Урок русского языка, тема "Не с глаголами" , 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением системно- деятельностного подхода способствующего формированию навыков самооценки учебной деятельности. Выполнение учебно- практических и учебно- познавательных задач направленных на формирование и оценку самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, на формирование и оценку навыков сотрудничества, коммуникации, рефлексии, ценностно- смысловых установок. Применяются технологии проблемного обучения, оценочных суждений, обучение в сотрудничестве. Осуществление обратной связи и управление деятельностью через работу с картой исследования, для самооценки и рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 4 классе в соответствии с ФГОС | 52.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание не с глаголами
Класс: 4
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
Базовый учебник: «Русский язык», 4 класс, часть 1; авторы С.В, Иванов, М.И, Кузнецова; издательство «Вентана - Граф», 2017 г.
Формы урока: коллективная, индивидуальная, парная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Оборудование: карта - исследования, карточки с разноуровневыми заданиями, источник информации, план исследования..
Цель: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению правила правописания не с глаголами
Предметные: применять правила правописания не с глаголами
Планируемые результаты:
Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по алгоритму;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
Познавательные:
- анализировать слова с выделением существенных признаков;
- проводить сравнение, классификацию;
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока
1.Психологический настрой «Все в твоих руках»- 2мин
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Но сначала вам такое задание: вы должны постараться найти слова, выражения, предложение которые могут стать девизом нашего урока.
(просмотр видеоролика- 1.05 включить с 04 сек)
- Какие слова, выражения и предложения могут стать девизом урока?
«Все в твоих руках», есть другие варианты?
- Как понимаете эти слова?
-Ребята, я с вами согласна, надеюсь, вы будете стараться, и все у вас получится, сами попробуете разобраться в трудных вопросах. Желаю вам плодотворной и интересной работы ! Удачи и веры в свои силы!
– Сегодня у нас урок- исследование, а вы – исследователи. Каждое исследование проводится по плану. Посмотрим этот план
План исследования (повесить на доске)-1 мин
1.Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать) 2.Цель и задачи исследования. (Для чего?) 3.Исследование объекта. (Как?) 4.Результаты исследования. (Что получилось) 5.Выводы. (Озвучить результаты)
-В работе нам поможет карта исследования (лежат на партах). Эта карта одна на двоих, значит, работать будем как? (В парах)
- Давайте посмотрим нашу карту. Сколько этапов исследования?
- Каждый этап будет оцениваться по критериям, давайте посмотрим данные критерии, найдите.
- сколько сегодня можно набрать баллов за урок?
- Что предстоит выполнить?
- Посмотрим на шкалирование (баллы прописать на доске)
от 12 (15) - 14 (17) баллов- «5»
от 10 (12) -11 (14) баллов- «4»
от 9 (11) – 7 (9) баллов- «3»
от 6 (8) и меньше баллов- «2»
Выявление места затруднения.. Выбор объекта исследования- 5 мин
-В выборе объекта исследования нам поможет задание на доске.
Запись на доске
Им. существительное Глагол (таблички)
Б..жать (бег) ,
л..сок (лес),
пот..мнел (темный),
р..ка (реки),
под..конник (окна),
в..терок (ветер),
св..стели (свист)
(не)г…ворит (говор),
- Прочитайте слова и подумайте, на какие 2 группы можно разделить данные слова, запишите, вставьте пропущенные буквы.
Предъявите результаты своей деятельности
- На какие 2 группы разделили данные слова? Почему? (Пишу на доске названия столбиков)
Работают по «цепочке» у доски, выходят, вставляют букву, соединяют стрелочками с нужным столбиком, называют проверочное слово.
- Почему результаты разные? Чего не знаем? Какой же вопрос возникает? (как пишется не с глаголами)
- Можем мы дать обоснованный ответ на вопрос? (нет, не хватает знаний)-
4 мин
Значит, объектом нашего исследования будет, написание не с глаголами.
- Запишите в карту исследования , где объект исследования -написание не с глаголами
- Помогите сформулировать тему урока. Правописание не с глаголами (Тему записываю на доске)
- А вы запишите тему урока в своих картах исследования.
