Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе.
Тема урока: понятие части речи.
Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о частях речи стало для детей способом их определения, оно должно включать наиболее существенные признаки частей речи - существенные с точки зрения их функции в речи. В самом начале формирования понятия о частях речи были обнаружены основные типы общего грамматического значения (предметность, признаковость, процессуальность) и установлены свойства их выражения. При таком подходе у учеников появляется инструмент не только обнаружения известных частей речи , но и инструмент исследования и конструирования всей системы частей речи русского языка. На данном уроке ученикам предстоит сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).
Для достижения целей и задач урока используется частично-поисковый метод. На уроке используется групповая, индивидуальная и фронтальная форма организации учебного процесса. Для повышения мотивации на уроке предлагается занимательный материал (текст Л. Петрушевской). При переводе текста на русский язык, дети проявляют себя в творческой деятельности.
На уроке был применён дидактический материал для индивидуальной работы и ИКТ (презентация). Для разработки урока использовался учебник русского языка 4 класс В.В.Репкин, методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В.Восторгова. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 23.11 КБ |
kratkaya_annotaciya.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики 4 класс
Тема: решение задач на одновременное движение.
Цель: совершенствовать умение решать задачи на движение.
Задачи: обобщить знания зависимости между величинами:V,t,S;
Сформулировать способ нахождения расстояния между объектами через определённый промежуток времени;
Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, обобщение…)
Ход урока:
1.Орг.момент: Сегодняшний урок я хочу начать со слов математика Рождера Бекона, который сказал: « Тот, кто не знает математики, не может узнать и другие науки и не может познать мир.»
-Согласны ли вы с этим утверждением?
2. Мотивация к учебной деятельности:
- Вы наверное знаете, что в нашей школе ежегодно проходят туристические слёты. Когда вы будете учиться в старших классах, может быть, тоже будете участвовать в таких мероприятиях. Ребятам приходится не только показывать умение ставить палатку, разжигать костёр и т.д, но уметь планировать маршрут, рассчитывать время движения, скорость передвижения… И вот нам сейчас предстоит помочь ребятам выполнить такое задание? Прочитайте задачу.
Две туристические группы вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 30 минут. Первая группа шла со скоростью 60 м\мин, а вторая группа со скоростью 45 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале пути? На каком расстоянии друг от друга они находились через 10 минут после выхода?
- Как вы думаете, сможем ли мы помочь ребятам?
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:
- Какие знания и умения нам понадобятся, чтобы решить эту задачу?(умение определять направление движения, определять какую величину надо найти, знать формулы, уметь их применять).
- Давайте для начала проверим наши умения. Перед вами листы, в которых находятся задания. В первом задании вам необходимо соотнести схемы и формулы, которые я разместила на доске.
-Давайте проверим, правильно ли выполнили задание.(1 человек у доски соотносит формулы и схемы, остальные проверяют себя). Если вы все формулы распределили верно, то ставите «+», если ошиблись, хотя бы раз - «-«. В итоговой колонке ставите «+» или «-«.
-Кто выполнил задание без ошибок? Кто ошибся? В чём было затруднение?
- Второе задание проверим как мы умеем быстро решать задачи: надо записать выражение и решить задачу. (на доске я внесла данные в таблицу)
1) Расстояние между велосипедистами 240 метров. Они выехали навстречу друг другу и встретились через 30 секунд. Найдите скорость первого велосипедиста, если скорость второго – 3м\с.
2) Собака гонится за лисицей находящейся на расстоянии 120 метров. Через сколько времени собака догонит лисицу, если скорость лисицы – 320 м\мин, а собаки – 350 м\мин.
3) Миша и Вася вышли из одной точки и пошли в разные стороны. Скорость Миши – а м\мин, скорость Васи – с м\мин На каком расстоянии друг от друга они будут через в минут?
