Рабочая программа по русскому языку. 3 класс.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку составлена для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века". Контрольные работы - в отдельном документе (вместе превышают максимальный размер).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2011_dlya_sayta.doc | 656 КБ |
Kontrolnye_raboty_po_russkomu_yazyku.docx | 365.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы курса «Русский язык», автор Иванов С.В., 2009 года издания. Программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует цели:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
В ходе ознакомления учащихся с основными положениями лингвистики, у них формируется научное представление о системе и структуре родного языка, развивается логическое и абстрактное мышление, родной (русский) язык представляется как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов.
Каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности. В связи с этим в программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Однако на скрытом уровне работа по формированию навыков грамотного письма выполняется и на уроках блоков «Как устроен наш язык» и «Развитие речи», только не в виде орфографических и пунктуационных заданий, а в виде списывания текстов; работа с текстами на уроках «Правописание» и «Развитие речи» позволяет подготовить учеников к анализу языковых единиц на уроках блока «Как устроен наш язык».
Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей: например, в блоке «Как устроен наш язык» изучается корень слова как единица языка, а в блоке «Правописание» изучаются и отрабатываются орфографические правила правописания гласных и согласных в корне и т. п.
Такое структурирование курса позволяет:
успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
В авторскую программу изменения не внесены.
Для достижения поставленной цели используется учебно-методический комплект:
1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011.
5. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011.
6. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часов (34 недели по 5 часов в неделю), в том числе: 24 текущих контрольных работы (4 списывания, 3 диктанта, 4 контрольных работы, 13 словарных диктантов); и 14 итоговых контрольных работ (4 диктанта, 4 контрольных работы, 2 теста, 4 словарных диктанта).
Вид контрольной работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Текущая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Текущий диктант | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | 1 | 1 | 2 | ||
Словарный диктант | 3 | 3 | 4 | 3 | 13 |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итоговый диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итоговый словарный диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого: | 9 | 9 | 11 | 9 | 38 |
В основе методики преподавания предмета «Русский язык» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в течение учебного года. Текущие контрольные работы проводятся после изучения крупных тем программы. Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в году (I, II, III учебные четверти и за год). Виды контрольных работ: текущие и итоговые контрольные работы, текущие и итоговые диктанты, тесты, списывания, словарные диктанты.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
различать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
выделять, находить:
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать практические задачи:
- проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
- характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
- составлять план текста (при помощи учителя);
применять правила правописания:
- падежных окончаний имен существительных;
- суффиксов имен существительных -онок- (-енок-), -ек-, -ик-, -ост(ь)-;
- падежных окончаний имен прилагательных;
- словарных слов, определенных программой;
- постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе, имеют возможность овладеть приемами, выделенными курсивом, но они не являются обязательными для всех учеников.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности ученика | Плановые сроки прохождения | |
план. | факт. | ||||
«Как устроен наш язык» (Фонетика) | 1 | ||||
1 | Повторение фонетики. | Объяснять различие между звуками и буквами. Сравнивать буквенную запись слов с записью при помощи транскрипции. Классифицировать звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные-согласные и т.д.). | 01.09. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
2 | Правило написания большой буквы. | Сопоставлять слова, анализировать их. Правильно писать собственные имена существительные. | 02.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Фонетика) | 1 | ||||
3 | Фонетический разбор слова. | Переносить слова по слогам. Применять алгоритм выполнения фонетического анализа слов. | 05.09. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
4 | Правила переноса слов. | Применять правила переноса слов на письме. Осуществлять самоконтроль. | 06.09. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
5 | Повторение признаков и типов текста. | Распознавать типы текста. Анализировать текст. Озаглавливать текст. | 07.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Фонетика) | 1 | ||||
6 | Фонетический разбор слова. | Проводить фонетический анализ слов. Наблюдать над омонимами. | 08.09. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
7 | Повторение правил обозначения гласных после шипящих. | Верно писать сочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 09.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Состав слова) | 1 | ||||
8 | Повторение состава слова. | Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание. Применять алгоритм разбора слов по составу. | 12.09. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
9 | Повторение правописания безударных гласных в корне слова. | Находить в слове орфограмму. Применять алгоритм ее проверки. Классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы. | 13.09. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
10 | Повторение признаков и типов текстов. | Определять тему и основную мысль текста. Определять типы текстов, озаглавливать текст, составлять план. | 14.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Состав слова) | 1 | ||||
11 | Разбор слова по составу. | Применять алгоритм разбора слов по составу. Подбирать однокоренные слова к данным корням. | 15.09. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
12 | Повторение правил правописания согласных в корне слова. Словарный диктант. | Списывать текст без ошибок. Находить слова с орфограммой, классифицировать слова. Безошибочно писать слова из словаря. | 16.09. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
13 | Списывание «Повторение орфограмм корня». | Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 19.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Состав слова) | 1 | ||||
14 | Работа над ошибками. Повторение словообразования. | Повторить способы образования слов, развёрнуто толковать слова. Образовывать слова заданным способом. | 20.09. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
15 | Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова. | Закрепить знания о непроизносимых согласных. Осуществлять орфографический тренинг. Делить слова для переноса. | 21.09. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
16 | Текущий диктант «Повторение орфограмм корня». | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 22.09. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
17 | Работа над ошибками. Текст и его заглавие. | Корректировать свои действия. Подбирать тексты по данным заголовкам, выбирать окончание текста. | 23.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Состав слова) | 1 | ||||
18 | Разбор слова по составу и словообразование. | Выполнять полный письменный разбор слова по составу. Находить слова к схемам. Исправлять неверно выполненные разборы. | 26.09. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
19 | Текущая контрольная работа «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу». | Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 27.09. | ||
«Правописание» | 2 | ||||
20 | Работа над ошибками. Повторение правописания суффиксов. | Корректировать свои действия. Конструировать и классифицировать слова. Использовать изученные правила. | 28.09. | ||
21 | Повторение правописания приставок. | Определять принцип классификации слов. Повторять изученные орфограммы. Исправлять ошибки. | 29.09. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
