Технологическая карта урока русского языка "Способы выделения окончаний" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Балакина Ирина Витальевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока Способы выделения окончаний.

Тип урока: открытие нового знания

 

Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание.

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Познакомить со способом выделения окончания в словах, не изменяющихся по числу.
  2. Формировать умение определять окончания способом изменения существительного по падежам.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать речь учащихся;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные   навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. Развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 5.03.2021

Школа: МАОУ СОШ №95

Класс: 2-1

Урок: 1

Время: 8:00  Кабинет: 320

Студент: Балакина Ирина Витальевна

Группа: 32

Учитель: Погорельская Наталья Павловна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока Способы выделения окончаний.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить со способом выделения окончания в словах, не изменяющихся по числу.
  2. Формировать умение определять окончания способом изменения существительного по падежам.

Развивающие:

  1. Развивать и обогащать речь учащихся;
  2. Развивать логическое мышление, внимание, память и коммуникативные   навыки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы;
  2. Развивать самостоятельность и личную ответственность за результаты учения;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: слово учителя

Учитель вовлекает учащихся в деятельность.

Создает комфортную обстановку.

-Всем доброе утро, меня зовут Балакина Ирина Витальевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Закройте глаза и представьте ту оценку, которую хотели бы получить на уроке.

- Теперь откройте глаза, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я желаю вам удачи. Давайте вместе постараемся.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Личностные УУД: доброжелательность, умение регулировать свои эмоции, мотивацию к работе на результат.

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный

наглядный

 практический

Парная работа

-Чему вы учились на прошлых уроках?

-И что же такое окончание?  Каким способ вы умеете выделять окончания в словах?

-Откройте тетради, запишите число, классную работу. Сколько строк от предыдущих записей нужно отступить?

-Сейчас мы проведем небольшой словарный диктант. Слова пишем в строчку с красной строки.  

(Библиотека, сентябрь, сумма, пятница, перрон, февраль, среда, карандаш, класс, облако.)

-Обменяйтесь с соседом тетрадями. Посмотрите на слайд и выполните проверку.

-Если нет ошибок или 1-2 ошибки ставим “+”, 3-5 ошибок пол плюса, более 5 ошибок ставим “-”.

-Верните тетрадь соседу. Следующее задание, выделите окончания данных слов.

(-а; нулевое окончание; -а; -а; нулевое окончание; нулевое окончание; -а; нулевое окончание; нулевое окончание; нулевое окончание)

-Каким способом вы определяли окончания данных слов?

-Удалось ли вам определить окончание у слов февраль и сентябрь? Вы их тоже изменяли по числам?

-Узнали что такое окончание и научились выделять его.

-Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

-Две. Пишут в тетради.

Записывают словарные слова.

Проводят проверку и оценивание.

-Изменяли по числам.

-Эти слова нельзя изменить по числам, мы не можем определить у них окончание.

УУД: познавательные ( умение анализировать, делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).

Презентация

Постановка учебной задачи
 (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный, репродуктивный

 -Как вы думаете как будет звучать тема урока?

-Какие цели мы поставим перед собой?

-Отлично! Чтоб достигнуть поставленных целей нам нужно составить план работы, как вы думаете что мы будем делать в первую очередь?

-А что мы будем делать дальше?

-Хорошо, а после того как мы научимся и отработаем это умение, что нам нужно будет сделать?

-Способы выделения окончаний.

-Познакомиться с новым способом выделения окончаний. Научиться выделять окончания с помощью нового способа.  

-Выполним упражнение и узнаем новый способ выделения окончаний.

-Будем учиться выделять окончания новым способом.

-Выполним самостоятельную работу и сделаем выводы.

Регулятивные УУД:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

 Словесный, наглядный , проблемно-ситуационный

-Давайте по рассуждаем, как мы можем изменять слова?

-Хорошо. А давайте изменим наши слова “сентябрь” и “февраль” по падежам, может быть тогда мы сможем определить окончание? Давайте сделаем это вместе.

