словарь. С. 1 53 Составьте и напишите предложения со словом «Петрушка», употребив его в разных значениях. На огороде выросла петрушка. На празднике Петрушка развлекал детей.
Компьютерный стол, обеденный стол, письменный стол, теннисный стол.
Назовите значение слова «словосочетание»
Можно ли утверждать, что «чай посуда» является словосочетанием? Обоснуйте своё мнение.
Образуйте словосочетания со словом «альбом», используя любую часть речи. Яркий альбом, альбом для фотографий, нарисовал в альбоме, и т. д.
Бежал по дороге, бежал дорога, жаркое лето, жаркий лето, книга обложка, книга с обложкой.
Бежал по дороге , бежал дорога, жаркое лето, жаркий лето, книга обложка, книга с обложкой .
Чай посуда….. хвойный дерево…. проехал улица….. Образуйте словосочетания с каждой парой слов. Сформулируйте вопрос от главного слова к зависимому. Напишите словосочетания.
«прямое значение» «переносное значение»
Прочитайте словосочетания и назовите значение, в котором оно употребляется. Чёрные мысли, мягкая постель, зелёный пиджак, твёрдый характер.
Можно ли выражение «золотые руки» употреблять в прямом значении?
Прочитайте каждое предложение, определите выражение, которое употребляется в переносном значении, и подчеркните его. На морозе щёки горят. Плачут на крышах сосульки. Улыбнулись сонные берёзки. Под берёзой вырос гриб.
Прочитайте каждое предложение, определите выражение, которое употребляется в переносном значении, и подчеркните его. На морозе щёки горят . Плачут на крышах сосульки . Улыбнулись сонные берёзки . Под берёзой вырос гриб.
«фразеологизм»
Можно ли утверждать, что выражение « сел в калошу» употреблено в прямом значении? Обоснуйте своё мнение.
кот наплакал медленно выполнять работу как кошка с собакой очень мало тянуть кота за хвост в постоянной ссоре Прочитайте словосочетания второго столбика и подберите к каждому соответствующий фразеологизм первого столбика. Соедините пары словосочетаний стрелочкой.
Выпишите из текста с.45, № 85, фразеологизмы, имеющие смысл: «сильно испугался» «очень быстро»
Подберите к выражению «бездельничать» соответствующий фразеологизм и составьте с ним предложение. Напишите его.
Подберите к каждому выделенному словосочетанию подходящий по смыслу фразеологизм и напишите предложения. Я пою очень громко. Туристы шли в гору очень медленно. Нельзя на уроке отвлекаться. Слова для справок; затаив дыхание, черепашьем шагом, совать нос, вовсё горло, спустя рукава, ловить ворон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе на тему: "Слово и его лексическое значение"
Уточнение представлений и совершенствование знаний об особенностях ударения в словах. Деление слов на слоги. Ведётся большая словарная работа....
Русский язык "Слово и его лексическое значение"
На данном уроке ведётся большая работа над развитием лексики через игровую, групповую и индивидуальную работу. ...
Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"
Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз: стадия вызова, стадия осмысления, ре...
Слово и его лексическое значение
Презентация к уроку русского языка 3 класс УМК Школа России...
Проверочная работа № 2 по теме «Слово и его лексическое значение»
Целью проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса. Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из...
Контрольное списывание по теме "Слово и его лексическое значение" 3 класс "Школа России".
Материал содержит карточки с текстом для списывания и грамматическое задание. Согласно требованиям ФГОС,. грамматическое задание представлено в двух вариантах: базовом (необходимом) и повышенном. Данн...
Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...