Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Педагогическим советом МБОУ «Начальная школа –Детский сад №11» (протокол от 29.08.2022 № 1) | Приказом директора МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11» от 02.09.2022 № 263 |
Программа внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
(4 года обучения)
2 класс
Составил: учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»
Новичкова Светлана Владимировна
Категория высшая
Стаж работы 31 год
г. Зима
2022 г
Программа "Смысловое чтение" позволяет показать обучающимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.
В основе реализации стратегии смыслового чтения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур.
Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку Основная отличительная особенность программы состоит в том, что читательская грамотность рассматривается, как способность человека понимать (смысловое чтение) и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои возможности и участвовать в социальной жизни. Отбор содержания данной программы имеет культурологическую направленность:
-использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; -использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общения.
Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
I уровень результатов - приобретение школьниками различных социальных знаний об устройстве общества, о допустимых и недопустимых формах поведения в общественных местах, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Данные результаты достигаются через чтение и понимание различных произведений.
II уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, таким как: семья, человек, природа, мир, Отечество, культура. Данные результаты достигаются через пересказ прочитанного текста и высказывания своего отношения к нему.
III уровень результатов - получение учениками опыта самостоятельного общественного действия, через различные инсценировки прочитанных произведений, возможность оказаться на месте главных героев, попытаться почувствовать всё, что чувствуют они.
Организационно-педагогические характеристики образовательного процесса
- Срок реализации программы – 4 года
- Возраст обучающихся – 7-10 лет
- Количество обучающихся в группе – от 15 до 25 человек
Место курса «Смысловое чтение» в учебном плане: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы организации занятий
Исходя из цели и задач курса, становится понятным, что в ходе реализации программы курса необходимо использование современных образовательных технологий и методов в преподавании развития речи.Подходы, положенные в основу курса, подразумевают использование развивающих возможностей групповых форм работы, в рамках которой проявляется детская инициатива и самостоятельность, что в свою очередь позволяет формировать универсальные учебные действия. Большое значение отводится формированию детской учебной коммуникации, детской учебной инициативы и детской вопросительности, выполнению заданий, направленных на развитие речи детей, совершенствованию навыка лингвистического анализа, повышению уровня языкового развития школьников, воспитанию у них познавательного интереса к родному языку, решению проблемы интеллектуального развития младших школьников, распознавать стили речи.
Формы контроля результативности обучения освоения курса осуществляется следующим образом:
- самооценка и взаимооценка обучающихся на основе беседы; тренингов; дискуссий;
- оценивания с помощью сигнальных знаков; наклеек.
- выполнение практических работ, заданий;
- КВН, викторины, конкурсы, ребусы, шарады;
- театры, инсценировки прочитанных произведений.
-игра (деловая, ролевая, познавательная)
-сочинения; изменение концовки;
-решение ситуационных задач.
Планируемые результаты курса «Смысловое чтение».
К окончанию курса «Смысловое чтение» обучающиеся должны знать:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- пересказывать текст близко к тексту;
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
Обучающиеся должны уметь:
-находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы);
-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,
мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, картинок используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
-пересказывать прочитанный текст;
-верно, определять смысл и тему текста;
-составлять план по прочитанному тексту;
- устанавливать связь предложений в тексте;
Класс | Результаты освоения учебного предмета |
Личностные |
1 класс | У обучающихся будут сформированы: а) ценностные ориентиры в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Обучающиеся получат возможность для формирования - проявления гибкости в суждениях в процессе диалогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений;
- проявления в высказываниях готовности нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
- освоения положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
- умения соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
|
Метапредметные |
| Регулятивные - сохранять учебную задачу занятия;
- планировать свои действия на отдельных этапах занятия, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану);
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем).
Познавательные - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в печатной тетради для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
- понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя;
- сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);
- анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем.