22 | Заглавие и начало текста. Словарный диктант. | Анализировать и корректировать текст. Озаглавливать текст. Списывать исправленный текст. Безошибочно писать слова из словаря. | 30.09. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 2 | ||||
23 | Предложение и его смысл. Слова в предложении. | Сравнивать определения предложения. Наблюдать над смыслом предложения, над словами в предложении. Определять границы предложения. Составлять из слов предложения. | 03.10. | ||
24 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | Определять цели высказывания предложений. | 04.10. | ||
«Развитие речи» | 2 | ||||
25 | Последовательность предложений в тексте. | Восстанавливать последовательность предложения в тексте. Подбирать заглавие к тексту, анализировать и корректировать текст. | 05.10. | ||
26 | Деление текста на абзацы. | Видеть в каждом абзаце микротему, восстанавливать последовательность абзацев. | 06.10. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
27 | Главные члены предложения. Словарный диктант. | Находить грамматическую основу предложения. Безошибочно писать слова из словаря. | 07.10. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
28 | Повторение правописания разделительного ъ и разделительного ь знаков. | Различать ь и ъ разделительные знаки. Наблюдать над языковым материалом. Отрабатывать написание непроизносимой согласной в корне слова. | 10.10. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
29 | Главные члены предложения. | Анализировать языковой материал. Отработать алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого. Коллективно вывести правило. | 11.10. | ||
«Правописание» | 2 | ||||
30 | Правописание приставок. | Анализировать и писать слова с приставками на з- и с-. | 12.10. | ||
31 | Правописание приставок, оканчивающихся на з//с. | Применять алгоритм правописания приставок на з- и с-. Классифицировать слова по орфограммам. | 13.10. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 2 | ||||
32 | Подлежащее. | Находить подлежащее в предложениях. Ставить вопросы к словам. Исправлять ошибки. | 14.10. | ||
33 | Сказуемое. | Находить сказуемое в предложении, видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом. Находить подлежащее и сказуемое. | 17.10. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
34 | Правила написания писем | Наблюдать над обращением в письмах. Составлять план текста по вопросам. | 18.10. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
35 | Итоговый диктант «Орфограммы, изученные во 2-м классе» | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 19.10. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
36 | Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое. | Корректировать свои действия. Анализировать сочетаемость слов. Находить грамматическую основу в предложении. Конструировать предложения. | 20.10. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
37 | Правила написания писем. Итоговый словарный диктант. | Анализировать и корректировать тексты учащихся. Самостоятельно писать письма. Безошибочно писать слова из словаря. | 21.10. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 2 | ||||
38 | Второстепенные члены предложения. | Ставить к словам вопросы. Составлять предложения. Находить второстепенные члены предложения. | 24.10. | ||
39 | Обстоятельство. | Сравнивать предложения. Уметь находить обстоятельство в предложении. Ставить вопросы к второстепенным членам предложения. | 25.10. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
40 | Итоговая контрольная работа «Простое предложение». | Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 26.10. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
41 | Работа над ошибками. Правописание приставки с-. | Корректировать свои действия. Составлять слова с приставками. Применять алгоритм правописания приставки с-. Исправлять ошибки. | 27.10. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
42 | Обстоятельство. | Находить и выделять обстоятельство в предложении. Заменять обстоятельства фразеологизмами. Исправлять ошибки. | 28.10. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
43 | Правила написания писем. | Составлять план письма. Корректировать текст письма. Логично излагать свои мысли. Работать в парах. | 07.11. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 2 | ||||
44 | Определение. | Сравнивать предложения с определениями и без них. Наблюдать над значением определений. | 08.11. | ||
45 | Упражнение в нахождении определений в предложении. | Сравнивать предложения с определениями и без них. Выявлять значение определений. Находить определения в предложении. | 09.11. | ||
«Правописание» | 2 | ||||
46 | Правописание слов с двумя корнями. | Образовывать и записывать сложные слова при помощи соединительных гласных о, е. Выбирать слова к заданным моделям. Разбирать сложные слова по составу. | 10.11. | ||
47 | Соединительные гласные о, е. Словарный диктант. | Классифицировать слова с орфограммами в корне, приставке, суффиксе. Составлять слова с соединительными гласными о, е. Писать под диктовку. Безошибочно писать слова из словаря. | 11.11. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
48 | Правила написания писем. | Восстанавливать начало письма. Корректировать и писать письма. | 14.11. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
49 | Дополнение. | Находить дополнения. Наблюдать над языковым материалом. Разбирать предложения по членам. | 15.11. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
50 | Правописание букв о и ё после шипящих в корне слова. | Наблюдать над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Правильно писать гласные о, ё после шипящих в словах. Развивать орфографическую грамотность. | 16.11. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
51 | Упражнение в нахождении дополнений в предложении. | Применять полученные знания о дополнении и его значении в предложении. Сравнивать, какими членами предложения являются формы одного слова. Разбирать предложения по членам предложения. Решать проблемную задачу. | 17.11. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
52 | Правописание букв о, ё после шипящих в корне слова. | Классифицировать слова и писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 18.11. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
53 | Обучение написанию писем. | Объяснять значение фразеологизмов. Корректировать текст с избыточным употреблением фразеологизмов. | 21.11. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
54 | Текущая контрольная работа «Простое предложение. Члены простого предложения». | Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 22.11. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
55 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | Корректировать свои действия. Познакомиться с понятием однородные члены предложения. Находить в предложении однородные члены и определять, какими членами предложения они являются. | 23.11. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
56 | Обозначение звука [ы] после звука [ц]. | Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Работать со словарями. Применять алгоритм правила, классифицировать слова. | 24.11. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
57 | Однородные члены предложения. Словарный диктант. | Записывать предложения с однородными членами с помощью схем и по схемам составлять предложения. Ознакомиться с союзами: и, а, но, да, или. Безошибочно писать слова из словаря. | 25.11. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
58 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Формулировать правило. Ставить знаки препинания в предложении с однородными членами. Писать текст под диктовку. | 28.11. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
59 | Текущий диктант «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц.» | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 29.11. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
60 | Работа над ошибками. Правила написания писем. | Корректировать свои действия. Логически выражать свои мысли. Писать письма с опорой на текст. Творчески подходить к выполнению самостоятельной работы. | 30.11. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
61 | Разбор предложений с однородными членами | Правильно писать предложения с однородными членами, связанными союзами и интонацией. | 01.12. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
62 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. | Наблюдать над пунктуацией при однородных членах, соединенных союзами. Анализировать схемы. Правильно переносить слова. | 02.12. | ||
«Как устроен наш язык» (Синтаксис) | 1 | ||||
