Урок русского языка в 1 классе по теме: "Глухие и звонкие согласные звуки".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Отличие звонких согласных от глухих согласных. При произнесении звонких согласных голосовые связки дрожат , слышен голос и шум; при произнесении глухих согласных  голосовые связки не дрожат, слышен шум. Определение парных согласных в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvonkie_i_gluhie_zvuki.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Глухие и звонкие согласные звуки.

ЦЕЛИ УРОКА: воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 учащиеся научатся распознавать глухие и звонкие согласные звуки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок.

А он сорвался с поводка

И улетел под облака. (Шар)

Два рога — не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит — так воет.

Сядет — землю роет. (Жук)

Звонкий, громкий и прыгучий.

Улетает аж за тучи.

И на радость детворе

Звонко скачет во дворе. (Мяч)

— Произнесите слова-отгадки. Прислушайтесь к звучанию согласных звуков в этих словах.

Что интересного вы заметили? (Одни звуки произносятся с шумом, а при произнесении других слышен голос.) Как называются такие согласные звуки ?

3. Целеполагание
Как вы думаете над какой темой будем работать, чему научимся ?

(«Глухие и звонкие согласные звуки».

 (Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?)

— Прочитайте тему нашего урока.
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать глухие и звонкие согласные звуки.

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику (с. 92, упр. 1)

— Какие согласные звуки в этих словах произносятся с шумом?

А при произнесении каких согласных звуков слышится голос?

Подчеркните в словах буквы, обозначающие согласные звуки.

Работа по учебнику (с. 92, упр. 2). Наблюдение над особенностью звучания глухих и звонких согласных звуков.

— Назовите буквы.

Произнесите согласные звуки, которые могут быть обозначены буквами нижнего ряда.

Послушайте, что вы слышите: шум или голос? (Шум.) Вспомните, как называются такие звуки ? (Такие звуки называются глухими согласными звуками.)

Аналогичная работа проводится с верхним рядом букв.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание».

Почему одни согласные звуки называются глухими, а другие — звонкими?

Заслушиваются ответы учащихся.

Подсказка. Как определить, какой согласный звук является звонким, какой — глухим?

Приложите пальцы правой руки к гортани, где расположены голосовые связки.

Произнесите протяжно звуки [б] [в] [г] [д] [ж] [з], голосовые связки дрожат, слышен голос и шум — это звонкие согласные звуки.

Произнесите протяжно звуки [п] [ф] [к] т] [ш] [с], голосовые связки не дрожат, слышен шум — это глухие согласные звуки.

Работа в тетради (с. 48, упр. 49)

Игра «Послушай звук»

Условия игры: учитель произносит слова. Если слово начитается со звонкого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку жёлтого цвета, если слово начитается с глухого согласного звука, то учащиеся показывают сигнальную карточку зелёного цвета.

Слова для игры: малыш, кошка, бабочка, жаба, шапка, тигр, чашка, дрова, носорог, фантик, зебра, ложка, санки.

Физкультминутка  Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.                        

                                       (С. Маршак)

Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)

Выполнение задания к упражнению.

Работа по учебнику (с. 93, упр. 4)

— Прочитайте пары слов.

Определите, какими звуками отличаются эти слова.

Физминутка для глаз.

6. Закрепление изученного материала

— Определите, в каком слове все согласные звуки звонкие.

Точка, шина, дом. (Дом.)

Определите, в каком слове все согласные звуки глухие.

Шишка, флаг, книга. (Шишка.)

7. Самостоятельная работа

— Впишите пропущенные буквы.
...ора — кора, жить — ...ить, ...очка — почка, ...ом — том.

Определите, какие буквы обозначают парный звонкий или глухой согласный звук. (Гора — кора, жить — шить, бочка — почка, дом — том.)

8. Подведение итогов урока

— Как различить глухие и звонкие согласные звуки в слове?

9. Рефлексия

— Закончите предложения.

Сегодня на уроке я вспомнил, узнал...

Мне было интересно...

Урок для меня показался...
Моё настроение на уроке было...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными"

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными" нестандартная форма урока: урок-суд http://www.k-yroky.ru/load/69-1-0-5448...

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Урок русского языка "Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок способствует формированию умению видеть орфограмму, совершенствованию навыков правописания слов с глухими звонкими согласными в корне. Содержание урока соответствует возрастным особенностям учащи...