Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения
статья по русскому языку (4 класс) по теме
В работе представлены основные типы речевых ошибок , а самое главное - пути их устранения и предупреждения . Работа имеет большое практическое значение ,я думаю, пригодится учителям в их практике . Присылайте отзывы !
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ageeva__rechevye_oshibki.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 33 г. Энгельса»
Речевые ошибки
младших школьников
и
пути их устранения .
Обобщение опыта
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Агеевой Ларисы Михайловны
Г. Энгельс
2009г.
Список литературы .
1. А. А. Бондаренко , М. Л. Калинчук . Формирование навыков
литературного произношения у младших школьников .
2. В. А. Закожурникова . Работа над предложением и связной речью
в начальной школе.
3. В. А. Синицын . Путь к слову . – М., АО « Столетие» , 1996 г.
4. « Использование игр – драматизаций при развитии связной речи у детей»
// Начальная школа , № 4 , 2008 г. //
5. Л. Н. Ефименкова . Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов . – М., Просвещение , 1991 г.
6. М. Р. Львов . Речь младших школьников и пути её развития . – М.,
Просвещение , 1985 г.
7. М. Р. Львов . Тенденции развития речи учащихся в начальной школе . –
М., Просвещение , 1980 г.
8. М. Р. Львов . Язык и речь .// Начальная школа , № 1 , 2000 г. //
9. Н. И. Жинкин . Язык – речь - творчество .- М., Просвещение , 1998 г.
10. Н. И. Политова . Развитие речи учащихся начальных классов на
уроках русского языка . – М ., Просвещение , 1984
11. Н. Н. Ушаков . Вопросы методики развития связной устной речи на
на уроках русского языка в начальной школе . – М .,
Просвещение , 1980 г.
12. Н. С. Рождественский . Речевое развитие младших школьников . – М.,
Просвещение , 1980 г .
13. « Современные подходы к развитию речи младших школьников»
// Начальная школа , № 2 , 2003 г. //
14. Т. А. Ладыженская . Методика развития речи на уроках русского
языка .- М . , Просвещение ,1991 г.
15. « Формирование речевой деятельности младших школьников на
основе дидактических принципов К. Д. Ушинского»
// Начальная школа , № 10 , 2001 г. //
16. « Формирование культуры речи младших школьников»
// Начальная школа , № 10 , 2003 г. //
17. « Что такое «виды речевой деятельности»
// Начальная школа , № 4 , 2003 г. //
В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочётов , неправильностей . Неудачно подобранное слово , неверно построенное предложение , искажённая морфологическая форма - все эти ошибки называются речевыми .
Бороться с ними трудно , так как невозможно бывает использовать какие – либо правила . Учитель следит за устной речью школьников , проверяет тетради , исправляет ошибки . Но нельзя удовлетворяться всего лишь исправлением допущенных ошибок , нужно их предупреждать . Необходима планомерная работа , система совершенствования речи детей . Задача состоит в том , чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок , научить их предупреждать ошибки , совершенствовать культуру своей речи .
Методика исправления и предупреждения речевых ошибок используется в опыте многих учителей , хотя дело это сравнительно трудное . Поэтому у меня и появилось желание поделиться опытом своей работы именно по данному вопросу. .
В чём же трудности?
Во- первых , в исправлении речевых ошибок школьник не может опереться на такую чёткую систему определений и правил , как , например , в работе над орфографией , а « чувство языка» у него развито
ещё слабо.
Во- вторых , уровень грамматических и других теоретических знаний
по языку у младших школьников ещё невысок .
В– третьих , речевые ошибки учащихся в своём большинстве индивидуальны , что почти полностью исключает привычные
общеклассные формы работы .
Однако , исследовав научные и методические статьи М. Р. Львова , Н. И. Политовой , Н. И. Жинкина , Т. А. Ладыженской и др. ,
журнальные статьи , практические пособия для учителей , в которых нашёл отражение специальный эксперимент , я стала успешно использовать методику исправления и предупреждения речевых ошибок
в собственной практике .
