Урок по русскому языку.
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме
Тема урока:урок – викторина. «Что такое? Кто такой?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 44 КБ |
dokument_microsoft_word_2.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: урок – викторина. «Что такое? Кто такой?»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Форма урока: урок – путешествие. Сюжетная основа. Сказка.
Цель урока: расширять знания о составе слова.
Задачи урока:
1. Формировать умение в распознавании основ слов и частей слова, образование и правописание сложных слов .
2. Развивать творческую активность, орфографическую зоркость; память, логическое мышление, внимание, наблюдательность, фонематический слух. Обогатить словарный запас учащихся.
3. Воспитывать умение аккуратно выполнять письменную работу, стремление к самообразованию.
Здоровье сберегающие технологии: проведение физкультурных минуток, организация правильной посадки учащихся.
Оборудование.
1.Мудрая Сова.
2.Раздаточный материал:
3. Карточки со словами.
4. Сигнальные карточки.
5. Стихи.
6. Загадки.
7. Девиз.
Ход урока
1.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Ребята я задам вам несколько вопросов, на которые вы должны ответить, поднимая большой палец вверх значит «хорошо» или опуская большой палец вниз значит «плохо». А положительный ответ вы сопровождаете восклицанием «ВО!».
— Какие у вас друзья?
— А школа?
— А учителя?
— Класс?
— Как ваши дела?
— «ВО!»
— Как ваше настроение?
— «ВО!»
— Молодцы! Я рада за вас. Давайте вспомним наш девиз:
«Знания зовут, а дела не ждут!»
— Тогда мы отправимся вперед.
Нас ждёт урок-викторина. И пусть победит сильнейший и не будет огорчений, а только радость за себя и друзей.
Мудрая Сова приготовила для вас урок – викторину: «Что такое? Кто такой?» по теме «Сложные слова». За правильные ответы вы будете получать фотопортрет Мудрой Совы.
2. Разминка.
– Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1-й вариант:
Дров_сек, лед_руб, вод_росли, мух_мор, зуб_чистка, мор_ход, вод_качка.
2-й вариант:
Стал_вар, вод_пад, звезд_чёт, сам_кат, земл_коп, сам_вар, леж_бока.
– Выделите корни слов, подчеркните соединительные гласные.
Самопроверка по таблице на доске.
2) Жители г. Санкт-Петербурга приготовили для вас вопрос: - Вам знакомо это место? Возле самых невских вод, Где игла Адмиралтейства Зашивает небосвод.
3) Разберите слово небосвод по составу.
3. Викторина.
Раунд 1.
С вами играют ученики школы № 2. – Как называли самый первый велосипед? ( Самокат ). – Кто его изобрёл? (Ефим Артамонов). Прочитайте карточку № 1 и сверьте ваши ответы. – Какие виды техники называют сложным словом?
Назовите несколько видов средств передвижения, в названии которых есть два корня. (Самолёт, вертолёт, пароход, вездеход, паровоз, электровоз, аэросани.)
Запишите.
Сравним какая группа больше слов написала.
Раунд 2.
С вами играют дети школы № 9
Уважаемые знатоки! Прочитайте слова 2 раза, затем запишите слова по памяти. Победит та группа, которая больше слов запишет.
– Какой частью речи являются эти слова? - Какие соединительные гласные употреблены?
4. Физкультминутка.
Прочитайте слово “физкультура”. Задумывались ли вы, как образовалось слово “физкультура”? (На доску вывешивается запись на листе бумаги: “физическая культура”. В слове физическая убирается часть “ическая”, а культура придвигается к части “физ”.)
– Есть ли в этом слове соединительная гласная?
– А как образовалось слово “физминутка”? Можно ли его считать сложным?
5. Продолжение викторины.
Раунд 3.
Отгадайте загадки:
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор. (Пылесос)
Наведёт на вас свой глаз
Щёлк! – и карточка у вас.( Фотоаппарат)
Что скажите об этих словах?. Докажите.
(вывешивается схема____е____)
- А что вы знаете о сложных словах? Приведите примеры сложных слов с соединительной гласной –о- (-е-).
Раунд 4
Со знатоками играют учителя школ города.
Из словосочетаний образовать сложные слова: Машинка, с помощью которой в домашних условиях из овощей и фруктов получают сок - … ( соковыжималка); Предмет, который делает дыры в бумаге - … (дырокол); Любитель книг - …(книголюб); Сильно греет солнце - …(солнцепёк) ; Корабль, который ходит по Луне -…(луноход); Он ходит в цирке по канату -…(канатоходец); За ним идут армейские полки - …(полководец); Рабочий, который варит сталь -… (сталевар); Человек, который пасёт свиней -… (свинопас); Машинка для измельчения овощей -… (овощерезка); Машина, которая летает сама -… (вертолёт, самолёт); Место, откуда запускают космические ракеты -… (космодром); Порт для воздушных судов -… (аэропорт).
Раунд 5. Со знатоками играют директора школ города.
Образуй и запиши сложные слова, обозначающие названия профессий в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.
Вода возить -_________
Лес рубить - _____________
Мёд варить- ____________
Замени каждую фразу одним словом. Запиши полученные слова в тетрадь. Выдели корень и подчеркни соединительную гласную.
Человек, разводящий пчёл- ________
Человек, разводящий цветы -_________
Человек, который пашет землю-________
Раунд 6. Со знатоками играют ученики школы № 4..
Игра «Договори словечко» загадки.
(Загадки читает учитель, отгадки договаривают хором дети)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский …
Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит …
По волнам бежит отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный
С горы бежит поток проворный,
Быстро падает вода.
Красоту увидишь эту –
Не забудешь никогда…
Раунд 7. Со знатоками играют ученики школы № 1..
Работа с текстом. Выборочное письмо.
На экране текст.
-Прочитайте его (про себя)
-Вслух читает …
Снова в заботах зима-рукодельница.
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи.
Белые шали без устали вяжет
Ей помогает старик-Снегопад.
Сонным деревьям он дарит наряд.
(Расторгуева Т.Ю.)
-Найдите сложные слова, выпишите их, выделите корни.
Раунд 8. Со знатоками играют ученики школы № 10..
Произведём звукобуквенный анализ слова ‘ зима’ (Вызываются 2 ученика).
Фонетический анализ слова - зима.
Зима-2 слога, 2 гласных, 2 согласных.
З- з -согл., звонк., мягк., парн.
И- и -гласн., безуд.
М- м -согл., звонк., твёрд., непарн.
А- а -гласн.,ударн.
4б, 4зв.
6. Подведение итогов. Игра завершена, победители определены. Мне очень хочется пожелать вам всегда любить свою Родину, интересоваться её историей. Некоторые вопросы игры были связаны с Санкт-Петербургом и его историей, поэтому наш урок мне бы хотелось закончить вот этими строками из стихотворения воронежского поэта Н.П. Никитина. Там, где зореньки алые-алые Над Балтийским морем встают, Город вырос с дворцами, с каналами И его Петербургом зовут.
Домашнее задание.
Записать 8 сложных слов и разобрать по составу. Девочки подбирают слова, обозначающие предметы домашней утвари. Мальчики – слова, обозначающие название транспорта или техники.
Итог урока.
Если вам понравилась такая форма проведения урока, тогда подготовьте сами ещё такие уроки. Я вам с удовольствием помогу. К ним есть только одно требование – они должны быть связаны с изучаемой темой.
IX. Рефлексия.
– Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....