Урок русского языка. Тема: КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ.
план-конспект урока по русскому языку ( класс) на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

     По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу проблемно – диалогический. Форма работы – коллективная.  Все задания  данного урока направлены на формирование комплекса: умение классифицировать, обобщать и сравнивать; увеличение интеллектуальной нагрузки детей, словарного запаса, развитие речи, сообразительности, наблюдательности, языкового чутья,  аналитико- синтетического мышления, сосредоточенности и распределения внимания,  объёма памяти, умозаключения, оперативной памяти.

     Урок составлен на основе учебника и задачника – тетради «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др. дополнительного материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

        По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу проблемно – диалогический. Форма работы – коллективная.  Все задания  данного урока направлены на формирование комплекса: умение классифицировать, обобщать и сравнивать; увеличение интеллектуальной нагрузки детей, словарного запаса, развитие речи, сообразительности, наблюдательности, языкового чутья,  аналитико- синтетического мышления, сосредоточенности и распределения внимания,  объёма памяти, умозаключения, оперативной памяти. Урок составлен на основе учебника и задачника – тетради «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др. дополнительного материала

 

    Тема: КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ГЛАГОЛЫ

Цель:  ознакомление учащихся с особенностями формы числа глагола, с согласованием с существительного и глагола в числе.

Задачи:

  • Совершенствование умение распознавать изученные части речи;
  • Совершенствовать умение обозначать части слова;
  • Совершенствовать фонематический слух;
  • Совершенствовать орфографические навыки;
  • Совершенствовать умение определять значения одинаковых по написанию слов;
  • Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • Обобщить знания о грамматической особенности глагола, его роли в языке;
  • Воспитывать внимание и интерес к русскому языку.

Оборудование:

Таблица «Изменение глаголов по числам», комплект карточек (словосочетания) комплект карточек (с текстами), орфографический словарик русского языка Е.Н. Леонович.

План урока:

  1. Слово учителя
  2. Повторение изученного материала
  3. Минутка чистописания
  4. Словарно-орфографическая работа
  5. Физкульминутка
  6. Формулировка темы и цели урока
  7. Изучение нового материала
  8. Физкультминутка
  9. Закрепление
  10. Итог урока
  11. Д/З.

1.   Слово учителя

- Ребята, задача нашего урока – открытие новых и закрепление старых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учёбе, вы будете грамотнее.

2.  Повторение изученного материала

   У.  Прочитайте на доске слова:

        Вторн.к, ч.твер., р.с.вать, к.ртина;

        К.пуста, к.ртоф.ль, б.рёза, .рех;

       Т.пор, м.л.ток, .гурец, п.м.дор.

     Объедините слова в зависимости от пропущенных в них букв (осуществляется проверка). Распределите слова на возможное количество групп по какому- либо признаку.

Д.  Данные слова можно распределить на две группы в зависимости от части речи.  Слова вторник, четверг, капуста, картофель, топор, молоток, картина, берёза, орех, огурец, помидор – имена существительные. Слово рисовать – глагол.

Д.   Эти слова можно распределить на две группы в зависимости от количества слогов. В словах  вторник, четверг, топор, орех по два слога, а в словах  капуста, картофель, молоток, рисовать, картина, берёза, огурец, помидор – по три.

Д.    В зависимости от ударения данные слова можно разделить на три группы. В слове   вторник ударение падает на первый слог; в словах  четверг, капуста, картофель, топор, картина, берёза, орех – на второй;   в словах  молоток, рисовать,  огурец, помидор – на третий.

  1. Минутка чистописания

У. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним в данной группе (см. Повторение изученного), и обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква?

Д.  Сегодня мы будем писать букву т. Она находится в слове рисовать. Оно лишнее, так как это глагол, а остальные слова – имена существительные. В слове  рисовать    буква т обозначает парный глухой мягкий согласный звук [ т ].

У. Согласную букву т мы напишем вместе с гласной, которая чаще, чем другие встречается в словах  с непроверяемой безударной гласной. Какая это буква? Сколько раз она встречается в словах?

Д.  Согласную т мы напишем с буквой о.  Она встречается чаще других в данных словах, а точнее – 7 раз.

