Конспект урока русского языка 2 класс "Что такое глагол"
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка 2 класса "Чтотакое глагол" и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 27.61 КБ |
презентация к уроку "Что такое глагол" | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку во 2 классе
Тема. "Что такое глагол?". (УМК «Школа России»)
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными
признаками.
Задачи:
Образовательные:
• Углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов,
обозначающих действия предметов;
• научить учащихся находить глаголы в тексте;
• повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени
существительном;
• закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;
• закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;
• учить оценивать уровень усвоения нового материала.
Развивающие:
• активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию,
развитие творческого совместного труда;
• развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной
атмосферы на уроке.
Воспитательные:
• воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты
Предметные:
• находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему
значению действия;
• ставить вопросы к глаголам;
• повторить знания об имени существительном.
Метапредметные:
• понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в
предложении;
• составлять словосочетания с глаголами;
• пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;
• развивать речь обучающихся,
Личностные:
• знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.
Демонстративный материал:
магнитная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы,
компьютер, пректор.
Основные понятия: часть речи, имя существительное, глагол, алгоритм.
Сценарий урока
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок. (У нас гости, поздоровайтесь)
Мы тетрадки открываем
И к работе приступаем. (записываем число и классная работа)
2. Актуализация знаний
Работа с пословицей.
- Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости (Слад №1)
- Как понимаете значение пословицы?
- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым,
нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать
взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит ещё многое узнать и многому
научиться.
К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок
Начнем наш урок с минутки чистописания.
А для этого приготовим свои пальчики.
Этот пальчик – маленький,
Этот пальчик – слабенький,
Этот пальчик – длинненький,
Этот пальчик – сильненький,
Этот пальчик – большачок,
А все вместе кулачок.
- Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.
Уч.ник, п.нал, т.традь, л.теть, м.дведь. (Слад №2)
- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
-Запишите её на новую строчку, соблюдая закономерность.
- На новую строчку перепишите слова с доски, поставьте ударение, а
пропущенную букву подчеркните.
- прочитать слова с ударением.
3. Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
- Почему оно лишнее?
- Как определили, что эти слова – существительные?
- Что вы знаете об имени существительном?
• Что оно обозначает?
• На какие вопросы отвечает?
• Какие бывают существительные?
• Назовите одушевлённые имена существительные.
- На какие две группы можем их разделить?
( имена сущ. и слова которые обозначают действие предмета)
4. Постановка темы и целей урока.
- Слово лететь можно назвать существительным? Почему?
- А какая это часть речи?
На какой вопрос отвечает?
- Что обозначает?
- А можно ли обойтись в нашей жизни без глаголов?
- Зачем они нам нужны?
- Оживите текст
Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж (Слад №3)
в норе.
- О чём будем говорить на уроке? Исходя из этого сформулируйте тему
(запишем тему урока) (Слад №4 )
Какая цель урока? Значит мы будем исследовать часть речи – глагол. Вот план нашего исследования:
- Что такое глагол? (Слад №5 )
- Что он обозначает?
- Почему эта часть речи получила такое название?
- На какие вопросы отвечает?
- Зачем глаголы нужны в речи?
На какие вопросы мы уже можем ответить? (- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. )
- А почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А (Слад №6 )
часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь
она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что
будет делать .
Работа с учебником
Учитель. – Откройте учебник на стр. 68 , разберём упр. 116.
- Рассмотрите рисунки.
Что делает мальчик? Назовите слова обозначающие действие предмета.
(МОЕТ, ПОЛИВАЕТ, СТИРАЕТ, ЧИТАЕТ)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
-ЧТО ДЕЛАЕТ?
- К какой части речи они относятся? (ГЛАГОЛУ)
Ребята, давайте мы попытаемся дать определение «ЧТО ЖЕ ТАКОЕ
ГЛАГОЛ?»
- А теперь, сравним с правилом в учебнике, правильно ли вы дали
определение?
Дети читают правило в учебнике.
-Составим предложение по любому рисунку.
(ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ)
-Давайте запишем одно предложение в тетрадь и подчеркнём главные члены
предложения.
(Мальчик моет посуду.)
-Какой частью речи выражено подлежащее? (сущ.)
-Какой частью речи выражено сказуемое? (гл.)
5 . Работа по теме урока
1) - Как распознать глаголы в речи?
- Давайте составим алгоритм. Что такое алгоритм?
- Сейчас мы его составим.
/Работа в парах/
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма.
Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке.
(Справа на доске) (Слад №7 )
1. Поставить к слову вопрос
2. Узнать, что оно обозначает
3. Определить часть речи
2) Самостоятельная работа.
На экране напечатано стихотворение:
- Прочитайте стихотворение. (Слад №8 )
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
-Выпишите из текста глаголы, обменяйтесь тетрадями, проверьте: справился
ли ваш товарищ с заданием, оцените его работу.