Лингвистической и психологической основой такой системы являются исследования ошибок и их причин - ошибок , которые в школьной практике получили название стилистических . Они делятся на речевые ( словарные , грамматические и пр. ) и неречевые
( композиционные, логические, искажения фактов ).
Речевые ошибки
Лексико- стилистические Синтаксико- стилистические
Морфолого – стилистические
1
На первом месте по частоте стоят словарные , или лексико –
стилистические ошибки .
1) Повторение одних и тех же слов , например :
У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается .
Причинами повторов могут быть малый объём внимания пишущего ,
бедность словаря . Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы , если они , получив соответствующее указание учителя , внимательно перечитывают свой
текст ( лучше вслух ).
2) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему
значении в результате непонимания его .
Примеры из речи учащихся :
Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп .
Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел .
Ошибки такого типа - следствие низкого общего речевого развития , недостаточной начитанности , бедности словаря . Но , кроме этой общей , у каждой ошибки есть собственная причина , которую часто удаётся
выяснить .
3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов :
Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ). Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).
Причины ошибок данного типа : бедность фразеологии , малый
языковой опыт .
4) Употребление слова без учёта его эмоционально –
экспрессивной или оценочной окраски :
Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки ( терминологические сочетания в смешанном лесу и хвойные деревья более подходят к научному , « деловому» тексту ) .
Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка , с отсутствием языкового чувства , с непониманием стилистической
характеристики слова .
5) Употребление просторечных и диалектных слов и
словосочетаний :
Никита шёл « взади» (нужно : сзади ).
«Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).
Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей , своего семейного речевого окружения . Нелегко бывает убедить ребёнка в том , что слова , употребляемые его отцом или мамой , которые он слышит от рождения , на самом деле
« неправильные» слова , их употреблять нельзя . Учитель должен
2
обладать большим тактом , чтобы не оскорбить ребёнка .
Устранить диалектизмы и просторечные слова можно на основе формирующегося понятия о литературном языке .
Младшие школьники уже могут понять , что наряду с литературным языком существуют местные говоры , встречаются отклонения от нормы .
Хотя причины лексических ошибок неодинаковы и , следовательно , неодинаковы и способы их разъяснения , исправления , но есть и общий путь их предупреждения : это языковой анализ текстов , выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте , анализ роли и целесообразности именно этого , а не другого слова в этом тексте .
К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим
неправильное образование слов и особенно форм слов .
1) В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со
словообразовательной системой русского языка:
На стройке работают бетонщики , « штукатурщики» ( нужно :
штукатуры ), монтажники .
Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .
2) Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
« они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул» и пр.
Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития ,
благодаря созданию хорошей речевой среды .
- Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :
«трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся
море .
Причины : влияние просторечия , ребёнку трудно произносить громоздкие , фонетически усложнённые слова . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы ,
и это иногда отражается на письме .
Для предупреждения подобных ошибок , помимо общего языкового развития , нужна работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно
развивать гибкость и подвижность речевого аппарата .
4) Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном
числе :
У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .
Съел « два супа» (нужно : две тарелки супу ) .
Причина этих ошибок - в стремлении детей к конкретности .
Синтаксико- стилистические ошибки весьма многообразны .
3
- Нарушение управления :
Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .
Глагольное управление не регулируется правилами . Дети усваивают его по образцам , в живой речи , в читаемых текстах . Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний . Я использую также словарик сочетаний , в которых особенно часто допускаются ошибки .
Ошибки в управлении очень стойки , трудноустранимы . Для их искоренения нужно предусмотреть систему упражнений с наиболее
« опасными» глаголами , например :
верить - кому ? чему ? во что ?
упрекать – кого ? в чём ? и пр.
2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например :
Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья …
встретила ) .