63 | Однородные члены предложения | Логически и абстрактно мыслить, опираясь на языковые единицы. Выделять грамматические основы в предложениях. Устанавливать связь между однородными членами предложения. Исправлять ошибки в употреблении однородных членов. | 05.12. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
64 | Списывание «Правописание слов, образованных сложением; о-ё после шипящих; [ы] после ц.». | Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 06.12. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
65 | Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Применять алгоритм правописания буквы ё после шипящих в корне слова. Уметь исправлять ошибки, доказывать постановку знаков препинания. Конструировать предложения. | 07.12. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
66 | Правила написания писем. | Правильно подписывать точный адрес на конверте. | 08.12. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
67 | Повторение фонетики и состава слова. Словарный диктант. | Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. Грамотно писать словарные слова. | 09.12. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
68 | Повторение правил правописания. | Классифицировать родственные слова. Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Конструировать предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания. Развивать орфографическую зоркость. | 12.12. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
69 | Итоговый диктант за I полугодие «Орфограммы, изученные в I-II четвертях 3-го класса». | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 13.12. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 2 | ||||
70 | Работа над ошибками. Части речи. | Корректировать свои действия. Классифицировать слова по значению. | 14.12. | ||
71 | Самостоятельные и служебные части речи. | Наблюдать над самостоятельными и служебными частями речи. Формулировать правило. Уметь разбирать слова по образцу. | 15.12. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
72 | Повторение. Текст. | Подбирать заглавие текста, составлять план, сопоставлять тексты описания и повествования. Создавать собственный текст. | 16.12. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
73 | Имя существительное. | Классифицировать существительные по вопросам и значениям. | 19.12. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
74 | Итоговая контрольная работа за I полугодие | Применять знания, полученные в ходе изучения тем. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 20.12. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
75 | Работа над ошибками. Повторение изученных орфограмм. | Корректировать свои действия. Находить изученные орфограммы в словах. Развивать орфографическую зоркость. Конструировать предложения. | 21.12. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
76 | Правила написания изложения. | Обобщить сведения, необходимые для написания изложения. | 22.12. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 2 | ||||
77 | Род имен существительных. Итоговый словарный диктант. | Определять род имён существительных. Безошибочно писать слова из словаря. | 23.12. | ||
78 | Закрепление. Род имен существительных. | Определять род имён существительных. Запомнить, какого рода бывают неизменяемые существительные. Работать с толковым словарём. | 26.12. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
79 | Обучение написанию изложения. | Обогащать свою речь. Писать изложение текста-описания. Осуществлять взаимопроверку. | 27.12. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
80 | Повторение правописания. | Обобщать изученные орфограммы. Корректировать свои действия. Исправлять ошибки. | 28.12. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
81 | Число имён существительных. | Обсуждать правило. Классифицировать имена существительные по числам. Определять число имен существительных в тексте. | 12.01. | ||
«Правописание» | 2 | ||||
82 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | Формулировать правило. Определять род имени существительного. Отработать алгоритм правописания ь после шипящих на конце имён существительных. Классифицировать слова по орфограммам. | 13.01. | ||
83 | Закрепление правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. | Применять алгоритм правописания ь после шипящих на конце имён существительных. Отгадать слово по его значению. | 16.01. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
84 | Число имён существительных. | Определять род имён существительных во множественном числе. | 17.01. | ||
«Правописание» | 2 | ||||
85 | Изменение имен существительных по числам. | Изменять имена существительные по числам. Делить слова на слоги. Применять алгоритм правописания слов с безударной гласной. Писать под диктовку. | 18.01. | ||
86 | Изменение имен существительных по числам. Закрепление. | Изменять имена существительные по числам. Познакомиться с изменением существительных, оканчивающихся на -мя. | 19.01. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
87 | Обучение написанию изложения. Словарный диктант. | Анализировать и корректировать текст. Составлять план и записывать часть текста по плану. Безошибочно писать слова из словаря. | 20.01. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 3 | ||||
88 | Изменение имён существительных по падежам. | Знакомиться с понятием «изменение слова по падежам». Решать проблемные задачи. | 23.01. | ||
89 | Падеж имён существительных. | Знакомиться с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении. | 24.01. | ||
90 | Закрепление падежей имён существительных. | Ознакомиться с понятием «косвенный падеж». Сопоставлять слова в форме И. и В. падежей. | 25.01. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
91 | Слова с удвоенными согласными в корне слова. | Анализировать языковой материал. Классифицировать слова. | 26.01. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
92 | Текущая контрольная работа «Части речи, род и число имен существительных». | Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 27.01. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
93 | Работа над ошибками. Правила написания писем. | Корректировать свои действия. Анализировать текст и излагать содержание от первого лица. | 30.01. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
94 | Падеж имён существительных. | Различать падежные и синтаксические вопросы к слову. Находить слова в Р.п., ставить слова в форму определённого падежа. | 31.01. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
95 | Правописание суффикса -ок- в именах существительных. | Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах. Составлять слова по заданной модели. | 01.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
96 | Изменение имён существительных по падежам. | Ставить слова в форму Т.п. Находить слова в форме Т.п. Работать в парах. | 02.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
97 | Правописание суффиксов -ец- и -иц- и сочетаний -ичк- и -ечк-. Словарный диктант. | Анализировать языковой материал. Формулировать выводы. Заменять звуковую запись на буквенную, составлять слова по моделям. Безошибочно писать слова из словаря. | 03.02. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
98 | Работа с текстом. | Работать с текстом учебника. Различать текст-описание и текст-повествование. | 06.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
99 | Склонение имён существительных. | Наблюдать за употреблением языкового материала в письменной и устной речи. Формировать понятие «склонение». Классифицировать существительные по склонениям. | 07.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
100 | Правописание сочетаний -инк- и -енк-. | Применять алгоритм написания слов с сочетаниями -инк-, -енк-. Составлять слова по заданным моделям. | 08.02. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
101 | Списывание «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных». | Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 09.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
102 | Склонение имен существительных. | Определять склонение имён существительных, стоящих в косвенных падежах. | 10.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
103 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | Работать по таблице. Объяснять выбор безударного падежного окончания существительного. | 13.02. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
104 | Работа с текстом. | Индивидуально работать с текстом: пересказывать, составлять и записывать план. | 14.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
105 | Склонение имён существительных. | Решать проблемные задачи. Наблюдать над формой Р.п. некоторых имён существительных и записывать их в соответствии с нормой. | 15.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