- Назовите глаголы, докажите.
6.ФИЗМИНУТКА
(если существительное руки вверх, глагол – присядьте на корточки)
Утро, проснулась, бабочка, улыбается, потянулись, роса, умылась, котенок, покружить, бумажка, улетают
2.Работа в группах
Раздаётся таблица (см. приложение), дети должны дописать в таблицу слова, (Слад №9 )
определить, какой частью речи они являются и объяснить.
Приложение.
Кто как голос подает? | |||||
Лев | Утка | Воробей | |||
корова | ворона | свинья |
3. Работа по вариантам
- Теперь, ребята, вы точно знаете, как кричат, рычат и поют птицы и звери,
поэтому я думаю, легко справитесь с упражнением в учебнике (стр.69,
упр.118)
- Всё ли правильно написал Корней Иванович в своём произведении?
- Какие слова он перепутал?
-Давайте восстановим справедливость запишем стихотворение в тетрадь
правильно;
Работаем по вариантам:
1в - 1 столбик;
2в – 2 столбик.
Проверка.
7.Продолжение работы по теме урока
Руки (вместе)
Ноги (на месте)
Локти (у края)
Спинка (прямая)
1)Выполнение заданий по уровням
Самостоятельная работа
- Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как
вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3
уровня и приступайте к работе.
Разноуровневые задания по русскому языку
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1)Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся
прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
боль - … , … .
- Как вы подбирали однокоренные слова? Вывод.
- Проверим свою работу (Самоконтроль)
2) Открытие новых знаний о глаголе и имени существительном
– Скажите, пожалуйста, может ли одно слово быть разной частью речи?
Например, и существительным, и глаголом?
- Ваши гипотезы.
- Чтобы подтвердить одну из ваших гипотез, нам предстоит выполнить одно
задание. Распределить и записать слова в два столбика.
1 столбик – имя существительное
2 столбик – глагол
(У доски работают два человека.)
Слова для диктовки: пила, печь, жгут.
Записи в тетрадях и на доске
Существительное Глагол Слайд 10
пила пила
печь печь
жгут жгут
- Докажите, что слово пила – это существительное,
- это глагол.
- Чтобы это доказать, что нужно сделать?
- Какие у вас предположения? (Надо с этим словом составить предложения.)
- Как называются слова, которые единакого пишутся и произносятся, но имеют разное значение , являются разными частями речи ( омофоны)
8. Итог урока.
- Вспомним, с какой пословицы мы начали урок? Слайд 11
- Стали вы мудрее? В чём?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? Слайд 12
- Что было трудным на уроке?
- Что было интересным на уроке?
- Как вы думаете, всё ли мы узнали о глаголе? Что ещё хотели бы узнать?
Знакомство с глаголом мы продолжим на следующих уроках
Домашнее задание:
Правило с.68, Упр. 119, изобразить глагол* Слайд 14,15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Уч.ник , п.нал , т.традь , л.теть , м.дведь .
Оживи текст Весна. Снег. В лесу на деревьях листочки. Зелёная травка. Птицы гнёзда. Ёж в норе.
Тема : что такое глагол? Цель : познакомить с частью речи – глаголом , его отличительными признаками.
План исследования: Что такое глагол? Что он обозначает? Почему эта часть речи получила такое название? На какие вопросы отвечает? Зачем глаголы нужны в речи? Чем является в предложении?
Страничка для любо зна тель ных В древнерусском языке было слово « глаголить » – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делатью .
Алгоритм: 1. Поставить к слову вопрос 2. Узнать, что оно обозначает 3. Определить часть речи
Выпишите из текста глаголы Тают сугробы. Утихли метели. В садовую рощу Грачи прилетели.
Кто как голос подаёт? Лев Утка Воробей корова ворона свинья Допишите в таблицу слова
пила печь жгут
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости
Тема : что такое глагол? Цель : познакомить с частью речи – глаголом , его отличительными признаками.
Домашнее задание: Правило с.68, Упр. 119, изобразить глагол*
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.
Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....
План - конспект урока русского языка "Что такое имя существительное"
В конспекте урока раскрывается тема - имя существительное....
Конспект урока русского языка "Что такое ударение?"
На уроке учащиеся повторяют и углубляют свои знания об ударении: о его месте в слове, о его роли; знакомятся с орфоэпическим словарём....
Конспект урока русского языка «Что такое возвратные глаголы?» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о возвратных глаголах и их правописании в неопределённой форме; умения распознавать и правильно писать возвратные глаголы в неопределённой форме, ...
Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование? Какова в нём роль глаголов?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование условий для ознакомления с понятием «текст-повествование» и его отличительными признаками; совершенствование умения правильно выделять в тексте гл...
Презентация к уроку русского языка "Что такое глагол?" 2 класс
В помощь учителю...
Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные: - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...