Рабочая программа факультативного курса «Смысловое чтение» для 1-4 класса
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс)

Воронова Лидия Аркадьевна
  1. Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2016                                                                              .Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fakultativa_smyslovoe_chtenie.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультативного курса

«Смысловое чтение» для 1-4 класса

Срок реализации программы: 4 года

                                                   

                     

  1. Рабочая программа составлена на основе  

программы:  авторской программы М.В. Беденко «Обучение смысловому чтению». 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2016.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

Класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Количество учебных недель

33

34

34

34

Количество часов в неделю

1

1

1

1

Количество часов в год

33

34

34

34

Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

  1. Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Предметные умения:

•        осознавать значимость чтения для личного развития;

•        формировать потребность в систематическом чтении;

•        использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

•        уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

•        пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

•        уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

•        уметь самостоятельно работать с новым произведением;

•        уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

•        уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

•        прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

•        отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

•        ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

•        составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

•        пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

•        участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

•        оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

•        высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

•        участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

•        соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

•        находить книгу в открытом библиотечном фонде;

•        выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

•        сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

•        формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

•        книге и героях;

•        характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

•        заданную тему;

•        сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

•        слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

•        пользоваться аппаратом книги;

•        овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

•        систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Личностные результаты:

1)        Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2)        Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи

нравственных ценностей и традиций.

3)        Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

4)        Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

Метапредметные результаты:

1.        Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

2.        Освоение способов проблем творческого и поискового характера.

3.        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.        Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

5.        Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

6.        Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини- сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

1 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Сказка о медвежатах и детенышах панды. Пролететь сквозь облако.

1

2

Санта –Клаусы в шортах. Бразильский воск. Надежная защита.

1

3

Одежда для яблок. «Приятный» запах помойки. Сказка о русалочке.

1

4

Рисовые картины. Договор кота и мышей.

1

5

Почему в мире много Кузнецовых? Сказка о львенке и мяче.

1

6

Как напугать с помощью воздуха. Доктор медведь.

1

7

Танцы на пруду. Зачем электричке две головы?

1

8

Река в океане.

1

9

Лианы.

1

10

Зачем театру сцена. Теневые портреты.

1

11

Деньги и гроши.

1

12

Бумажные осы.

1

13

Воздушные корабли.

1

14

Водные дороги. Договор мышки с кротами.

1

15

Антикрыло. «Строительство» паутины.

1

16

Зачем кобре очки? Хитрая фасоль.

1

17

Сказка о машинке. Деревянная летопись.

1

18

Как жить в живом капкане. Птица-секретарь.

1

19

Пустыня днём и ночью. Сказка о ёлке.

1

20

Улыбайтесь! Любимые памятники.

1

21

Незаметный автомобильчик.

1

22

Дом для белки. Перекати-поле.

1

23

«Планета вода»

1

24

Зачем лопуху колючки? Дым от костра вместо телефона. Самолетик.

1

25

Зачем доят змей? Страус-почтальон.

1

26

Дождевые леса. Цена грибов.

1

27

Удава  в кинотеатре. Ноги роботов.

1

28

Ожоги медуз. Цветы дневные и ночные.

1

29

Маленький автобус. Галька. Первые автомобили.

1

30

Какая польза от битого стекла.

1

31

Белая диковинка. Продавцы на роликах. Огоньки в лесу.

1

32

Сказка о дракончике. Плот бобра. Сказка о хомяке и черепахе.

1

33

Щедрый горшочек. Сказка о мышиных ковриках

1

2 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Незаметные жирафы. Мороженщик.

1

2

Упитанные пингвины. Снег  в Африке. Гномик книгочей. Царская дорога.

1

3

Зайчонок и улитка. Жук-бомбардир.

1

4

Зрение лягушки. «Гол как сокол» Одноколёсный велосипед. «За пояс заткнуть».

1

5

Мудрость гномика Книгочея.

1

6

Что получается, когда обмениваются идеями. «Долгий ящик». «Горе луковое».

1

7

Тиддалик выпил всю воду. Муравьи-врачи. Как возили товар по морю. «Держать нос по ветру».

1

8

Дома на курьих ножках. Краски. Птица лирохвост.

1

9

Бражник. Ожившие цветы. Почему мы любим зелёный цвет? День конфет.

1

10

Необычная охота. Превращение моркови.

1

11

Глаз бури. «Кто кашу заварил, тому её и расхлёбывать.» Крашенные тюльпаны. «Вода камень точит».

1

12

Гномик Хранитель Воды.

1

13

Горный серпантин. «Несолоно хлебавши».

1

14

Вулканы-холодильники Земли. Четвероногий внедорожник. Верхом на китовой акуле. Гномик Путешественник.

1

15

Когда приобретают друзей. Летающие костюмы.

1

16

С удочкой на лягушку. Сундук.

1

17

Леденцы. «Кто утром не бегает – начинает ржаветь!»  

1

18

Два художника. «Зарубить на носу».

1

19

Девочка и попугай. Слониха-художница. Какого цвета «чёрные ящики?». Поездка в город.

1

20

Сказка про робота –уборщика. Сказка о механической и живой лягушках.  

1

21

Хлебосольный гномик.

1

22

Фотоохота.

1

23

Гномик Огородник. Зачем лошадям подковы. Редкое судебное дело. «Волка ноги кормят»  

1

24

Гномик Франт. Горный лён.

1

25

Многорукий гномик.

1

26

Прудовые арбузы. Компанейский гномик. Монеты китайские и японские.

1

27

Три новогодних праздника.