106 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | Осуществлять взаимопроверку. Применять алгоритм применения правила правописания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | 16.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
107 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Словарный диктант. | Знать понятия «одушевлённые и неодушевлённые существительные». Классифицировать слова. Работать в парах. Безошибочно писать слова из словаря. | 17.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
108 | Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | Анализировать языковой материал. Работать с таблицей. Развёрнуто объяснять выбор безударного падежного окончания. | 20.02. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
109 | Текущий диктант «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; удвоенные согласные в словах; суффиксы имен существительных». | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 21.02. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
110 | Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. | Корректировать свои действия. Пересказывать от первого лица, корректировать готовый план текста. | 22.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
111 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Классифицировать слова и самостоятельно работать над упражнениями. Осуществлять самопроверку и самооценку. | 24.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
112 | Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. | Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. | 27.02. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
113 | Имена существительные собственные и нарицательные. | Различать существительные собственные и нарицательные. Классифицировать слова. Решать проблемные задачи. | 28.02. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
114 | Правописание гласных в окончаниях имён существительных после шипящих и ц. | Наблюдать над особенностями обозначения звука [о] после шипящих и ц в окончаниях имён существительных. Применять правило. | 29.02. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
115 | Тест «Род, число, падеж, склонение имен существительных». | Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 01.03. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
116 | Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. Словарный диктант. | Корректировать свои действия. Соблюдать порядок действий при написании изложения. Работать в парах. Безошибочно писать слова из словаря. | 02.03. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
117 | Способы образования имён существительных. | Вспомнить, что такое словообразование. Анализировать слова. Классифицировать слова по способу образования. | 05.03. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
118 | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | Развёрнуто объяснять выбор безударного падежного окончания. Работать с таблицей. | 06.03. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
119 | Способы образования имён существительных. | Решать проблемные задачи. Образовывать имена существительные разными способами при помощи тренировочных упражнений. | 07.03. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
120 | Закрепление правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 3-го склонения. | 11.03. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
121 | Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в III четверти 3-го класса». | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 12.03. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
122 | Работа над ошибками. Обучение написанию изложения. | Корректировать свои действия. Анализировать и корректировать текст. | 13.03. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
123 | Повторение фонетики и состава слова. | Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. | 14.03. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
124 | Итоговая контрольная работа «Род, число, падеж, склонение, имен существительных; существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные». | Применять знания, полученные в ходе изучения тем. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 15.03. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
125 | Работа над ошибками. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения. Итоговый словарный диктант. | Корректировать свои действия. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Безошибочно писать слова из словаря. | 16.03. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
126 | Имя прилагательное. | Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением имени прилагательного. Классифицировать имена прилагательные, устанавливать связь между прилагательными и существительными. | 19.03. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
127 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа. | Наблюдать над окончаниями имен существительных. Применять алгоритм правописания окончаний имён существительных множественного числа. | 20.03. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
128 | Повторение. Работа с текстом. | Восстанавливать порядок предложений в тексте. Подбирать заголовок, составлять план. | 21.03. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
129 | Имя прилагательное. | Решать проблемные задачи. Обсуждать правило, определять род, число и падеж имён прилагательных. Наблюдать над склонением имен прилагательных. | 22.03. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
130 | Повторение правописания безударных окончаний имен существительных. | Наблюдать над формой слова. Классифицировать слова по орфограммам. Развивать орфографическую зоркость. Иправлять ошибки. | 02.04. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
131 | Имя прилагательное. | Работать в коллективе. Наблюдать над именами прилагательными. Находить имена прилагательные в роли сказуемого. | 03.04. | ||
«Правописание» | 3 | ||||
132 | Правописание окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие. | Работать с таблицей. Формулировать правило. | 04.04. | ||
133 | Упражнение в правописании окончаний имён существительных на -ий,-ия,-ие. | Применять алгоритм правописания слов, оканчивающихся на -ий, -ия, -ие. Классифицировать имена существительные. Развивать орфографическую зоркость. | 05.04. | ||
134 | Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | Формулировать и обсуждать правило. Применять алгоритм правописания безударных окончаний имён существительных. | 06.04. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 2 | ||||
135 | Качественные имена прилагательные. | Наблюдать над значением имен прилагательных. Сравнивать признаки предмета. Рассмотреть степени сравнения имён прилагательных. | 09.04. | ||
136 | Закрепление. Качественные имена прилагательные. | Различать имена прилагательные, подбирать антонимы к ним. Образовывать прилагательные с приставкой не-, с суффиксами -оват-, -еват-, -оньк-, -еньк-. | 10.04. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
137 | Изложение с элементами сочинения. | Анализировать текст, создавать текст-рассуждение, самостоятельно писать текст по данному плану. | 11.04. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
138 | Правописание окончаний имён прилагательных. | Работать с таблицей. Формулировать правило. Изменять имена прилагательные по падежам. | 12.04. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
139 | Обучение написанию изложения. Словарный диктант. | Анализировать текст, составлять план, письменно пересказывать текст с элементами сочинения. Грамотно писать слова из словаря. | 13.04. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
140 | Правописание окончаний имён прилагательных. | Группировать слова по орфограммам. Исправлять ошибки в написании окончаний имён прилагательных. | 16.04. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
141 | Краткая форма качественных прилагательных. | Познакомиться с понятием краткой формы качественных имен прилагательных. Наблюдать над языковым материалом в устной и письменной речи. Работать с текстом. | 17.04. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
142 | Правописание окончаний имён прилагательных. | Работать с таблицей учебника. Классифицировать слова с буквами о и е в окончании. | 18.04. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
143 | Списывание «Орфограммы, изученные в 3 классе». | Применять алгоритм списывания. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 19.04. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
