Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Деление и обобщение понятий"
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме

Зартдинова Эльвира Мугалимовна

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_i_obobshchenie.doc429 КБ

Предварительный просмотр:

Урок информатики в 4 классе

      Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22»  г. Октябрьского РБ Э.М. Зартдинова

Глава II. Понятие, суждение. Умозаключение. § 7 Деление и обобщение понятий.

Тема: Деление и обобщение понятий

Цели и педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с действиями деления и обобщения, которые можно совершать с понятиями;
  • Развивать мышление, речь, умение обобщать;
  • Воспитывать умение работать в малых группах.

Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:

  • знать, что обозначает действия деления и обобщения;
  • уметь выделять видовые понятия, входящие в родовые понятия;
  • уметь объединять несколько видовых понятий в одном родовом.

Ключевые понятия: деление понятий, обобщение понятий.

Вспомогательные понятия: видовое понятие, родовое понятие.

Характеристика урока:

  • форма организации: эвристическая беседа с опорой на знания и опыт учащихся, фронтальная работа;
  • тип урока: комбинированный (формирование новых знаний на основе актуализации имеющегося житейского опыта и знаний);
  • стратегия: анализ имеющихся знаний с выходом на новый уровень осмысления совершения разных действий с понятиями.

Материальное обеспечение урока: учебник, Р/Т № 1, демонстрационный ПК.

Примерный план урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Проверка домашнего задания (5-7 мин).

  1. Изучение новой темы (9-12мин).
  2. Физкультминутка (2 мин).
  3. Первичное закрепление (7 мин.)
  4. Компьютерный практикум (10 мин).
  5. Обобщение и подведение итогов (3 мин).
  6. Комментарий учителя к домашнему заданию (2-3 мин).

Ход урока

I.  Организация учащихся на работу.

Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос.

- Сегодня мы расширим наши знания по теме «Понятие», но для лучшего усвоения нового материала необходимо повторить пройденный материал.

- Что значит, сформулировать понятие? (перечислить существенные свойства)

- Приведите примеры существенных свойств? (состав, признаки, действия)

- Когда мы называем список всех существенных признаков (содержанием понятия)

- Дайте определение термина (слово или словосочетание, обозначающее объект из мира науки, искусства, техники)

- Приведите примеры терминов.

- Попробуйте объяснить следующие термины:

Автодозвон - функция автоматического набора телефонного номера до соединения с абонентом.

Атака – быстрое и энергичное наступательное действие.

Аналогия – сходство между предметами, явлениями, понятиями.

Компьютер – машина для проведения вычислений.

Принтер (печатающее устройство) – это устройство для печати текста, фотографий или графической информации на носителе, в основном, на бумаге.

- Кто в своей речи может использовать данные термины?

2) Игра «Угадай объект» (работа в парах)

- Дома каждый из вас подготовился к игре «Угадай объект». Работать вы будете в парах. Сначала ребята 1-го варианта называют свойства предмета, а соседи отгадывают о каком объекте идёт речь, затем очередь 2-го варианта.

III. Изучение новой темы.

  1. Подготовительная работа.

- Посмотрите, у вас в коробках геометрические фигуры. Как вы думаете, какие действия можно над ними произвести? (разделить по цветам, по размеру, по форме и т.д.)

- Дайте им общее название (плоские геометрические фигуры)

- Сегодня на уроке мы научимся совершать с понятиями такие действия, как деление и обобщение.

       2) Деление понятий.

- Рассмотрите предметные картинки. (рис. 1)

- Перечислите предметы.

                                                                     http://www.detmodmag.ru/pictures/KL0567401_big.jpg

                                                                    

                                                                         Рис. 1      

- Что бы вы добавили к ним? (Лапоть, кроссовок, туфля, галоша)

- Вы перечислили понятия, а в какое обобщающее понятие они входят? (обувь)

Вывод:  «Обувь» - это обобщающее, родовое понятие, то есть оно включает в себя другие понятия: «сандалия», «сапог», «тапочек» и т.д. – это видовые понятия. Поэтому и говорят, что сандалии, сапоги, ботинки, туфли – это виды обуви.