У.  Определите порядок букв в этом ряду:

Тто    тТо    Тто…

Д.  Гласная  о  пишется после заглавной  Т и строчной т, которые меняются местами в каждой ячейке.

У.  Напишите этот ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

  1. Словарно-орфографическая работа

У.  Зачеркните в этой таблице буквы, обозначающие глухие согласные звуки, и буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке

Х

Р

Ч

Е

Ц

Ш

Щ

И

Й

Ч

Т

Ь

Щ

Какое слово вы составили?

Д.  Мы составили слово решить.

 У. У этого слова несколько значений. В первом значении вы часто употребляете слово решить  на уроке математики, когда решаете задачи и примеры; на уроках русского языка, когда решаете орфографические задачи.

Что обозначает слово решить в этом случае?

Д.    В этом случае слово решить обозначает осуществить вычисления, найти искомое.

У.    Подумайте, в каком значении употребляется слово  решить в следующих фразах:    решил остаться дома, решил купить книгу.

 Д.  В этих фразах слово  решил  обозначает, что  кто-то пришёл к мысли что-либо сделать, осуществить.

У.   Что должен сделать человек, который предпринимает серьёзный шаг, чтобы не ошибиться в своём поступке?

Д.  Человек должен всё хорошо обдумать.

У.   Сформулируйте второе значение слова  решить.

Д.   Решить – это значит, обдумав, прийти к необходимости осуществить какие-либо серьёзные шаги, действия, поступки.

У.    Назовите оба значения слова  решить.

Д.  Первое значение слова решить осуществить вычисления; второе - обдумав, прийти к необходимости осуществить какие-либо серьёзные шаги, действия, поступки.

У.  Найдите слово в орфографическом словарике русского языка Е.Н. Леонович. Напишите его в тетради. Поставьте ударение. Отметьте имеющиеся в этом слове орфограммы.

Д.  В этом слове непроверяемая безударная гласная е; правописание жи-ши; мягкий знак на конце слова.

У.  Вспомните слово, которое мы использовали во время минутки чистописания.

Д. Это слово рисовать.

У. Найдите его в орфографическом словаре (учебник. стр.228). Составьте предложения, в которых вошли бы одновременно слова  рисовать и решить и любые имена существительные из словаря. При составлении предложений имена существительные не должны повторяться.

Д. На весенних каникулах мы вместе решили нарисовать картину.

    Ребята решили рисовать орудия труда: Лопату, молоток, топор.

   И т.д.

  1. Физкультминутка

Учитель показывает карточки со словосочетаниями.

У. Если я прочитаю и покажу словосочетание, в котором слово находиться в единственном числе, вы делаете один наклон вперёд; если во множественном числе – два наклона.

  1. Формулировка темы и цели урока

У. Сегодня на уроке мы больше уделяли внимания какой-то одной части речи. Какая это часть речи и почему именно ей уделялось внимание?

Д. Сегодня мы больше внимания уделяли глаголу. Наверное, с ним будет связана новая тема урока.

У. Верно. Охарактеризуйте глагол как часть речи.

Д. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? и т.д., обозначает действие предметов.

7.Изучение нового материала

 Работа с учебником с. 79 и тетрадью-задачником с.7, упр.233

У. Прочитайте задание к упр.233. Какой памяткой будем пользоваться при выполнении этого упражнения?

Д. Памятка 4 (с.230 учебник)

(Дети вносят все нужные исправления и объясняют их. 1часть – с комментированием; 2 часть – самостоятельная работа, с последующей проверкой; 3 часть – коллективная работа.)

У. Что, при добавлении и исправлении букв, поменялось в значении слов?

Д.  В словах: говорить – грамматическое значение – окончание, говорю – грамматическое значение – окончание, небитого – лексическое значение – основа.

  Далее выполняются  упр. 234, 235 (задачник с.8.9) (обращение к орфографическому словарю).

У.  На какие вопросы отвечали глаголы в единственном числе?

Д. В единственном числе глаголы отвечали на вопросы что делал?, что делаю? что делала? что делает?

У. На какие вопросы отвечали глаголы во множественном числе?

Д. Глаголы во множественном числе отвечали на вопросы что делали? что делают?

У. Составьте схему по изученной теме.

