Конспект урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам» (общее понятие о склонении).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Куликова Галина Валентиновна

Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с понятием "падеж". Работа проходит в парах и группах. Используются традиционные и нетрадиционные формы  и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в 3 классе «Изменение имён существительных по падежам»  (общее понятие о склонении).

Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ «Куровская СОШ №1» Куликова Г.В.

Цель урока: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных в предложении.

Задачи:

обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;

развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму); активизировать мыслительную деятельность.

воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.

Оборудование: компьютер, экран, опорные  таблицы, учебник «Русский язык» авторы  Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова для 3 класса в 2 – х частях, 2-я часть- М.: Просвещение, 2008 г,

                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.  (2-3мин.)

У. Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете?

Д. Мы узнаём что – то новое и умнеем.

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем.  Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания. Вам предстоит много работать в парах, в группах. Вспомните основные правила.

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

  1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  2. раздача дидактического материала;
  3. планирование работы в группе (распределение ролей – обязанностей);
  4. индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  6. сообщение о результатах работы группы;
  7. общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Правила для работы в группе:

  1. убедись, что в разговоре участвует каждый;
  1. говорить спокойно и ясно;
  2. говорить только по делу;
  3. не говорить всем сразу;
  4. реагировать жестами и знаками;
  5. возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
  6. обращаться друг к другу по имени.

На экране показываем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как они начнут работать в группах.

 За работу?!

  1. Проверка домашнего задания. (4мин.)

У. Вспомните домашнее задание.

Д. Подобрать отрывок из стихотворения о весне. Придумать к нему задания по морфологии об  имени  существительном.

У. Желающие представьте свои работы.  Остальные ребята будьте внимательны, оцените работы на соответствие  заданию.

После защиты работы, учащиеся оценивают её (я согласен: отрывок о весне, задания по разделу «Морфология», или я не согласен…)

  1. Подготовка к активной учебной деятельности (основной этап урока). (15мин.)

У. Откройте учебник на странице 89, упр. 93. Начиная с первого предложения, выпишите словоформу слова «друг», выделите окончание. (один ученик  работает у доски, остальные – в тетрадях).

У. Сколько вопросов поставили к словоформам? (шесть).

У. Продолжите предложение: «Имена существительные отвечают на вопросы «кто? что?»……….(Слайд с вопросами, которые появляются по мере называния)

     «При изменении  имен существительных по вопросам меняется его…… (окончание).

У. Итак, вы  понаблюдали изменение  окончания у слова «друг» по вопросам, т.е. изменения словоформы. А кто знает, как одним словом можно заменить эту длинную фразу?  (ответы детей).

У. Вариантов много (нет совсем), но верный  лишь один. Где вы можете узнать правильный ответ?

Д. Спросить у учителя, прочитать в учебнике,…

У. Воспользуйтесь информацией в учебнике на стр. 90, 1 абзац. (дети читают правило про себя).

У. Замени одним словом фразу «изменение словоформы существительного по вопросам».

Д. Склонение.

У. Что ещё узнали из учебника?

Д. Фразу «изменение по вопросам», можно заменить «изменение по падежам».

Упр. «Академгородок» со словом «падеж».

А) Организация групповой работы.

Группы – «учёные советы» - формируются по цвету. Дети проходят по классу и находят карточку с цветным значком, пересаживаются за тот стол, где стоит соответствующий указатель цвета.

- Сложите из ваших карточек картинку. (Получаются слова-названия разделов русского языка:  «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография».  Эти слова являются названиями групп – «учёных советов»).

- Спецзадание: один ученик исследует слово «падеж» с точки зрения «Фразеологии», работая со Словарём фразеологизмов, компьютером с выходом в Интернет.

У. ФРАЗЕОЛОГИЯ - это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер. Фразеологизм (фразеологический оборот) — устойчивое выражение, неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, в предложении является одним членом.   Использование фразеологизмов придает речи красочность, живость, выразительность. Используя фразеологизмы в речи, надо быть уверенным в правильности его воспроизведения и необходимо точно знать его значение.

СКЛОНЯТЬ ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ кого, что.

ПРОСКЛОНЯТЬ ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ кого, что. Разг. Шутл. Словарные синонимы: часто упоминать, осуждая, упрекая, критикуя.

Как фразеологизм в предложении употребляется в переносном значении.

