Конспект урока по русскому языку для 2 класса«Что такое орфограмма? Орфографическое правило»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Докторова Елена Ивановна
Конспект урока по русскому языку для 2 класса в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Savina_E.I._GOU_SOShno852.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Проект конспекта урока по русскому языку во 2 классе                                        

           АПКиППРО РФ, Центр системно-деятельностностной педагогики «Школа 2000…»

Лаборатория «Модификация технологии  дидактического метода «Школа 2000…» в непрерывных курсах естественно-научного и гуманитарно-эстетического циклов начальной школы»

Руководитель: д.п.н. Л.Г. Петерсон

Сценарий урока по учебнику русского языка

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Тема: «Что такое орфограмма? Орфографическое правило»

 

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

 Автор: Докторова Е.И учитель начальных классов ГОУ СОШ №852

Основные цели: 

1. Развивать способность детей видеть в слове орфограмму;

2. Повторить все знакомые опасные места;

3. Ввести понятия «орфограмма» и «орфографическое правило»;

4. Развитие речи у учащихся;

5. Воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

ХОД УРОКА

 1. Самоопределение  к  учебной деятельности:

Цель:  мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством актуализации ситуации успеха прошлых уроков.

- Начинаем урок русского языка.

- Сейчас я хочу вас похвалить!

- Вы очень хорошо работали и добились хороших результатов в изучении русского языка.

- А вы готовы работать и добывать знания дальше? (да)

- Запишем число, классная работа.

+ разминка для глаз

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в  пробном действии:          

Цель:

1) повторить уже известные опасные места в словах;

2) предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

3)зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний для определения окончаний.

- Что обычно мы делаем в начале урока русского языка? (минутку чистописания)

- Верно! (дети прописывают сочетания ИШ, ШИ, ИЖ, ЖИ, АЩ, ЩА, УЩ, ЩУ,ЧК)                                    

- Читает учитель:

  Чтоб ошибок избежать,

  Зоркость будем развивать.

  Сейчас проверить сможешь сам

  Свое внимание к словам.                       

- Прочитайте слова на доске:

В…юга, реч…ка, рощ…, Ч…ковский, ч..с, (у) Гриш…

- Что заметили? (пропущены буквы)

- Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.

- Давайте найдем в словах опасные места!

- Что это такое «опасные места»? (это те места, в которых можно допустить ошибку)

- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.

- Как вы думаете, почему именно красным цветом? (красный цвет – это опасность!) Учитель у доски, а дети объясняют написание и подчеркивают.

- Молодцы, опасные места в словах нашли верно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? (орфограмма)

- Какая же будет тема нашего урока?  (ОРФОГРАММА)

 - Что такое орфограмма? (ответы детей)

- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101 (определение читает ученик: «Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма»)

- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? (ответы детей)

- То есть орфограмма- это правило, «мостик над ошибкой».

- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101. (читает ученик)

- А теперь давайте назовем орфограммы с которыми мы встретились в словах (учитель вывешивает их на доске):

1. Разделительный мягкий знак;

2. Сочетания ЧК и ЧН;

3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

4. Заглавная буква в именах собственных;

5. Предлог и слово.

- А теперь прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА

- Что означает это слово? (предположения детей) +  иллюстрация жемчужницы.

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: «ЖЕМЧУЖНИЦА»– это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг» (ребенок читает из толкового словаря)

- Какие буквы нужно вставить? (ответы детей)

- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.

- Поставим ударение, под ударением что слышим? (звук «Ю», а по правилам правописания  в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У»)

- А правило правописания – это  и будет орфограмма!

3. Выявление места и причины затруднения:

 Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.

- Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)

- Как будем дальше действовать? (ответы детей)

- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)

- Молодцы!

- Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.

Прежде чем написать слово, нужно:

1. Поставить ударение;

2. Определить часть слова;

3. Применить правило.

4. Реализация построенного проекта: 

Цель: организовать  «открытие» детьми  способа.

-  Подберите однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.

- Запишем (у доски ребенок).

- Поставим в этих словах  ударение.

- Какое слово будет проверочным? (жемчуг)

- Какую букву запишем? (Е)

- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква? (в корне)

- Какой же корень у этих слов? (жемчуж)

- Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова) + учитель вывешивает на доску.

ФИЗ.МИНУТКА:

Назвали все слова по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три
.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения орфограммы.

- Под диктовку учителя (ученик у доски):

В море живут моржи.

- Поставим ударение, определим часть слова, применим правило, обозначим орфограммы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умения определять орфограмму, действовать по алгоритму.

- На доске есть несколько засекреченных слов, в которых тоже есть орфограммы.

- Спишите их и найдите орфограммы за 2 минуты.

- На доске слова: ИШИШК,  ЧААКЙ,  АКУЩ,  ЖИНУ.

- Проверьте по эталону (эталон на доске)

- Кто выполнил  верно? (поставьте на полях +, у кого есть ошибки ?)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новый способ действий в систему знаний;

2) тренировать способность применять данный алгоритм при определении орфограммы.

- В учебнике упр.166.

166. Прочитай предложения. Скажи, что ты вставишь вместо точек – ЖИ или ШИ. Спиши предложения. Обозначь орфограмму + (дополнительно) все орфограммы.

Пу…стый котёнок играл с клубком.

Кру…лись сне…нки над озером.

Как хоро… ду…стые ландыши!

Было слышно в ти…, как шуршат камы…  .

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

- О чем говорили сегодня на уроке? (об орфограмме)

- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? (с безударной гласной в корне слова)

- Поднимите руки у кого все получилось, и кто не затрудняется  в определении орфограммы?

- У кого остались трудности? В чем причина?

- Еще нужно нам потренироваться? (да)

- Каждый из вас получит карточку со словами, ваша задача вставить в словах пропущенные буквы, рассуждая по алгоритму.

Карточки разного уровня сложности:

1 уровень

Ч..сто, пищ…, бол..ш..е, зайч…та, ш..пы, ч…чело, щ…пальца, прощ…ть.

2 уровень

Ш…повник, ж…вотные, малыш…, ч…совщик, площ…дка, сн…ж…нки.

3 уровень

Не ош…бается тот, кто ничего не делает.

Хорошее нач…ло – половина дела

Прож…вать.

- Спасибо! Сегодня отлично работали……

                                  хорошо работали……

                                  и еще раз нужно повторить….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Конспект урока русского языка 4 класс Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония».Тема: Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывае...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. "Что такое текст-рассуждение?"...

План- конспект по русскому языку 4 класс, УМК "Перспектива", тема : "Основные правила орфографии"

Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.      Предметные:Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и ...

Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-.

Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-, форма урока: открытие новых знаний....

Конспект урока русского языка 2 класс "Что такое глагол"

Конспект урока русского языка 2 класса "Чтотакое глагол" и презентация к нему...


 

Комментарии

Удочкина Татьяна Константиновна

Спасибо большое! Очень интересно!