Русский язык "Слово и его лексическое значение"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Елена Владимировна Nиколаева

На данном уроке ведётся большая работа над развитием лексики через  игровую, групповую и индивидуальную работу.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon v_more_slov.ppt1.97 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – КВН Путешествие в море слов

Слайд 2

Цель: закрепление знаний о слове и его лексическом значении. Задачи: развивать интерес к изучению родного языка; формировать положительную мотивацию школьной деятельности; формировать навык коллективной работы. Рыбы немы. Не беда! Ведь у них во рту вода. Хуже, если ты, малыш, На уроке всё молчишь.

Слайд 3

Загадки Невидимкой, осторожно Он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне. * * * * * У неё одёжки колки – Всё иголки да иголки. * * * Под водой живёт – Ходит задом наперёд. * * * Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит – будет плохо. * * *

Слайд 4

«Моряки» Девиз: « По морям, по волнам, нынче здесь – завтра там»

Слайд 5

«Юнга» Девиз: «Юнга станет капитаном, дайте только подрасти»

Слайд 6

Корабль

Слайд 7

Слово, имеющее одно лексическое значение называется однозначным .

Слайд 8

Слово, имеющее несколько лексических значений называется многозначным.

Слайд 12

Антонимы – слова с противоположным значением. девочка – мальчик Синонимы – слова, по-разному звучащие, но очень близкие по значению. сюрприз – подарок

Слайд 15

Родной язык Язык наш прекрасный – Богатый и звучный. То мощный и страстный, То нежно-певучий. В нём есть и усмешка, И меткость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки – Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!

Слайд 16

Счастливого пути по морю слов!



Предварительный просмотр:

Урок - КВН по русскому языку

«Путешествие в  море слов».

Цель: закрепить  знания о слове и его лексическом значении.

Задачи: 

  1.  развитие интереса к изучению родного языка;
  2.  Формирование  положительной мотивации школьной деятельности;
  3.  формирование навыка коллективной работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

А урок сегодня не совсем обычный, т.к. в нём примут участие и наши уважаемые  родители.

Сегодня завершается Неделя русского языка. Много интересного было на этой неделе, вы узнали много нового о русском языке. Но знакомство с родным языком ещё не закончено и сегодня мы снова отправимся с вами в далёкое путешествие –  путешествие в море слов. Море слов огромно и неисчерпаемо. Я, надеюсь, что путешествие будет интересным и полезным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.

Цель нашего урока – закрепить знания о слове и его лексическом значении.

Наш урок мы построим в виде соревнования двух команд, команды родителей и команды ребят, которые активно участвовали в Неделе русского языка. Все остальные ребята будут участвовать в индивидуальных зачётах, на звание «Знатока русского языка».

Много разных слов в русском языке, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь», - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять  написанное, точно рассказать о прочитанном или увиденном, чтобы речь ваша была «не кривой», а красивой, чтобы каждое слово стояло в ней на своём месте, надо знать много слов.

А лучший помощник для знакомства и запоминания слов – это игра.

Игра – наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

II. И сейчас первое задание нашим командам: отгадать загадки и из первых букв отгадок составить название своей команде.

Загадки для 1 команды.

1. Между двух светил

В середине я один.     * * *  __________

2.  Танцует крошка, а всего одна ножка. * * *  ________________

3  Круглый, полосатый,

   С огорода взятый,

   Сахарный и алый стал –

   Кушайте, пожалуйста!   * * * * *  _________________

4. Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят.  * * * * * _____________________

 Из первых букв слов составьте новое слово -  название вашей команды. __________________

 Загадки для 2 команды.

1.  Красненький петушок

     По жёрдочке бежит.  * * * * *  _________________

 2.  Само с кулачок,

      Красный бочок,

      Потрогаешь – гладко,

      А откусишь – сладко.   * * * * * *  ______________________

3.  Старая бабка

      По двору шныряет,

      Чистоту соблюдает.  * * * * *  ________________

4.  Кудри в речку опустила

     И о чём-то загрустила.

     А о чём она грустит,

      Никому не говорит.    * * *    __________

5.  У репы сестра

      На язык остра. * * * * * *  ____________________

6.  Он в походе очень нужен,

     Он с кострами очень дружен.

     Можно в нём уху сварить,

     Чай душистый кипятить.    * * * * * * * ________________________

Из первых букв слов составьте новое слово – название вашей команды  _____________________

III. У каждой команды должен быть свой девиз, поэтому ваше следующее задание: из рассыпавшихся слов составит фразу, которая должна стать вашим девизом:

1к. Юнга станет капитаном – дайте только подрасти.

