РП кубановедение 1 класс (внеурочка)
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа предназначена для 1 классов общеобразовательных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kubanovedenie_1_klass.docx | 36.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тимашевский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
им. Героя Советского Союза В.Ф.Мируна
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 31 августа 2023 года
Председатель педсовета
________________ Ж.Г. Бойко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс «Кубановедение
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся: 6,6-7,6 лет
Учитель Ильенко Анжелика Евгеньевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа предназначена для 1 классов общеобразовательных организаций и разработана в соответствии с требованиями:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).
2. ООП НОО МБОУ СОШ № 9 на 2020-2024 г. с изменениями и дополнениями.
3. Авторской программы Ерёменко Е. Н. «Кубановедение: программа для 1–4 классов общеобразовательных учреждений». Краснодар, 2014.
В связи изменением Федерального базисного учебного плана курс «Кубановедение» переводится из урочной системы во внеурочную. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.
Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:
1) на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;
2) развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;
3) воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;
4) на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.
Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
-освоение знаний об истории и культуре Кубани;
-формирование ценностных ориентаций;
-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.
Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять свое личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребенка.
«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнает об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. Общение с богатой природой края, при активизации эмоционально-чувственной сферы, должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства благодарности к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музей и т.п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребенка
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
Духовно-нравственное воспитание:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Трудовое воспитание:
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (50аблююдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Обучающиеся должны знать/понимать:
• свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
• адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
• традиции своей школы;
• улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
• основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
• основные достопримечательности родного населённого пункта;
• профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение);
Обучающиеся должны уметь:
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
• составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
• находить географические объекты на карте-схеме;
• реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
- Содержание курса
1 класс (29 часов + 4 часа «Духовные истоки Кубани»)
Введение. Мой родной край (1 час).
Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
Тематическое планирование.
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | |
Введение | 1 | Мой родной край | 1 | Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. | |
Я и моя семья | 7 | Будем знакомы! Кто я? Какой я? | 1 | Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. | |
Любимые занятия | 2 | Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. | |||
Моя семья. | 1 | Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. | |||
Обязанности и увлечения в нашей семье | 1 | Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. | |||
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. | 1 | Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. | |||
Творческий проект «Будем жить одной семьей». | 1 | Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. | |||
Я и моя школа | 6 | Наша школа. Правила поведения в школе. | 1 | Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. | |
Знакомство со школой. Традиции нашей школы | 1 | Ходить на экскурсии вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. | |||
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. | 1 | Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. | |||
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. | 2 | Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. | |||
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи» | 1 | Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. | |||
Я и мои родные места | 8 | Главный город Краснодарского края | 1 | Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. | |
Достопримечательности. | 1 | Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». | |||
Мой адрес. Улица, на которой я живу | 1 | Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. | |||
Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. | 2 | Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. | |||
Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. | 2 | Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. | |||
Исследовательский проект «Какой я житель». | 1 | Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью. | |||
Я и природа вокруг меня | 7 | Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. | 2 | Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. | |
Забота о комнатных растениях и домашних животных | 1 | Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). | |||
Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. | 2 | Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. | |||
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» | 2 | Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. | |||
Духовные истоки Кубани | 4 | Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. | 1 | Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья. Характеризовать значение слова "благословение". Понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать традиции воскресной и светской школы. Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях. Приводить примеры Святых мест Кубани. | |
Традиции казачьей семьи | 1 | ||||
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. | 1 | ||||
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. | 1 | ||||
Итого | Проект | 5 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов ____________ Ж.Г. Бойко
от 29 августа 2023 года 29 августа 2023 года
Руководитель МО
___________А.Е. Ильенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расписание уроков и внеурочки (2 класс)
Уважаемые родители!Невозможно сделать хлопОк одной рукой. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие ...
Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г
тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).
Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....
Конспекты по внеурочке 3 класс по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили".
Конспект по внеурочке "Береги природу" в рамках ФГОС 3 класс...
Рабочая программа по внеурочке для 3 класса "2 недели в лагере здоровья"
Я разбила книгу "2 недели в лагере здоровья" на 2 года: для 3 и 4 класса. Представляю программу с интенсивом и ктп пока для 3 класса....
# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс
Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...
Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)
Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...