144 | Правила написания сочинений. | Различать сочинение и изложение. Анализировать текст. Подбирать заголовки. Исправлять нарушения в тексте. | 20.04. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
145 | Относительные имена прилагательные. | Классифицировать имена прилагательные, которые имеют или не имеют степени сравнения. | 23.04. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
146 | Правописание относительных имён прилагательных. | Классифицировать слова с -н-, -нн-. | 24.04. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
147 | Образование относительных имён прилагательных. | Наблюдать над языковым материалом. Образовывать относительные прилагательные разными способами. | 25.04. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
148 | Тест «Орфограммы, изученные в 3 классе». | Применять знания, полученные в ходе изучения курса. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 26.04. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
149 | Работа над ошибками. Правописание относительных имён прилагательных. Словарный диктант. | Корректировать свои действия. Образовывать слова по схеме. Классифицировать слова с суффиксами -ов-, -ан-, -ян-, -енн-. Безошибочно писать слова из словаря. | 27.04. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
150 | Правила написания сочинений. | Анализировать текст, обсуждать план. Творчески создавать собственный текст. | 30.04. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
151 | Закрепление правописания относительных имён прилагательных. | Работать с толковым словариком. Классифицировать качественные и относительные прилагательные. | 02.05. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
152 | Притяжательные имена прилагательные. | Наблюдать над разрядами имен прилагательных. Различать качественные и относительные прилагательные. Формулировать правило о притяжательных прилагательных. | 03.05. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
153 | Правописание притяжательных имён прилагательных. | Применять алгоритм правописания суффиксов притяжательных имен прилагательных. Повторять знаки препинания в предложениях. | 04.05. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
154 | Повторение. Работа с текстом. | Восстанавливать цельность текста. Выбирать и обсуждать подходящее по смыслу начало текста. | 07.05. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
155 | Повторение фонетики и состава слова. | Образовывать относительные имена прилагательные разными способами. Применять алгоритм разбора слов по составу, выполнения фонетического анализа слова. | 08.05. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
156 | Правописание краткой формы качественных имён прилагательных. | Образовывать краткую форму имён прилагательных. Коллективно формулировать и отрабатывать правило. | 10.05. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
157 | Текущая контрольная работа «Имя прилагательное и его грамматические признаки». | Применять знания, полученные в ходе изучения темы. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 11.05. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
158 | Работа над ошибками. Местоимение. | Корректировать свои действия. Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением местоимения. Находить местоимения в тексте. | 14.05. | ||
«Развитие речи» | 1 | ||||
159 | Работа с текстом. Словарный диктант. | Индивидуально выполнять задание по выбору. Подбирать начало текста. Безошибочно писать слова из словаря. | 15.05. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
160 | Личные местоимения. | Находить в устной и письменной речи местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Анализировать таблицу учебника. Конструировать текст. | 16.05. | ||
Резервные уроки | 1 | ||||
161 | Итоговый диктант «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе». | Внимательно слушать текст. Записывать под диктовку. Самостоятельно выполнять орфографическое задание. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 17.05. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 1 | ||||
162 | Работа над ошибками. Закрепление. Личные местоимения. | Корректировать свои действия. Находить личные местоимения, изменять местоимения по падежам. Работать с таблицей учебника. | 18.05. | ||
«Правописание» | 1 | ||||
163 | Правописание местоимений с предлогом. | Применять алгоритм написания местоимений с предлогами. | 21.05. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 2 | ||||
164 | Итоговая контрольная работа «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе». | Применять знания, полученные в ходе изучения курса. Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | 22.05. | ||
165 | Работа над ошибками. Изменение местоимений. | Корректировать свои действия. Наблюдать над изменением местоимений по падежам. Определять грамматические признаки местоимения. | 23.05. | ||
Резервные уроки | 2 | ||||
166 | Правописание местоимений. | Применять алгоритм написания местоимений с предлогами и без предлогов. Выявлять у местоимений изменяемые и неизменяемые признаки. | 24.05. | ||
167 | Повторение правописания. Итоговый словарный диктант. | Самостоятельно работать в орфографической тетради. Безошибочно писать слова из словаря. | 25.05. | ||
«Как устроен наш язык» (Морфология) | 3 | ||||
168 | Изменение местоимений. | Классифицировать местоимения. Применять алгоритм написания местоимений с предлогами. | 28.05. | ||
169 | Повторение признаков имени существительного. | Самостоятельно работать в орфографической тетради. | 29.05. | ||
170 | Повторение признаков имени прилагательного. | Самостоятельно работать в орфографической тетради. | 30.05. |
Содержание программы
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собствен ных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описа ние, рассуждение) и создание собственных текстов задан ного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной от крытки.
Создание собственных текстов и корректирование задан ных текстов с учетом правильности, богатства и вырази тельности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 часов)
Формы и средства контроля.
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (четверть, год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 4 раза в год (1, 2, 3 учебные четверти и за год).
Перечень учебно-методических средств:
Литература:
1. Инструктивно-методическое письмо Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2011-2012 учебном году»
2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
3. Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
4. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
5. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2/[С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
4. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011.
5. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2011.
6. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2004.
7. Иванов С.В. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Оборудование:
Демонстрационная линейка.
Демонстрационные таблицы по темам курса.
Интерактивная доска.
Классная доска.
Компьютер.
Магнитная доска.
Мультимедийные образовательные ресурсы по темам программы.
Мультимедийный проектор.
Подставки для книг.
Принтер.
Сканер.
Стол учительский.
Ученические столы и стулья.
Шкафы для учебников, материалов и пособий.
Предварительный просмотр:
Контрольные работы по русскому языку (3 класс)
для Рабочей программы по УМК «Начальная школа XXI века»
1 четверть.
Итоговый диктант «Орфограммы, изученные во 2-м классе»
Чижи
У меня жили чижи – Чижик и Пыжик. Они любили летать по комнатам и сидеть на полках. Там у меня хранились лесные орешки, птичьи гнездышки, охотничьи ружья.
Иногда чижи ссорились. Бывало взъерошат перья, раскроют клювы и шипят друг на дружку. Но ссоры быстро кончались. Птицы садились на полку и начинали дружно петь.
Слова для справок: ссорились, ссоры, птицы.
Орфографическое задание
I вариант
Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной, в два столбика:
1) слова с гласной а в приставке;
2) слова с гласной о в приставке.
Отметь в словах приставки.
[ат]ъехать, [на]ступить, [аб]лететь, [аб]ъяснение, [над]резать, [да]писать, [за]вести, [па]лить, [за]вернуть, [на]помнить
II вариант
Составь и запиши десять слов с приставками без-, бес-, из-, ис-, раз-, рас-. Отметь приставки в словах.
-ветренный, -винить, -пустить, -шумный, -полезный, -править, -глядеть, -пугать, -толковый, -гладить
Итоговая контрольная работа «Простое предложение».
I вариант
1. Выпиши из текста вопросительное невосклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Повествовательное невосклицательное.
2. Вопросительное невосклицательное.