- Перед вами ещё одно понятие «собака».

- Как вы думаете это видовое или обобщающее, родовое понятие?

- Назовите известные вам породы собак. (рис. 2)

                                                           «СОБАКА»

http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/biologiya/Sobaki_-_porody_2.files/slide0020_image038.jpg                     http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/biologiya/Sobaki_-_porody_3.files/slide0007_image007.jpg                     http://papa-vlad.narod.ru/Detskie_prezentatsii/biologiya/Sobaki_-_porody_2.files/slide0005_image008.jpg

«пудель»                                         «овчарка»                                                «такса»

Рис. 2

Вывод: «Собака» - родовое понятие, а название пород – это видовое понятие.

Деление понятия – это мысленное действие: перечисление видовых понятий, которые входят в родовое понятие.

На доске вывешивается табличка «РОД – ВИД»

Запомни! Слово, обозначающее понятие, пишется в кавычках в единственном числе в именительном падеже: «знак», «собака», «обувь»; либо без кавычек, в единственном числе в родительном падеже вместе со словом «понятие»: понятие знака, понятие собаки, понятие обуви.

Исключение составляют такие слова, которые в русском языке не имеют единственного числа, например «счеты», «ножницы», «щипцы» (рис. 3)

                                      

Рис. 3

Закрепление (аналогичная работа) (рис. 4-5)

                                                  «МЕБЕЛЬ»

big  store_apendix_big676_1211penal_5tual_stol2-800x600

Рис.4

                                                                  «ЗНАК»

Б        (  )                                                  2                             +

        !        http://img.sunhome.ru/UsersGallery/042006/3110116.jpg

Рис. 5

  1. Обобщение понятий.

- Мы познакомились с делением понятий, а существует обратное действие – это обобщение понятий. А поможет нам в этом учебник.

Работа по учебнику.

Чтение учебника стр. 57-59 (чтение по «цепочке»)

Обобщение понятий – это мысленное действие, смысл которого в объединении нескольких видовых понятий в одном родовом понятии.

На доске вывешивается табличка «ВИД – РОД»

«помощник человека при счёте»

       «камешек»                                                                                               «арифмометр»

                        «абак»                                                                              «счёты»

                               «палец»                                              «калькулятор»

                                                        «компьютер»

- Операцию обобщения понятий можно изобразить и схемой с горизонтальными стрелками: (рис. 6)                                                    

   felix000                       

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                      

                                                                                               

Рис. 6

Здесь родовое понятие – «помощник человека при счете», а видовые: «камешек», «абак», «палец», «компьютер», «калькулятор», «счеты», «арифмометр»

III. Первичное закрепление.

  1. Главное, что мы должны понять и знать. 

Чтение учебника на стр.59-60.

  1. Работа в тетрадях.

№ 4, 8  - Вставь пропущенное слово.

Деление понятия – это мысленное действие, когда перечисляют видовые понятия, которые входят в родовое.

Обобщение понятия – это мысленное объединение нескольких видовых понятий в одном родовом

№ 6 - Найди и исправь допущенные ошибки.

Слово, обозначающее понятие, всегда пишется в кавычках и используется в единственном числе: «знаки», «собаки», «компьютеры», «щипцы», «ножницы.

IV. Подведение итогов. Оценивание.

- С чем мы сегодня познакомились?

- Что научились делать?

- Что особенно понравилось на уроке?

- У кого возникли затруднения?

V. Д/З

1. § 7 пересказ;

2. Прочитать текст «Это интересно»;

3. Рабочая тетрадь №9, 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Живые организмы и неживая природа"

Данный урок проводится в 1 классе  при изучении раздела  «Живые обитатели планеты» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает боль...

Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"

Разработка урока математики в 1 классе  ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"...

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме"Информационный объект и компьютер"

Рзработка урокаРРазработка урока информатики в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятие"

Разработка урока в 4 классе по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова...