Урок русского языка в 4 классе "Понятие части речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: понятие части речи.

Урок решения частных задач. В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о частях речи стало для детей способом их определения, оно должно включать наиболее существенные признаки частей речи - существенные с точки зрения их функции в речи. В самом начале формирования понятия о частях речи были обнаружены основные типы общего грамматического значения (предметность, признаковость, процессуальность) и установлены свойства их выражения. При таком подходе у учеников появляется инструмент не только обнаружения известных частей речи , но и инструмент исследования и конструирования всей системы частей речи русского языка. На данном уроке ученикам предстоит сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).

Для достижения целей и задач урока используется частично-поисковый метод. На уроке используется групповая, индивидуальная и фронтальная форма организации учебного процесса. Для повышения мотивации на уроке предлагается занимательный материал (текст Л. Петрушевской). При переводе текста на русский язык, дети проявляют себя в творческой деятельности.

На уроке был применён дидактический материал для индивидуальной работы и ИКТ (презентация). Для разработки урока использовался учебник русского языка 4 класс В.В.Репкин, методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В.Восторгова. Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.11 КБ
Файл kratkaya_annotaciya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс

Тема: решение задач на одновременное движение.

Цель: совершенствовать умение решать задачи на движение.

Задачи: обобщить знания зависимости между величинами:V,t,S;

Сформулировать способ нахождения расстояния между объектами через определённый         промежуток времени;

Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, обобщение…)

Ход урока:

1.Орг.момент: Сегодняшний урок я хочу начать со слов математика Рождера Бекона, который сказал: « Тот, кто не знает математики, не может узнать и другие науки и не может познать мир.»

-Согласны ли вы с этим утверждением?

2. Мотивация к учебной деятельности:

- Вы наверное знаете, что в нашей школе ежегодно проходят туристические слёты. Когда вы будете учиться в старших классах, может быть, тоже будете участвовать в таких мероприятиях. Ребятам приходится не только показывать умение ставить палатку, разжигать костёр и т.д, но уметь планировать маршрут, рассчитывать время движения, скорость передвижения…  И вот нам сейчас предстоит помочь ребятам выполнить такое задание? Прочитайте задачу.

Две туристические группы вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 30 минут. Первая группа шла со скоростью 60 м\мин, а вторая группа со скоростью 45 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале пути? На каком расстоянии друг от друга они находились через 10 минут после выхода?

 - Как вы думаете, сможем ли мы помочь ребятам?

3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии:

- Какие знания и умения нам понадобятся, чтобы решить эту задачу?(умение определять направление движения, определять какую величину надо найти, знать формулы, уметь их применять).

- Давайте для начала проверим наши умения. Перед вами листы, в которых находятся задания. В первом задании вам необходимо соотнести схемы и формулы, которые я разместила на доске.

-Давайте проверим, правильно ли выполнили задание.(1 человек у доски соотносит формулы и схемы, остальные проверяют себя). Если вы все формулы распределили верно, то ставите «+», если ошиблись, хотя бы раз -  «-«. В итоговой колонке ставите «+» или «-«.

-Кто выполнил задание без ошибок? Кто ошибся? В чём было затруднение?

- Второе задание проверим как мы умеем быстро решать задачи: надо записать выражение и решить задачу. (на доске я внесла данные в таблицу)

1) Расстояние между велосипедистами 240 метров. Они выехали навстречу друг другу и встретились через 30 секунд. Найдите скорость первого велосипедиста, если скорость второго – 3м\с.

2) Собака гонится за лисицей находящейся на расстоянии 120 метров. Через сколько времени собака догонит лисицу, если скорость лисицы – 320 м\мин, а собаки – 350 м\мин.

3) Миша и Вася вышли из одной точки и пошли в разные стороны. Скорость Миши – а м\мин, скорость Васи – с м\мин На каком расстоянии друг от друга они будут через в  минут?

 - Проверим, как вы  справились. (Устно читаем решение каждой задачи). Поднимите руку, кто решил верно. Кто ошибся и в чём? Что необходимо, чтобы не ошибаться в решении подобных задач? 1) правильно определить направление движения; 2) выяснить, какую величину находим; 3) вспомнить формулу и применить её.