3. Повествовательное вопросительное.
3. Запиши предложение, в котором подлежащее находится перед сказуемым. Отметь в этом предложении грамматическую основу.
Шёл я по заросшей вырубке.
Солнце поднимается быстро.
В лесу появились первые проталины.
4. Охарактеризуй 2-й звук в слове дверь, 4-й звук в слове краб, 2-й звук в слове пою, 3-й звук в слове крюк.
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечена приставка.
6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши повествовательное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
кусты, раздался, посвист, за, рябчик
II вариант
1. Выпиши из текста побудительное восклицательное предложение.
Бурундук сидел на задних лапах и что-то быстро-быстро жевал. Что же он ест? Ведь ничего съедобного вокруг не видно?! Бурундук кончил жевать и притянул передними лапами в рот цветок медуницы. Так вот он чем лакомится! Ешь, бурундучок, ешь, набирайся сил после долгой зимы!
(По Ю. Фролову)
2. Выпиши такую характеристику по интонации и цели высказывания, которую предложение иметь не может.
1. Вопросительное восклицательное.
2. Побудительное повествовательное.
3. Побудительное невосклицательное.
3. Выпиши предложение, в котором неправильно отмечены главные члены. Отметь грамматическую основу в этом предложении.
Среди ветвей мелькнули серые тени.
Слева послышался шорох листьев.
Я увидел летящего орла совсем близко.
4. Охарактеризуй 4-й звук в слове обувь, 1-й звук в слове яма, 2-й звук в слове ёлка, 3-й звук в слове ножка.
5. Выпиши слова, в которых правильно отмечен корень.
6 (дополнительное). Из данных слов составь и запиши вопросительное невосклицательное распространённое предложение. Отметь в нём грамматическую основу.
друг, по, Кавказ, путешествовать, долго.
Итоговый словарный диктант
Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, до свидания, вокзал, конфета, язык, обед.
2 четверть.
Итоговый диктант за I полугодие «Орфограммы, изученные в I-II четвертях 3-го класса».
Кормушка
Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку, насыпали хлебных крошек и повесили ее на березу. Для синиц они привязали не дерево кусочки сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.
Примечание. Выделенные написания четко проговариваются учителем.
Орфографическое задание
I вариант
1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:
, и .
2. Запиши слова в три столбика:
1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы-орфограммы подчеркни.
полёты, поляна, звёздный, ключик, жучок, шёлк, подъём, отставил, сказка, зайчонок
II вариант
1. Подчеркни в тексте предложение с однородными членами, которое соответствует схеме:
, и .
2. Запиши слова в три столбика:
1) слова с орфограммой в приставке;
2) слова с орфограммой в корне;
3) слова с орфограммой в суффиксе.
Буквы-орфограммы подчеркни.
помыл, зимой, вкусный, замочек, мышонок, шорты, подъехал, отклеил, пробка, бычок
Итоговая контрольная работа за I полугодие
I вариант
1. Сделай фонетический разбор слова огонь.
2. Разбери по составу слово осиновый.
3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.
Вороны сели на березу.
Бродит ветер по болоту.
Птицы улетают в жаркие страны.
4. Выпиши вопросы, на которые отвечает определение.
каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чём? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?
5. Спиши, подчеркни все члены предложения.
Ребята ухаживали за лисой, белкой, черепахой и хомячками.
Огонёк ярко вспыхнул и потух.
6 (дополнительное). Выпиши предложения с однородными подлежащими, подчеркни их.
Миша заболел, но быстро поправился.
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова.
В лесу росли пихты, ели и березы.
Цветы пахли не резко, а нежно.
На экскурсию поедут ученики и родители.
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.
II вариант
1. Сделай фонетический разбор слова пять.
2. Разбери по составу слово дождливый.
3. Спиши предложения, отметь в них грамматические основы.
Смолистые шишки украшают вершины елей.
Над прудом кругами летает чёрный коршун.
У воды бродят красивые птицы.
4. Выпиши вопросы, на которые отвечает обстоятельство.
каких? где? от кого? чей? откуда? когда? к кому? чем? куда? зачем? какие? о чём? о ком? о какой? почему? какое? как? к чему? кем? чего?
5. Найди и запиши только предложения с однородными членами, подчеркни в них все члены предложения.
Луга, поля, деревья покрылись снежной пеленой.
Поезд летит стрелой по широким просторам.
Коршун сложил крылья и камнем упал на добычу.
Я с радостью протянул маме открытки.
6 (дополнительное). Найди и запиши предложения с однородными сказуемыми, подчеркни эти сказуемые.
Миша заболел, но быстро поправился.
По утрам густой туман покрывал и лес, и скалы, и ближайшие острова.
В лесу росли пихты, ели и березы.
Цветы пахли не резко, а нежно.
На экскурсию поедут ученики и родители.
Сухие листья дрожали на ветках, опадали, кружились в воздухе.
Итоговый словарный диктант
Капустный, вкусный, звездный, опушка, солнце, лестница, поляна, картина, собака, народ, телефон, лепестки.
3 четверть.
Тест «Род, число, падеж, склонение имен существительных».
I вариант
- Отметь «х» все существительные мужского рода.
- ладонь
- огонь
- окунь
- ткань
- пень
- Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.
- поля
- сравнение
- скорость
- чувство
- санаторий
- Отметь «х» все существительные, у которых нет формы единственного числа.
- сапоги
- ворота
- пуговицы
- зеркала
- джинсы
- Отметь «х» все вопросы творительного падежа.
- кого?
- чему?
- кем?
- о чём?
- чем?
- Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
- к дереву
- около деревьев
- у дерева
- над деревом
- возле дерева
- Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
- на озёрах
- в озёрах
- к озёрам
- об озёрах
- на озере
- Отметь «х» все предложения, в которых существительное книга стоит в именительном падеже множественного числа.
- Я люблю получать книги в подарок.
- Книги лежат на столе.
- Младший брат читает книги с картинками.
- Эти книги рассказывают о далёких звёздах.
- Учительница раздала новые книги.
- Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с дательным падежом.
- к
- в
- до
- по
- об
- Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
- через дорогу (В.п.)
- на реке (Д.п.)
- без окон (Р.п.)
- по земле (Д.п.)
- для мамы (В.п.)
- Отметь «х» все существительные в начальной форме.
