Урок русского языка в 3 классе: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок проходит в игровой форме. Дети совершают путешествие в сказку. В ходе путешествия учатся писать слова с глухими и звонкими согласными в корне".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ_yaz_3_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
русского языка
в 3 классе
Тема: «Правописание слов с глухими и звонкими согласными
в корне»
Учитель: Силантьева Ирина
Сергеевна
Цели урока: учить различать парные согласные в корне, систематизировать
изученный материал, развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: таблица «Звонкие и глухие согласные», указатель, карточка с текстом, фигурки Красной шапочки и волка.
Ход урока
I Организационный момент
- Ребята! Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.
II Чистописание
- А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.
На доске:
СС с ссс ссс
сказка сказочка сказочник
Сказка – мёд, так и течёт
- Как называются эти слова? Что у них общего, что их объединяет? Как понять поговорку?
- Запишите, отмечая и проверяя орфограммы.
III Словарная работа
- Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.
На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
- Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже. Прочитайте хором то, что записано на доске.
На доске:
Заяц, лисица, медведь, сорока
- Запишите в тетради эти слова, поставьте ударения, подчеркните безударные гласные. Вспомните другие словарные слова.
IV Повторение. Имена собственные
- Шла Красная Шапочка, шла, но как-то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит! Чтобы понять, куда девочке нужно
идти, перепишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.
- Как пишутся имена собственные? ( С большой буквы.)
Собака Бим, бабушка Анна, сова Клара, лесник Жак
- Записали, подчеркнули заглавную букву. Отлично! Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу да и домик уже виден… Но что это?
Дети видят, как упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне написано «Злой волк».
- Это проделки злого волка! Что же будет?
V Тема урока
Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску прикрепляется фигурка выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.
- Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая-то!). «Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?» - говорит волк басом. А девочка ей в ответ: «Ш-ш-ш…»
Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную доску прикрепляется фигурка пчелы.
- А пчела мимо летит: «Ж-ж-ж…» Чем-то похожи эти звуки?! Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них звонкий, а другой – глухой.
Открывается доска. На доске аппликация домика.
В окошках домика – парные согласные (буквы-человечки).
Ниже таблица.
А В Г Д Ж З | Звонкие: из голоса и шума. |
П Ф К Т Ш С | Глухие: из шума. |
- От удивления у волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась и мы тоже. Давайте запишем слова.
Дети записывают: глаз, зуб, нос, лоб.
- Рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
- В этой позиции парный согласный слышится чётко. Почему?
(За ним стоит гласный.)
- Правильно, рядом с ним гласный звук! А теперь немного отдохнём – зарядка!
VI Физкультминутка
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, ёж…
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдёшь.
Все любят сказки добрые –
Довольна детвора!
Скорее все за дело,
Вновь в сказку нам пора!
VII Закрепление
- Красная Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
На лесной ножке
Выросли серёжки.
Что это? (Ландыш)
- Правильно, запишите загадку и отгадку. А какие согласные здесь спрятаны? (Парные.)
На доске:
Ножка
Серёжка
- Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять! Например, словами ноженьки, серёжечки. Но вернёмся к Красной Шапочке.
Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд». А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…» - «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!» - «Ничего не понимаю!» - сказал волк.
Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница?
- Хорошо, тогда запишите эти слова в тетради.
Дети записывают: пруд, прут.
Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это – прутик,
И не путайте их, люди!
Как же нам проверить их?
- Запишите рядом с этими словами проверочные слова из стихотворения.
Дети записывают: пруд-пруды, прут-прутик.
- «До чего же опасные эти парные согласные!» - волк почесал в раздумьи в затылке, и чепчик свалился.
Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил. Он думал о парных согласных: «Вот растёт гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу».
Учитель записывает на доске:
В чаще под берёзкой рос гриб.
- Помогите волку, ребята. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы. А то волк сомневается: гриб, гриб… А может, грипп, кашель, насморк?
- Докажите.
Дети записывают: гриб – грибы, грибок.
- И согласный неопасный!
«Я понял, понял». – закричал волк.
- А вы, ребята?
(Мы тоже поняли.)
- Сейчас проверим.
В лесу у прудика гуляли ёж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе – мышь. А у воды рос камыш.
Запишите эти слова и проверочные к ним.
Дети выполняют задание в тетрадях.
- А сейчас задание в учебнике.
Упр. 191
- Подобрать к данным словам проверочные слова. Пиши сначала проверочное слово, потом проверяемое.
VIII Итог урока
- Запомнили? Молодцы! Волк тоже запомнил и рассказ сочинил. Запишите рассказ волка.
Ученики получают раздаточный материал.
Солнечная пого…ка. Мы плывём на ло…ке к зелёному остро…ку.Под бере…ками и ду…ками прячутся гри…ки. Сла…кие яго…ки манят нас.
Скорее на бере…
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный!
- Это стихотворение он дарит вам на память, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке и в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме:обобщение о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Урок в форме КВН.Совершенствование умения распознавать слова с глухими и звонкими согласными,требующими проверки. ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"
Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."
Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....
Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....
Урок русского языка в 1 классе по теме: "Глухие и звонкие согласные звуки".
Отличие звонких согласных от глухих согласных. При произнесении звонких согласных голосовые связки дрожат , слышен голос и шум; при произнесении глухих согласных голосовые связки не дрожат, слыш...
Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.
Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с....
Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова" 4 класс
Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание слов с глухими и звонкими согласными на конце слова" 4 класс...