План- конспект по русскому языку 4 класс, УМК "Перспектива", тема : "Основные правила орфографии"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Понарина Ксения Сергеевна

Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.

      Предметные:

  • Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов;
  • Уметь: находить орфограммы в словах.

 

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

      Тип урока: урок открытия нового знания.

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал: карточки с правилами орфографии, учебник по русскому языку 4 класс 1 часть УМК "Перспектива"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Основные правила орфографии"409 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 04.10.2019

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 4 «М»

Кабинет: 314

                                ФИО учителя: Чебыкина Т.И.

                                 ФИ студента: Шерстобитова К.

                                      ФИО методиста: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: "Основные правила орфографии"

      Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.

      Предметные:

  • Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и классификации объектов;
  • Уметь: находить орфограммы в словах.

     Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

      Тип урока: урок открытия нового знания.

      Оборудование: презентация Power Point 97-2003, раздаточный материал: карточки с правилами орфографии, учебник по русскому языку 4 класс 1 часть УМК "Перспектива"

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь.

Здороваются

Садятся на места

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация

Психологический настрой

Словесный: учебный диалог

5-7 мин

-Ребята, поднимите руки те, у кого хорошее настроение.

-Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья.

-Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать на уроке.

-Поднимите руки те, кто не знает, что мы будем делать на уроке.

-Поднимите руки те, кто хочет сегодня выполнять задания без ошибок.

-На такой положительной ноте мы и начнем наш урок.

Орфографическая минутка

-Посмотрите, на доске записаны слова:

Ведро, хоккей, жилье, съёжился, болото, жираф, белочка, ложка, солнце, Дружок.

-Какое задание можно выполнить?

-Одного я попрошу поработать у доски, а остальные в тетрадях. Записываем число, классная работа.

-Какие орфограммы встретились?

(Высвечивается цветок после ответов детей)

-Что объединяет все эти орфограммы?

-Как называется раздел науки, который изучает эти орфограммы?

-Чтобы узнать, какой раздел науки изучает эти орфограммы, нам необходимо разгадать ребус.

Настраиваются на урок

Можно выделить орфограммы

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Безударная гласная в корне слова, удвоенная согласная, разделительный ь и ъ знак, слова с непроверяемым написанием, жи-ши, чк-чн, парная согласная, непроизносимая согласная, прописная буква.

Высказывания детей

Орфография

Р: формировать умение выполнять учебное задание; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Наглядный: работа с экраном

4 мин

-Кто-то может назвать тему нашего урока?

-Какую цель поставим на урок?

Тема урока:" Основные правила орфографии"

-узнать, что такое орфография

-узнать, какие правила входят в раздел орфографии.

 Р: ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в группах

Наглядный: работа с экраном

 10 мин

-Скажите, для чего нам нужна эта система правил?

-Перед вами слова, нам опять нужно выделить в них орфограммы, поработаем у доски, разбираем по одному слову, а все остальные в тетрадях.

Радостный, пассажир, мойка (перенос слов), Москва,  бульон, объявление, огурец, чаща, печка, дуб, трава.

-Сначала ставим ударение, выделяем орфограмму и показываем, в какой части слова она находится.

-Молодцы. Итак, сделаем вывод. Сколько правил орфографии мы повторили?

-Как называется наука, которая изучает эти орфограммы?

-А что такое орфография?

-Я предлагаю вам познакомиться с определением орфографии в учебнике на странице 45. Давайте прочитаем, кто-то один, а все остальные внимательно следят.

-Хорошо. Чтобы лучше запомнилось это правило, расскажите его друг другу в парах.

Физкультминутка

Раз, два, стоит ракета-

Три, четыре- самолет.

Раз, два- хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три , четыре-

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили.

Для того, чтобы мы могли  избежать ошибок в письменной речи и верно понимать смысл написанного.

Работают у доски

9 правил

Орфография

Высказывания детей

Читают правило в учебнике

Рассказывают правило в парах

Проведение динамической паузы

К: участвовать в обсуждениях

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в тестовой форме

К: участвовать в обсуждениях

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

V. Первичное закрепление

Практический: работа с тетрадью

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в парах

7мин

-Откройте пожалуйста рабочие тетради на стр. 29, посмотрите упражнение 42. Что вам необходимо сделать?

-Правильно, это задание вы будете выполнять самостоятельно, на работу у вас 3 минуты.

-Какое правило мы здесь повторили? Верно.

- К какому разделу науки относится это правило?

Нужно вспомнить подходящее правило и записать слова, обозначив орфограммы.

Выполняют упражнение в парах.