Коммуникативные - спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя;
- формулировать вопросы к собеседнику;
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений;
- строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме;
- слушать партнёра по общению, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- интегрироваться в группу сверстников, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
|
Предметные |
| - воспринимать на слух различные виды текстов,
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием под руководством учителя;
- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
- различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
- уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
- анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…);
- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику.
|
2 класс | Личностные |
| У обучающихся будут сформированы: - умение осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- способность испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей- классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями;
- умение осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов;
- умение проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей;
- умение допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации;
- умение проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор;
- умение пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки;
- понимание, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома;
- умение приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения;
- способность замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа;
- умение фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой;
- умение различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие;
- умение проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами;
Обучающиеся получат возможность для формирования - представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям;
- умение проявлять интерес к чтению в школе и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации;
- способность включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей;
- знание о том, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения;
- умение делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности;
- умение доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания;
- способность отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя;
- умение предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм;
- умение строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
|
Метапредметные |
| Регулятивные - читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.);
- коллективно составлять план текста, продумывать возможные этапы изучения темы;
- коллективно составлять план для пересказа литературного произведения;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;
- оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
Познавательные - пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку);
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла;
- анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) из 5-6 предложений.
Коммуникативные - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
- строить связное высказывание по предложенной теме занятия;
- не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя различные речевые оценочные средства.
|
Предметные |
| - осознавать цель чтения в соответствии с содержанием и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в рабочей тетради и её элементах;
- фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по смысловому чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному;
- использовать знания о рифме, особенностях жанров.
|
3 класс | Личностные |
| У обучающихся будут сформированы: - понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;
- умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
- умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;
- способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
- умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке;
- способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
- способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;
- умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
Обучающиеся получат возможность для формирования - способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);
- способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
- умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
- способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;
- умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
- способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
|
Метапредметные |
| Регулятивные - читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
Познавательные - считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
- замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;
- сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);
- сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;
- подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;
- отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;
- сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Коммуникативные - строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- осознавать цель своего высказывания;
- пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;
- проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
|
Предметные |
| - осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
|
4 класс | Личностные |
| У обучающихся будут сформированы: - понимание того, что отношение к нашей родной стране, начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах;
- знание наизусть 3-4 стихотворения о родиной земле, красоте нашей природы и др.;
- находить в прочитанных текстах общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей;
- способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме;
- умение посещать по своему желанию библиотеку для подготовки к занятиям смысловое чтение;
- способность предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы занятия;
- способность фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами;
- умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на занятии;
- умение анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности;
- умение переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
Обучающиеся получат возможность для формирования - способность осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений;
- умение находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора;
- способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения;
- способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
- умение приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;
- умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
- способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;
|
Метапредметные |
| Регулятивные - оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные - сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
- осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов как часть русской национальной культуры;
- осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
Коммуникативные - проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
- оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям.
|
Предметные |
| - читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
- читать про себя произведения различных жанров;
- читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
- передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
- находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
- находить метафоры и сравнения на примере загадки;
- пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
- составлять план, озаглавливать текст;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
- находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
- определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
- формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
- придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
- устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
- воссоздавать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
- самостоятельно описывать предмет по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты;
- переделывать рассказанную смешную историю в грустную и т.д.
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- читать по ролям литературное произведение.
|
Содержание учебного предмета.