Например:  Моё выступление члены жюри просклоняли во всех падежах.  Значит - раскритиковали.

Фразеологические синонимы: разделать под орех, снять стружку.

Значение фразеологизма можно узнать в толковом словаре, словаре фразеологизмов.

Б) Самостоятельная исследовательская работа групп.

Каждой группе выдаётся лист и маркер для выполнения работы, памятка и словарь.

Памятки:

«Морфология»

  • Что изучает?;
  • Какая часть перед вами? докажи;
  • Вопросы …….
  • Наше слово отвечает на вопрос…….;
  • Одушевлённое – неодушевлённое;
  • Собственное – нарицательное;
  • Род;
  • Число.

«Фонетика»:

  • Что изучает?;
  • Запись транскрипции слова;
  • Обозначение звуком цветов;
  • ? букв, ? звуков.

«Словообразование»:

  • Что изучает?
  • Подбор однокоренных слов;
  • Определение окончания;
  • Корня;
  • Суффикса;
  • Приставки.

«Орфография» иметь орфографический словарь:

  • Что изучает?;
  • Поставить ударение;
  • Подсчитать количество трудностей;
  • Определить правила проверки.

В) Проверка работы.

Докладчик выходит к доске, прикрепляет к ней лист с докладом и рассказывает о том, что узнал  «учёный совет». Ученики слушают и оценивают работу данной группы.

  1. Сообщение нового материала. (10мин.)

У. Возвращаясь к тому, о чём вы узнали из учебника.  Назовите тему сегодняшнего урока.

Д. «Склонение имен существительных по падежам».

У. Хочу вам сказать, что каждая пара вопросов, т.е. каждый падеж имеет своё название. Вы их пока не знаете. Так какова же цель нашего сегодняшнего  урока?

Д. Узнать и запомнить названия падежей, выяснить,  для чего нужно знать словоформы.

У. Хочу вас обрадовать, с одним падежом вы хорошо знакомы. Ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме. Имя  существительное в начальной форме отвечает на вопросы «кто? что?». Это и есть слово в именительном  падеже. (на экране  появляются названия падежей). Прочитаю вам сказку Е. Мережинской «Откуда пошли названия падежей».

  • « Падеж ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.
  • Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.
  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

- У падежей как-то спросили:

- А зачем вы нужны существительным?

- Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение существительного к другим словам в предложении.

- А как именно?

 - Указываем, на отношение действия и места (идти лесом, сидеть на стуле),  действия и орудия (бить молотом, рисовать карандашом), действия  объекта (читать книгу, собирать ягоды и так далее)».

Парная работа: Дети получают несколько полосок бумаги. На самой длинной пишут простое нераспространённое предложение «блеснул луч». На экране представлены падежные вопросы от подлежащего и сказуемого, ученики отвечают на них, записывая варианты на более коротких полосках.  (Каждый отвечает на один вопрос). Дети зачитывают получившиеся предложения.

                               На небе  (на чём?) блеснул луч (чего?) солнца.

Орфографическое упр. "Сапёры".  Выдели орфограммы, докажи правильность написания.

У. Какие орфограммы вы нашли? ( Раздельное написание предлога, проверяемый безударный гласный в корне, отсутствие непроизносимого согласного, отсутствие мягкого знака после шипящего, непроизносимый согласный). Если дети использовали другие слова, то и орфограммы могут быть другими.

Спишите предложение в тетрадь. Выпишите словосочетания, отметь главное слово в словосочетании.

     ×

блеснул (на чём?) на небе;

   ×

луч (чего?) солнца

У. Зачитайте словосочетания.

У. Посмотрите на таблицу. Перечитайте названия падежей. А сейчас вы познакомитесь с приёмом запоминания названий. Ваши мамы и бабушки запоминали названия падежей по порядку с помощью несложных предложений. Почему?

Таблица на экране.

Иван

Именительный падеж

Кто? Что?

Рубил

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дрова

Дательный падеж

Кому? Чему?

Варвара

Винительный падеж

Кого? Что?

Топила

Творительный падеж

Кем? Чем?

Печку

Предложный падеж

О ком? О чём?

Произнесём эти фразы вместе и постараемся их выучить.

  1. Закрепление изученного материала.(10мин.)

У. Перед вами таблица. По ней работаете в парах. Заполните 1 – ю колонку таблицы той информацией, которую узнали по теме урока.

