Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Savina_E.I._GOU_SOShno852.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект конспекта урока по русскому языку во 2 классе
АПКиППРО РФ, Центр системно-деятельностностной педагогики «Школа 2000…»
Лаборатория «Модификация технологии дидактического метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов начальной школы»
Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон
Сценарий урока по учебнику русского языка
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема: «Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Автор: Докторова Е.И учитель начальных классов ГОУ СОШ №852
Основные цели:
1. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму;
2. Повторить все знакомые опасные места;
3. Ввести понятия «орфограмма» и «орфографическое правило»;
4. Развитие речи у учащихся;
5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к учебной деятельности:
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков.
- Начинаем урок русского языка.
- Сейчас я хочу вас похвалить!
- Вы очень хорошо работали и добились хороших результатов в изучении русского языка.
- А вы готовы работать и добывать знания дальше? (да)
- Запишем число, классная работа.
+ разминка для глаз
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии:
Цель:
1) повторить уже известные опасные места в словах;
2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний.
- Что обычно мы делаем в начале урока русского языка? (минутку чистописания)
- Верно! (дети прописывают сочетания ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК)
- Читает учитель:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
- Прочитайте слова на доске:
В…юга, реч…ка, рощ…, Ч…ковский, ч..с, (у) Гриш…
- Что заметили? (пропущены буквы)
- Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Давайте найдем в словах опасные места!
- Что это такое «опасные места»? (это те места, в которых можно допустить ошибку)
- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.
- Как вы думаете, почему именно красным цветом? (красный цвет – это опасность!) Учитель у доски, а дети объясняют написание и подчеркивают.
- Молодцы, опасные места в словах нашли верно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.
- Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? (орфограмма)
- Какая же будет тема нашего урока? (ОРФОГРАММА)
- Что такое орфограмма? (ответы детей)
- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101 (определение читает ученик: «Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма»)
- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? (ответы детей)
- То есть орфограмма- это правило, «мостик над ошибкой».
- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101. (читает ученик)
- А теперь давайте назовем орфограммы с которыми мы встретились в словах (учитель вывешивает их на доске):
1. Разделительный мягкий знак;
2. Сочетания ЧК и ЧН;
3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.
4. Заглавная буква в именах собственных;
5. Предлог и слово.
- А теперь прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА
- Что означает это слово? (предположения детей) + иллюстрация жемчужницы.
- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: «ЖЕМЧУЖНИЦА»– это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг» (ребенок читает из толкового словаря)
- Какие буквы нужно вставить? (ответы детей)
- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.
- Поставим ударение, под ударением что слышим? (звук «Ю», а по правилам правописания в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У»)
- А правило правописания – это и будет орфограмма!
3. Выявление места и причины затруднения:
Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.
- Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)
- Как будем дальше действовать? (ответы детей)
- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)
- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)
- Молодцы!
- Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.
Прежде чем написать слово, нужно:
1. Поставить ударение;
2. Определить часть слова;
3. Применить правило.
4. Реализация построенного проекта:
Цель: организовать «открытие» детьми способа.
- Подберите однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.
- Запишем (у доски ребенок).
- Поставим в этих словах ударение.
- Какое слово будет проверочным? (жемчуг)
- Какую букву запишем? (Е)
- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква? (в корне)
- Какой же корень у этих слов? (жемчуж)
- Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова) + учитель вывешивает на доску.
ФИЗ.МИНУТКА:
Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы.
- Под диктовку учителя (ученик у доски):
В море живут моржи.
- Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.
- На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы.
- Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты.
- На доске слова: ИШИШК, ЧААКЙ, АКУЩ, ЖИНУ.
- Проверьте по эталону (эталон на доске)
- Кто выполнил верно? (поставьте на полях +, у кого есть ошибки ?)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новый способ действий в систему знаний;
2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы.
- В учебнике упр.166.
166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек – ЖИ или ШИ. Спиши предложения. Обозначь орфограмму + (дополнительно) все орфограммы. Пу…стый котёнок играл с клубком. Кру…лись сне…нки над озером. Как хоро… ду…стые ландыши! Было слышно в ти…, как шуршат камы… . |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
- О чем говорили сегодня на уроке? (об орфограмме)
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (с безударной гласной в корне слова)
- Поднимите руки у кого все получилось, и кто не затрудняется в определении орфограммы?
- У кого остались трудности? В чем причина?
- Еще нужно нам потренироваться? (да)
- Каждый из вас получит карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму.
Карточки разного уровня сложности:
1 уровень Ч..сто, пищ…, бол..ш..е, зайч…та, ш..пы, ч…чело, щ…пальца, прощ…ть. | 2 уровень Ш…повник, ж…вотные, малыш…, ч…совщик, площ…дка, сн…ж…нки. | 3 уровень Не ош…бается тот, кто ничего не делает. Хорошее нач…ло – половина дела Прож…вать. |
- Спасибо! Сегодня отлично работали……
хорошо работали……
и еще раз нужно повторить….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"
Тип урока - «открытие» нового знания; использование технологии проблемного обучения....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС "ЧТО ТАКОЕ ТЕМА И ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе....
Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"
Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"...
План- конспект по русскому языку 4 класс, УМК "Перспектива", тема : "Основные правила орфографии"
Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки. Предметные:Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и ...
Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-.
Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-, форма урока: открытие новых знаний....
Конспект урока русского языка 2 класс "Что такое глагол"
Конспект урока русского языка 2 класса "Чтотакое глагол" и презентация к нему...
Комментарии
Спасибо большое! Очень
Спасибо большое! Очень интересно!