Причины таких ошибок - логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения , а также в
самом механизме письма .
3) Неудачный порядок слов в предложении , приводящий к
искажению смысла :
Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).
Причина ошибки в том , что ученик не проговорил предложение
целиком , прежде чем записать его .
Работу над правильным порядком слов я начинаю в 1 классе . Дети сами ,перечитывая текст , могут улучшить порядок слов в своих предложениях . Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом , позволяющие переставлять слова , изменять их последовательность в предложениях .
4) Нарушение смысловой или грамматической связи между
местоимениями и теми словами , на которые они указывают :
Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .
Пишущему ясно , о ком идёт речь . Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет , этому надо учить , нужна практика самопроверки и взаимопроверки . Привыкнув задумываться над ролью местоимений , школьники в подобных случаях сами исправляют текст , перестраивают предложения , переписывают заново .
5) Местоимённое удвоение подлежащего :
Кирилл – он был самый сильный в отряде .
Можно указать две причины таких ошибок : во- первых , ученик начинает писать предложение , не зная , как закончит его ; во – вторых ,
4
Рассказ про маленькую улитку по имени Крапинка.
Улитка была очень маленькой , но вскоре подросла.
Она питалась хлебом . Крапинка ползала по растениям .
Она любила плавать кверху пузиком и отдыхать в пустой ракушке.
Крапинка часто вылезала из панцыря. Сегодня она была на балконе и почему - то была неактивной . Крапинка сегодня так быстро перебралась от хлебный крошки до пустой ракушки . Я даже иногда вижу её микроскопические глаза и рот. Она сегодня пряталась в пустую ракушку. Мы с мамой на ночь уносим её на другой балкон . У неё такой красивый панцырь в крапинку.
влияние разговорного языка , где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным . В письменном же тексте оно
является ошибкой .
6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же
вид :
Незнакомец входит в хижину и поздоровался .
Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся , об отсутствии у них языкового чутья . Устраняются на основе смыслового анализа текста , так как грамматической основы младшие школьники ещё не имеют . Возможно также исправление
ошибки учителем без комментариев .
7) Неумение находить границы предложений . Встречаются в двух
вариантах :
а) неоправданное деление сложного предложения на простые :
Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов .
б) неумение делить текст на предложения :
Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .
Основа исправления таких ошибок - работа над предложением .
Таковы основные типы речевых ошибок . Кроме речевых , встречаются неречевые ошибки, логические , а также
искажения фактов .
Неречевые ошибки
Композиционные Искажения фактов
Логические
Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану , т. е. нарушение последовательности в изложении
событий .
Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик , допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему : возможно, что наблюдения , отбор фактов были проведены бессистемно , беспланово ; возможно , что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе , что именно следует сказать вначале , что далее , что в
конце , в заключении сочинения .
5
К числу логических ошибок относятся :
1) Пропуск необходимых слов , а иногда важных фактов , целых
эпизодов :
Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами . Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой . ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат . Изложение рассказа
В . Бианки « Купание медвежат» ).
Чтобы понять причины таких пропусков , нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно . Но мысль его спешит , обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . ..
Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению
пропусков .
2) Детской речи свойственны иногда нелепые , парадоксальные
суждения , связывание понятий разных уровней :
По утрам мы с дедушкой удили рыбу , а в дождливую погоду лежали в
шалаше.
Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой .
Общая причина таких ошибок - слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до его записи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило ,
могут самостоятельно исправить ошибки .
От речевых и логических ошибок следует отличать искажения
фактического материала :
Наступила осень , скворцы , синички , ласточки улетели на юг . Только
воробьи и снегири остались . ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России , а снегири прилетают на зиму из северных областей ).
Таковы основные типы ошибок речи - её формы и содержания .