Изменение глаголов по числам

Единственное число

Множественное число

Действие одного предмета

Действия нескольких

(многих )предметов

Что делает? и др.

Что делают? и др.

При проверке открывается таблица на доске.

8. Физкультминутка

У.  Я прочитаю короткие предложения. Если в них будут глаголы в единственном числе, вы поворачиваетесь направо и приседаете. Если в них будут глаголы во множественном числе, поворачиваетесь налево и приседаете.

Предложения

Машина едет. Машины едут. Корабли плывут. Корабль плывёт. Ученик пишет. Ученики пишут. Реки текут. Река течёт. Книга лежит. Книги лежат.

У. Назовите один из грамматических признаков глагола.

Д. Глаголы изменяются по числам.

9.Закрепление (работа с карточками)

Карточка №1

Прочитай. Напиши цепочки, исключив из них лишние слова. Подчеркни орфограммы. Определи число глаголов.

  • Шуточка, почка, скучный, ночник;
  • Мучной, собирает, замочный, личный;
  • Испаряет, опадает, заостряет, смотрят;
  • Наполняет, горюют, утопает, накопают.

Карточка №2

  Объедини слова по орфограммам. Составленные группы напиши, вставляя нужные буквы.

  Под(ъ,ь)езжает, зал(и,е)вает, навещ(а,я)ют,  ш(ь,ъ)ют, л(ь,ъ)ёт, молч(а,я)т, ск(о,а)льзят, об(ъ,ь)сняет, оскв(е,и)рняет, об(ь,ъ)единяют, мч(я,а)тся, п(ъ,ь)ют, пред(ь,ъ)являет), осв(и,е)жает, прощ(а.я)ется, обещ(а,я)ет, б(ъ,ь)ёт, с(ь,ъ)едают, прин(и,е)сут, смущ(а,я)ются.

  Что общего и какие различия есть в написанных словах?

Карточка № 3

  Прочитай. Сгруппируй предложения в зависимости от числа глаголов. Напиши, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Журавли кружатся (над) р.кой.

Ветер нырнул (в) п.хуч.ю тр.ву.

Звёзды приветливо смотрят (на) землю.

Еж.вика п.к.зала (из) ж.рной зел.ни нарядные ш.шечки.

Найди общее в написанных предложениях.

Карточка № 4

  Подбери к данным глаголам слова, противоположные по значению. Определи их число.

бледнеет - ?           отнимает - ?

ложатся - ?          помогает - ?

мирятся - ?          плачет - ?

одевают - ?

составленные пары слов напиши, подчеркни орфограммы.

Карточка № 5

  Найди ошибки в пословицах и исправь их. Напиши те пословицы, в которых есть глаголы. Определи их число.

Трус кормит, а лень портит.

На безрыбье и бак рыба.

От бобра бобра не ищут.

Лось человека не красит.

Правда глаза полет.

Карточка № 6

Прочитай. Определи смысл пословиц.

Испокон веков книга растит ч(е,и)л(о,а)века.

Дерево ж(е,и,ы)веет к(о,а)рнями, а ч(е,и)л(о,а)век – друз(ь,-)ями.

Мир (о.а)св(и,е)щ(я,а)ется со(л,-)нцем, а ч(е,и)л(о,а)век знанием.

Наукой свет ст(а,о)ит, учен(ь,-)ем люди ж(ы,и.е)вут.

Учен(ь,-)е и тру(т,д) всё п(и,е)р(и,е)трут.

   Напиши пословицы о науке, учении, знании. Вставь нужные буквы. Определи число глаголов.

10.Итог урока

У. Что вы узнали об изменении глагола? Назовите этот грамматический признак глагола.

Д. Глаголы изменяются по числам.

11.Д/З

Упр.237

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, тема "Не с глаголами" , 4 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением системно- деятельностного подхода способствующего формированию навыков самооценки учебной деятельности. Выполнение учебно- практических и учебно- по...

Конспект урока русского языка. Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель деятельности учителя: -формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:         Предметные: ...

Конспект урока русского языка. Тема: Неопределенная форма глагола

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола. Планируемые результ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о неопределенной форме глагола, формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления со способом определения спряжен...

Конспект урока русского языка. Тема: "Определение спряжения глаголов ", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: повторение знаний об определение спряжения глаголов....