Урок русского языка, тема "Не с глаголами" , 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением системно- деятельностного подхода способствующего формированию навыков самооценки учебной деятельности. Выполнение учебно- практических и учебно- познавательных задач направленных на формирование и оценку самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, на формирование и оценку навыков сотрудничества, коммуникации, рефлексии, ценностно- смысловых установок. Применяются технологии проблемного обучения, оценочных суждений, обучение в сотрудничестве. Осуществление обратной связи и управление деятельностью через работу с картой исследования, для самооценки и рефлексии.

                                                                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание не с глаголами

Класс: 4

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

Базовый учебник: «Русский язык», 4 класс, часть 1; авторы С.В, Иванов, М.И, Кузнецова;  издательство «Вентана - Граф», 2017 г.

Формы урока: коллективная, индивидуальная, парная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Оборудование: карта - исследования, карточки с разноуровневыми заданиями, источник информации, план исследования..

Цель: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению правила правописания не с глаголами

Предметные: применять правила правописания  не с глаголами

Планируемые результаты:

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по алгоритму;

- осуществлять итоговый контроль по результату;

Познавательные:

- анализировать слова с выделением существенных признаков;

- проводить сравнение, классификацию;

 Коммуникативные:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока

1.Психологический настрой «Все в твоих руках»- 2мин

- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Но сначала вам такое задание:   вы должны постараться  найти  слова, выражения, предложение   которые могут стать девизом нашего урока.

(просмотр видеоролика- 1.05 включить с 04 сек)

- Какие слова,  выражения и  предложения могут стать девизом урока?

 «Все в твоих руках», есть другие варианты?

- Как понимаете эти слова?

-Ребята, я с вами согласна, надеюсь, вы будете  стараться,  и все у вас получится,  сами попробуете разобраться в трудных вопросах. Желаю вам плодотворной и интересной работы ! Удачи и веры в свои силы!  

– Сегодня у нас урок- исследование, а вы – исследователи. Каждое исследование проводится по плану. Посмотрим  этот план

План исследования  (повесить на доске)-1 мин

1.Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)                                                                                                    2.Цель и задачи исследования. (Для чего?)                                                                                                                3.Исследование объекта. (Как?)                                                                                                                                     4.Результаты исследования. (Что получилось)                                                                                                                          5.Выводы. (Озвучить результаты)

-В работе нам поможет карта исследования (лежат на партах). Эта карта одна на двоих, значит, работать будем как? (В парах)

- Давайте посмотрим нашу карту. Сколько этапов исследования?

- Каждый этап будет оцениваться по критериям, давайте посмотрим данные критерии, найдите.

- сколько сегодня можно набрать баллов за урок?

- Что предстоит выполнить?

- Посмотрим на шкалирование (баллы прописать на доске)

 от 12 (15) - 14 (17) баллов- «5»            

от 10 (12) -11 (14) баллов- «4»                                

 от 9 (11) – 7 (9)  баллов- «3»            

   от 6  (8)  и меньше баллов- «2»

Выявление места затруднения.. Выбор объекта исследования- 5 мин

-В выборе объекта исследования нам поможет задание  на доске.

Запись на доске

Им. существительное                                                       Глагол (таблички)

Б..жать (бег) ,

л..сок  (лес),

пот..мнел (темный),

р..ка (реки),

под..конник (окна),

в..терок (ветер),

св..стели (свист)

(не)г…ворит (говор),

- Прочитайте слова и подумайте, на какие 2 группы можно разделить данные слова, запишите, вставьте пропущенные буквы.

Предъявите  результаты своей деятельности

- На какие 2 группы разделили данные слова? Почему?  (Пишу на доске названия столбиков)

Работают по «цепочке» у доски, выходят, вставляют букву,  соединяют стрелочками с нужным столбиком,  называют   проверочное слово.

- Почему  результаты разные?  Чего не знаем? Какой же вопрос возникает?  (как пишется не с глаголами)

- Можем мы дать обоснованный ответ на вопрос? (нет, не хватает знаний)-

4 мин

Значит, объектом нашего исследования будет, написание не с глаголами.

-  Запишите  в карту исследования , где объект исследования -написание не с глаголами

 - Помогите сформулировать тему урока. Правописание  не с глаголами   (Тему записываю на доске)

- А вы запишите тему урока в своих картах исследования.

-  Давайте прочитаем, как авторы учебника сформулировали тему урока, откройте учебник на стр. 91  найдите урок № 36

- Какую цель на сегодняшний урок перед собой поставим?

(Узнать    как пишется   не с глаголами, что такое не) записать на доске

- Чтобы достичь этой цели, необходимо определить  задачи , выберите на доске карточки помощницы и проговорите задачи  (берут карточки и прикрепляют на доске, а я дописываю, что они говорят)

 - сформулировать- правило о написании не  с глаголами

- вывести- алгоритм действий

 - уметь –с помощью  алгоритма  применять правило

 - учиться- находить и правильно, писать не с глаголами

 -закрепить- на практике полученные знания

 - применять - правило  правописания не с глаголами

 -оценить- свою деятельность

Переходим к Исследованию № 1. Работа в парах- 5 мин

- Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 1?