Зная основные типы ошибок , умея определять их основные причины , учитель может разработать методику их исправления и предупреждения . Она складывается из следующих элементов :
исправление речевых ошибок учителем в тетрадях учащихся ;
записи и замечания учителя в тетрадях учащихся ( в том числе
условные знаки на полях ) ;
классная работа над ошибками общими , типичными - на уроках , на тематических 15- 25 – минутных фрагментах уроков анализа проверенных изложений или сочинений ( цель – подготовка школьников к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определённого
типа ) ;
индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными
6
ошибками : их обнаружение , уяснение и исправление ;
система стилистических упражнений , языкового анализа текстов на уроках чтения и русского языка , что служит общей основой для конкретной работы над ошибками , допущенными учениками данного
класса ;
языковые упражнения перед каждым сочинением или изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста , его фразеологии , некоторых синтаксических конструкций ;
стилистические замечания , где это возможно , при изучении
грамматики ;
специальное обучение школьников самостоятельному редактированию ( совершенствованию ) собственного сочинения и
изложения .
Все допущенные в тетрадях ошибки должны быть так или иначе исправлены либо учителем , либо самим учеником , что предпочтительнее . При проверке тетрадей ошибки исправляются дифференцированно. Те из них , которые , по мнению учителя , дети самостоятельно исправить не смогут , он исправляет сам : перестраивает предложения , заменяет слова , добавляет необходимое , зачёркивает лишнее . Затем при разборе ошибок ( лучше всего в индивидуальной беседе ) учитель убедится , понял ли школьник свою ошибку , не допустит ли он подобной ошибки в дальнейшем .
Но цель состоит в том , чтобы повысить самостоятельность учащихся . Нужно искать такие способы исправления ошибок , которые обеспечили бы максимальную мыслительную активность ученика .
Если учитель обнаружил неудачно употреблённое слово , он его подчёркивает а на полях записывает : « Замени слово !»
В отдельных случаях слово может не подчёркиваться , а замечание или условный знак на полях обязывает ученика найти
неудачное слово на этой строке и заменить его .
В обоих случаях перед учеником стоит поисковая задача .
Одна из самых частых ошибок в начальных классах - повторение одного и того же слова . Эту ошибку дети сравнительно легко исправляют сами , если учителем на полях поставлен условный знак , например буква « П» ( повторение ) . Пропуск чего - либо важного обозначается знаком « V» , нарушения порядка слов - цифрами над словами , неудачный выбор слова - буквой « С» , неточное употребление местоимения – буквой « М» , « Г» - нарушение границ предложения ,«Z» - необходимость абзаца .Такие условные обозначения я использую при проверке сочинений и изложений . Можно помечать ошибки цифрой на полях тетради . Учитель подчёркивает эти ошибки волнистой линией , а на полях ставит соответствующий знак. Например :
7
1. Лес стоит величавый . Листья в лесу жёлтые , П
красноватые . Листьев на земле много . Речки сейчас
очень красивые , по берегам очень много листьев , и
по воде плывёт много жёлтых и красных листьев .
2. Деревья гнутся от ветра , низко плывут облака. М
С них облетают последние листья .
Введение условных обозначений речевых ошибок и недочётов должно проводиться постепенно , не более 2-3 типов на одном занятии с последующим закреплением этих обозначений в работе над изложениями и сочинениями . Эти условные обозначения включаются в памятку , находящуюся на первой странице тетради по развитию речи .
Велика роль уроков анализа проверенных изложений и сочинений . На этих уроках зачитываются лучшие образцы , разбираются недочёты содержания , полнота раскрытия темы , последовательность изложения материала , речевые и орфографические ошибки . Иногда я так строю свою работу , что на одном уроке разбираем речевые ошибки , на другом заменяем неудачно выбранные слова и т. д. Такие тематические уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на конкретном виде ошибок , это помогает в дальнейшем при самопроверке и редактировании собственного текста .