- Проверим, как вы справились. (Устно читаем решение каждой задачи). Поднимите руку, кто решил верно. Кто ошибся и в чём? Что необходимо, чтобы не ошибаться в решении подобных задач? 1) правильно определить направление движения; 2) выяснить, какую величину находим; 3) вспомнить формулу и применить её.
- Большинство ребят справились с заданием, мы можем приступать к решению задачи. Я прошу решить задачу в группах. Предварительно начертите схему задачи.
Проверим, как решили задачу.
4. Выявление места и причины затруднения:
- При обсуждении, я видела ещё один вариант решения задачи.
(60 + 45) х10 = 1050 м.
- Какой из вариантов верный?
- Давайте проверим, правильно ли мы построили схему задачи? (указали направление движения, обозначили известные величины, обозначили величины, которые надо было найти).
- Как изменялось расстояние за 1 минуту? (сокращалось 60 +40);
-Что будет происходить дальше? (расст. будет сокращаться каждую минуту на 60 +40)
- Как оно изменится за 10 мин?
- Что на самом деле нашли ребята в этом выражении? Чего они не учли?
5. Построение проекта выхода из затруднения:
- Что необычного, нового встретилось в этой задаче? Что в ней надо было найти? Сформулируйте проблему. (Как найти расстояние между объектами через определённый промежуток времени).
- Сможете ли вы записать формулу, которая бы помогала решать такие задачи? (работа в группах). S – (V1 +V2) t
- Объясните, смысл своей формулы. Поможет ли она решать подобные задачи?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой:
- Кто понял, как находить расстояние между объектами через промежуток времени?
- Справитесь ли самостоятельно с решением задачи? Попробуйте это сделать. Задача записана на листах(2 варианта).
- Решите её самостоятельно.
7. Рефлексия учебной деятельности:
- Кто без труда справился с решением задачи? У кого возникли трудности и на каком этапе? Что бы посоветовали?
- Ребята, чему учились на уроке? Кто научился решать такие задачи? Кто может научить других?
- Оцените свою работу на уроке.
Тема: Решение задач на одновременное движение. ___________________________________
Две туристические группы вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 30 минут. Первая группа шла со скоростью 60 м\мин, а вторая группа со скоростью 45 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале пути? На каком расстоянии друг от друга они находились через 10 минут после выхода?
№ | Задание | Моя оценка | Оценка учителя |
1 | Соотнеси схемы и формулы. Дви
________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
V1
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________
| ||
2 | Реши задачи: 1) 2) 3) | ||
3 | Реши задачу самостоятельно: Чук и Гек вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 6 минут. Скорость Чука 50 м\мин, а скорость Гека 40 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале? На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 минуты после выхода. |
Тема: Решение задач на одновременное движение. ___________________________
Две туристические группы вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 30 минут. Первая группа шла со скоростью 60 м\мин, а вторая группа со скоростью 45 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале пути? На каком расстоянии друг от друга они находились через 10 минут после выхода?
№ | Задание | Моя оценка | Оценка учителя |
1 | Соотнеси схемы и формулы. Дви
________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
V1
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________
| ||
2 | Реши задачи: 1) 2) 3) | ||
3 | Реши задачу самостоятельно: Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу и встретились через 10 минут. Скорость одного 15 км\ч, а скорость другого велосипедиста 20 км\ч. Какое расстояние было между ними вначале? На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 минуты после выхода? |
Краткая аннотация
Тема урока: Решение задач на одновременное движение.
Урок решения частных задач.
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация
Тема урока: понятие части речи.
Урок решения частных задач.
В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о частях речи стало для детей способом их определения, оно должно включать наиболее существенные признаки частей речи – существенные с точки зрения их функции в речи. В самом начале формирования понятия о частях речи были обнаружены основные типы общего грамматического значения (предметность, признаковость, процессуальность) и установлены свойства их выражения. При таком подходе у учеников появляется инструмент не только обнаружения известных частей речи, но и инструмент исследования и конструирования всей системы частей речи русского языка. На данном уроке ученикам предстоит сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).