Чк-чн

К орфографии

К: участвовать в обсуждениях, работая в группе; стремиться договариваться, приходить к общему решению

Р: выполнять действия в устной и письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с тетрадью

 

5-6 мин

Теперь я предлагаю вам поработать в парах.

-Я раздала вам цветочки с правилами, которые изучает орфография. Вам необходимо придумать по одному примеру на каждое правило а в центр записать, как называется наука, которая изучает эти орфограммы.

-Можете приступать, потом мы проверим.

-Давайте проверим, одна пара зачитывает правило и приводит пример, остальные следят и проверяют.

-Хорошо, у вас у всех получилось выполнить это задание замечательно.

Работа в парах.

Приводят по одному примеру на каждое правило орфографии.

П: ориентироваться в своей системе знаний

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с тетрадью

5 мин

-Итак, мы с вами справились почти со всеми заданиями, но осталось еще одно. которое необходимо выполнить.

-Сейчас вы поработаете в группах.

-Я раздам тесты, в которых нужно выбрать только один правильный ответ, после чего мы проверим. Не забывайте про правила работы в группах.

1.Какое слово пишется с заглавной буквы?

А) папа

Б) сочи

В) девочка

Г) медведь

2. В каком ряду допущена ошибка в подборе проверочного слова?

А. зима – зимний, носить - носит

Б. волна – волны, плита - плитка

В. страна – странный, дождливый - дождь

Г. ходить – походка, плясать – пляска

3. В каком ряду в словах пишется буква «и» ?

А. к…рмить, пол…вать

Б. пот…рять, зац…пить

В. кр…чать, п…сать

Г. зар…веть, гл…деть

4. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

А. морко…ь, шка…, обу…ь

Б. дру…, сне…, мя…кий

В. моро…, космо…, берё…ка

Г. гря…ка, заря…ка, стол…

5. В каком ряду все слова с непроизносимыми согласными?

А. поздний, сердце, морковь, солнце

Б. чувство, лестница, местный, городской

В. честный, поздний, окрестный, участник

Г. домашний, тростник, ненастный, капустный

6. В каком слове на месте пропуска должна быть буква «т»?

А. соглас…ный

Б. звёз…ный

В. ужас…ный

Г. хрус…нул

7. Запиши пропущенные буквы.

Туч_ , пруж_ на, щ__ ка, ж__знь, ч_йник, уж_н, кувш_ н,

ч_ ткий, щ_вель, дач_, беж_ть, ч_чело,

ж_ раф, нач_ло.

8.Запиши, разделяя слова для переноса.

Аккуратный, жужжать, аллея, бассейн, коллектив,

____________________________________________________________________________________________

9.Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

а) в корне слова перед буквами и, е, ё, ю, я

б) после приставки перед буквами и, е, ё, ю, я

в) после приставки пред буквами е, ё, ю, я

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А. сем…я, стул…я, ноч…ка

Б. ж…вотное, ж…знь, ж…лтеть

В. бул…он, дерев…я, с…ел

Г. п…льто, площ…дь, нач…ло

Работают в группах.

Решают тест

Сочи

В. Страны- странный

В.

Б.

Б.

Г. Хрустнул

Туча, пружина, щука, жизнь, чайник, ужин, кувшин, четкий, щавель, дача, бежать, чучело, жираф, начало.

Ак-ку-рат-ный, жуж-жать, ал-лея, бас-сейн, кол-лек-тив

В.

Г.

П: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

 III. Рефлексия деятельности  

Словесный: учебный диалог

 6-7мин

-Наш урок подошел к концу, вы большие молодцы, мы сделали большую работу.

-А теперь я бы хотела, чтобы вы продолжили фразы, которые видите на экране:

-больше всего мне понравилось...

-мне показалось трудным...

-я узнал...

-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этой работой. Спасибо за урок. До новых встреч!

Продолжают фразы

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ родительского собрания в форме семинара. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ.

Дать информацию об основных принципах детского питания; Раскрыть смысл понятия «режим питания»; Показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей; Дать рекомендации по соблюдению пр...

План-конспект урока русского языка "Правила переноса слов" 1 класс УМК "Школа России"

Материал  позволяет формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенк...

Конспект урока по русскому языку, 4 класс, тема "Основные правила орфографии", УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: выработка навыка нахождения орфограмм в словах и алгоритм их проверки.      Предметные:Знать: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации и класс...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Основные правила орфографии"

Цели: Дать понятие орфографии; выработать навык нахождения орфограмм в словах и применения алгоритма их проверки.Развивать наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.Воспитывать интерес...