Требования к такому уроку :
а) тема чётко выделяется и сообщается учащимся , например
«Замена неудачно выбранного слова» ;
б) анализируются литературно – художественные образцы , позволяющие проследить , как выбирает слово писатель ;
в) даются тексты работ учащихся , содержащие ошибки : школьники их находят , исправляют сами и таким образом готовятся к
самостоятельному редактированию .
Приведу материал одного из таких уроков .
Дети прочитывают образец сами - отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка . Ребята убеждаются в том , что здесь слова - синонимы выбираются в соответствии с чертами характера персонажей - зайцев , их возрастом , жизненным опытом : зайчата сбежались ,
хихикнули ; старые зайчихи приплелись и т. д.
После анализа образца учащимся предлагается проанализировать 2-3 небольших отрывка из их же собственных сочинений или изложений ( на первых порах эти тексты записываются на доске , позднее на
карточках ) .
Задание 1 ( записывается на доске ) . На зелёном лугу растут
ромашки , одуванчики , синеет мышиный горошек .
К словам ромашки , одуванчики подобрать глаголы , передающие окраску этих цветов , подобно синеет мышиный горошек . Слово растут
убрать .
8
Дети подобрали : белеют ромашки , желтеют одуванчики .
Задание 2 . В лесу поют и кричат всякие птицы : скворцы , кукушка ,
ворона .
Убрать невыразительные слова , обозначающие голоса птиц ; найти другие слова - для каждой птицы особенное слово . Если нужно ,
перестроить или даже разделить предложение .
Дети переделывают : В лесу свистят и щёлкают скворцы . Вот
каркнула ворона . Вдали кукует кукушка .
Система таких уроков на различные темы создаёт основу для самостоятельной работы учащихся над собственными индивидуальными
ошибками .
Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или в небольших группах . Это трудоёмкое , но совершенно необходимое дело . Только в индивидуальной беседе могут быть устранены композиционные ошибки , искажения фактов , а из числа речевых некоторые просторечные слова и формы , неудачное построение некоторых предложений , в большинстве случаев выбор слова , неудачное использование образных средств - эпитетов , метафор и пр.
Здесь , как и в общеклассной работе , важно добиваться высокой познавательной активности школьника ; он должен не только понять , в чём его ошибка , но и решить задачу , связанную с её исправлением .
Ученик написал в своём сочинении : « Осенью очень красиво . Деревья покрываются жёлтыми листьями , и только одни ели стоят
зелёные» .
Слово покрываются неточно передаёт , что происходит на самом деле : ведь осенью листья желтеют , новых же листьев нет .
Учитель говорит : « В этом отрывке одно из слов передаёт не то ,
что бывает на самом деле ; нужно найти это слово».
Школьник ищет ошибку . Если ему удаётся найти её самому , то следует вторая половина задания : как исправить ? Заменить это слово ?
Или по – другому построить предложение ?
Полезно составить несколько вариантов исправления - по-разному выразить данную мысль ( если работа проводится в группе , она развивает
навыки взаимопроверки и взаимопомощи ).
В данном случае возможны такие варианты :
а) замена залога и времени глагола « Деревья покрыты жёлтыми
листьями»;
б) перестройка с заменой слов и введением новых : « Деревья оделись в золотой наряд» ( здесь слово оделись уместно , так как это
троп , иносказание ).
Хорошо , если ученик ( при необходимости с помощью учителя ) воспользуется несколькими вариантами исправления и выберет
наилучший из них .
9
В тех случаях , когда ученик сам не может найти свою ошибку , несмотря на помощь учителя, и последнему приходится прямо указать на неё , нужно всё – таки добиваться , чтобы вторая половина задачи была выполнена самим учеником . Учитель ни на минуту не должен забывать , что исправление не самоцель , а обучение редактированию текста , самостоятельному нахождению своих ( а возможно , и чужих )
ошибок .
Взаимопроверка сочинений и изложений в начальных классах мало распространена из – за трудоёмкости . Но в тех случаях , когда она всё же проводится , учитель может добиться успехов в самопроверке и в
редактировании сочинений .