28

Горные лыжи среди пустыни.

1

29

Дорога.

1

30

Золотая деревенька. Как лягушка небывалой величины выпила всю воду в Центральной Австралии. «Тянуть канитель»

1

31

В путь. Локоть блинов и мешок пельменей.

1

32

Гномик Сказочник. «Весной дни долгие, да нитка коротка»

1

33

Гномик Ворчун. Встречный огонь.

1

34

Подведение итогов

1

3 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Резные лошади. Снегоступы.

1

2

Надувные дома. Эзоп. Петухи и куропатка.

1

3

О том, как змея стала ядовитой. Самый красивый парусный корабль.

1

4

Искусственный риф. Плавающие камни и тонущее дерево.

1

5

Две яблони. Медведи Ярославля и верблюды Челябинска.

1

6

Розовые кролики. Плавучий город.

1

7

Самоцветы. Язык жестов.

1

8

Можно ли стрелять без стрелы? Путники. Боевой танец.

1

9

Сказка о глупой акуле. Жабры акул. Рыбаки.

1

10

Как пугало было вороньим царем.

1

11

Символ Франции. Лягушки просящие царя.

1

12

Обезьяна и слон. Притчи.

1

13

Очень красивые лодки. Фламинго. Засохшее дерево.

1

14

Откуда пошли пельмени. Хочешь быть вежливым- сними шляпу. Итальянские пиццерии.

1

15

Куда деваются старые детали «Лего»? Замечательные часы. Куда текут реки?

1

16

Всякое ли молчание – золото?  «Молодо- зелено»

1

17

«Читать» людей. Полежать на воздухе.

1

18

Тысяча глиняных горшков. Бабочки и огонь.

1

19

«Тошу обижать не дам!» Леонардо Да Винчи.

1

20

Как я кормила синичек и белочек. Украденное яйцо.

1

21

Необычная ёлка. Дельфины и пескарь.

1

22

Сказка о пирожке. Доблестные воины. Одинокий мухомор.

1

23

«Мы триста лет этим занимаемся!». Цвет пиццы. Мухи.

1

24

Колизей. Ностальгия.

1

25

Памятник дереву. Необычные пауки. «У страха глаза велики».

1

26

Магниты в древности. Всё в твоих руках.

1

27

Бабушка огородника. Чиж.

1

28

Санта-Клаусы в разных странах. Имена дельфинов.

1

29

Пришельцы. Диоген. Новый год в Греции. Легкий и прочный. «Первая нога». У каждого мастера есть свои секреты

1

30

Новый год в Японии. Неуклюжий паучок. Гусеница , которая хотела летать.

1

31

Первый микроскоп. Подходящий камень. Сказка про кошку и собаку. Первый блин комом.

1

32

«Мой дом-моя крепость». История шоколада. Лиса и виноград.

1

33

Кошки, которые любили груши. Бывают и такие ошибки.

1

34

Подведение итогов

1

 4 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Резиновый мяч. Маленькие конфетки.

1

2

Свитера. Игрушки из Японии. Очертя голову.

1

3

В большом деле не без убытка. Глаза умнее мозгов.

1

4

«Знамените меня Васей –он умнее!» Заколдованный круг.

1

5

Самоочищающиеся окна. Хомяк и птицы. Сель. Оптические иллюзии.

1

6

Гонки на верблюдах. Слоны.

1

7

Ушная раковина китайского императора. Блин- символ солнца, вареник-символ луны.

1

8

Антиквариат. Ледяные пушки. Плавать в воздухе.

1

9

Запах газа. Красная строка. Пуантилизм и пиксель. Большой автомобиль.

1

10

Ключ и замок. Обезьянки на канате.

1

11

Железная ложка. Яд и лекарство.

1

12

Трескучие морозы. В невесомости.

1

13

Чей дом красивее? Подземные воды.

1

14

Неожиданный результат. Обработка камня в жарких странах. Музыкальный слух кошки.

1

15

Обработка камня огнём. Самолет без летчика. Королевский голубой.

1

16

Рыцари. Я люблю весну.

1

17

Красивый пустоцвет. Из пушки на Луну.

1

18

Тамплиеры. Красный цвет –символ богатства.

1

19

Космос по канату. «Непостоянен, как ветер»

1

20

Терминатор. Пастеризованное молоко.

1

21

По  воде  или по воздуху? Поезд или автомобиль?

1

22

«Вывести на чистую воду» Пирамида Хеопса.

1

23

Скидки и акции. Два способа сделать мультфильм.

1

24

Удачное плавание. Индюк не из Индии.

1

25

Мост к богатству. Паучок, который не знал, что такое осень.

1

26

Зима-хлопотунья.

1

27

Сказка о кролике и сахарных кленах.

1

28

Сказка о космических городах. Арбузный лимонад.

1

29

В большом деле нужны разные люди.

1

30

Такси-малютка.

1

31

Богатый заяц.

1

32

Канадский флаг. Кленовый сироп.

1

33

Почему на асфальте появляются ямы. Озёра в воронках от бомб. Станцевать на куполе парашюта.

1

34

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» имеет духовно-­нравственную направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в 1-х – 4-х к...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смысловое чтение" для 1-4 класса

Данная программа составлена на основе примерной программы «Смысловое чтение».Выстроена в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение». Базисного учебно...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся  3-х классов  составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и развитие речи"

  Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение и развитие речи" реализуется на уровне начального общего образования.    В результате реализации рабочей п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»...

Программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение»

Программа "Смысловое  чтение" позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирова...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение"...