Технологическая карта урока русского языка "Способы выделения окончаний" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема урока Способы выделения окончаний.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить со способом выделения окончания в словах, не изменяющихся по числу.
- Формировать умение определять окончания способом изменения существительного по падежам.
Развивающие:
- Развивать и обогащать речь учащихся;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_-_sposoby_vydeleniya_okonchaniy.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 5.03.2021 Школа: МАОУ СОШ №95 Класс: 2-1 Урок: 1 Время: 8:00 Кабинет: 320 | Студент: Балакина Ирина Витальевна Группа: 32 Учитель: Погорельская Наталья Павловна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока Способы выделения окончаний.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить со способом выделения окончания в словах, не изменяющихся по числу.
- Формировать умение определять окончания способом изменения существительного по падежам.
Развивающие:
- Развивать и обогащать речь учащихся;
- Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения;
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: слово учителя | Учитель вовлекает учащихся в деятельность. Создает комфортную обстановку. -Всем доброе утро, меня зовут Балакина Ирина Витальевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке. - Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее. - Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат. | Презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный наглядный практический Парная работа | -Чему вы учились на прошлых уроках? -И что же такое окончание? Каким способ вы умеете выделять окончания в словах? -Откройте тетради, запишите число, классную работу. Сколько строк от предыдущих записей нужно отступить? -Сейчас мы проведем небольшой словарный диктант. Слова пишем в строчку с красной строки. (Библиотека, сентябрь, сумма, пятница, перрон, февраль, среда, карандаш, класс, облако.) -Обменяйтесь с соседом тетрадями. Посмотрите на слайд и выполните проверку. -Если нет ошибок или 1-2 ошибки ставим “+”, 3-5 ошибок пол плюса, более 5 ошибок ставим “-”. -Верните тетрадь соседу. Следующее задание, выделите окончания данных слов. (-а; нулевое окончание; -а; -а; нулевое окончание; нулевое окончание; -а; нулевое окончание; нулевое окончание; нулевое окончание) -Каким способом вы определяли окончания данных слов? -Удалось ли вам определить окончание у слов февраль и сентябрь? Вы их тоже изменяли по числам? | -Узнали что такое окончание и научились выделять его. -Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. -Две. Пишут в тетради. Записывают словарные слова. Проводят проверку и оценивание. -Изменяли по числам. -Эти слова нельзя изменить по числам, мы не можем определить у них окончание. | УУД: познавательные ( умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса). | Презентация | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный, репродуктивный | -Как вы думаете как будет звучать тема урока? -Какие цели мы поставим перед собой? -Отлично! Чтоб достигнуть поставленных целей нам нужно составить план работы, как вы думаете что мы будем делать в первую очередь? -А что мы будем делать дальше? -Хорошо, а после того как мы научимся и отработаем это умение, что нам нужно будет сделать? | -Способы выделения окончаний. -Познакомиться с новым способом выделения окончаний. Научиться выделять окончания с помощью нового способа. -Выполним упражнение и узнаем новый способ выделения окончаний. -Будем учиться выделять окончания новым способом. -Выполним самостоятельную работу и сделаем выводы. | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. | Презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный, наглядный , проблемно-ситуационный | -Давайте по рассуждаем, как мы можем изменять слова? -Хорошо. А давайте изменим наши слова “сентябрь” и “февраль” по падежам, может быть тогда мы сможем определить окончание? Давайте сделаем это вместе. -И.п - Сентябрь, Февраль; Р.п - (нет) Сентября, Февраля; Д.п - (дать) Сентябрю, Февралю; В.п - (вижу) Сентябрь, февраль; Т.в - (творю) Сентябрем, февралем; П.п - (думаю) о сентябре, о феврале. (слова измененные по падежам выводятся на доску.) -Попробуйте теперь выделить окончания в словах. -Давайте сделаем вывод. Физминутка. -Ребята теперь давайте встанем и немного разомнемся. -Присаживайтесь. Посмотрите на слайд, на нем представлены слова, ваша задача определить окончание слова и указать способ, которым вы его определили. -Проверим. Какой окончание в первом слове и как вы его определили. Отвечаем по руке, не выкрикиваем. -Давайте посмотрим на слайд и проверим. У кого все правильно поставьте себе плюс, у кого есть 1-2 ошибки пол плюса, у кого 3 и более ошибок, поставьте минус. | -по числам и падежам. Изменяют слова по падежам. Устно выделяют окончания. -Окончание можно определить не только изменяя слово по числам, но и по падежам. Делают физминутку. Учащиеся устно объясняют окончания и их нахождение. Учащиеся сверяются со слайдом. | Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. РегулятивныеУУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. | Презентация | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный, наглядный | -Посмотрите на слайд. Прочитайте слова. Что это за слова?(Очки, футбол, каникулы) -Прочитайте задание, что вам нужно сделать с этими словами? -Приступайте к выполнению. -Время не выполнение вышло. Давайте проверим. -Давайте теперь сверимся со слайдом. Поставьте себе “+”. Если у вас 1-3 ошибки, пол плюса если вы совершили 4-7 ошибок, поставьте “-”, если у вас более 8 ошибок. -Давайте еще раз повторим, каким способами можно определять окончания слов. | -Слова которые не изменяются по числам. -Нам нужно письменно изменить слова по падежам и выделить в них окончания. Учащиеся выполняют упражнение. Устный опрос учащихся. Учащиеся оценивают себя. -Изменяя слово пи числам или изменяя слово по падежам. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи. Личностные.УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Словесный, наглядный | -Посмотрите на слайд, вам предстоит выполнить следующее задание, слова которые вы видите распределить по двум колонкам. 1 - слова изменяющиеся по числам; 2 - слова не изменяющиеся по числам. (фабрика, дуб, ножницами, сутки, солью, сосна, велосипед, щипцов). Второе задание выделить окончания слов. -Сверьте свои работы с ответами на слайде. Все выполнено верно “+”, допущено 1-2 ошибки пол плюса, 3 и более ошибок “-”. | Учащиеся выполняют задание. Проверяют работы. | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Презентация | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный, наглядный | Работа в группе -А сейчас ребята объединитесь в группы У каждой группы на листочках записаны предложения. Измените в словах окончания, что бы оно стало связано по смыслу. -Теперь каждая группа прочитает нам свои предложения. Один человек от каждой группы. Начинаем с первой. -Все отлично справились. Каждый поставьте себе плюс за это задание. -Ребята, а какие цели мы ставили перед собой в начале урока. -Достигли ли мы этих целей? | Работают в группах. Учащиеся читают свои предложения.
-Да. | (Познавательные УУД) Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД) | Презентация, карточки с предложениями. | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный, | -В течении урока вы оценивали свои работы, давайте подсчитаем свои плюсы и выставим оценки. -Если вы набрали пять плюсов ставим себе отметку “5”; четыре плюса отметка “4”; три плюса отметка “3”; два плюса отметка “2”. -Надеюсь все получили положительную отметку. Всем спасибо за урок, до свидания! | Оценивают свои достижения. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...
Урок математики во 2 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
Тема: "Введение числовой прямой"...
Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"
Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....
Презентация к уроку русского языка. 3 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока "Времена глагола"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе для изучения темы "Времена глагола"....
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?
Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)...
Технологическая карта урока математики по теме: "Периметр. Нахождение периметра." ("Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова") 3 класс
Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение и обобщение решения задач на нахождение периметра.Задачи:Дидактические:1.Учить находить периметр прямоугольника (квадрата), использ...