Многие речевые ошибки могут быть предупреждены в ходе
изучения грамматических тем . Для этого нужно уяснить , какие возможности открывает изучаемая грамматическая форма для выражения оттенков мысли , для краткости и точности высказывания , для устранения возможных недочётов речи . Соответствующие моменты включаются в урок : школьники учатся исправлять ошибки речи ( своей или чужой ) на основе изучаемого грамматического материала .
Практически почти каждая грамматическая тема даёт такие возможности .Так при изучении темы « Местоимение» следует показать детям , как с помощью местоимений можно устранить повторение одинаковых слов и сочетаний . На примере нескольких текстов школьники учатся сами пользоваться местоимениями для этой цели . Эффективность такой работы очень высока : она готовит школьников к самостоятельному совершенствованию написанного и в то же время помогает им понять роль и выразительные возможности местоимения в
речи .
Рассмотрим фрагмент урока на тему « Изменение имён прилагательных по родам» ( 2 класс ) , на котором наряду с другими решалась задача учить детей использовать синонимы – прилагательные , обладающие дополнительными оттенками значений и эмоционально – экспрессивной окраской , для устранения повторяющихся
маловыразительных прилагательных .
На уроке дети отметили разнообразные признаки одних и тех же предметов и явлений : деревьев ( сосны , берёзы ) ; погоды в тот день
( туманная , мрачная , пасмурная ) .
Сделали вывод о том , что у одного предмета бывает несколько признаков , они выражаются различными прилагательными . Признаки принадлежат предмету, и прилагательные , их обозначающие , не имеют собственного рода , а изменяются по родам в зависимости от имени
существительного .
Затем дети составили несколько словосочетаний : холодный, дождливый день- ясный , тёплый день ; стройное , красивое дерево –
10
кривое , безобразное дерево .
Они проанализировали также несколько прилагательных в
художественном тексте и определили их род .
Открывается доска , на которой записаны примеры из детских
сочинений и изложений :
1. Кругом стоят большие деревья . Ребята собирают грибы . Вдруг стало темно . Большие сосны зашумели , пошёл дождь . Все спрятались под ветками большой ели . ( Слова для замены : огромные ,
высокие , развесистой ) .
2. Наступила холодная зима . Снег покрыл землю белым ковром . Дует холодный ветер .( Слова для замены : студёный , ледяной ).
Задание : заменить прилагательные , взяв для замены слова из списка в скобках . Два раза употреблять одно и то же слово не
следует !
Каждый выбирает то слово , которое ему кажется лучшим . варианты замены обсуждаются , затем записываются . Задаются вопросы : « Как вы понимаете слово огромные ? Чем это прилагательное
отличается от прилагательного большие ?» и пр .
Подобную работу я проводила в своём классе . Если же класс сильный и позволяет время , можно выйти за рамки темы «Имя прилагательное» и предложить исправить другие недочёты в отрывках , например , слово пошёл ( дождь ) заменить словом полил и т. д .
Очень важно , чтобы школьники на примерах поняли зависимость форм прилагательного от существительного. Это залог предупреждения ошибок в согласовании . Задача развития речи на данном уроке - в обучении детей пользоваться синонимами , выбирать наиболее яркое , точное слово и не допускать повторения одинаковых слов .
Устранение речевых ошибок в связи с усвоением грамматического материала , не требуя дополнительного времени не только повышает культуру речи учащихся , но и помогает им глубже усвоить
грамматические понятия .
Одно из умений учащихся , которому я уделяю особое внимание - это умение совершенствовать написанный текст . Необходимо обучать
детей самопроверке и простейшему редактированию .
Первоначально оно носит характер коллективного редактирования текста и обычно проходит при высокой активности класса , у учащихся
появляется вера в свои силы .