- Прочитайте загадки и отгадайте их, обращая внимание на выделенные слова (слайд)

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)

Всех я вовремя бужу,
Хоть часов 
не завожу. (Петух)

Был ребёнок – 
Не знал пелёнок,
Стал стариком – 
Сто пелёнок на нём. (Капуста)

Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)

- Что интересного заметили?  Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами и  запишите  в карту исследования

-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать

Проверка выполнения задания.

- К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?

- Прочитайте вывод

-  Запишите свои имена и оцените выполнение этого задания по критериям .

-  Где мы можем найти и прочитать правило? (В учебнике)

- Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике.

 – Оцените свою деятельность по критериям.

Реализация плана. Работа в парах.

 Исследование № 2 «Какой частью речи является  слово НЕ?»- 5 мин

- Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 2?

Что стоит перед глаголами? (не)

- Будет ли не предлогом?  (нет)

- Почему? (Перед глаголами никогда не стоят предлоги)

-  Тогда какой частью речи является не?

- Чтобы ответить на этот  вопрос предлагаю провести следующее  исследование.  

-Посмотрите внимательно на таблицу, и скажите, какие задачи мы поставим для исследования слова НЕ?    (Чем является слово НЕ? к какой части речи относится, роль в предложении)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               -Поработаем с источником информации, в котором мы сможем найти ответ на этот вопрос  (листы на столах).

- Прочитайте внимательно информацию, результаты исследования занесите в таблицу, которая находится в карте исследования.

- Предъявите результаты своей деятельности по  заполнению таблицы

 -Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать

Не – это

Часть речи

Роль

в предложении

      частица

служебная

отрицательная

 (Таблица на доске не заполнена, при проверке ее заполняют учащиеся выбирая карточки на столе и прикрепляя  в нужную колонку)

- Какой можно сделать вывод?

- Правильно. В русском языке, кроме предлогов, есть частицы, которые относятся к служебным. Одна из самых распространенных – это частица не.

- Оцените свою деятельность по критериям.

Исследование № 3. Коллективная работа- 3  мин

-Мы сделали вывод «Частица НЕ с глаголами пишется раздельно».

-Но как тогда быть с такими примерами?

 -Исследуйте и понаблюдайте  за глаголами, которые выделены в поговорках на слайде

Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и
ненавидит.
Плохо можется, коли
нездоровится.

-Что интересного увидели?

-Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»?

-Можно ли эти глаголы употребить без НЕ?

- Как же быть? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?

 (Мы не знаем правило)

-  Выскажите ваши предложения (чтобы легче запомнить правило  можно составить алгоритм действий)

- Правильно  нам поможет алгоритм действий при написании частицы не с глаголами, который, выстроим сейчас  вместе.

Алгоритм составляем вместе (вывешивают дети  карточки на доску)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/606872/img.gif

Например: Я не  мог всё сделать сам. «(Не) мог – это глагол. Глагол употребляется без не: Да, Значит,  не пишется отдельно.

Например: (Не) годовать – это глагол. Существует ли  слово «годовать»  в русском языке нет.? Если слово в русском языке не употребляется без не  пишем слитно.

- А сейчас  вложите в тетрадь для схем и опор алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕ с глаголами  (раздать)

-Как следует дополнить правило?  (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)

Работа в парах (работают на листочках) – 4 мин

- Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение практической части? Обратите внимание, у вас 3 задания значит, и баллы у вас будут отдельно за каждое задание.

- Работают, в карте исследования самостоятельно (заполняют пробелы в правиле)

  Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом слитно.

Проверим по слайду. Самооценка. 

-  У кого все правильно?

- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

- Оцените свою деятельность по данным критериям.

- Правило сформулировали, что теперь нужно сделать?  (Закрепить, потренироваться)

Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 5 мин

- Посмотрите  в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение задания 2?

Выполним упражнение 1 в учебнике на стр. 93  по рядам 1 ряд 1 столбик , 2 ряд- 2 столбик

Работаем по алгоритму. Проговаривают дети с опорой на доску.

(Читаем слово.  Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого  нет, то пишем слитно)

- Проверим,  самопроверка  по эталону (слайд)

-  У кого все правильно?

- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

- Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Включение в систему знаний и повторение – 5 мин

Задание № 3. Работа по карточкам.

На столе  разного цвета карточки с  заданиями  разной сложности. Каждый  из вас возьмет задание  того цвета, которое он сможет выполнить.

    Разноуровневые задания

          1 уровень    

Задание:  Вместо точек вставь перед глаголами НЕ . Подчеркни глаголы. Прочитай правила пользования книгой.

Береги книгу!   ……  бери её грязными руками и   …..  клади на грязный стол.   ….  перегибай книгу и ….  загибай её листы, ….  рисуй и ….    пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то  …. забудь вернуть её в срок. 

