Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование (русский язык, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тематическое планирование.
№ | Сроки | Тема урока | Дом.задание | Примечание |
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (21 урок). | ||||
Повторение изученного о «опасных» местах.(9 часов) | ||||
1. | Сентябрь 1 неделя | Поговорим о ушедшем лете… | №3 | |
2. | О нашей речи (повторение). | №6 | ||
3. | Что ты знаешь о словах? Знакомство с понятием «предмет». | №11 | Сл.д. | |
4. | 2 неделя | Изменение названий предметов по вопросам. | №19 | |
5. | Звуко – буквенный разбор. («Будем говорить понятно»). | №24 | ||
6. | Совершенствование формируемых умений. | №25 | ||
7. | Обозначение мягкости – твёрдости согласных звуков . | №31 | Пр.д. | |
8. | Правописание ударных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (повторение) | №36 | ||
9. | 3 неделя | Написание ь между двумя буквами согласных. Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн. | №45 | |
Обозначение мягкости согласного звука перед согласным (расширение и углубление сведений) 11часов. | ||||
10 | Обозначение мягкости согласного звука перед согласными (расширение и углубление сведений). | №48 | Сл.д. | |
11 | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь. | №47 | ||
12 | Закрепление правила написания ь между двумя буквами согласных. | №53 | Тест | |
13 | Продолжение закрепления изученного. | №63 | ||
14 | 4 неделя | Повторение двух способов обозначения звука [й’]. | №72 | |
15 | Знакомство с третьим способом обозначения звука [й’] – с помощью разделительных знаков (ь и ъ) | №74 | ||
16 | Обозначение звука [й’] с помощью разделительных знаков (закрепление). | №78 | Тест | |
17 | Использование при письме разделительных знаков. | №80 | ||
18 | Обобщение: три способа обозначения звука [й’]/ | №83 | ||
19 | 5 неделя | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем». | №89,90 | |
20 | Контрольный диктант по теме «Мягкость – твёрдость согласных». | К.д. | ||
21. | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. Знакомство с понятием орфограмма | |||
Главные опасности письма. Как писать без ошибок?(25 уроков). | ||||
Как писать без ошибок. Письмо с «окошками». 10 часов | ||||
22 | Орфограммы безударных и ударных гласных. | №96 | ||
23 | Орфограммы безударных и ударных гласных. | №99 | ||
24 | Октябрь 1 неделя | Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных. | №104 | Сл.д. |
25 | Непарные по глухости – звонкости согласные – не орфограммы. | №107 | ||
26 | Парные по глухости – звонкости согласные пред непарными звонкими. | №114 | ||
27 | Совершенствование орфографической зоркости. Списывание с заданием. | словарь | ||
28 | Введение письма с «окошками». («Учимся записывать орфографические задачи»). | №119 | ||
29 | 2 неделя | Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»). | №120 | |
30 | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм – по памятке 3. («Учимся писать без ошибок»). | №123 | ||
31 | Освоение письма с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. | №139 | ||
Орфографические задачи, которые легко решать. 12 часов. | ||||
32 | Подстановка слов она, оно, оии как способ решения некоторых орфографических задач («Орфографические задачи, которые легко решать»). | №143 | ||
33 | Орфограммы, на месте которых можно сразу писать буквы. | №148 | ||
34 | 3 неделя | Введение памятки 4 и освоение письма с «окошками» на месте неизвестных (сомнительных) букв («Знаю или не знаю? Пишу или …?»). | №152 | |
35 | Закрепление нового способа письма. | №153 | ||
36 | Словарный диктант Упражнение в письме с «окошками» по памятке 4. | №158 | Сл.д. | |
37 | Две орфограммы в безударных слогах [ж ы - шы] («Бывает ли буква одна, а орфограмм две?») | №162 | ||
38 | Обозначение мягкости согласного звука перед согласными (повторение). | №165 | ||
39 | 4 неделя | Способы обозначения звука [й’] (повторение). | №168 | |
40 | «Главные» орфограммы (повторение). | №171 | Пр.д. | |
41 | Орфографические задачи, которые умеем решать (повторение). | Словарь | ||
42 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | К.д. | ||
43 | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. Учимся писать кулинарные рецепты. | №174 | ||
44 | 2 четверть Ноябрь 2 неделя | Знакомство с загадками. | №176 | |
45 | Сочиняем загадки. | №178 | ||
Предложение. («Выражаем мысли и чувства») (11 уроков) | ||||
46 | Предложение: его назначение и признаки. Обучение построению предложений. | №182 | ||
47 | Деление речи на предложения. Их составление и письменное оформление. | №186 | ||
48 | Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать. | словарь | ||
49 | 3 неделя | Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?») | №187 | Сл.д. |
50 | Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) | №191 | ||
51 | Закрепление изученного о видах предложений. | №203 | Тест | |
52 | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь Закрепление изученного о видах предложений. | №205 | ||
