Группа продленного дня. Пасхальные традиции.
методическая разработка (1,2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
GPD._Pashalnye_tradicii.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
гимназия № 148 имени Сервантеса
Калининского административного района
г. Санкт-Петербурга
Учебно-методическая разработка занятия
Пасхальные традиции
Выполнила
Тимофеева Татьяна Борисовна
воспитатель группы продлённого дня
Санкт-Петербург
2009 - 2010 год
Цель
Цель работы состоит в том, чтобы создать условия для духовно-нравственного, патриотического воспитания, изучения исторического наследия своей страны, расширения кругозора.
Задачи
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Воспитательные задачи:
- воспитание любви к своей земле, к своему народу;
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.
2. Образовательные задачи:
- познакомить с историей возникновения праздника, утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского фольклора;
- обобщить знания по основным темам: “Русские народные сказки, потешки и песни”, “Узоры и орнаменты”, “Праздники народов мира”;
- закрепить и расширить умения и навыки рисования акварелью на бумаге.
3. Развивающие задачи:
- формирование художественно – эстетического вкуса;
- развитие творческой индивидуальности каждого ребёнка;
- развитие памяти и речи детей;
- активизация творческой фантазии и воображения.
4. Другие задачи:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;
- доставить детям радость, удовольствие.
Методы
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы:
- Проведение занятий по темам «Русские народные сказки», «Праздники народов мира»;
- Проведение творческих занятий по рисованию на темы «Узоры и орнаменты», «Пасхальное яйцо»;
- Посещение кружка «Народные промыслы»;
- Изучение и анализ литературы по теме «Старинные обряды и обычаи»;
- Запись аудиокассеты для занятия.
Оборудование и наглядный материал:
- выставка детских рисунков «Узоры и орнаменты»;
- выставка пасхальных открыток;
- подборка книг «Русские народные сказки»;
- “крашеные” пасхальные деревянные яйца, композиция ”пасхальное дерево”;
- аудиокассеты с записью стихов, потешек, русских народных песен.
Практическая значимость
Практическая значимость работы заключается в том, что сведения, приведённые в ней, могут быть использованы во внеклассной работе при подготовке различных занятий, докладов, сообщений на смежные темы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, подходит к концу цикл наших занятий «Я познаю мир». В течение всего учебного года мы с вами знакомились с праздниками и обычаями народов мира, заглядывали в тайны прошлого нашей Родины, учились творчески мыслить и на практике применять полученные знания. Мы провели много конкурсов и выставок ваших работ и рисунков.
Сегодня у нас опять необычное занятие.
Вы видите в классе много знакомых и не знакомых вам предметов. Все эти предметы пригодятся нам для занятия.
Но сейчас давайте посмотрим на доску. (Открыть выставку детских рисунков «Узоры и орнаменты».) Это выполненные вами узоры и орнаменты. Как они красивы и ни один не похож на другой.
На предыдущем занятии мы с вами уже говорили, что же такое узоры и орнаменты.
Вспомним рисунки к русским народным сказкам, которые мы читали.
Я сейчас вам раздам книги, внимательно рассмотрите их. (Колобок; Волк и семеро козлят; Лиса и заяц; Мужик и медведь / рассматриваются книги, где персонажи изображены в русской национальной одежде).
Где здесь мы встречаемся с орнаментами?
Дети: На домиках и одежде. (Избы: конёк крыши, наличники окон, косяки дверей. Одежда: горловина, рукав, подол, поясок и т.д.).
Воспитатель: А где же в наше время мы можем увидеть орнаменты и узоры?
Дети: На тарелках и чашках, на обоях, на домах в деревне…
Воспитатель: Отлично. Узоры и орнаменты дошли до наших дней в виде украшения на посуде, на одежде, бордюров на обоях, в виде гирлянд и т.д. Ещё мы обязательно рисуем их в этот праздник на…(Открыть экспозицию художественных плакатов и открыток «Пасхальное яйцо».)
Дети: На пасхальных яйцах.
Воспитатель: Конечно. А для чего нужны пасхальные яйца, что это такое – Пасха? (на доске модуль со словом Пасха). Пасха - это христианский религиозный праздник, который отмечает смерть и воскресение Христа.
Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Большинство старинных праздников – религиозные. Мы уже говорили с вами о Рождестве, Крещении, отмечаемых в России, и о Дне цветов или дне рождения Будды, отмечаемом в странах Азии.
У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в Пасху.
Давай перенесёмся в прошлое нашей страны и рассмотрим их.
Прослушайте стишок – закличку:
Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из – за тёмных лесов,
Из – за синих морей
Приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Воспитатель: Кого мы закликали? ( Весну )
Какие старинные праздники приносит с собой весна? (Вербное воскресенье, Пасху).
Воспитатель: Прочитаем на доске : Пасха. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "избавление". Считается, что в этот день Сын Божий Христос воскрес из мертвых.
Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все верующие в этот праздник задолго до полуночи, в светлых одеждах, собираются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются в торжественные, парадные одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест (звон колоколов) возвещает о наступлении великой минуты Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом выходят и вместе с народом обходят вокруг церкви с пением. В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем радость Светоносного Праздника.
Раньше на Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
Воспитатель: Давайте и мы с вами послушаем прекрасную музыку звона колоколов (включается аудиозапись «Пасхальный перезвон»
Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? ( Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное ).
Воспитатель: Хотя Пасха — одно из наиболее важных событий христианского календаря, она хранит древние, дохристианские обычаи и ритуалы. Видимо, когда -то в эти дни по всей Европе язычники отмечали приход весны. Из глубины веков пришел к нам обычай дарить друг другу яйца, которые издревле были символом жизни и возрождения.
Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашенное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются, их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником, берут с собой, отправляясь в гости.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые пасхальные яйца вы видите на выставке! А как вы думаете, ребята, зачем же красят или разрисовывают яйца для этого праздника?
Дети: Чтобы были красивыми и нарядными. ( самый распространённый ответ).
Воспитатель: Говорят, что эта традиция зародилась еще в Древнем Египте. Сведения о раскрашенных яйцах встречаются и в средневековых источниках. Во время поста запрещалось потребление яиц. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, а чтобы они сохранялись как можно дольше, их варили. Как проще можно было отличить вареное яйцо от сырого? Только разукрасив его!
Главные пасхальные развлечения связаны именно с праздничными яйцами. Всех не перечесть. Яйца катают с горки или по траве, кидают в друзей, бьют друг об друга острым или тупым концом, в них даже бросают монетками. Как правило, нужно сделать так, чтобы яйцо противника разбилось раньше собственного или бросить его так, чтобы оно укатилось дальше других. Все это можно увидеть в Пасху в любом европейском городе на центральной площади.
В Германии известна веселая игра. На центральной площади раскладывают 200-300 яиц на некотором расстоянии друг от друга. По сигналу участники начинают их собирать. Выигрывает тот, у кого урожай больше. Все собранные яйца участники забирают с собой. В некоторых странах жители съедают в праздничные дни около 3 млрд. яиц.
В Светлое Христово Воскресение верующие радостно приветствуют друг друга словами: “ Христос воскресе!” – и ответным : “Воистину воскресе!”
Воспитатель: Пасха – время первого весеннего гулянья на вольном воздухе: молодёжь затевала игры на лужайках, на лесных полянах. В Пасху повсюду звучала музыка. Ещё на пасху на Руси весёлые хороводы водили!
Давайте и мы так сделаем. ( Дети встают в круг и под звуки русской народной песни «На горе – то калина» начинают хоровод / включается аудиокассета ).
Воспитатель: С каким настроением вы водили этот хоровод?
Дети: С весёлым, радостным, светлым, озорным…
Воспитатель: Какие вы молодцы. Теперь тихонько садитесь на места.
Давайте подведём итоги.
Воспитатель:
- Дети, с каким праздником русского народа вы познакомились сегодня?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какие незнакомые слова вам повстречались? (Пасха, благоговейно, благовест, фимиам, трезвон ).
- Какое у вас сейчас настроение?
Давайте сейчас с этим прекрасным настроением раскрасим наши наброски пасхальных яиц, которые мы приготовили с вами на прошлом занятии.
Готовые рисунки собираются, и оформляется выставка творческих работ воспитанников.
Воспитатель:
Для следующего занятия вам предлагается новое конкурсное задание на раскрытие ваших творческих способностей и воображения.
Придумайте и нарисуйте несуществующий праздник, которого нет ни в одном календаре, но вы бы хотели, чтобы он появился. Составьте устно его описание. В описании желательно отразить следующее: название праздника; когда и где проводится; как готовятся к нему; как проходит праздник; есть ли главный атрибут (например: ёлка – главный атрибут Нового года, расписные яйца – Пасхи и т.д.). Эти вопросы я предлагаю вам для ориентировки. Проявите свою фантазию. Уверена, что вы придумаете что-то более интересное и необычное.
По завершении конкурса лучшие работы и рассказы будут, как всегда, отмечены грамотами и призами!
Желаю успеха!
Список использованных материалов
- Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.
- Книга для воспитателей детского сада. Занятия по изобразительной деятельности детей. Комарова Т.С. Издательство «Просвещение», 1991.
- Книга для учителя по воспитательной работе. Творчество в начальных классах. Перевертень Г. И. Издательство «Просвещение», 1988.
- Учебно – методическое пособие «Цветные ладошки». Лыкова И. А. Издательство «Карапуз», 2005.
- Русские народные сказки. ( Издания разных лет ).
- Подборка статей из газет и журналов (в том числе журналы «Завуч», «Начальная школа», газета «Первое сентября» ).
- Сборник русских народных песен, частушек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированный урок по духовно нравственному воспитанию и технологии: "Пасхальные традиции. Подготовка пасхальных подарков (техника декупаж)".
Данный урок является комбинированной междисциплинарной разработкой по духовно-нравственной культуре и технологии с использованием техники декупаж. Результатом урока помимо новоприобретенных знаний явл...
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя группы продленного дня. Внеклассная деятельность в группе продленного дня.
Внеклассная деятельность в группе продленного дня....
Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.
Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....
Статья на тему "Чтение вслух на занятиях в группе продленного дня как культурная традиция"
В данной статье описана роль чтения вслух в группе продленного дня для детей с тяжелыми нарушениями речи. Еще совсем недавно ценность чтения книги была неоспоримой. На сегодняшний день ситуация с чтен...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме «Русские традиции. Масленица.»
Разработка праздника Масленица для воспитателя группы продленного дня в нвчальной школе....
Творческая мастерская в группе продленного дня "Пасхальное яичко"
История праздника "Пасха". Изготовление пасхального яичка....
Конспект занятия в группе продленного дня на тему «Пасхальные традиции. Символы праздника». (4 класс)
laquo;Праздников – праздник и торжество из торжеств» называют этот светлый день.Пасха, воскресение Христово – один из самых больших христианских праздников в году. Назвать этот...