Для достижения целей и задач урока используется частично-поисковый метод. На уроке используется групповая, фронтальная и индивидуальная форма организации учебного процесса. Для повышения мотивации на уроке предлагается занимательный материал (текст Л. Петрушевской). При переводе текста на русский язык, дети проявляют себя в творческой деятельности.
На уроке был применён, дидактический материал для индивидуальной работы на уроке и ИКТ (презентация).
Для разработки урока использовался учебник русского языка 4 класс В.В.Репкин, методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторгова.
Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка.
Русский язык
Тема: понятие части речи.
Цель: введение понятия части речи как группы слов с одинаковыми общими грамматическими значениями.
Задачи: дать понятие о части речи как о словах, имеющих одинаковое общее грамматическое значение. Сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).
Ход урока:
- Создание учебной ситуации.
- Как вы думаете, можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых в русском языке нет? Оказывается можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская.
Пуськи бятые
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
-Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
- Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
А бутявка брянчит за напушкой:
- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
-Вот такая история. Не правда ли всё понятно? Но ведь слов-то таких в русском языке нет? Почему же понятен рассказ?
Работа в группах:
-Выпишите из рассказа слова, обозначающие предмет, признак, процесс. Докажите, что вы правильно выполнили задание. (1-я группа находит слова обозн. действие, 2-я признак, 3-я процесс)
П
После работы в группах, ребята у доски зачитывают выписанные слова и доказывают правильность выполнения своего задания. Для этого возможно использовать презентацию .Р
предмет
Ч
Пуськи , Калуша, бутявка…
процесс
В
Л или Р
Увазила, стрямкали, подудонились…
Ч
П
Р
признак
Некузявая, непалявые, бятые… Ч
- Решение частной задачи.
- Вы выписали три группы слов. Что общего у слов каждой группы? ( У них одинаковое общее грамматическое значение)
-Вспомните, на какой главный вопрос мы искали ответ? (Что такое часть речи?)
- Можем ли мы сказать, что слова каждой группы относятся к одной части речи?
-Что же такое часть речи? (Слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение).
-У каждой части речи есть своё особое название. Сравните модели. Есть ли среди общих грамматических значений слов обозначающих предмет и признак одно частное значение, которого нет среди слов, обозначающих процесс? (Значение падежа).
-Части речи, которые имеют грамматическое значение падежа, в грамматике называют именами, а части речи, имеющие значение времени и лица, - глаголами. Но ведь слова обозначающие предмет и признак тоже отличаются друг от друга. Рассмотрите модели и определите, чем они отличаются. (У слов обозначающих предмет значение рода постоянное, а у слов обозначающих признак предмета - зависимое.)
Слова первой группы в грамматике называют именем существительным, второй – именем прилагательным, третьей – глаголом.
- А теперь подумайте, как бы вы ответили на вопрос: что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?
3)Самостоятельная работа.
Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи.
1-в помогает, помощь, серый, серость, горный, гора, золото, золотой, зелёный, зеленеть.
2-в строит, строитель ,строительный, пишет, письмо, писатель, красный, краснеть, бег, бежит
- Давайте проверим вашу работу. Объясните, как распределяли слова.
Творческое задание:
- Постарайтесь перевести текст Людмилы Петрушевской на русский язык. Как вы думаете, у вас одинаковые получатся тексты, или разные? Почему?
4) Рефлексия:
- Что выяснили на уроке? На какой вопрос ответили? (Что такое часть речи?)
-Какие части речи узнали?
-Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?
Список используемой литературы:
- Восторгова Е.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. – М.: «Вита- пресс», 2003. – 125 с.
- Репкин В.В. Организация развивающего обучения русскому языку. – Томск: «Пеленг», 1999. – 110 с.
- Репкин В.В. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч. . – 8-е изд., – М.: Вита – пресс, 2009. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...
Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...