- Давайте прочитаем, как авторы учебника сформулировали тему урока, откройте учебник на стр. 91 найдите урок № 36
- Какую цель на сегодняшний урок перед собой поставим?
(Узнать как пишется не с глаголами, что такое не) записать на доске
- Чтобы достичь этой цели, необходимо определить задачи , выберите на доске карточки помощницы и проговорите задачи (берут карточки и прикрепляют на доске, а я дописываю, что они говорят)
- сформулировать- правило о написании не с глаголами
- вывести- алгоритм действий
- уметь –с помощью алгоритма применять правило
- учиться- находить и правильно, писать не с глаголами
-закрепить- на практике полученные знания
- применять - правило правописания не с глаголами
-оценить- свою деятельность
Переходим к Исследованию № 1. Работа в парах- 5 мин
- Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 1?
- Прочитайте загадки и отгадайте их, обращая внимание на выделенные слова (слайд)
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большая Медведица)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. (Петух)
Был ребёнок –
Не знал пелёнок,
Стал стариком –
Сто пелёнок на нём. (Капуста)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
- Что интересного заметили? Сделайте вывод о написании НЕ с глаголами и запишите в карту исследования
-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать
Проверка выполнения задания.
- К какому выводу вы пришли, выполняя данное исследование?
- Прочитайте вывод
- Запишите свои имена и оцените выполнение этого задания по критериям .
- Где мы можем найти и прочитать правило? (В учебнике)
- Откройте учебник на стр. 92 и сравните наш вывод с правилом, данным в учебнике.
– Оцените свою деятельность по критериям.
Реализация плана. Работа в парах.
Исследование № 2 «Какой частью речи является слово НЕ?»- 5 мин
- Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за исследование 2?
- Что стоит перед глаголами? (не)
- Будет ли не предлогом? (нет)
- Почему? (Перед глаголами никогда не стоят предлоги)
- Тогда какой частью речи является не?
- Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести следующее исследование.
-Посмотрите внимательно на таблицу, и скажите, какие задачи мы поставим для исследования слова НЕ? (Чем является слово НЕ? к какой части речи относится, роль в предложении) -Поработаем с источником информации, в котором мы сможем найти ответ на этот вопрос (листы на столах).
- Прочитайте внимательно информацию, результаты исследования занесите в таблицу, которая находится в карте исследования.
- Предъявите результаты своей деятельности по заполнению таблицы
-Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отвечать
Не – это | Часть речи | Роль в предложении |
частица | служебная | отрицательная |
(Таблица на доске не заполнена, при проверке ее заполняют учащиеся выбирая карточки на столе и прикрепляя в нужную колонку)
- Какой можно сделать вывод?
- Правильно. В русском языке, кроме предлогов, есть частицы, которые относятся к служебным. Одна из самых распространенных – это частица не.
- Оцените свою деятельность по критериям.
Исследование № 3. Коллективная работа- 3 мин
-Мы сделали вывод «Частица НЕ с глаголами пишется раздельно».
-Но как тогда быть с такими примерами?
-Исследуйте и понаблюдайте за глаголами, которые выделены в поговорках на слайде
Потчевать велено, а неволить грех.
Кто кого обидит, тот того и ненавидит.
Плохо можется, коли нездоровится.
-Что интересного увидели?
-Существуют ли в русском языке слова «волить», «навидит», «здоровится»?
-Можно ли эти глаголы употребить без НЕ?
- Как же быть? Чего нам не хватает для объяснения этих глаголов?
(Мы не знаем правило)
- Выскажите ваши предложения (чтобы легче запомнить правило можно составить алгоритм действий)
- Правильно нам поможет алгоритм действий при написании частицы не с глаголами, который, выстроим сейчас вместе.
Алгоритм составляем вместе (вывешивают дети карточки на доску)
Например: Я не мог всё сделать сам. «(Не) мог – это глагол. Глагол употребляется без не: Да, Значит, не пишется отдельно.
