РП кубановедение 1-4
рабочая программа
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.), на основе примерной программы по кубановедению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kubanovedenie_1-4.doc | 348 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Тимашевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
им. Героя Советского Союза В.Ф.Мируна
муниципального образования Тимашевский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 31 августа 2023 года
Председатель педсовета
________________ Ж.Г. Бойко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По КУБАНОВЕДЕНИЮ
Уровень образования (класс) НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ (1-4 классы)
Количество часов 135
Учителя Игольникова Галина Васильевна,
Ильенко Анжелика Евгеньевна,
Кожемякина Елена Владимировна
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г.), на основе примерной программы по кубановедению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
- Планируемые результаты усвоения учебного предмета.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
Гражданско-патриотическое воспитание:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
Духовно-нравственное воспитание:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Трудовое воспитание:
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (50аблююдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
1 класс
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
Обучающиеся должны знать/понимать:
• свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;
• адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;
• традиции своей школы;
• улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;
• основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;
• основные достопримечательности родного населённого пункта;
• профессии жителей своего города (села, станицы и др.);
• основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение);
Обучающиеся должны уметь:
• выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;
• составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;
• находить географические объекты на карте-схеме;
• реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.
2 класс
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений
Обучающиеся должны знать/понимать:
• особенности времён года, характерные для своей местности;
• особенности рельефа своей местности;
• названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;
• названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы;
• значение Красной книги Краснодарского края;
• особенности труда и быта земляков;
• родственные связи в семье, уклад семьи;
• герб, флаг, гимн Краснодарского края;
• кубанские песни, пословицы и поговорки;
• основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе;
• имена выдающихся людей своего района;
Обучающиеся должны уметь
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;
• рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
• различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения);
• выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.; планирования и реализации индивидуального проекта.
3 класс
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать/понимать:
- связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
- природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
- формы земной поверхности края;
- разновидности водоёмов края;
- особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
- названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
- герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
- фамилии и имена земляков - выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и рельефом местности;
- различать особо охраняемые растения и редких животных;
- ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
- объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.
Учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;
- выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;
- соблюдения правил сбора грибов в своей местности;
- правильного поведения у водоёма в разное время года;
- бережного отношения к растениям и животным.
4 класс
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать/понимать:
- природные зоны Краснодарского края;
- различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их отличительные особенности;
- природные богатства родного края и их использование человеком;
- символику Краснодарского края;
- даты важнейших событий в истории края, города (станицы, аула и др.);
- особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края;
- достопримечательности края;
- наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского края;
- особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края;
- важнейшие экологические проблемы Краснодарского края;
- заповедники и заказники, находящиеся на территории края;
- фамилии и имена выдающихся деятелей Кубани;
Обучающиеся должны уметь:
- определять местоположение Краснодарского края на карте России;
- определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
- правильно называть памятники культуры и истории края;
- исполнять гимн Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- правильного поведения во время исполнения гимнов России и Краснодарского края,
- соблюдения изученных правил безопасного поведения,
- исполнения знакомых народных песен,
- выполнения исследовательских и творческих проектов.
- Содержание учебного предмета, курса.
1 класс (29 часов + 4 часа «Духовные истоки Кубани»)
Введение. Мой родной край (1 час).
Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».
Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (30 часов+ 4 часа «Духовные истоки Кубани»)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Природа моей местности (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Населённые пункты (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Глава города (района). Населенные пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Труд и быт моих земляков (11 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя".
3 класс (30 часов + 4 часа «Духовные истоки Кубани»)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки – труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства.
4 класс (30 часов + 4 часа «Духовные истоки Кубани»)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Береги землю родимую, как мать любимую (9часов).
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоемов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Филицина. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры.
класс | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. Мой родной край Я и моя семья Я и моя школа Я и мои родные места Я и природа вокруг меня «Духовные истоки Кубани» | 29 из них: 1 7 6 8 7 +4 |
2 | Введение. Символика района (города), в котором я живу Природа моей местности Населённые пункты Труд и быт моих земляков «Духовные истоки Кубани» | 30 из них: 1 12 6 11 +4 |
3 | Введение. Изучаем родной край Нет в мире краше Родины нашей Без прошлого нет настоящего Казачьему роду нет переводу «Духовные истоки Кубани» (4 часа). | 30 из них: 1 10 9 10 +4 |
4 | Введение. Мой край на карте России Береги землю родимую, как мать любимую Земля отцов - моя земля Жизнь дана на добрые дела «Духовные истоки Кубани» (4 часа). | 30 из них: 1 9 12 8 +4 |
Перечень проектных работ.