Самопроверка и редактирование протекают так . Когда я убеждаюсь , что многие учащиеся класса завершают свои изложения или сочинения , пишу на доске : « Самопроверка !» В отдельных случаях вывешивается плакат , на котором записаны 2-3 указания к самопроверке , например : « Проверь : не по вторяются ли одинаковые
слова и выражения ?» И т. п.
11
Наблюдая за классом , я подхожу к тем ученикам , которые закончили писать , и оказываю им индивидуальную помощь : напоминаю ,каких ошибок следует опасаться , сообщаю , сколько времени осталось до конца урока , а в отдельных случаях указываю ученику то место в сочинении , над которым следует ещё поработать . Прямо указать ошибку тоже можно , но лишь после того , как убедишься
в неспособности ученика исправить её самостоятельно .
Саморедактирование проводится на уроке . Дети заменяют слова , устраняют повторы ,изменяют порядок слов , связывают предложения союзами , иногда изменяют последовательность изложения или делают
другие композиционные изменения .
Особенно охотно они дополняют , расширяют текст за счёт введения деталей , изобразительных средств языка . Однако нельзя забывать , что увлечение деталями может снизить уровень языковой
работы .
Хорошим средством совершенствования речи являются черновики . К сожалению ими мы пользуемся редко из – за недостатка времени .Тем не менее изредка я всё же провожу в 3 и 4 классах сочинения с черновиками . В этом случае после самопроверки и редактирования дети переписывают исправленный текст начисто . Как показывает опыт , учащиеся , переписывая , делают новые ценные исправления .
Продуманная и правильно организованная работа над ошибками - это , по словам методиста М. А. Рыбниковой , « самый интересный и увлекательный урок». Не могу не согласиться с этим высказыванием , поэтому стараюсь проводить работу по развитию речи в системе . Эта работа приводит в целом к положительным результатам .
В заключении хочу представить эти результаты .
В начале 1 класса я несколько раз проводила индивидуальные беседы с учащимися , а также наблюдала за речью ребят на уроках . Мои наблюдения показали , что объём устных рассказов детей в среднем составлял 50 слов , предложения в основном простые . В качестве средств связи между предложениями дети использовали повторение наречий после , потом , ещё и т. п. ,союзы а , и . У 21 из 29 человек была нарушена последовательность изложения , что составляет 73%
учащихся класса .
Во 2 классе объём устных высказываний составил в среднем 80 – 90 слов , т. е . увеличился на 30- 40 слов . Появились элементы размышления , использовались синонимы . Количество простых предложений уменьшается до 52 % . Это касается устной речи .
Особое место в школе занимает сочинение . Это творческая работа . В начальных классах сочинения проводятся как обучающие .
12
Содержание
1. Введение .
Трудности в работе над речевыми
ошибками..……… ………...............................с .1
3. Классификация речевых ошибок .
Причины появления речевых и
логических ошибок в речи младших
школьников ……………………………….....с. 2- 6
4. Основные элементы методики
исправления и предупреждения
речевых ошибок .…………………………....с. 6 - 8
5. Требования к уроку анализа изложе-
ний и сочинений . Самопроверка и
редактирование текста………………...........с. 8 - 12
6. Результативность …………………………...с.12 - 14
Список использованной литературы .
Приложение .
Цель работы .
Целью данной работы является показать пути
решения некоторых вопросов методики развития
речи , что позволит поднять уровень практической
деятельности .
Задачи .
1. Проанализировать данные теории и практики
развития речи учащихся , изучить научную и
методическую литературу по вопросам работы над
речевыми ошибками младших школьников .
2. Систематизировать работу по использованию
наиболее удачных методов , приёмов и форм
работы по исправлению и предупреждению
речевых ошибок .
3. Показать результативность данной работы , её
значимость и необходимость для развития речи
учащихся .