Знаю

Хочу знать

Что такое «падеж» и «склонение»

Что нужно делать, чтобы правильно определить падеж им. сущ.

Названия падежей

Вопросы падежей

Приёмы запоминания

У. Что вы ещё хотите узнать сегодня на уроке и на следующих уроках? Запишите мысль в таблицу во 2-ю колонку, посовещавшись в паре. Зачитайте. Это станет следующей целью нескольких уроков.

У.  Как предлагаете поступить, чтобы узнать, как определить падеж им. сущ.?

Д. Вы нам расскажете, мы в учебнике прочитаем, сами попробуем, применив полученные знания, а потом себя проверим.

У. Предлагаю вам выбрать третий путь, т.к. он самый верный.

Определите падежи им. сущ. в вашем предложении. Время на работу 2-3мин.

                               На небе( П.п.) блеснул луч (Р.п.)солнца.

Время закончилось. Назовите падежи имён существительных  (если варианты повторятся, то приглашу рассказать ход работы; если вариантов будет несколько, то приглашу ребёнка, давшего правильный ответ, не указывая на это, рассказать ход рассуждения. Получается такой алгоритм (составляем вместе с детьми):

  • найду словосочетание, в которое входит это слово, выделяю главное;
  • поставлю от  главного слова к существительному вопрос;
  •  по вопросу определю падеж.

Алгоритм по шагам вывешивается на доску. Раздать карточки с одинаковыми предложениями «Капли дождя застучали по крышам» и предложить парную работу: определите падеж им. сущ., пользуясь алгоритмом. Проверка по эталону.

№1                                                                                    ×

  1. Нахожу первое с\с, выделяю главное слово: капли дождя;
  2. Ставлю от главного слова вопрос: капли (чего?) дождя;
  3. По вопросу определяю падеж: кого? чего?          Родительный падеж.

  №2                                                                                       ×

  1. Нахожу второе с\с, выделяю главное слово: застучали по крышам;
  2. Ставлю от главного слова вопрос: застучали (по чему?) по крышам;
  3. По вопросам определяю падеж: кому? чему?                Дательный падеж.      

 Проверка результата с помощью сигнальных карточек (красный – ничего не получилось; синий – были ошибки, зелёный – ошибок нет.)

У. Посмотрите на результаты, о чем они говорят? (хорошо поработали, ещё следует поработать). Но это уже на следующем уроке.

Задания «на всякий случай»:

Упр. 96. С. 91

VI. Подведение итогов. (3мин.)

У.      Услышим скоро мы звонок.

          Пора заканчивать урок.

Рефлексия:

  • Повторите, что такое «склонение»?
  • Перечислите названия падежей.
  • Вспомните алгоритм определения падежа у имён сущ.

У. Оцените себя, используя сигнальные карточки. Красные – испытывал трудности, чувствовал себя на уроке неуверенно; синие – трудности были, их преодолел; зелёные – тему усвоил.

Получите дом. зад.: упр. 96, с. 91, правило с. 90; составьте мини-текст на тему «Ранняя весна», придумайте  задания к нему по теме урока.

Ресурсы:

  1. Волкова Е.В., Константинова Н.Г., Болотова Е.А. «Словарная работа на уроке» И. «Учитель» Волгоград.
  2. Мисаренко Г.Г. «Развитие речи учащихся 2-4классов. Конструирование и анализ предложений» И. «Учитель» Волгоград.
  3. Шукейло В.А. «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения» И.  «СМИО Пресс» Санкт – Петербург.
  4. Интернет портал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"...

Урок по русскому языку 3 класс. Изменение имён существительных по числам

Урок по теме "Изменение имён существительных по числам", составлен на основе ФГОС...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Изменение имён существительных по падежам»

Конспект составлен по учебнику Р.Н.Бунеева "Русский язык" 4 класс....

Презентация к уроку русского языка по теме " Изменение имён существительных и прилагательных по падежам".

Что значит просклонять имя существительное и прилагательное?Это значит изменять имя существительное и прилагательное по вопросам или по падежам....

Русский язык 3 класс "Изменение имён существительных по падежам (склонение)".

Повторить безударную гласную в словарных словах. Дать понятие, что такое склонение. Уметь правильно определять по вопросу падеж имён существительных....