Проверка учителя, по критериям.

3 балла - без ошибок

 2 балла  - 1-2 ошибки

1 балл   - 3-4 ошибки

        2 уровень:

« Выбери раздельное написание не с глаголами», запиши в тетрадь

1 ( под) бежать                                                6. (не) смотреть

2.( не) хотеть                                                    7.( не) бояться

3. ( не) мешать                                                  8. (не) навидеть

4. (пере) ходить                                                 9. (не) доумевать

5.(не) довесить                                                   10. (не) здоровится

Проверка: Лист с правильным выполнением самопроверка по образцу. Критерии:

3 балла - без ошибок

 2 балла  - 1-2 ошибки

1 балл   - 3-4 ошибки

          3уровень

Записать глаголы в 2 столбика: не пишется раздельно не пишется слитно

 (не)знал, (не)хотел, (не)любил, (не)навидел, (не)годовала, (не)говорит,  (не)умеешь, (не)волить,  (не)трещит, (не)доумевать, (не)шутишь, (не)увидим

Проверка по  ключу ответов на слайде. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами.  

Критерии на слайде.

3 балла - без ошибок

 2 балла  - 1-2 ошибки

1 балл   - 3-4 ошибки

- Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

-  У кого все правильно?

- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте

- Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу

Резерв. Коллективная работа.. Графический диктант-

- Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.

Диктант:

1. Не суди товарища по наружности.

2. Не бросай товарища в беде.

3. Не стану мешать.

4. недоумевать по поводу ответа

5. не хочу ссориться

6. негодовать из-за опоздания

7. не были на экскурсии

8. нельзя допускать ошибок при письме

9. не могу прийти на работу

10. недомогал всю неделю

Проверка по ключу: (слайд)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Р р р с р с р с р с

Взаимопроверка по критериям:

  3 балла - без ошибок

  2 балла  - 1-2 ошибки

 1 балл   - 3-4 ошибки

- Какое умение отрабатывали при выполнении задания?

-  У кого все правильно?

- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте. Оцените себя

Рефлексия- 3 мин

  - Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!

- Давайте вспомним  девиз нашего урока «Все в твоих руках», действительно все в наших руках, все зависит от нас самих.

«Дерево успеха» (на доске рисунок дерева)

- На парте  лежат листочки трех цветов: зеленый, желтый, красный выберите себе один листик и прикрепите на дерево

- Вспомните, как вы сегодня работали, всё ли хорошо усвоили и оцените свою деятельность на уроке

 Зеленый цвет - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому.

Желтый цвет  - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения.

   Красный цвет   -  Правило понял, но применять не научился.

- Кого вы бы хотели похвалить за работу?

- Оцените свои умения по карте исследования, подсчитайте количество баллов, запишите,   по шкале, посмотрите какую, оценку вы сегодня получаете (проговариваю оценки в соответствии с количеством баллов)

- Как вы думаете, почему получили такой результат?

- Что нужно сделать для того, чтобы результат был лучше.

-  Вам необходимы знания, которые  получили сегодня на уроке?

Подведение итогов- 2 мин

 - Давайте вспомним, какая была тема урока? (Правописание не с глаголами)

- Что было объектом вашего исследования (написание не с глаголами)  Вернемся к слову, которое не знали, как написать. Теперь вы знаете, как его нужно писать?

    - Какую цель ставили? Достигли поставленной цели?   (научиться писать не с глаголами)

- Какие задачи поставили? Что нам помогло в решении этих задач?

(знания, наши наблюдения, вспомнили ранее изученный материал,  работали в парах, оценивали правильность выполнения заданий).

      -  С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)

 - Проговорим новое правило (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)

- При выполнении  заданий,  с какими затруднениями столкнулись?

- Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.

Запомните,  друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе

- Если у кого- то,  что- то сегодня не получилось,  нужно не отчаиваться, а еще раз  прочитать правило, выполнить упражнения по теме.

Домашнее задание: - 2 мин 

стр. 95 Упр № 4 (устно)

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранного листика

Спасибо за урок.

3  уровень (зеленый цвет) Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши 10 слов или словосочетаний.

 2 уровень (желтый цвет)    Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.

«Друзья природы»

Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу.  (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)

1 уровень  (красный цвет)    Составьте пословицы, соединив начало и конец,  запишите,  раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм.

Кто (не) стыдится спрашивать,

Чего (не) знаешь,

Можно (не) знать,

Под лежачий камень

о том (не) говори.

узнаёт многое.

вода (не) течёт.

стыдно (не) учиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3,4 классах малокомплектной школы

В данной папке имеется разработка урока, приложение для 3  и 4 классов (опрные схемы, таблицы, карточки)...

Урок русского языка в 1-ом классе национальной школы.

Это план урока развития реи .План урока составлена с учетом требований ФГОС....

Урок русского языка "Части речи" 2 класс (Программа "Школа России")

Урок «открытия» новых знаний. Задачи: Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;Развивающие: создать условия для разви...

Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...

урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"

Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...

урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"

Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...

Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...