РП кубановедение 1 класс (внеурочка)
рабочая программа (1 класс)

Ильенко Анжелика Евгеньевна

Рабочая программа предназначена для 1 классов общеобразовательных организаций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kubanovedenie_1_klass.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тимашевский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 9

им. Героя Советского Союза В.Ф.Мируна

муниципального образования Тимашевский район

                                                             

                                                                     УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол № 1

                                                                        от 31 августа 2023 года

                                                                         Председатель педсовета

________________   Ж.Г. Бойко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курс                               «Кубановедение

Срок реализации программы     1 год

Возраст обучающихся:    6,6-7,6 лет

Учитель                Ильенко Анжелика Евгеньевна

Пояснительная записка.

Рабочая программа предназначена для 1 классов общеобразовательных организаций и разработана в соответствии с требованиями:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373).

2. ООП НОО МБОУ СОШ № 9 на 2020-2024 г. с изменениями и дополнениями.

3. Авторской программы Ерёменко Е. Н. «Кубановедение: программа для 1–4 классов общеобразовательных учреждений». Краснодар, 2014.

В связи изменением Федерального базисного учебного плана курс «Кубановедение» переводится из урочной системы во внеурочную. Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в формировании у младших школьников целостной научной картины мира и понимания роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально-активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, уважительно - к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1) на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, взаимозависимости;

2) развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на основе регионального компонента;

3) воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства, способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических норм существования в среде обитания;

4) на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать удивительный мир Кубани.

Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;

 -освоение знаний об истории и культуре Кубани;

 -формирование ценностных ориентаций;

-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мироведением. Важно научить ребенка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять свое личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребенка.

 «Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнает об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков. Общение с богатой природой края, при активизации эмоционально-чувственной сферы, должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства благодарности к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музей и т.п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребенка

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;

- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:

- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;

-  об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:

- о природных, климатических условиях Краснодарского края;

-  об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;

-  на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;

- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.

Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

Духовно-нравственное воспитание:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Трудовое воспитание:

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии  с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • аргументация своей точки зрения и оценка событий;
  • формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
  • освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (50аблююдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

Обучающиеся должны знать/понимать:

•        свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;

•        адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;

•        традиции своей школы;

•        улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;

•        основные        учреждения        культуры,        образования,        бытового        обслуживания        своего населённого пункта;

•        основные достопримечательности родного населённого пункта;

•        профессии жителей своего города (села, станицы и др.);

•        основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение);

Обучающиеся должны уметь:

•        выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;

•        составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;

•        находить географические объекты на карте-схеме;

•        реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.

  1. Содержание курса

 1 класс (29 часов + 4 часа «Духовные истоки Кубани»)

Введение. Мой родной край (1 час).

Я и моя семья (7 часов).

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».

Я и моя школа (6 часов).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Я и мои родные места (8 часов).

Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Я и природа вокруг меня (7 часов).

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

 «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

   

Тематическое планирование.

Раздел

Кол-во

часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Введение

1

Мой родной край

1

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает.

Я и моя семья

7

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1

Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов.

Любимые занятия

2

Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий.

Моя семья.

1

Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх.

Обязанности и увлечения в нашей семье

1

Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье.

Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.

1

Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях.

Творческий проект «Будем жить одной семьей».

1

Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого.

Я и моя школа

6

Наша  школа. Правила поведения в школе.

1

Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе.

Знакомство со школой. Традиции нашей школы

1

Ходить на экскурсии вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях.

Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.

1

Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни.

Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.

2

Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами.

Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи»

1

Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения.

Я и мои родные места

8

Главный город Краснодарского края

1

 Слушать  рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки.

Достопримечательности.

1

Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта».

Мой адрес. Улица, на которой я живу

1

Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал.

Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.

2

Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно.

Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных.

2

Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду.

Исследовательский проект «Какой я житель».

1

Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью.

Я и природа вокруг меня

7

Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет.

2

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.

Забота о комнатных растениях и домашних животных

1

Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ).

Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края.

2

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.

Творческая мастерская «Милый сердцу уголок»

2

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту.

Духовные истоки Кубани

4

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.

1

Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья.

Характеризовать значение слова "благословение". Понятие "традиция".  Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.  Характеризовать традиции воскресной и светской школы.  Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях. Приводить примеры Святых мест Кубани.

Традиции казачьей семьи

1

Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

1

Достопримечательности.

Духовные святыни моей малой Родины.

1

Итого

Проект         

5

СОГЛАСОВАНО                                                                                       СОГЛАСОВАНО

 Протокол №1 заседания МО                                                    Заместитель директора  по УВР

 учителей начальных классов                                                    ____________ Ж.Г. Бойко

 от 29 августа 2023 года                                                                              29 августа 2023 года

  Руководитель МО    

___________А.Е. Ильенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расписание уроков и внеурочки (2 класс)

Уважаемые родители!Невозможно сделать хлопОк одной рукой. Учитель - это только одна ладошка.  И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие ...

Рабочая программа по внеурочке "Делать людям хорошее" 1-4 класс 2013 г

тематическое планирование внеурочной деятельности учащихся общественно-полезной направленности...

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....

Конспекты по внеурочке 3 класс по теме "Мы в ответе за тех, кого приручили".

Конспект по внеурочке "Береги природу"  в рамках ФГОС 3 класс...

Рабочая программа по внеурочке для 3 класса "2 недели в лагере здоровья"

Я разбила книгу "2 недели в лагере здоровья" на 2 года: для 3 и 4 класса. Представляю  программу с интенсивом и ктп пока для 3 класса....

# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс

Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)

Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...