Руccкий язык.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Бондарева Ирина Александровна

Тема: "ь знак после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _znak_posle_shipyashchih.rar1.8 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Учитель начальных классов

                                                                                             МБОУ Раздолинская СОШ

                                                                                            Бондарева Ирина Александровна

Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Методическая разработка урока русского языка в 3-м классе

(программа «Школа России»).

Урок русского языка в 3-м классе (программа «Школа России»).

Тема: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Цели:

познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

Развитие внимания, зрительной памяти учащихся.

воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

карточки с заданиями для исследовательской работы;

презентация 17 слайдов (среда POWER POINT),

учебник русского языка

Рабочая тетрадь по русскому языку

Ход урока

Организационный момент.

Чистописание.

У. Рассмотрите узоры своего показа. Какую орфограмму вы узнаете.

    Какую работу может выполнять мягкий знак?

Д. - выступать как показатель мягкости

Д. -служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной

Д. - предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным

У.  Пропишите показ.

Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

На слайде № 2:

П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.

 У. Прочитайте слова. Выпишите слова в два столбика.

Проверка.  

У. Объясните написание орфограмм.

(Слайд  № 3)

У. По каким признакам распределили слова?

Д.- в один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком.

У. Зачитайте слова первого столбика.

(Дети зачитывают слова) (Слайд № 3)

У. Зачитайте слова второго столбика.

(Дети зачитывают слова) (Слайд № 3)

У. О чем задумались во время работы?

Д.  Я не понял, куда выписать слово «помощь». (Слайд № 3 )

Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости.

Д. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости.

Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.

Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем?

У. На какой звук оканчивается слово?

Д. Мягкий, шипящий.

У. Давайте  закроет  мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили?

Д. Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

У. Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]?

Д. Нет.

Д. Я понял, Аня была права, значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу.

Д.  А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем,  для чего ещё нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое.

Возникновение проблемной ситуации.

(Слайд № 4)

Замени словосочетания одним словом:

Она бывает детской и письменной – (речь)

Горчица оставляет во рту … (горечь)

Плохое настроение вместе с капризами – (плач)

Морской, речной бывает он – (пляж)

У. Что заметили в словах?

У. Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.

У. Какая проблема встает перед нами?

Д. Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.

Открытие детьми нового знания.

У. Я хочу предложить поработать вам в группах.

Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод, записав его схематично.

(Слайд № 5)

Алгоритм исследования:

Прочитайте слово.

Определите часть речи.

Определите род имен существительных.

Какие звуки слышатся на конце слова?

Определите, на какие группы можно распределить слова.

Запишите слова, распределив их в группы.

Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

Сделайте вывод. Сформулируй правило.

Сравни свой вывод с другими группами.

Слова на карточках (Слайд № 6):

Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях. (Слайд № 7)

Записывают схематично правило.

У. Какова же работа мягкого знака в эти словах?

Д. Грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.

У. Какой вывод по нашей проблеме  сделаем?

Д. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется.

Как это показать схемой?

(Дети объясняют схему на доске). (Слайд № 7)

Работа с учебником (правило).

У. Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?

Чтение правила в учебнике.

У. Правы ли были мы с вами?

Д. Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.

Физкультминутка.

Закрепление полученных знаний.

У. Каким алгоритмом вы предлагаете пользоваться, чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?

(Слайды № 8, 9, 10,11)

Д.  Надо определить сначала часть речи, ведь вдруг нам встретился глагол.

Д. Тогда наше правило для него не подходит.

Д.  Да. Ведь мы определяем написание  мягкого знака после шипящих у имен существительных.

У.  Хорошо. Какой сделаем второй шаг?

Д.   Затем надо определить род имени существительного. Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак. Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.

а). У.   Пользуясь этим алгоритмом, выполним задание № 2  в  рабочей тетради

 на  стр. 28

(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)

У.  Какой вывод по этой работе мы можем сделать?

      Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? Слайд 12

б) Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

(Смерч)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Ключ)

Утка в море,

Хвост на заборе.

(Ковш)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.

(Мышь)

Полежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

А потом вдруг убежала.

(Ёж)

Стукнешь о стенку —

А я подскачу.

Бросишь на землю —

А я отскачу.

Чтобы было! А что было?

(Мяч)

В небе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет

(Печь)

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождём.

(Душ)

Практическая работа.

Рассмотрите задания и выберите по своим силам.

1 уровень         Задание № 1 в рабочей тетради на странице 29.        

Упражнение1.

Допиши, если необходимо, ь. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его. Объясни свой выбор.

ноч                         чиж                        манеж                        морж

пейзаж                экипаж                ландыш                дич

ключ                        реч                        рож                        мелоч

помощ                        чертёж                гуляш                        москвич

полноч                королевич                нож                        марш

дрож                        камыш                вещ                        тиш

2 уровень        Упражнение. (слайд 13)

Упражнение .  Выпиши из рассказа имена существительные с шипя щим на конце в два столбика.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.

Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как
чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

3 уровень        Задание № 4 в рабочей тетради на странице 29. (слайд 14)

 Упражнение 4.    Проверь работу Славы. Исправь ошибки. Запиши правильно.

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом лучь заглянул в лесной прозрачный ключь. Утреннюю тиш нарушала только наша речь.

Проверка.

 (Работа с компьютером. Слайды № 14, 15)

Обобщение знаний по теме.

У. Над какой темой мы сегодня работаем? Какой вывод по этой теме можем сделать?

У. А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

а) 3 работы;

б) 2 работы;

в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

а) пишется  в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

б) пишется только на конце слова;

в) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется

а) между двумя согласными;

б) между согласной и гласной в корне слова;

в) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется мягкий знак;

б) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) не пишется мягкий знак;

б) пишется мягкий знак.

 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

б) на число;

Самооценка.

Проверка. На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают.

(Слайд № 9)

Домашнее задание.

Правило на странице …, упражнение … на странице ….

Итог урока. Рефлексия. (Слайды № 16, 17)

Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

Что было легко? Что было трудно?

Кого из учеников могли бы отметить за работу?

 Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для четвертого класса Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

Знакомство с учебником русского языка. Развитие речи. Знакомство с мудрыми высказываниями о нашем языке....

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.

ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)

"Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык – родной язык русского народа" (УМК "Школа России", 1 класс)...