-И.п - Сентябрь, Февраль; Р.п - (нет) Сентября, Февраля; Д.п - (дать) Сентябрю, Февралю; В.п - (вижу) Сентябрь, февраль; Т.в - (творю) Сентябрем, февралем; П.п - (думаю) о сентябре, о феврале.  

(слова измененные по падежам выводятся на доску.)

-Попробуйте теперь выделить окончания в словах.

-Давайте сделаем вывод.

Физминутка.

-Ребята теперь давайте встанем и немного разомнемся.

-Присаживайтесь. Посмотрите на слайд, на нем представлены слова, ваша задача определить окончание слова и указать способ, которым вы его определили.
(весы, брюки, молоко, вымя.)

-Проверим. Какой окончание в первом слове и как вы его определили. Отвечаем по руке, не выкрикиваем.

-Давайте посмотрим на слайд и проверим. У кого все правильно поставьте себе плюс, у кого есть 1-2 ошибки пол плюса, у кого  3 и более ошибок, поставьте минус.

-по числам и падежам.

Изменяют слова по падежам.

Устно выделяют окончания.

-Окончание можно определить не только изменяя слово по числам, но и по падежам.

Делают физминутку.

Учащиеся устно объясняют окончания и их нахождение.

Учащиеся сверяются со слайдом.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный, наглядный

 -Посмотрите на слайд. Прочитайте слова. Что это за слова?(Очки, футбол, каникулы)

-Прочитайте задание, что вам нужно сделать с этими словами?

-Приступайте к выполнению.

-Время не выполнение вышло. Давайте проверим.

-Давайте теперь сверимся со слайдом. Поставьте себе “+”. Если у вас 1-3 ошибки, пол плюса если вы совершили 4-7 ошибок, поставьте “-”, если у вас более 8 ошибок.

-Давайте еще раз повторим, каким способами можно определять окончания слов.

-Слова которые не изменяются по числам.  

-Нам нужно  письменно изменить слова по падежам и выделить в них окончания.

Учащиеся выполняют упражнение.

Устный опрос учащихся.

Учащиеся оценивают себя.

-Изменяя слово пи числам или изменяя слово по падежам.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный, наглядный

-Посмотрите на слайд, вам предстоит выполнить следующее задание, слова которые вы видите распределить по двум колонкам. 1 - слова изменяющиеся по числам; 2 - слова не изменяющиеся по числам. (фабрика, дуб, ножницами, сутки, солью, сосна, велосипед, щипцов). Второе задание выделить окончания слов.

-Сверьте свои работы с ответами на слайде. Все выполнено верно “+”, допущено 1-2 ошибки пол плюса, 3 и более ошибок “-”.  

Учащиеся выполняют задание.

Проверяют работы.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный, наглядный

Работа в группе

-А сейчас ребята объединитесь в группы

У каждой группы на листочках записаны предложения. Измените в  словах окончания, что бы оно стало связано по смыслу.

-Теперь каждая группа прочитает нам свои предложения. Один человек от каждой группы. Начинаем с первой.

-Все отлично справились. Каждый поставьте себе плюс за это задание.

-Ребята, а какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

-Достигли ли мы этих целей?

Работают в группах.

Учащиеся читают свои предложения.


Проговаривают цели.

-Да.

(Познавательные УУД)

Уметь комментировать учебные действия при выполнении задания. (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)
Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

Презентация, карточки с предложениями.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный,

-В течении урока вы оценивали свои работы, давайте подсчитаем свои плюсы и выставим оценки.

-Если вы набрали пять плюсов ставим себе отметку “5”; четыре плюса отметка “4”; три плюса отметка “3”; два плюса отметка “2”.

-Надеюсь все получили положительную отметку. Всем спасибо за урок, до свидания!

Оценивают свои достижения.
Прощаются с учителем.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"

Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе (Развивающее обучение системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, учебник В.В. Репкина)...

Технологическая карта урока математики по теме: "Периметр. Нахождение периметра." ("Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова") 3 класс

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: повторение и обобщение решения задач на нахождение периметра.Задачи:Дидактические:1.Учить находить периметр прямоугольника (квадрата), использ...