53 | Построение ответов на вопрос «почему?». | №212 | ||
54 | 4 неделя | Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»). | №218 | |
55 | Обучение созданию разных видов побудительных предложений. | №220 | ||
56 | Повторение изученного о предложении. Обучающий диктант. | Об.д. | ||
Текст. («Хочу сказать больше») (13 уроков) | ||||
Текст, Главная мысль текста. 9 часов. | ||||
57 | Знакомство с понятием текст («А если одного предложения мало?»). | №222 | ||
58 | Тема и главная мысль текста («Как в детской пирамиде …») | №226 | ||
59 | Декабрь 1 неделя | Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?») | №228 | |
60 | Обучение обдумыванию и редактированию текста («От слов к тексту»). | №230 | ||
61 | Составление и редактирование текстов. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор». | №232 | ||
62 | Анализ, редактирование и запись текстов («Составляем и пишем диктанты»). | №233 | ||
63 | 2 неделя | Подготовка к контрольному диктанту. | №236 | |
64 | Контрольный диктант. по теме «Текст» | Словарь | К.д. | |
65 | Анализ и работа над ошибками. Составление текстов. | №237 | ||
Обучение написанию изложения. 4 часа. | ||||
66 | Продолжение обучения написанию предложений. | №240 | ||
67 | Первое изложение. | №247 | Изл. | |
68 | 3 неделя | Составление рассказов на основе прочитанного. | №249 | |
69 | Слово, предложение, текст: обобщение. | №254 | Тв.р. | |
Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах») (9 уроков) | ||||
70 | Разговор о значении слова («Что в слове главное?»). | №267 | ||
71 | Знакомство с понятиями родственные слова, корень слова («Собираем родственников»). | №272 | ||
72 | Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написание корней в родственных словах. | №279 | Сл.д. | |
73 | 4 неделя | Освоение способа действия для выявления | №285 | |
родственных слов и нахождение корня. | ||||
74 | Итоговый диктант за 1 полугодие | К.д. | ||
75 | Общее знакомство с понятием окончание. Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретенных умений. | №290 | ||
76 | Подготовка новогодних поздравлений близким («Скоро Новый год»!) . | №299 | ||
77 | Новогодние воспоминания: изложение. | Изл. | ||
78 | 5 неделя | Новогодние планы: создание текстов. Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | №304 | |
Продолжаем размышлять о словах (8 уроков). | ||||
79 | Повторение изученного о словах, введение термина однокоренные слова. («Вспомним и узнаем новое»). | №306 | ||
80 | Совершенствование умения находить однокоренные слова и выделять в них корень. | №309 | Сл.д. | |
81 | Знакомство с понятием синонимы. | №313 | ||
82 |
| Изменение слов по числам. | №315 | |
83 | 2полугодие Январь 2 неделя | Изменение слов по «командам вопросов». | №321 | |
84 | Закрепление изученного об изменениях слов. Знакомство с понятием антонимы. | №324 | ||
85 | Повторение освоенных способов выбора букв; постановка учебной задачи («Чему учиться дальше?») | №332 | ||
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (46 уроков). | ||||
86 | Введение понятий проверочные и проверяемые слова («Слова – подсказки – какие они?») | |||
Как искать проверочные слова для корня? (9 уроков) | ||||
Проверочные и проверяемые слова.3 часа. | ||||
87 16.02 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов: изменение числа проверяемого слова. | №334 | ||
88 2.03 | Способы подбора проверочных слов для названий предметов: изменение по «команде вопроса», подбор родственных слов. Обучение подбору проверочных слов для названий предметов. | №349 | ||
89 3.03 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов. Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня («От значения слова – к правильной букве»). | Тест | ||
№361 | ||||
Способы подбора проверочных слов. 6 часов. | ||||
90 4.03 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий действий. | №373 | ||
91 9.03 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов. Значение слова и его написание. | №382 | Сл.д. | |
92 10.03 | Повторение и систематизация способов подбора проверочных слов для орфограмм корня. Знакомство с понятием орфографическое правило; уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова. | №391 | ||
93 11.03 | Применение правила правописания безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова. Закрепление правописания безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова. | №395 | ||
94 14.03 | Контрольный диктант по теме: « Орфографические задачи» | К.д. | ||
95 15.03 | Работа над ошибками. Решаемые и пока не решаемые орфографические задачи; письмо с «окошками» как способ «ухода» от ошибок | №398 | ||
Обобщение изученного по орфографии («Обобщаем и стараемсяписать без ошибок»). (2 урока) | ||||
96 16.03 | Решаемые и пока не решаемые задачи. Закрепление освоенных способов постановки и решения орфографических задач. Подготовка к изложению. | №403 | ||
97 17.03 | Изложение (Е.Чарушин. Волчишко). | №406 | Изл. | |
Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет»). ( 3 урока) | ||||
97 18.03 | Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн, с’н’] и способов её решения. | №409 | ||
98 21.03 | Орфографическая задача на месте сочетаний [зн, з’н’, ств, нц, рц] и способы её решения. | №412 | ||
99 22.03 | Постановка и решение орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков. | №416 | Тест | |
Работа над непроверяемыми написаниями (3 урока) | ||||
100 23.03 | Знакомство с понятием непроверяемые написания («Когда командует словарь»). | Словарь | ||
101 24.03 | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две»). | №423 | ||
102 25.03 | Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний; упражнение в нахождении орфограмм и решение задач разными способами. Совершенствование приобретённых детьми орфографических умений. | №433 | ||
Повторение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведём итоги»). (3 урока). | ||||
103 1.04 | Контрольная работа. Списывание с грамматическим заданием. | №446 | ||
104 4.04 | Контрольный диктант по теме «Главные орфограмма корня» | К.д. | ||
105 5.04 | Работа над ошибками. Повторение изученного по орфографии.Обобщение. | №453 | ||
Сочиняем, пересказываем, рассказываем (6 уроков). | ||||
106 6.04 | Изложение «Подарки двум мамам». | №462 | Изл. | |
107 7.04 | Обучение написанию поздравлений. | №465 | ||
108 8.04 | Изложение с выбором заголовка («Спасён!») | №468 | Изл. | |
109 11.04 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики . Изложение – миниатюра «Приближение весны». | №472 | ||
110 12.04 | Написание словесной картины «Вот и весна!» | №484 | Тв.р. | |
111 13.04 | Подготовка телеграмм о признаках весны. Написание записок (деловых текстов). | №494 | ||
Продолжение знакомств с составом слова(«Как устроены слова?») (17 уроков). | ||||
Знакомство с приставкой и суффиксом. 4 часа. | ||||
112 14.04 | Что я знаю о словах? Повторение изученного о словах: продолжение. | |||
№504 | Сл.д. | |||
113 15.04 | Знакомство с понятиями приставка и суффикс. | №506 | ||
114 18.04 | Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор»). Разграничение приставок и предлогов. | №512 | ||
Тест | ||||
115 19.04 | Значение, употребление и написание суффиксов. Использование и правильное написание различных частей слов. | |||
№528 | ||||
Разбор слова по составу. 7 часов. | ||||
116 20.04 | Знакомство со способом действия при анализе строения слов («Как узнать строение слов?») | № 533 | ||
117 21.04 | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдение за значением частей слов. | №539 | ||
118 22.04 | Написание приставок и предлогов.Нахождение, правописание и употребление разных частей слов: закрепление. | №555 | Тест | |
119 25.04 | Удвоенные согласные на границе частей слов («Новое об известных «опасностях» письма»). | №559 | ||
120 26.04 | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов. | №560 | ||
121 27.04 | 4 неделя | Выбор разделительного знака ( «ь или ъ»?) | №569 | |
122 28.04 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | См.р. | ||
Обобщение об «опасностях письма» (3 часа) | ||||
123 29.04 | Новое об известных «Опасностях письма»: обобщение. | №580 | ||
124 3.05 | Орфографические умения: их совершенствование и применение в письменной речи («Повторяем, готовимся к диктанту») | |||
124 4.05 | Совершенствование различных видов умений. | |||
Повторение «Состав слова» ( 12 часов) | ||||
125 5.05 | Проверяем свои умения. | №592 | Тест | |
126 6.05 | Итоговая контрольная работа (Диктант с грамматическими заданиями). | К.д. | ||
127 10.05 | Продолжение контрольной работы: списывание и словарный диктант. | Сл.д. | ||
128 11.05 | Обсуждение ошибок контрольной работы. Обобщение и систематизация изученного («Теперь я знаю и умею..») | |||
№582 | ||||
129 12.05 | Говорим о своих знаниях и умениях. | №586 | ||
130 13.05 | Учимся точной речи («Как сказать лучше?»). | №590 | ||
131 16.05 | 3 неделя | Продолжим учиться точной и правильной речи. | Изл. | |
132 17.05 | Подготовка к написанию словесных картин и начало работы над ними. | №594 | ||
133 18.05 | Завершение словесных картин, сочинение загадок. | Разбор слов | ||
134 19.05 | Думаем над ошибками малышей и строением слов («Я размышляю о словах своего языка»). | №592 | ||
135 20.05 | Разгадываем происхождение слов. | |||
Перелистаем учебник. (Обобщение) ( 5 уроков.) | ||||
136 23.05 | 4 неделя | Убеждаемся в своих умениях. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | №491 | |
137 24.05 | Листаем и повторяем… Игры в слова и со словами. | №493 | ||
138 25.05 | Продолжаем играть в слова и со словами. | №487 | ||
139 26.05 | Написание поздравлений с окончанием учебного года. | №484 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение русского языка на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального образования, программы по русскому языку для 2 класса автора М. С. Соловейчик (УМК «Гармония») из расчета 5 часов в неделю (170 часов в год).