- сестра
- дороги
- на стол
- школа
- лесом
- Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
- молодёжь
- конь
- день
- огонь
- горечь
- Отметь «х» существительные не 1-го склонения.
- дядя
- страна
- семья
- зеркала
- Стёпа
- Отметь «х» все несклоняемые имена существительные.
- звено
- метро
- окно
- село
- кино
- Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
- за горами
- с дядей
- под тетрадью
- за водой
- под крышей
II вариант
- Отметь «х» все существительные мужского рода.
- соболь
- метель
- уголь
- рояль
- соль
- Отметь «х» все существительные среднего рода единственного числа.
- гербарий
- облака
- уравнение
- письмо
- полёт
- Отметь «х» все существительные, у которых нет формы множественного числа.
- выносливость
- дело
- конфета
- мясо
- дерево
- Отметь «х» все вопросы дательного падежа.
- кого?
- чему?
- чего?
- кем?
- кому?
- Отметь «х» все существительные в родительном падеже единственного числа.
- за дорогой
- до дороги
- на дороге
- у дороги
- без дорог
- Отметь «х» все существительные в предложном падеже множественного числа.
- по реке
- о реках
- в реках
- o реке
- на реках
- Отметь «х» все предложения, в которых существительное самолёт стоит в именительном падеже.
- Самолёт стремительно поднялся в воздух.
- В небе мы увидели самолёт.
- Парашютисты покидали самолёт.
- Высоко над нами пролетел самолёт.
- Пассажиры заходили в самолёт.
- Отметь «х» все предлоги, которые употребляются с предложным падежом.
- над
- о
- без
- для
- при
- Отметь «х» все существительные, падеж которых определён неверно.
- в дом (И. п.)
- под снегом (Т. п.)
- на песке (Д. п.)
- около дома (Р. п.)
- к другу (Д. п.)
- Отметь «х» все существительные в начальной форме.
- под шкафом
- дом
- книги
- берёза
- карандашом
- Отметь «х» все существительные 3-го склонения.
- зверь
- метель
- уголь
- олень
- радость
- Отметь «х» существительные не 1-го склонения.
- свёкла
- дедушка
- рога
- земля
- Коля
- Отметь «х» все несклоняемые имена существительные.
- пианино
- сито
- шоссе
- солнце
- небо
- Отметь «х» все существительные 1-го склонения, женского рода, в творительном падеже, в единственном числе.
- под водой
- над ошибками
- с дедушкой
- над головой
- за помощью
Итоговый диктант «Орфограммы, изученные в III четверти 3-го класса»
Кукушонок
На вершине ели было гнездо. Рядом с маленькими яичками там лежало одно большое. Его подкинула кукушка.
Птенцы вылупились. Родители усердно кормили птенцов. Кукушонок стал выталкивать братьев из гнезда.
Мой внучок забрал подкидыша домой. Кукушонок поселился в старом птичьем гнезде. Кошки Мурки тогда в доме не было. Птенец без страха летал по комнате. Скоро пушок на кры лышках сменили перья. Мы выпустили кукушонка на волю.
(По И. Соколову-Микитову)
(64 слова)
Слова для справок: яички, его.
Орфографическое задание
I вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с сочетанием -инк- или -енк-.
проталина, спальня, вишня, царапина, башня, сосна, паутина, калина
2. Поставь каждое слово в форму творительного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
душ, камыш, палец, сердце, кольцо, улица, кирпич, птица
II вариант
1. От данных слов образуй и запиши слова с суффиксами -ок-, -ик- или -ек-.
чеснок, сад, рог, горох, чердак, сук, кусок, конверт
2. Поставь каждое слово в форму дательного падежа, единственного числа. Отметь окончания.
цель, степь, туча, ночь, сестра, роща, печь, мышь
Итоговая контрольная работа «Род, число, падеж, склонение, имен существительных; существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные».
I вариант
1. Запиши слова в форме родительного, творительного и предложного падежа единственного числа.
сестра, стекло, столб
2. Спиши слова, в скобках укажи их склонение.
грусть, ветка, старик, душ, дедушка, дно, вязание, тишь
3. Выпиши имена существительные женского рода единственного числа.
старик, старый, старость, постареть, старушечка, старьё, старушки, стариться, престарелый, старина, старейший, старожил
4. Запиши слова в две группы:
- одушевлённые имена существительные;
- неодушевлённые имена существительные,
улитка, дом, учитель, ручей, стрекоза, медведь, клён, сила
5. Спиши слова. Отметь части слов, при помощи которых они образовались.
речушка, подорожник, недруг, нарукавник
6 (дополнительное). Прочитай текст. Найди и запиши существительное с такой характеристикой: неодушевлённое, нарицательное, среднего рода, стоит в единственном числе, в именительном падеже, в предложении является подлежащим.
Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.
II вариант
1. Спиши словосочетания, определи падеж имён существительных.
ходить в театр, подарить маме, купить для брата, пойти за грибами, вспоминать о лете
2. Выпиши имена существительные 2-го склонения, мужского рода.
шум, песня, речь, копьё, народ, душ, животное, богач, место, ложь, ландыш, степь, луч, музей
3. Спиши группы слов, в каждой группе подчеркни «лишнее» слово (обрати внимание на род).
- море, шимпанзе, солнце, растение
- соль, пыль, ремень, пристань
- камень, конь, лань, огонь
4. Выпиши слова, которым дана неправильная характеристика. Ошибки исправь.
стул (неодуш.), дверь (неодуш.), соловей (неодуш.), платье (неодуш.), роза (неодуш.), бабочка (неодуш.), кувшинка (неодуш.), волна (одуш.), чайка (одуш.), ветер (одуш.)
5. Запиши слова, значение которых приведено. Отметь те части слов, при помощи которых они образовались.
6 (дополнительное). Найди в тексте и запиши существительное с такой характеристикой: неодушевлённое, собственное, женского рода, 1-го склонения, стоит в единственном числе, в предложном падеже, в предложении является обстоятельством.
Байкал находится на востоке России. Люди называют его голубым оком Сибири. По количеству пресной воды это озеро занимает первое место на Земле. В Байкале живут тысячи видов редких животных и растений.
Итоговый словарный диктант
Разведка, рассада, гигант, расстояние, пластмасса, аккуратный, рассказ, расписание, путешествие, огород.
4 четверть.
Тест «Орфограммы, изученные в 3 классе».
I вариант
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой з.
