Этнорегиональные традиции
статья

Ломакина Людмила Федоровна

В настоящее время педагогическим сообществом Мордовии отмечаются большие изменения, происходящие в образовании младших школьников при изучении мордовского языка. Это связано в первую очередь с тем, что назрела необходимость не только возрождать мордовскую национальность и язык, но и принимать все меры для того, чтобы изучение языка создало возможность для изучения культуры.

Судьба национального языка, как части культуры нашей Родины, во многом зависит от учителя. От того, на сколько он проникнется пониманием, как много общего в творческом труде учителя с народными истоками.

Наши современные школьники (как городские, так и сельские), должны стать не только потребителями художественных ценностей, созданных народом, но и наследовать духовный запас поколений, нравственную силу и красоту традиций культуры и искусства, почувствовать свою связь с народом. И это может и должен сделать учитель. В личности учителя, как носителя национальной культуры, огромная сила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnoregionalnye_traditsii_lomakina_lf_litsey_31.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

ГОУ ДПО (ПК)С «Мордовский республиканский институт образования»

Поволжский центр финно-угорских культур

Республиканский межшкольный центр национальных культур

II Всероссийская научно-практическая конференция

Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Тема выступления: Использование  этнорегиональных  традиций духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении эрзянского языка в начальных классах со смешанным контингентом учащихся МОУ «Лицей№31» городского округа Саранск.

Выполнила: Ломакина Л.Ф. учитель начальных классов МОУ «Лицей №31», обладатель гранта Президента России – 2009, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель РМ

Саранск, 27 ноября 2023 г.


Динамические перемены, связанные с реализацией Национальной системы образования в Российской Федерации, концепции модернизации российского образования на период до 2021 года, Федеральной программы развития образования, существенно изменили исходные условия, в которых реализовывался этнокультурный компонент в системе общего образования.

Школа является общественно-государственным учреждением, и поэтому введение школьника в живую ткань социума было и остаётся важнейшей задачей. Важную роль в решение стоящих перед системой образования задач призван сыграть региональный компонент, направленный на межэтническую консолидацию, всё большее наполнение реальным содержанием наших основополагающих идеалов - Согласие, Порядок, Созидание - направленных на обеспечение устойчивого развития Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации.

В настоящее время образовательные учреждения неотрывны от национальной почвы, от родного языка, закладывающего основы национального самосознания. Они являются важнейшим фактором удовлетворения национально-культурных потребностей, приобщения юного человека к национально-культурным традициям.

Для современной школы очень большой закономерностью является обращение к духовным исканиям наших предков. Культурное наследие это: быт, обычаи, межличностные отношения, национальное мировоззрение, менталитет.

Успех любой деятельности в школе зависит от педагога. Поэтому хорошо понимающий современные требования к изучению мордовского языка педагог - большая находка для любой школы.

Все вы, присутствующие здесь, это очень хорошо понимаете, и я нисколько не сомневаюсь в том, что пытаетесь на практике применить свой богатейший опыт работы. Я считаю за огромную честь, оказанную мне, позволить с этой трибуны общаться с коллегами - учителями-практиками нашей Республики и города.

В настоящее время педагогическим сообществом Мордовии отмечаются большие изменения, происходящие в образовании младших школьников при изучении мордовского языка. Это связано в первую очередь с тем, что назрела необходимость не только возрождать мордовскую национальность и язык, но и принимать все меры для того, чтобы изучение языка создало возможность для изучения культуры.

Судьба национального языка, как части культуры нашей Родины, во многом зависит от учителя. От того, на сколько он проникнется пониманием, как много общего в творческом труде учителя с народными истоками.

Наши современные школьники (как городские, так и сельские), должны стать не только потребителями художественных ценностей, созданных народом, но и наследовать духовный запас поколений, нравственную силу и красоту традиций культуры и искусства, почувствовать свою связь с народом. И это может и должен сделать учитель. В личности учителя, как носителя национальной культуры, огромная сила.

Что же отличает работу по изучению мордовского языка? Естественно то, что присутствует новизна, чего не было раньше. Вы можете спросить, что явилось причиной выбора занятий эрзянским языком у меня? Это языковой материал+жизненный опыт детей в общении с языком+интерес детей к фольклору.

Сколько помню себя, мечтала с раннего детства быть учителем. А детство моё проходило в глубинке, в небольшом эрзянском селе Подлесная -Тавла Кочкуровского района. Где все говорили на родном эрзянском языке – красивом, напевном, притягивающим к себе всех, кто хоть раз услышал его.

Я очень любила напевать народные песни, надев на себя бабушкин национальный костюм, выполненный её руками.

Эрзянские песни очень красивы, мелодичны, притягивают слушателей напевностью, многоголосием.

Мечта моего детства осуществилась. Учу детей в городской школе 30 лет. Я - учитель начальных классов, наряду с основными предметами преподаю свой любимый эрзянский язык. И теперь могу на уроках воплотить все свои детские мечты.