Если постепенно готовить детей к письму сочинений , приучать их выражать собственные мысли грамотно , работать над ошибками в речи , то в конце 1 класса дети смогут составить и записать связный текст из 3-4 предложений , употребление сложных предложений
составил 3 % , во 2 классе объём творческих работ увеличился до 6-7 предложений , а использование сложных предложений составило 11-
12 % .
Выявляя и классифицируя ошибки , допущенные в творческих работах учащихся 3-4 классов , мне удалось составить следующую
таблицу результатов :
классы | ||
3 -ий | 4 -ый | |
Количество учащихся , выполнявших работу | 27 | 28 |
1. выполнили работу : - без орфографических ошибок - без ошибок в содержании , структуре и речевом оформлении текста | 22,2 % 18 % | 28,2 % 23,4 % |
2. допустили ошибки : - в содержании , в том числе пропуск главного - в структуре : нарушение логической последовательности отсутствие связи между фактами - в речевом оформлении : в определении границ предложения в построении предложений разных типов нарушении порядка слов повторы одного слова неправильный выбор или употребление слова
| 11, 9 % 8,3 % 16,2 % 20, 2 % 11,8 % 7 % 31, 6 % 33,7 % | 10,2 % 7,4 % 15,1 % 17,1 % 10 % 6,3 % 24,6 % 11,1 % |
3. допустили орфографические ошибки : - на изученные правила - на неизученные правила | 68,9 % 40,2 % | 63 % 30,8 % |
Для работ предлагались тексты , подобранные в соответствии с требованиями программы : в 3 классе сочинение писалось по готовому плану , в 4 классе – по самостоятельно составленному плану.
Полученные данные , приведённые в таблице, отражают тенденцию к уменьшению количества речевых ошибок в творческих работах учащихся . Это подтверждает правильность выбора методов и приёмов работы , описанных выше и используемых мною в своей работе.
13
Качество написания творческих работ
Это первые шаги в творчестве ребят , пусть не всегда удачные , но большинство ребят тянутся к такой работе , пытаются проявить себя . Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно , с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему . Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в союзники
ученика.
Памятка анализа устных и письменных высказываний *
1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ?
2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная
мысль ?
3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ?
4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ?
5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние
предложения ?
( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или
нет ? )
6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены
предложения ?
7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?
* Памяткой целесообразно пользоваться при самопроверке в процессе написания сочинений и изложений . Памятка может быть записана на плакате или в тетрадях
по развитию речи .
Памятка подготовки к изложению
1. Прочитай внимательно текст .
2. Определи , о чём говорится в тексте ( тему ) .
3. Определи , что главное хотел сказать автор ( основную мысль ) .
4. Раздели текст на части .
5. Выдели главное в каждой части .
6. Озаглавь каждую часть ( составь план ) .
7. Выпиши трудные слова .
8. Перечитай текст .
9. Напиши изложение .
10. Проверь работу .
Памятка работы над сочинением
1. Определи , о чём ты будешь писать ( тему ) .
2. Определи , с какой целью ты будешь об этом рассказывать
( основную мысль ) .
3. Наметь , какие части будут в сочинении ( план текста ) .
4. Определи , о чём надо написать подробнее .
5. Подбери слова и выражения , которые помогут точно и верно
раскрыть тему и главную мысль текста .
6. Напиши первый вариант текста .
7. Проверь сочинение . Исправь ошибки и недочёты .
8. Перепиши текст .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.
Речь -широкая сфера деятельности человека. Умение учеников классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе овладения речевыми навыками. Логически чёткая, доказательная, образная ...
Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников
В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....
Речевые ошибки младших школьников и пути их исправления
презентация...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Орфографические и графические ошибки младших школьников-билингвов и пути их предупреждения
В статье рассматриваются типы орфографических и графических ошибок младших школьников-билингвов и возможные пути предупреждения этих ошибок....
Произносительные и акцентологические ошибки младших школьников при чтении.
Данная статья рассказываето проблемах младших школьников в правильном произношении слов и в постановке ударения....