Например: (Не) годовать – это глагол. Существует ли слово «годовать» в русском языке нет.? Если слово в русском языке не употребляется без не пишем слитно.
- А сейчас вложите в тетрадь для схем и опор алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕ с глаголами (раздать)
-Как следует дополнить правило? (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)
Работа в парах (работают на листочках) – 4 мин
- Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение практической части? Обратите внимание, у вас 3 задания значит, и баллы у вас будут отдельно за каждое задание.
- Работают, в карте исследования самостоятельно (заполняют пробелы в правиле)
Если глагол может употребляться без НЕ, то Не с глаголом пишется раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то НЕ пишется с глаголом слитно.
Проверим по слайду. Самооценка.
- У кого все правильно?
- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте
- Оцените свою деятельность по данным критериям.
- Правило сформулировали, что теперь нужно сделать? (Закрепить, потренироваться)
Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 5 мин
- Посмотрите в карте исследования, какой максимальный балл можно получить за выполнение задания 2?
Выполним упражнение 1 в учебнике на стр. 93 по рядам 1 ряд 1 столбик , 2 ряд- 2 столбик
Работаем по алгоритму. Проговаривают дети с опорой на доску.
(Читаем слово. Если оно есть в русском языке, пишем частицу не раздельно. Если в русском языке, слова такого нет, то пишем слитно)
- Проверим, самопроверка по эталону (слайд)
- У кого все правильно?
- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте
- Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу
Включение в систему знаний и повторение – 5 мин
Задание № 3. Работа по карточкам.
На столе разного цвета карточки с заданиями разной сложности. Каждый из вас возьмет задание того цвета, которое он сможет выполнить.
Разноуровневые задания
1 уровень
Задание: Вместо точек вставь перед глаголами НЕ . Подчеркни глаголы. Прочитай правила пользования книгой.
Береги книгу! …… бери её грязными руками и ….. клади на грязный стол. …. перегибай книгу и …. загибай её листы, …. рисуй и …. пиши на книге. Если ты взял книгу в библиотеке, то …. забудь вернуть её в срок.
Проверка учителя, по критериям.
3 балла - без ошибок
2 балла - 1-2 ошибки
1 балл - 3-4 ошибки
2 уровень:
« Выбери раздельное написание не с глаголами», запиши в тетрадь
1 ( под) бежать 6. (не) смотреть
2.( не) хотеть 7.( не) бояться
3. ( не) мешать 8. (не) навидеть
4. (пере) ходить 9. (не) доумевать
5.(не) довесить 10. (не) здоровится
Проверка: Лист с правильным выполнением самопроверка по образцу. Критерии:
3 балла - без ошибок
2 балла - 1-2 ошибки
1 балл - 3-4 ошибки
3уровень
Записать глаголы в 2 столбика: не пишется раздельно не пишется слитно
(не)знал, (не)хотел, (не)любил, (не)навидел, (не)годовала, (не)говорит, (не)умеешь, (не)волить, (не)трещит, (не)доумевать, (не)шутишь, (не)увидим
Проверка по ключу ответов на слайде. После выполнения дети сверяют с правильными вариантами.
Критерии на слайде.
3 балла - без ошибок
2 балла - 1-2 ошибки
1 балл - 3-4 ошибки
- Какое умение отрабатывали при выполнении задания?
- У кого все правильно?
- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте
- Оцените свою деятельность по критериям, занесите результаты в таблицу
Резерв. Коллективная работа.. Графический диктант-
- Записываем в строчку цифры от 1 до 10. Раздельное написание НЕ с глаголами обозначаем буквой Р, слитное – буквой С.
Диктант:
1. Не суди товарища по наружности.
2. Не бросай товарища в беде.
3. Не стану мешать.
4. недоумевать по поводу ответа
5. не хочу ссориться
6. негодовать из-за опоздания
7. не были на экскурсии
8. нельзя допускать ошибок при письме
9. не могу прийти на работу
10. недомогал всю неделю
Проверка по ключу: (слайд)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Р р р с р с р с р с
Взаимопроверка по критериям:
3 балла - без ошибок
2 балла - 1-2 ошибки
1 балл - 3-4 ошибки
- Какое умение отрабатывали при выполнении задания?
