Урок русского языка по теме " НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок-путешествие по сказке по теме " НЕ с глаголами"-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_po_teme.zip | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме
"НЕ с глаголами".
Путешествие по сказке.
Воличенко Светлана Юрьевна
Тема: « Не с глаголами».
Цель: закрепить знания учащихся о правописании безударной гласной в корне, познакомить с отрицательной частицей НЕ , формировать умение правильно писать частицу НЕ с глаголами, познакомить с глаголами-исключениями, развивать речь учащихся , логическое мышление, внимание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Работа над темой.
-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. Вот одно из них. Посмотрите на доску. Что заметили?
Б..жать , л..сок ,не..говорит ,пот..мнел ,. р..ка ,под..конник, в..терок, св..стели.
-Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Проверим теперь .
-Разделите слова на две группы и запишите. ( Разбираются все варианты, но останавливаются на существительных и глаголах).Далее стираем существительные, оставляем глаголы.
-Что можете сказать о глаголах?
-Какое слово лишнее? ( НЕ ГОВОРИТ, т.к. есть НЕ)
-Какой смысл имеет глагол? (Отрицание)
-Как вы думаете, что придаёт глаголу этот смысл? (Частица НЕ)
-Обратите внимание, как пишется частица НЕ с глаголами. (Отдельно)
-А как вы думаете, как будет писаться отрицательная частица НЕ с другими глаголами( Тоже отдельно).
-Приведите свои примеры.
-Сделайте свой вывод.
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
3.Выборочный диктант.
-Я буду называть глаголы с НЕ и без НЕ .Запишите только глаголы с частицей НЕ.
Не писал, решал, помогать ,не сажает, не играет, уважает, сидит, не читал, пишет, не шутил ,не смущает, бросил, пыхтел, не чихнул.
Взаимопроверка тетрадей.
-Какие слова записали?
-Как записали частицу НЕ?
4.Игра « Доскажи пословицы»
(НЕ) откладывай доброе дело………. на завтра
Шила в мешке…….. (не) утаишь
Чего (не) знаешь, того и ……….(не) говори
Новых друзей наживай, а старых……….. (не) забывай
Одна ласточка весны……… (не) делает
Кто вчера солгал, тому завтра…… (не) поверят .
За деньги дружбу………. (не) купишь .
Кашу маслом…….. (не) испортишь .
Знания на плечи…….. (не) давят.
За словом в карман……… (не) полезет .
-Объясните смысл данных пословиц.
5.Работа с грамматической сказкой.
-Сейчас я вам расскажу сказку:
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол.Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил : « Люблю». А она ………» Не люблю».Он признавался : « Верю», а она ему….» Не верю».
И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул…..
( А что было дальше ,сейчас узнаем-два ученика читают по ролям)
-Слезь со стула!
-Не хочу!
-Упадёшь!
-Не упадёшь!
Отойди!
-Не отойду!
-Слезаешь?
-не слезаю!
-Молчишь?
-Нет, не молчу.
-Может конфетку хочешь?
-Нет! Да, хочу,хочу!
-Что вы заметили в тексте?( Есть НЕ с глаголами, есть диалог)
6. Физкульт минутка .
Проверим, насколько вы на уроке были внимательны.
Поднимите руки над головой если глаголы надо писать слитно, и положите руки на стол – если их пишем раздельно.
Не решает, ненавидеть, не знает, негодовать, неволить, не скучает, недоумевать, не бегает, недомогать, не боится.
7. Восстанови текст
-Разобрать по членам предложения :
Мать наказала няньке (не) оставлять ребенка одного, (не) допускать к лошадям, (не) уходить далеко от дома, (не) пускать в овраг.
(Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает (замок) .
Честные глаза в бок (не) глядят.
Под лежачий камень вода (не) течет (безделье).
8. Исключения
-Но есть глаголы, которые пишутся с НЕ слитно.
-Давайте объясним их смысл.
Негодовать – возмущаться, быть недовольным
Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не
приложить.
Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза
Неволить – принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение
Недомогать – испытывать болезненное состояние
Нездоровится – болеть, хворать
-Попробуйте догадаться, почему в этих словах частица не пишется слитно с глаголами?
-Без НЕ эти глаголы не употребляются.
-Запишите эти глаголы в тетрадь.
9.Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-А ведь сказка ещё не закончена. Слушайте:
Частица НЕ никогда на подходила к Глаголу близко и писалась отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. И вот однажды НЕ говорит ему: « Докажи , что мы не можем жить друг без друга».Вздохнул глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам.
-Ребята, хотите помочь Глаголу?
-Тогда вам домашнее задание:
-Найдите такие слова, где НЕ и глагол не могут друг без друга, т.е. пишутся вместе. Запишите их в тетрадь. И этим мы поможем глаголу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языкапо теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2кл.
Урок составлен по ФГОС...
Урок русского языка. Тема: КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ.
По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу проблемно – диалогический. Форма работы – коллективная. Все задания данного урока направлены на фо...
Урок русского языка, тема "Не с глаголами" , 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением системно- деятельностного подхода способствующего формированию навыков самооценки учебной деятельности. Выполнение учебно- практических и учебно- по...
Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты: Предметные: ...
Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...
Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...