2к. По морям, по волнам, нынче здесь – завтра там.

(Озвучить свой девиз, можно командой)

IV. Познакомились с нашими командами, и я предлагаю вам проверить свой словарный запас. За 2 минуты составить из букв слова «Корабль» как можно больше слов. Это должны быть имена существительные, т.е. слова, обозначающие предметы в единственном числе.

V. В русском языке есть слова, которые обозначают только один предмет, один признак, одно действие. И такие слова называются однозначными. Однозначными являются такие слова, как: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь  и другие.

Вывод: Слово, имеющее одно лексическое значение называется однозначным.

Наряду с однозначными словами в русском языке много слов, имеющих два, три и более значений.

Как называются такие слова?

Вывод: Слово, имеющее несколько лексических значений называется многозначным.

В море суши полоса называется коса.

А у девушки коса цвета спелого овса.

        На траве лежит роса, косит травушку коса.

                      У меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?

(ответ)

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой

И обычный ключ – дверной.

А ещё какой ключ бывает? (гаечный)

Задание командам:

1. Выбрать многозначные слова и подчеркнуть: язык, дерево, буква, плитка, земля,  тетрадь, девочка, бить, ручка, лестница.

2.  Объяснить значение слов: звезда, язык.

Физминутка. «Капитаны».

VI. Конкурс «Капитаны».

1. Подобрать антонимы. Поздно, отдыхать, грустный, молодой, зима, утро, светло.

2. Подобрать синонимы. Всадник, метель, страна, потёмки, верхушка, краснеть, кратко.

VII. А теперь представьте, что мы с вами оказались на небольшом острове. Попробуйте угадать его название, послушав разговор людей, здесь живущих.

- До каких пор ты будешь бить баклуши?

- Да стараюсь, а ничего не получается… у меня уже ум за разум заходит.

- У тебя всё получается шиворот-навыворот!

- Я просто не в своей тарелке. И не кричи ты во всю Ивановскую.

Догадались, что это за остров? Это остров фразеологизмов, которыми чрезвычайно богат русский язык. Мы с вами уже начали знакомиться с ними на уроках русского языка и литературы, а вот наши родители, наверное, знают их достаточно хорошо. Это мы сейчас и проверим.

Задание командам:

Найти в стихах фразеологизмы и попробовать их объяснить.

1. За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

2. Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в калошу.

3. Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку,

 И верёвку, и тряпку…

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде!

4. Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

2 команда. Объяснить нарисованные фразеологизмы и попробовать изобразить свой.

VIII. Продолжаем наше путешествие. Представьте, что мы попали на другой остров, где люди рассказывают сказки, играют, поют. Они следуют совету М. Горького, который говорил: «Я очень рекомендую для знакомства с русским языком читать сказки, русские былины, сборники песен.»

Отовсюду так и сыплются пословицы и поговорки: «Недолго думал, да хорошо молвил», «Язык разум открывает». А какие пословицы и поговорки знаете вы?

(Команды по очереди называют пословицы и поговорки)

Вот и подходит к концу наше морское путешествие в мир языка. Но перед каждым из вас открыты широкие возможности самостоятельно продолжить это путешествие, читая книги, изучая родной язык. И не забывайте о главных помощниках – словарях, справочниках по русскому языку. Как можно чаще обращайтесь к ним за помощью.

А  в заключение хочется сказать слова знаменитого французского писателя и философа Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».

Я думаю, что в нашем соревновании мы не будем определять победителей и проигравших, т.к. каждый, узнав сегодня что-то новое или вспомнив давно забытое старое, уже стал победителем.

Родной язык

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.

Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов.

Урок русского языка, 4 класс. Лексическое значение словарных слов. Программа "Школа 21 век"....

урок русского языка 2 класс "Лексическое значение слова"

урок русского языка во 2 классе "Лексическое значение слова"...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова". 4 класс

Проверочная работа по русскому языку по теме "Лексическое значение слова. Фразеологические обороты". 4 класс. Школа России....

Конспект урока русского языка на тему: "Лексическое значение имени существительного"

Цели деятельности учителя: 1. создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением. 2. воспитывать интерес к русскому языку, ...

Технологическая карта по русскому языку (2 класс) "Лексическое значение слова"

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе "Лексическое значение слова"...

Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс

Цели деятельности:  формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...