Русский язык "Слово и его лексическое значение"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
На данном уроке ведётся большая работа над развитием лексики через игровую, групповую и индивидуальную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_more_slov.ppt | 1.97 МБ |
konspekt.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: закрепление знаний о слове и его лексическом значении. Задачи: развивать интерес к изучению родного языка; формировать положительную мотивацию школьной деятельности; формировать навык коллективной работы. Рыбы немы. Не беда! Ведь у них во рту вода. Хуже, если ты, малыш, На уроке всё молчишь.
Загадки Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне. * * * * * У неё одёжки колки – Всё иголки да иголки. * * * Под водой живёт – Ходит задом наперёд. * * * Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит – будет плохо. * * *
«Моряки» Девиз: « По морям, по волнам, нынче здесь – завтра там»
«Юнга» Девиз: «Юнга станет капитаном, дайте только подрасти»
Корабль
Слово, имеющее одно лексическое значение называется однозначным .
Слово, имеющее несколько лексических значений называется многозначным.
Антонимы – слова с противоположным значением. девочка – мальчик Синонимы – слова, по-разному звучащие, но очень близкие по значению. сюрприз – подарок
Родной язык Язык наш прекрасный – Богатый и звучный. То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нём есть и усмешка, И меткость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки – Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!
Счастливого пути по морю слов!
Предварительный просмотр:
Урок - КВН по русскому языку
«Путешествие в море слов».
Цель: закрепить знания о слове и его лексическом значении.
Задачи:
- развитие интереса к изучению родного языка;
- Формирование положительной мотивации школьной деятельности;
- формирование навыка коллективной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
А урок сегодня не совсем обычный, т.к. в нём примут участие и наши уважаемые родители.
Сегодня завершается Неделя русского языка. Много интересного было на этой неделе, вы узнали много нового о русском языке. Но знакомство с родным языком ещё не закончено и сегодня мы снова отправимся с вами в далёкое путешествие – путешествие в море слов. Море слов огромно и неисчерпаемо. Я, надеюсь, что путешествие будет интересным и полезным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
Цель нашего урока – закрепить знания о слове и его лексическом значении.
Наш урок мы построим в виде соревнования двух команд, команды родителей и команды ребят, которые активно участвовали в Неделе русского языка. Все остальные ребята будут участвовать в индивидуальных зачётах, на звание «Знатока русского языка».
Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь ваша была «не кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своём месте, надо знать много слов.
А лучший помощник для знакомства и запоминания слов – это игра.
Игра – наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
II. И сейчас первое задание нашим командам: отгадать загадки и из первых букв отгадок составить название своей команде.
Загадки для 1 команды.
1. Между двух светил
В середине я один. * * * __________
2. Танцует крошка, а всего одна ножка. * * * ________________
3 Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Сахарный и алый стал –
Кушайте, пожалуйста! * * * * * _________________
4. Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. * * * * * _____________________
Из первых букв слов составьте новое слово - название вашей команды. __________________
Загадки для 2 команды.
1. Красненький петушок
По жёрдочке бежит. * * * * * _________________
2. Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. * * * * * * ______________________
3. Старая бабка
По двору шныряет,
Чистоту соблюдает. * * * * * ________________
4. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. * * * __________
5. У репы сестра
На язык остра. * * * * * * ____________________
6. Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нём уху сварить,
Чай душистый кипятить. * * * * * * * ________________________
Из первых букв слов составьте новое слово – название вашей команды _____________________
III. У каждой команды должен быть свой девиз, поэтому ваше следующее задание: из рассыпавшихся слов составит фразу, которая должна стать вашим девизом:
1к. Юнга станет капитаном – дайте только подрасти.
2к. По морям, по волнам, нынче здесь – завтра там.
(Озвучить свой девиз, можно командой)
IV. Познакомились с нашими командами, и я предлагаю вам проверить свой словарный запас. За 2 минуты составить из букв слова «Корабль» как можно больше слов. Это должны быть имена существительные, т.е. слова, обозначающие предметы в единственном числе.
V. В русском языке есть слова, которые обозначают только один предмет, один признак, одно действие. И такие слова называются однозначными. Однозначными являются такие слова, как: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь и другие.
Вывод: Слово, имеющее одно лексическое значение называется однозначным.
Наряду с однозначными словами в русском языке много слов, имеющих два, три и более значений.
Как называются такие слова?
Вывод: Слово, имеющее несколько лексических значений называется многозначным.
В море суши полоса называется коса.
А у девушки коса цвета спелого овса.
На траве лежит роса, косит травушку коса.
У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?
(ответ)
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ – дверной.
А ещё какой ключ бывает? (гаечный)
Задание командам:
1. Выбрать многозначные слова и подчеркнуть: язык, дерево, буква, плитка, земля, тетрадь, девочка, бить, ручка, лестница.
2. Объяснить значение слов: звезда, язык.
Физминутка. «Капитаны».
VI. Конкурс «Капитаны».
1. Подобрать антонимы. Поздно, отдыхать, грустный, молодой, зима, утро, светло.
2. Подобрать синонимы. Всадник, метель, страна, потёмки, верхушка, краснеть, кратко.
VII. А теперь представьте, что мы с вами оказались на небольшом острове. Попробуйте угадать его название, послушав разговор людей, здесь живущих.
- До каких пор ты будешь бить баклуши?
- Да стараюсь, а ничего не получается… у меня уже ум за разум заходит.
- У тебя всё получается шиворот-навыворот!
- Я просто не в своей тарелке. И не кричи ты во всю Ивановскую.
Догадались, что это за остров? Это остров фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык. Мы с вами уже начали знакомиться с ними на уроках русского языка и литературы, а вот наши родители, наверное, знают их достаточно хорошо. Это мы сейчас и проверим.
Задание командам:
Найти в стихах фразеологизмы и попробовать их объяснить.
1. За домом, едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
2. Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в калошу.
3. Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И верёвку, и тряпку…
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде!
4. Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
2 команда. Объяснить нарисованные фразеологизмы и попробовать изобразить свой.
VIII. Продолжаем наше путешествие. Представьте, что мы попали на другой остров, где люди рассказывают сказки, играют, поют. Они следуют совету М. Горького, который говорил: «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен.»
Отовсюду так и сыплются пословицы и поговорки: «Недолго думал, да хорошо молвил», «Язык разум открывает». А какие пословицы и поговорки знаете вы?
(Команды по очереди называют пословицы и поговорки)
Вот и подходит к концу наше морское путешествие в мир языка. Но перед каждым из вас открыты широкие возможности самостоятельно продолжить это путешествие, читая книги, изучая родной язык. И не забывайте о главных помощниках – словарях, справочниках по русскому языку. Как можно чаще обращайтесь к ним за помощью.
А в заключение хочется сказать слова знаменитого французского писателя и философа Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».
Я думаю, что в нашем соревновании мы не будем определять победителей и проигравших, т.к. каждый, узнав сегодня что-то новое или вспомнив давно забытое старое, уже стал победителем.
Родной язык
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.
Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....
урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"
урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова". 4 класс
Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Фразеологические обороты". 4 класс. Школа России....
Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"
Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, ...
Технологическая карта по русскому языку (2 класс) "Лексическое значение слова"
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе "Лексическое значение слова"...
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...