Работая много лет в школе, я обратила внимание на то, что дети в классах со смешанным составом совершенно не знают мордовского языка, несмотря на то, что родители мокшане или эрзяне, в семьях говорят на русском языке. Дети не знают истории своей родной земли, не знают родного языка. Это навело меня на мысль научить своих ребят тому, что знаю и умею сама.

Всё началось с внеклассной работы. Первой моей методической находкой была разработка ряда внеклассных мероприятий, в которых отражены традиции и обычаи мордовского языка. Мы разыгрывали сценки, сказки, читали стихи, учились петь песни на мордовских языках, играли в национальные игры. Постепенно я создала в лицее фольклорный кружок, который выступал перед зрителями с мокшанскими, эрзянскими, русскими песнями. Таким образом, дети постепенно приобщались к сокровищнице народной культуры.

Следующим этапом приобщения моих учеников к эрзянскому языку я выбрала постоянное участие детей в конкурсах авторских стихов о Мордовии, сочинений, написанных на эрзянском языке. Успехи детей напрямую зависели от того, что к тому времени мордовский язык уже начал изучаться в начальной школе на уровне факультатива. Стало проще общаться с детьми. Они уже понимали, о чём говорят и поют. И так же, как и я, мои ребята влюбились в красивый, певучий эрзянский язык.

Изучение мордовского языка на уроках дало возможность глубже понять красоту, вникнуть в историю, культуру и особенности мордовской нации.

Опыт учителя начальных классов подсказал мне, что работа над языком пойдёт успешно через интеграцию с такими предметами, как изобразительное искусство, музыка и технология. Эта интеграция создаёт условия для воспитания эстетической воспитанности, художественно-творческого развития мышления. Это значит: понимать народные традиции как особый тип художественного творчества, приобщить к народным истокам и формировать целостно-эстетическое восприятие культуры, способность к сопереживанию, развитию художественного вкуса. Учитель должен методически эффективно применять новые знания, сведения, художественные материалы в учебно-творческой работе с учащимися; владеть методикой вариантного решения задач урока, методически эффективно решать проблемы интеграции в преподавании мордовского языка с предметами художественно-эстетического цикла с опорой на народное искусство.

На уроках музыки мы учимся отмечать особенности мордовских мелодий, знакомимся с творчеством мордовских композиторов и солистов, поём народные песни.

На уроках изобразительного искусства знакомимся с особенностями национального орнамента, цветовой гаммой, используемой в прикладном искусстве, произведениями мордовских художников.

На уроках технологии мы осваиваем элементы лепки из глины, резьбы по дереву, вышивание мордовских узоров.

Продолжая разрабатывать уроки со своими детьми и делясь опытом работы с коллегами, я пришла к мысли, что настало время использовать этот опыт, эти знания, наработанные в течение многих лет. И я с удовольствием приняла предложение стать соавтором учебника эрзянского языка (2-й год обучения в школах со смешанным составом учащихся). Работа над учебником позволила мне ещё больше раскрыть потенциал изучения родного языка.

В дальнейшем выход книги потребовал логического продолжения- работы над методическими рекомендациями к интегрированным урокам эрзянского языка.

Очень часто я делюсь опытом преподавания родного языка со своими коллегами не только в рамках лицея, но и города, республики, других регионов России. Провожу мастер- классы, выступаю на курсах усовершенствования, делюсь со всем, кому нужна моя помощь своим опытом и наработками.

Хотелось бы рассказать о тех методах и приёмах, которые я использую в своей работе при обучении эрзянскому языку. Я помню о том, что культура и традиции народа эквивалентны, но традиции в своём понимании уже. Наша Республика многонациональна, и все нации, населяющие её, живут в мире и согласии. Не случайно Гимн Республики исполняется на 3-х языках: русском, мокшанском, эрзянском. Традиции передаются также в символике. Шейная гривна «сюлгам»- символ национальной культуры, есть в Гербе нашей Республики. И национальная «розетка» - наиболее распространённый элемент мордовского узора, сохранился до сих пор.

Мы изучаем предания, легенды. А какие ценности прививаются детям при знакомстве с национальным эрзянским костюмом? «Ашо панар»- ценность чистоты, не только внешней красоты, но и внутренней, духовной.

Пословицы содержат свои моральные богатства. Есть группа пословиц, выделяющих ценность многодетных семей.

В сказках прославляется ум, красота. А как оценить огромную пользу игры? Условия игры меняются в соответствии с новым уровнем речевых знаний. Я очень часто использую в своей работе игру »Дивань паргине» (Волшебный сундучок). Каких только вариантов нет у этой игры!  

Очень часто провожу картинные диктанты на изученную тему. Показываю картинку, а дети называют по-эрзянски, как произносится название вслух, т.е. озвучивают. Таким образом, закрепляется зрительная, слуховая память, дети тренируют произношение.