- и...править
- бе...вредный
- ...делать
- и...бежать
- бе...полезный
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой ё.
- прыж...к
- пч...лы
- ж...луди
- луж...к
- ш...пот
- Отметь «х» все слова с ошибкой.
- ватрушичка
- пуговичка
- нянечка
- книжичка
- шишечка
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой и.
- баш...нка
- смород...нка
- сос...нка
- виш...нка
- трещ...нка
- Отметь «х» все слова с ошибкой.
- чорный
- шорты
- шов
- шолк
- шоссе
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой и.
- огурц...
- акац...я
- ц...рк
- ц...плёнок
- ц...фра
- Отметь «х» все слова с мягким знаком на конце.
- (нет) луж...
- мощ...
- сторож...
- стриж...
- лож...
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой е в окончании.
- o мыш...
- на север...
- из вишн...
- о бесед...
- на дерев...
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой о.
- м...рковь
- г...зета
- в...гон
- т...пор
- к...лендарь
- Отметь «х» все слова с удвоенной буквой с.
- бе...еда
- профе…ия
- во...ток
- Ро...ия
- ко...тюм
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой и.
- о решени...
- по дорог...
- на улиц...
- o жизн...
- в дом...
- Отметь «х» все сочетания слов с ошибкой.
- для усталого путника
- к стараму другу
- летние солнце
- по хрупкому льду
- робкое движение
- Отметь «х» слова, в которых нет мягкого знака на конце.
- хорош...
- вещ...
- брош...
- горяч...
- пейзаж...
- Отметь «х» все предложения, в которых неправильно поставлены запятые.
1. Под солнечными лучами запели и забурлили ручейки.
2. Ранней весной первыми расцветают подснежники, а не медуница.
3. Девочка кормила кролика морковкой, травой, сухарями.
- Мама любит белые, жёлтые, и сиреневые гвоздики.
- В наших лесах водятся, и медведи, и зайцы, и лисы, и лоси.
II вариант
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой с.
- бе…ветренный
- и...писать
- и...бежать
- бе...жалостный
- бе...шумный
- Отметь «х» все слова с пропущенной буквой ё.
- ш…лковый
- береж...к
- волч...к
- ш...рстка
- пош...л
3. Отметь «х» все слова с ошибкой.
- ватрушечка
- дочичка
- чашичка
- кошечка
- букашечка
4. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой и.
- пес.нка
- сос.нка
- баш...нка
- протал...нка
- солом...нка
5. Отметь «х» все слова с ошибкой.
- щёлка
- шёрох
- шёпот
- шёлковый
- капюшён
6. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой ы.
- ц...ган
- милиц...я
- улиц... (мн. ч.)
- скворц... (мн. ч.)
- ц...ркачи
7. Отметь «х» все слова с мягким знаком на конце.
- помощ...
- (нет) туч
- ключ
- рож...
- скрипач...
8. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой е в окончании.
- на ветк...
- в тетрад...
- к цел...
- в комнат...
- в огород...
9. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой а.
- б...лото
- т...релка
- с...пог
- к...стёр
- к...стюм
10. Отметь «х» все слова с удвоенной буквой с.
- о...ина
- ка...трюля
- ру...кий
- прекра...ный
- ра...тояние
11. Отметь «х» все слова с пропущенной буквой е.
- по професси...
- в озер...
- по лини...
- к подруг...
- на заняти...
12. Отметь «х» все сочетания слов с ошибкой.
- по мокраму стеклу
- на тонкой паутинке
- синие море
- на старой улице
- к дальней станции
13. Отметь «х» все слова, в которых нет мягкого знака на конце.
- мелоч...
- могуч...
- глуш...
- пригож...
- кулич...
14. Отметь «х» все предложения, в которых неправильно поставлены запятые.
1. В озёрах, реках, и прудах водится много рыбы.
2. Полевые цветы закрыли голубые, жёлтые, розовые глазки.
- Осенью цветут астры, а не тюльпаны.
- Запах ландыша струился тонко и свежо.
- Моя сестра замечательно, и шьёт, и вяжет, и готовит.
Итоговый диктант «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».
Лето
Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.
К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершинке сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные муравьи.
(68 слов)
Орфографическое задание
I вариант
1. Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склонение имён существительных.
в кроват... — в кроватк...
о мам... — о матер...
для мышк... — для мыш...
об отц... — о пап...
2. Найди в тексте предложение, соответствующее схеме:
, .
Подчеркни это предложение.
II вариант
- Допиши окончания, в скобках укажи падеж и склоне ние имён существительных.
к ел... — к ёлк...
в печк... — в печ...
о дочк... — о дочер...
о дед... — для дедушк...
2. Найди в тексте предложение, соответствующее схеме:
, , .
Подчеркни это предложение.
Итоговая контрольная работа «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 3-м классе».
I вариант
- Сделай фонетический разбор слова лень.
- Разбери по составу слово белизна.
- Спиши словосочетания, определи склонение и падеж имён существительных.
добраться до города
поделиться с сестрой
услышать в тиши
4. Спиши предложения. Определи род, число и падеж всех имён прилагательных.
Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.
5. Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.
Младшая сестра учится в музыкальной школе. Летний дождь барабанит в окно.
6 (дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, женского рода, 3-го склонения, стоит в форме единственного числа, винительного падежа, в предложении является обстоятельством.
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.
II вариант
- Сделай фонетический разбор слова пляж.
- Разбери по составу слово часовой.
- Спиши предложение, определи склонение и падеж всех имён существительных.
Из Москвы на север летит быстрый самолёт.
4. Выпиши из текста качественные имена прилагательные с существительными, от которых они зависят. Определи род, число и падеж этих прилагательных.
Жаркий июльский день угасает. Косой солнечный луч золотит вершину молодой сосны. Не слышно птичьих голосов.
5. Спиши. Подчеркни члены предложения и определи известные тебе части речи.
Холодом дышит звёздное небо. Я читаю книги перед сном.
6 (дополнительное). Прочитай текст и выпиши слово с такой характеристикой: имя существительное, 1-го склонения, стоит в форме множественного числа, предложного падежа, в предложении является обстоятельством.
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. На изумрудных полянках играет солнечный луч. На листочках дрожат прозрачные капельки росы.
Итоговый словарный диктант
Шелест, медленно, ракета, интересный, шофер, шоколад, шепот, картофель, трамвай, шорох, конверт, восток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...