№ п\п | Раздел | Количество часов | Содержание учебного материала. |
1 класс (33 часа) |
1 | Введение | 2 часа | Теоретические занятия. Знакомство с курсом, формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания. Воспитание уважительного отношения к творчеству людей. Формирование духовных и эстетических потребностей. |
2 | Занимательное чтение | 15 часов | В ходе изучения данного раздела ученики узнают, что такое слово и его лексическое значение. Познакомятся с толковым словарём. Научатся различать однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу и т.д. |
3 | Читаем сами | 5 часов | В данном разделе каждое занятие развивает умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Учащиеся научатся редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Особое внимание уделяется в данном разделе пересказу текста, выделению основного смысла текста, умению отвечать на вопросы учителя, задавать вопросы по картинкам и схемам. |
4 | Осмысленное чтение
| 11 часов | Работа над чтением со смыслом. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой, выделение основной мысли в тексте. Составление плана по сюжетным картинкам. Творческое дополнение готового текста. Знакомство с волшебными словами, а также словами – выражения просьбы, благодарности, извинения. Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения. |
2 класс (34 часа)
|
1 | Мир вокруг нас | 16 часов | На первых практических занятиях ученики совершенствуют знания и умения, определённые программой 1 класса. Это развитие устной и письменной речи, умение регулировать громкость и высоту голоса. Совершенствование знаний скороговорок, пословиц, потешок, прибауток, перевёртышей. Развитие умения учащихся совместно делить текст для составления плана и выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, где это необходимо. Учащиеся узнают много нового и познавательного о нашем мире, космосе и различных животных. |
2 | Я люблю читать | 14 часов | Изобразительные средства языка в данном разделе: сравнение и олицетворение. Много времени уделяется для пересказа различных текстов, прочитанных учащимися самостоятельно. Учащимся предлагается инсценировать прочитанные произведения. |
3 | Читаем и размышляем | 4 часа | Работа над чтением и осмыслением прочитанного. Ученики самостоятельно пишут сочинение о то, как они хотят провести летние каникулы. Много внимания уделяется беседам о выходных днях школьников. Завершает раздел повторением изученного и викториной по прочитанным текстам. |
3 класс (34 часа)
|
1 | Значение речи для нас | 16 часов | К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки классиков отечественной и зарубежной детской литературы. |
2 | Читаем, размышляем | 11 часов | Работа над развитием пересказа и осмысления учащимися текста. Составление плана, выразительное чтение, работа в парах и группах. Знакомство с комиксами и детскими журналами. |
3 | «Преданья старины глубокой…» | 7 часов | Данный раздел знакомит третьеклассников с игровой литературой, развивающей «чувство слова», нестандартным мышлением и творческим воображением детей. Он представлен стихотворениями классиков современной детской поэзии. Воспитывает в учащихся культуру общения и развивает навыки осмысленного чтения. |
4 класс (34 часа)
|
1 | «Страницы нашей истории» | 12 часов | В этот раздел включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести о великих русских князьях, правителях Руси, а так же героях и богатырях. Плавный переход от истории Руси к Великой Отечественной войне помогает учащимся легко освоить новый учебный материал, познакомит с историей и причиной войны. |
2 | «Обыкновенное чудо» | 12 часов | В этом разделе ученикам предстоит познакомиться с окружающим их миром, узнать много нового о чудесах дружбы, а также какими чертами характера обладают одноклассники. Завершает раздел детская фантастика, благодаря которой у детей будет хорошо развито воображение, память, мышление. |
3 | «Русские писатели» | 10 часов | В этом разделе отрабатывается навык самостоятельной и групповой формы работы. Проводится работа по предложенному учителем плану. Особое внимание уделяется пересказу и осмысленному чтению. |
IV. Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на усвоение каждой темы.
1 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 | «Введение». Мир вокруг нас. Из истории книг. | 2 часа |
2 | «Занимательное чтение». Как добывают воск? Надёжная защита. Одежда для яблок. Самый крупный в мире цветок. Сказка о русалочке. Рисовые картины. Сложный договор. Вежливый кузнец. Футбольный мяч. Древесная лягушка. Танцы на пруду. Река в океане. Сцена в театре. Деньги и гроши. Бумажные осы. | 15 часов |
3 | «Читаем сами». Водные дороги. Строительство паутины . Самая маленькая машина. Жизнь в живом капкане. Разные памятники. | 5 часов |
4 | «Осмысленное чтение». Незаметный автомобильчик. Планета вода. Дым от костра. Польза змеиного яда. Удав в кинотеатре. Ожоги от медуз. Маленький автобус. Первые автомобили. Прятки у жуков. Огоньки в лесу. Щедрый горшочек | 11 часов |
2 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 | « Мир вокруг нас ». Незаметные жирафы. Упитанные пингвины. Зайчонок и улитка. Зрение лягушки. Мудрость гномика. Обмен идеями. Муравья-врачи. Дома на курьих ножках. Ожившие цветы. Необычная охота. Глаз бури. Хранитель воды. Горный серпантин. Вулканы-холодильники Земли. Летающие костюмы. Старинный сундук. | 16 часов |
2 | «Я люблю читать». Приготовление леденцов. Два художника. Девочка и попугай. Робот-уборщик. Хлебосольный гномик. Фотоохота. Редкое судебное дело. Горный лён. Многорукий гномик. Прудовые арбузы. Три новогодних праздника. Горные лыжи среди пустыни. Золотая деревенька. | 14 часов |
3 | «Читаем и размышляем». Собираемся в путь. Сказочник. Гномик Ворчун. Викторина по прочитанным текстам. | 4 часа |
3 класс.