Ежеурочно по программе мы вводим новые слова. Объяснение значения новых слов имеет свою специфику. Я обычно использую различный дидактический материал: это и предметы, и картинки. И запись слов на доске или плакат. С самых первых уроков надо приучать детишек к тому, чтобы они при усвоении новых слов сначала повторяли услышанное от меня. Произношу всю группу новых слов. Затем перемешиваю карточки со словами, либо картинки. И ещё раз, уже в другом порядке, проговариваю их вместе с детьми. Тем самым, активизируется внимание детей и они лучше запоминают. Для закрепления существует много приёмов: узнавание слова, выбор слова с наглядной подсказкой, выбор слова без наглядной подсказки.

Мои ребята очень любят уроки эрзянского языка, которые проводятся в кабинете с мини-музеем, это наша классная комната. Об этом говорит оформление: плакаты с прекрасными выдержками из стихов мордовских поэтов на стенах, карта Мордовии, полки с национальной литературой разных лет издания. Различные старинные предметы, домашняя утварь, собранная детьми и родителями, портреты мордовских писателей и поэтов, государственные символы Республики Мордовия, эрзянский национальный женский костюм, рукопись сказительницы С.М.Люлякиной и многое другое. Само это оформление уже настраивает на рабочий лад. На уроках на голове детей и учителя надеты «пря суре»- элементы национального костюма. Дети любят его надевать, чувствуя причастность к народным истокам. Занятия проводятся групповым методом, дети сидят по 6 человек, каждая группа имеет помощника учителя, это дети, знающие язык. Каждая группа на уроке выполняет задание коллективно. Они подбирают слова, рисунки, выбирают выступающего от всей группы. У нас есть переходящий сувенир - деревянная лошадка, вырезанная мастерами села Подлесная -Тавла.

Приобщение к народным истокам происходит посредством ознакомления с песенным творчеством современных солистов. Мы посещаем концерты ансамблей «Келу», «Умарина», «Разгуляй», «Торама», организовываем с ними творческие встречи, любуемся их стилизованными и подлинными костюмами. В результате разучиваем наиболее понравившиеся песни и исполняем их.  С творчеством художников Мордовии знакомимся в картинной галерее имени Ф.Сычкова и на передвижных выставках. А с творчеством Николая Рябова, современного художника, знакомимся по моим рассказам, фотографиям и на юбилейной выставке. С Николаем мы земляки, вместе учились. Дети с удовольствием поют в лицейском фольклорном ансамбле «Вайгельнеть» уже20 лет. А на уроках технологии мы знакомимся с мордовской национальной вышивкой.

Интеграция на уроках украшает урок, заставляет детей ненавязчиво лучше усвоить язык. Посудите сами: увидеть подлинный костюм эрзянки, затем проговорить названия всех элементов этого костюма на эрзянском языке, познакомиться с его изображением на картине Ф.Сычкова, услышать песню об этом костюме в исполнении солистов или детей, а затем ещё выполнить сувенир – аппликацию с элементами мордовского узора. Я думаю, что после такого знакомства дети надолго запомнят, о чём говорили на уроке.

Огромный процент успеха в усвоении детьми языка зависит от родителей. Они помогают во всём: и в подборе материала дл изготовления дидактических карточек, и в изготовлении костюмов, декораций. Я счастлива от того, что имею такой контакт с моими единомышленниками- родителями.

Мне посчастливилось и в том, что я имею огромную поддержку со стороны администрации лицея. А про институт образования и Министерство образования – отдельный разговор. Без этих структур было бы очень сложно строить работу. Неоценима поддержка со стороны финно-угорского центра в обеспечении наглядностью, литературой.

Ламо минь тейтяно тынк марто, вечкевикс оят! Весе. А эряви думамс, буто улить минек ютксо истят, конатне пек вадрясто маштыть тонавтомо эйкакштнэнь. Минь минсь тонавтнетяно, ды те тонавтнемась зярдояк а лотки. Мон думан, что тынь, конатне пурумиде тесэ- сехте паро ломантне, конатне вечксызь эсест эрямо таркаст, эсест эйкакштнень, минек мокшо-эрзянь кельтнень. Тынь машттадо кортамо, ёвтнеме ёввкст, морамо , тенень тонавттадо эйкакшонк. Кадык Пазось максы тенк ламо иеть эрямс, ламо чить тонавтомс минек цёрынетнень ды тейтернетнень. Уледе чумбрачисэ, вечкевикс ялгат! Вастомазонок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа продленного дня. Пасхальные традиции.

Методическая разработка внеурочного занятия для начальной школы. Возможно использование как воспитателями группы продленного дня так и учителями начальных классов для проведения тематических классны...

Проектная работа "Народные традиции - исток национальной культуры"

Работа по проекту "Народные традиции - исток национальной культуры". Проведение проектной работы с учащимися 3 класса. Цели, задачи, планирование работы с учащимися....

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Семейные традиции

Выступление на родительском собрании...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...