 - Большинство ребят справились с заданием,  мы можем приступать к решению задачи. Я прошу решить задачу в группах. Предварительно начертите схему задачи.

Проверим, как решили задачу.

4. Выявление места и причины затруднения:

- При обсуждении, я видела ещё один вариант решения задачи.

(60 + 45) х10 = 1050 м.

- Какой из вариантов верный?

- Давайте проверим,  правильно ли мы построили схему задачи? (указали направление движения, обозначили известные величины, обозначили величины, которые надо было найти).

- Как изменялось расстояние за 1 минуту? (сокращалось 60 +40);

-Что будет происходить дальше?  (расст. будет сокращаться каждую минуту на 60 +40)

- Как оно изменится за 10 мин?

- Что на  самом деле нашли ребята в этом выражении? Чего они не учли?

5. Построение проекта выхода из затруднения:

- Что необычного, нового встретилось в этой задаче? Что в ней надо было найти? Сформулируйте проблему. (Как найти расстояние между объектами через определённый промежуток времени).

 - Сможете ли вы записать формулу, которая бы помогала решать такие задачи? (работа в группах).    S – (V1 +V2) t

- Объясните, смысл своей формулы. Поможет ли она решать подобные задачи?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой:

- Кто понял, как находить расстояние между объектами через промежуток времени?

- Справитесь ли самостоятельно с решением задачи? Попробуйте это сделать. Задача записана на листах(2 варианта).

- Решите её самостоятельно.

7. Рефлексия учебной деятельности:

- Кто без труда справился с решением задачи? У кого возникли трудности и на каком этапе? Что бы посоветовали?

- Ребята, чему учились на уроке? Кто научился решать такие задачи? Кто может научить других?  

- Оцените свою работу на уроке.

Тема: Решение задач на одновременное движение.        ___________________________________

Две туристические группы вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 30 минут. Первая группа шла со скоростью 60 м\мин, а вторая группа со скоростью 45 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале пути? На каком расстоянии друг от друга они находились через 10 минут после выхода?

Задание

Моя оценка

Оценка учителя

1

Соотнеси схемы и формулы.

Дви

                                                                 

              ________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

                           

V1                                                                  

                           

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

                                                                                       

2

Реши задачи:

1)

2)

3)

3

Реши задачу самостоятельно:

Чук и Гек вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 6 минут. Скорость Чука 50 м\мин, а скорость Гека 40 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале? На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 минуты после выхода.

Тема: Решение задач на одновременное движение.                        ___________________________

Две туристические группы вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 30 минут. Первая группа шла со скоростью 60 м\мин, а вторая группа со скоростью 45 м\мин. Какое расстояние было между ними вначале пути? На каком расстоянии друг от друга они находились через 10 минут после выхода?

Задание

Моя оценка

Оценка учителя

1

Соотнеси схемы и формулы.

Дви

                                                                 

              ________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

                           

V1                                                                  

                           

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

                                                                                       

2

Реши задачи:

1)

2)

3)

3

Реши задачу самостоятельно:

Два велосипедиста  выехали одновременно навстречу друг другу и встретились через 10 минут. Скорость одного 15 км\ч, а скорость другого велосипедиста 20 км\ч.  Какое расстояние было между ними вначале? На каком расстоянии друг от друга они находились через 4 минуты после выхода?

                                 

 

Краткая аннотация

Тема урока: Решение задач на одновременное движение.

Урок решения частных задач.



Предварительный просмотр:

Краткая аннотация

Тема урока: понятие части речи.

Урок решения частных задач.

В 4 классе учащимся предстоит сконструировать систему теоретических понятий о частях речи. Но чтобы понятие о частях речи стало для детей способом их определения, оно должно включать наиболее существенные признаки частей речи – существенные с точки зрения их функции в речи. В самом начале формирования понятия о частях речи были обнаружены основные типы общего грамматического значения (предметность, признаковость, процессуальность) и установлены свойства их выражения. При таком подходе у учеников появляется инструмент не только обнаружения известных частей речи, но и инструмент исследования и конструирования всей системы частей речи русского языка. На данном уроке ученикам предстоит сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).