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспита ния младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лин гвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствова ние чувства слова, языковой интуиции детей. Важным ком понентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, комму никативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в дан ной программе, является его коммуникативная направлен ность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельно сти: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и органи зацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуни кативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 -го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процес са обучения: с опорой на языковой опыт и природную языко вую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изу чению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и рас ширяется. Так, в связи с повторением основных проблем рус ской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими соглас ными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].
Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, по скольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору зна ка из двух возможных второклассники научатся в конце учеб ного года — после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей про должается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие со стоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категори альное значение всех имен существительных. До этого момен та понятие не использовалось.
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенны ми членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овла девают понятием предложение, знакомятся с видами предло жений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после запи си совершенствовать его.
Работа ведется на текстах делового и художественного сти лей, преимущественно повествовательного характера, вклю чающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.
Центральным направлением работы во 2-м классе явля ется обучение орфографии.
Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опаснос ти письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать глав ные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.
В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с поня тием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ве дется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глу хости-звонкости согласных в одну группу, которую они со ставляют как орфограммы слабых позиций, используется вы ражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убежда ются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.
На том же этапе вводится особый вид письма — «с окош ками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по том переходят на пропуск только тех, на месте которых за трудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в дан ном курсе он взят на вооружение, методически интерпрети рован и детально проработан.)
Этап изучения правил и обучения решению главных, орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и форми рование основ орфографического самоконтроля, на возник новение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
Изучение основных орфографических правил отлича ется двумя особенностями:
1)Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изо лированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опас ное место» делай «безопасным»).
2)С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второкласс ники осваивают конкретные способы изменения слов разных частей речи и подбора родственных слов. При этом осо бо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому воз можному способу выяснения нужной буквы позволяет орга нично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введе ния второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рас смотрение выносится раздел «Состав слова». После знаком ства с приставками завершается работа над темой «Раздели тельные ь и ъ».
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение воп росов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предло жение», «Текст», «Состав слова».
II. Основные блоки изучаемого материала.
Круг сведений о языке, речи и правописании
Повторение (21 ч). Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким соглас ным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания). Использование букв ь и ъ как разделительных (предупреди тельных) при обозначении звука [и'].
Слово. Состав слова (46 ч). Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слова, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова, слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными («похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», по нятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-не видимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведе нии. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распро страненные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Предложение (12ч). Назначение предложения, признаки (наличие выраженной мысли и в устной речи интонации ее конца, связь слов); оформление границ предложений в уст ной и письменной речи. Возможность запятых и других зна ков внутри предложений; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопроси тельные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении). Правила вежливос ти при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме. Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знаком ство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произне сения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Текст (12 ч). Отличие текста от предложения: развитие мысли и потому наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, правила его обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Орфография (68 ч). Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограм мы как «главные опасности письма»: орфограммы безудар ных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначе ние и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на кон це слов, называющих предметы (сливА, яблонЯ, деревО, морЕ, сливЫ, яблокИ), действия (игралА, игралО, игралИ; играТЬ, играеТ), на месте звука [yl (клУбника, тЮльпан, на сливУ, на яблонЮ). Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши (жИвут).
Решение орфографических задач в корнях слов: прове рочные слова как помощники при выборе правильной бук вы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухо сти-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяс нения непроверяемых написаний.
Возможность непроизносимых согласных звуков в кор нях слов и способы решения орфографической задачи. Удво енные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного (предупредительного) знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
Обобщение в конце года (11 ч). Уроки развития речи (34 ч).
IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
Обучающиеся должны знать:
пары согласных по глухости-звонкости;
названия частей слова, способы их нахождения (измене ние слова, подбор родственных);
изученные орфографические правила написания (спосо бы действия для выбора правильных букв): безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных, разделительных ь или ъ знаков;
виды предложений по цели и интонации.
Умения, формируемые в процессе обучения:
Речевые. Слушать речь одноклассников на уроке, оцени вать ее соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хо рошей речи»; строить собственные устные высказывания с учетом тех же требований. Выполнять правила речевого по ведения, следить за ясностью, четкостью устной речи; соблю дать нормы употребления и произношения слов, помещен ных в словаре учебника «Как правильно говорить?».
Самостоятельно (по конкретным установкам) «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить ее, руководствуясь коммуникативными це лями, и использовать для решения практических задач.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, са мостоятельно пользоваться толковым словарем учебника.
Создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чем или о ком?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, по желания (что скажу?). Среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями и произносить их с соот ветствующей интонацией.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять в тексте тему (о чем?) и основную мысль (что ? — в ясных случаях, при ее словесной выра женности), отражать их в заголовках. Наблюдать за раз витием мысли и последовательностью сведений при ее раскрытии. Использовать знания о требованиях к хоро шему тексту при анализе предлагаемых материалов, редак тировать их.
Подробно письменно пересказывать тексты повествова тельного характера объемом 45—55 слов (после речевой и ор фографической подготовки); проверять и улучшать написан ное (с опорой на памятку).
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, сло весную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые сред ства, а после написания проверять и совершенствовать (с опо рой на памятку).
Языковые (фонетико-графические и грамматические).
Проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции): обозначать звуки слова, устно или письменно давать их ха рактеристику, указывать буквы для каждого звука, объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв.
Проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также не правильного обозначения мягкости согласных и звука [й'] ), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения.
Различать слова по их функции (слова-названия, указа тели, помощники), узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим сло вам-названиям, выбирая правильный: кто? Или что?; какой? Какая ?какое ?какие ?; что делает ? что сделал ? что делала ?или что сделала! И т.п.
Подбирать родственные (однокоренные) слова, отли чать их от синонимов, а также слов с омонимичными («похо жими») корнями (рис, рисовая — рисовать; гора, гористая — горе, горевать), от изменений одного и того же слова (река, речной — у реки, на реке).
Осознанно действовать, проводя полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки).
Замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных слу чаях и значение (запеть, заговорить — значение начала дей ствия, вбежать, влететь — движение внутрь чего-то; хвостик, ушки, серенький — уменьшительно-ласкательное и т.п.). Пра вильно образовывать слова с заданными морфемами, выби рать их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Замечать и исправлять яркие нарушения словооб разовательных норм (типа кормилки, тихота, учувствовали), встречающиеся в детской речи.
Выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации ее конца).
Давать предложениям характеристику по цели и инто нации; правильно ставить знаки на конце предложений при их записи.
Орфографические.
Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные зна ки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а потом осуществлять выбор).
Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.
Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфог раммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безу дарном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звон кости (лезть, кость).
Указывать на месте орфограмм безударных гласных и пар ных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор.
Применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оны-; -ник-, -тель-.
Пользоваться орфографическим словарем учебника.
Использовать прием письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой не изучен.
Списывать и писать под диктовку текст объемом
до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение.
Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестница. Лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пи рог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, молоко, ягода, язык.
Уровень требований стандарта
В результате изучения русского языка ученик должен
знать \ понимать:
--значимые части слова;
--типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
уметь:
--анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова;
--различать произношение и написание слов;
--находить способы проверки слов (в том числе и по словарю);
--без ошибок списывать несложный текст объемом 30-50 слов;
--создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования;
--соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
--адекватного восприятия звучащей речи;
--работы со словарями;
--соблюдения орфоэпических норм;
--создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
--овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
V. Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы
- Закон «Об образовании» РФ.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального основного, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089). Опубликован в сборнике нормативных документов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, Москва изд-во «Дрофа», 2004 г.
- Программа по русскому языку М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Сборник программ к УМК «Гармония», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2003 г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник по русскому языку для 2 класса, части 1,2, изд-во «Ассоциация XXI век», Смоленск 2007 г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, тетрадь-задачник по русскому языку для 2 класса, части 1,2,3, изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2010г.
- М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Методические рекомендации к учебнику по русскому для 2 класса», изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2007 г.
- М.В.Сычёва, Л.Д.Мали «Тестовые задания 2 класс»,изд-во «Ассоциация XXI век» Смоленск, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...