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 | «Значение речи для нас». Какой ты читатель? Проба пера. Фразеологизмы в жизни людей. Трудно ли учится в школе? Олицетворение в произведениях. О чудесах дружбы. Считалки и дразнилки. Откуда приходят слова? Школьные рыцари. Как тебя зовут? Наши фамилии. Учитель-волшебник. Устаревшие слова. | 16 часов |
2 | « Читаем, размышляем». Поиграем в школу. Современные детские журналы. Цепная связь предложений в тексте. Комиксы. В сказку дверь мы приоткроем. Вчера и сегодня. | 11 часов |
3 | «Преданья старины глубокой…». Откуда мы родом? Культура общения. Мы - славяне. Словари и их виды. КВН «Вспомни тексты». | 7 часов |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 | «Страницы нашей истории». Великие русские князья. Героические страницы нашей истории. Из истории нашей Родины. Каким ты был, мой родственник, в годы ВОВ. Викторина дети войны. Моя родословная. | 12 часов |
2 | «Обыкновенное чудо». Сказки для добрых соседей. О чудесах дружбы. Какие черты характера мы ценим в людях? Мир-в котором я живу. Кто тебя окружает? Кроссворды и таблицы-карточки. Детская фантастика. Наши самые близкие люди. Рассказы о животных. | 12 часов |
3 | «Русские писатели». Любимые сказки А.С. Пушкина. Сказки, рассказы В.И. Даль. К.Д. Ушинский . Ветер и солнце. Проказы матушки зимы. К.И. Чуковский чтение сказок. Б.С. Житков рассказы. Читательская конференция. | 10 часов |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема урока | К-во час. | Дата | Корректировка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Мир вокруг нас (16 ч.) |
| Незаметные жирафы. | 1 |
|
|
| Упитанные пингвины. | 1 |
|
|
| Зайчонок и улитка. | 1 |
|
|
| Зрение лягушки. | 1 |
|
|
| Мудрость гномика. | 1 |
|
|
| Обмен идеями. | 1 |
|
|
| Муравья-врачи. | 1 |
|
|
| Дома на курьих ножках. | 1 |
|
|
| Ожившие цветы. | 1 |
|
|
| Необычная охота. | 1 |
|
|
| Глаз бури. | 1 |
|
|
| Хранитель воды. | 1 |
|
|
| Горный серпантин | 1 |
|
|
| Вулканы-холодильники Земли. | 1 |
|
|
| Летающие костюмы. | 1 |
|
|
| Старинный сундук. | 1 |
|
|
Я люблю читать (13 часов) |
| Приготовление леденцов. | 1 |
|
|
| Два художника. | 1 |
|
|
| Девочка и попугай. | 1 |
|
|
| Робот-уборщик. | 1 |
|
|
| Хлебосольный гномик. | 1 |
|
|
| . Фотоохота. | 1 |
|
|
| Редкое судебное дело. | 1 |
|
|
| Горный лён. | 1 |
|
|
| Многорукий гномик. | 1 |
|
|
| Прудовые арбузы. | 1 |
|
|
| Три новогодних праздника. | 1 |
|
|
| Горные лыжи среди пустыни. | 1 |
|
|
| Золотая деревенька. | 1 |
|
|
Читаем и размышляем (4 часа) |
| Собираемся в путь. | 1 |
|
|
| Сказочник. | 1 |
|
|
| Гномик Ворчун. | 1 |
|
|
| Викторина по прочитанным текстам. | 1 |
|
|