Для достижения целей и задач урока используется частично-поисковый метод. На уроке используется групповая, фронтальная и индивидуальная форма организации учебного процесса. Для повышения мотивации на уроке предлагается занимательный материал (текст Л. Петрушевской). При переводе текста на русский язык, дети проявляют себя в творческой деятельности.

На уроке был применён, дидактический материал для индивидуальной работы на уроке и ИКТ (презентация).

Для разработки урока использовался учебник русского языка 4 класс В.В.Репкин, методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса Е.В. Восторгова.

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка.


Русский язык

Тема: понятие части речи.

Цель: введение понятия части речи как группы слов с одинаковыми общими грамматическими значениями.

Задачи: дать понятие о части речи как о словах, имеющих одинаковое общее грамматическое значение. Сконструировать словесное определение основных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола).

Ход урока:

  1. Создание учебной ситуации.

- Как вы думаете, можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых в русском языке нет? Оказывается можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская.

Пуськи бятые

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

-Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

- Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А калуша волит:

- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

А бутявка брянчит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

-Вот такая история. Не правда ли всё понятно? Но ведь слов-то таких в русском языке нет? Почему же понятен рассказ?

Работа в группах:

-Выпишите из рассказа слова, обозначающие предмет, признак, процесс. Докажите, что вы правильно выполнили задание. (1-я группа находит слова обозн. действие, 2-я признак, 3-я процесс)

П

После работы в группах, ребята у доски зачитывают выписанные слова и доказывают правильность выполнения своего задания. Для этого возможно использовать презентацию .Р

предмет

Ч

Пуськи ,  Калуша,   бутявка…


процесс

В

Л   или  Р

Увазила, стрямкали, подудонились…

Ч

П

Р

признак

Некузявая, непалявые, бятые…  Ч

  1. Решение частной задачи.

- Вы выписали три группы слов. Что общего у слов каждой группы? ( У них одинаковое  общее грамматическое значение)

-Вспомните, на какой главный вопрос мы искали ответ? (Что такое часть речи?)

- Можем ли мы сказать, что слова каждой группы относятся к одной части речи?

-Что же такое часть речи? (Слова, имеющие одинаковое общее грамматическое значение).

-У каждой части речи есть своё особое название. Сравните модели. Есть ли среди общих грамматических значений слов обозначающих предмет и признак одно частное значение, которого нет среди слов, обозначающих процесс? (Значение падежа).

-Части речи, которые имеют грамматическое значение падежа, в грамматике называют именами, а части речи, имеющие значение времени и лица, - глаголами. Но ведь слова обозначающие предмет и признак тоже отличаются друг от друга. Рассмотрите модели и определите, чем они отличаются. (У слов обозначающих предмет значение рода постоянное, а у слов обозначающих признак предмета - зависимое.)

Слова первой группы в грамматике называют именем существительным, второй – именем прилагательным, третьей – глаголом.

- А теперь подумайте, как бы вы ответили на вопрос: что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол?

3)Самостоятельная работа.

 Распределите слова по группам. В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

1-в помогает, помощь, серый, серость,  горный, гора, золото, золотой, зелёный, зеленеть.

2-в строит, строитель ,строительный, пишет, письмо, писатель, красный, краснеть, бег, бежит

- Давайте проверим вашу работу. Объясните, как распределяли слова.

Творческое задание:

- Постарайтесь перевести текст Людмилы Петрушевской на русский язык. Как вы думаете, у вас одинаковые получатся тексты, или разные? Почему?

4) Рефлексия:

- Что выяснили на уроке? На какой вопрос ответили? (Что такое часть речи?)

-Какие части речи узнали?

-Что такое имя существительное, имя прилагательное, глагол?

Список используемой литературы:

  1. Восторгова Е.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. – М.: «Вита- пресс», 2003. – 125 с.
  2. Репкин В.В. Организация развивающего обучения русскому языку. – Томск:   «Пеленг», 1999. – 110 с.
  3. Репкин В.В. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2 ч. . – 8-е изд., – М.: Вита – пресс, 2009. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...