Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.
статья (2 класс) по теме
Речь -широкая сфера деятельности человека. Умение учеников классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе овладения речевыми навыками. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
Хохлова Инна Валентиновна
Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.
Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.
Повышению эффективности речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока. Планируя урок, четко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться уч-ся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.
- Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться)
- Стараюсь пробудить у детей интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слов, строение, произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра. В игре дети находят сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент, часто планирую нестандартное начало урока:
- составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова (представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза)
- скажи наоборот, подбор антонимов (холодно-…, сладкий- …)
-назови слова с ударением на первом слоге, на втором
- найди лишнее слово
-когда так говорят, замени фразеологизм одним словом
- измени ударение в слове, что произошло (стрелки – стрелки)
- замени в слове одну букву, объясни значение (бочка – кочка)
- назови слово, расставь буквы в алфавитном порядке и т.д
- Продуманность отбора материала.
- Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам
- Обязательное введение новых слов: минимум -1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования
- Введение в урок пословиц и поговорок необходимо как для воспитательного воздействия, так и для эмоционального
- Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материала»Культура общения». Обогащаю урок фразами: «Я с вами не согласна, я думаю, я хотел бы исправить (добавить), мне кажется)
- Учу строить свободные высказывания, для этого предлагаю:
В) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему деревья наклонились?»
Г) Вопросы, мобилизирующие личный опыт ребёнка (Какое время года изображено?
- Об оценивании. Стараюсь систематически оценивать работу детей. Оценка может быть словесная, мимическая или матеарилизованная. Учу оценивать речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.
Одна из важнейших задач современной школы – обучение живому языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но и в первую очередь нравственно-эстетических (слово живое). Следует помочь детям понять и почувствовать эстетическую ценность слова
Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, он всегда будет страдать от непонимания предмета. Скудный словарный запас лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, но сделать его объектом наблюдения. Анализа, учитывая его этимологию. В результате беседы приходим к выводу: слово убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, красивое, искреннее.
Что может сделать слово? Оно может обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, ранить.
Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие:
Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет детям увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, суффикса, приставки. Но вклад этих элементов в значении слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление в речи. Например,
Рад и взрослый, и ребёнок,
Когда беленький, как снег,
В стаде новый оленёнок
Появляется на свет.
- О ком это стихотворение? Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень) Сравните слова по значению. В чём заключается различие? Благодаря какой части в составе слова «олененок», его значение отличается от слова «олень»
Или:
«Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.»
Чайчонок – чайка.
- С помощью какого слова выражает автор свое отношение к птенцу? Какая часть слова помогает выразить это отношение?
Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение (волк – волчица – волчонок).
Особое место уделяю работе с антонимами и синонимами. Делаю это для тог, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём то выразительно –это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре, повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:
- Соединим слова в пары: метель, рубеж, вьюга, граница
- Запиши слова в порядке уменьшения качеств: маленький, крохотный, небольшой
- Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: пунцовый кумачовый, мак, флаг
- Замени глагол: В магазине мы деньги теряем (тратим)
- Уточни действие: Собака съела конфетку (сгрызла, проглотила)
В отличие от слова предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы:
Картина висит … на стене … в детской…. Комнате….. над кроватью.
Составь предложение по схеме:
Какой? Кто? Что делает? Где? Маленький Миша играет в песочнице.
Подбери и запиши подходящие по смыслу слова:
(Какой?) в сентябре лес.
(Какой?) лист и какая (какая? Травинка; (какое?) солнце, (какой?) ветер
Работа с пословицами. Составление небольшого рассказа, поучительной сказки или текста –рассуждения.
- Прочитай. Устно передай смысл. Сформулируй тему
- Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль.
- Помни, что пословица является название твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль.
Эффективным приемом конструирования внешней и внутренней сторон речи является такой приём как «Слово-магнит». Представляю слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой позиции: слово как человек может грустить и радоваться, быть добрым и злым. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Добрые слова отмечаем знаком плюс, а злые знаком минус. По моей просьбе дети называют слова (наиболее употребляемые) разных частей речи. Фантазируют, представляют произнесенное слово в качестве «магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что же получилось? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал (речевые кирпичики) для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного, письменного текста. Например:
«Гуманный»(+)поле слов: добрый, заботливый, золотой, человек, дружба. Мечта, радость, мир.
Опираясь на слова, дети составляют свой текст.
«Слово-магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.
Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать, формируется в процессе овладения, через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...
Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"
В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....
Развитие речевой деятельности младших школьников.
Одно из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности её реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. Работа по ра...
Организация учебно – развивающей среды, обеспечивающей развитие речевой деятельности младших школьников
Презентация к аналитическому отчету учителя начальных классов...
Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности
сообщение для педчтения...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...