- У кого все правильно?
- У кого есть ошибки? В чем причина ошибок? Исправьте. Оцените себя
Рефлексия- 3 мин
- Наш урок подошел к концу, вы все хорошо поработали. Молодцы!
- Давайте вспомним девиз нашего урока «Все в твоих руках», действительно все в наших руках, все зависит от нас самих.
«Дерево успеха» (на доске рисунок дерева)
- На парте лежат листочки трех цветов: зеленый, желтый, красный выберите себе один листик и прикрепите на дерево
- Вспомните, как вы сегодня работали, всё ли хорошо усвоили и оцените свою деятельность на уроке
Зеленый цвет - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, могу объяснить другому.
Желтый цвет - Я понял правило написания НЕ с глаголами, могу применять, но есть сомнения.
Красный цвет - Правило понял, но применять не научился.
- Кого вы бы хотели похвалить за работу?
- Оцените свои умения по карте исследования, подсчитайте количество баллов, запишите, по шкале, посмотрите какую, оценку вы сегодня получаете (проговариваю оценки в соответствии с количеством баллов)
- Как вы думаете, почему получили такой результат?
- Что нужно сделать для того, чтобы результат был лучше.
- Вам необходимы знания, которые получили сегодня на уроке?
Подведение итогов- 2 мин
- Давайте вспомним, какая была тема урока? (Правописание не с глаголами)
- Что было объектом вашего исследования (написание не с глаголами) Вернемся к слову, которое не знали, как написать. Теперь вы знаете, как его нужно писать?
- Какую цель ставили? Достигли поставленной цели? (научиться писать не с глаголами)
- Какие задачи поставили? Что нам помогло в решении этих задач?
(знания, наши наблюдения, вспомнили ранее изученный материал, работали в парах, оценивали правильность выполнения заданий).
- С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)
- Проговорим новое правило (частица не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются)
- При выполнении заданий, с какими затруднениями столкнулись?
- Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой.
Запомните, друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе
- Если у кого- то, что- то сегодня не получилось, нужно не отчаиваться, а еще раз прочитать правило, выполнить упражнения по теме.
Домашнее задание: - 2 мин
стр. 95 Упр № 4 (устно)
Для выполнения домашнего задания возьми карточку, цвет которой соответствует цвету выбранного листика
Спасибо за урок.
3 уровень (зеленый цвет) Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей НЕ. Выпиши 10 слов или словосочетаний.
2 уровень (желтый цвет) Творческое задание. Прочитай текст. Измени предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу НЕ). Запиши текст в тетрадь.
«Друзья природы»
Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. (Допиши ещё одно предложение, употребляя глагол с НЕ)
1 уровень (красный цвет) Составьте пословицы, соединив начало и конец, запишите, раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм.
Кто (не) стыдится спрашивать, Чего (не) знаешь, Можно (не) знать, Под лежачий камень | о том (не) говори. узнаёт многое. вода (не) течёт. стыдно (не) учиться. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3,4 классах малокомплектной школы
В данной папке имеется разработка урока, приложение для 3 и 4 классов (опрные схемы, таблицы, карточки)...
Урок русского языка в 1-ом классе национальной школы.
Это план урока развития реи .План урока составлена с учетом требований ФГОС....
Урок русского языка "Части речи" 2 класс (Программа "Школа России")
Урок «открытия» новых знаний. Задачи: Образовательные: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;Развивающие: создать условия для разви...
Бинарный урок (русский язык, литературное чтение). 4 класс. УМК «Школа 2100»
Тема урока: Закрепление знаний об однородных членах предложения через произведения А.С. Пушкина Цель: сформировать умение находить в тексте предложения с однородными членами предложен...
урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"
Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...
урок русского языка "Части речи" 3 класс УМК "Школа 2100"
Данный урок предусматривает такое осуществление учебного процесса, при которм на каждом структурном этапе уроке русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно фор...
Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга
Тема урока: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...