Класс | Вид работы | Кол-во часов I четверть | Кол-во часов II четверть | Кол-во часов III четверть | Кол-во часов IV четверть |
1 | Проект | 1 «Будем жить одной семьей». | 1 «Мы такие разные, но так похожи». | 1 «Какой я житель» | 2 «Милый сердцу уголок» |
2 | Проект | 1 «Уж небо осенью дышало». | 2 «Растения и животные в природе и жизни людей». «Зимушка-зима, зима снежная была». | 3 «Где я могу проводить свободное время» «Ласточка с весною в сени к нам летит». | 2 «Труд в моей семье» «Здравствуй, лето!». |
3 | Проект | - | 2 «Нет в мире краше Родины нашей». | 2 «Без прошлого нет настоящего». | 2 «Казачьему роду нет переводу». |
4 | Проект | - | 2 «Береги землю родимую, как мать любимую». | 2 «Земля отцов – моя земля». | 3 «Жизнь дана на добрые дела». «Я как хранитель духовного наследия Кубани» |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
1 класс - 33 ч | |||||
Введение | 1 | Мой родной край | 1 | Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, в котором проживает. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Я и моя семья | 7 | Будем знакомы! Кто я? Какой я? | 1 | Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Любимые занятия | 2 | Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. | |||
Моя семья. | 1 | Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. | |||
Обязанности и увлечения в нашей семье | 1 | Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. | |||
Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. | 1 | Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. | |||
Творческий проект «Будем жить одной семьей». | 1 | Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе, анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. | |||
Я и моя школа | 6 | Наша школа. Правила поведения в школе. | 1 | Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ (спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Знакомство со школой. Традиции нашей школы | 1 | Ходить на экскурсии вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. | |||
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. | 1 | Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. | |||
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. | 2 | Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. | |||
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи» | 1 | Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. | |||
Я и мои родные места | 8 | Главный город Краснодарского края | 1 | Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Достопримечательности. | 1 | Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». | |||
Мой адрес. Улица, на которой я живу | 1 | Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. | |||
Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. | 2 | Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. | |||
Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных. | 2 | Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. | |||
Исследовательский проект «Какой я житель». | 1 | Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью. | |||
Я и природа вокруг меня | 7 | Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. | 2 | Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром. Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время экскурсии на природу. Сопоставлять своё поведение с нормами. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Забота о комнатных растениях и домашних животных | 1 | Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). | |||
Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. | 2 | Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края. | |||
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок» | 2 | Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. | |||
Духовные истоки Кубани | 4 | Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. | 1 | Выполнять заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Высказывать своё мнение о том, какой должна быть семья. Характеризовать значение слова "благословение". Понятие "традиция". Рассказывать о православных традициях в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать традиции воскресной и светской школы. Собирать материал на основе бесед с родными о духовных святынях. Приводить примеры Святых мест Кубани. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Традиции казачьей семьи | 1 | ||||
Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. | 1 | ||||
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. | 1 | ||||
Итого | Проект | 5 | |||
2 класс - 34 ч | |||||
Введение | 1 | Символика района (города), в котором я живу. | 1 | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия "малая родина". Характеризовать понятия "гимн", "флаг", "герб". Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Природа моей местности | 12 | Времена года на Кубани. | 1 | Анализировать сезонные измерения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Исследовательский проект часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | 1 | Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: "горная" и "равнинная" часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. | |||
Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоемов. | 1 | Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоемы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. | |||
Растительный мир моей местности. | 2 | Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. | |||
Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. | 1 | Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. | |||
Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. | 1 | Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. | |||
Животный мир моей местности. | 2 | Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. | |||
Красная книга Краснодарского края. | 1 | Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. | |||
Правила защитников природы | 1 | Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения таких знаков в различных общественных местах | |||
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей» | 1 | Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. | |||
Населенные пункты | 6 | Исследовательский проект часть 2: «Зимушка – зима, зима снежная была». | 1 | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населенный пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Улицы моего населенного пункта. | 1 | ||||
История образования города (района). Глава города (района). | 1 | Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. | |||
Населённые пункты Краснодарского края. | 1 | Характеризовать типы населённых пунктов: «район», «город», «станица», «село», «хутор», «аул». Классифицировать населённые пункты своего района. Находить различные типы населённых пунктов на карте своего района, называть их. | |||
Проект «Где я могу проводить свободное время» | 2 | Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. | |||
Труд и быт моих земляков | 11 | Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков | 1 | Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Особенности казачьего быта. | 2 | Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. | |||
Уклад кубанской семьи. | 1 | Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о ее традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье но плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. | |||
Ремёсла на Кубани. | 1 | Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составить рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. | |||
Труженики родной земли. | 1 | Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». | |||
Исследовательский проект часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит» Профессии и место работы членов семьи. | 1 | Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. | |||
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. | |||
Семья и семейные традиции. | 1 | Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. | |||
Творческий проект «Труд в моей семье» | 1 | Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. | |||
Исследовательский проект часть 4: «Здравствуй, лето» | 1 | Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. | |||
Духовные истоки Кубани | 4 | Родная земля. Родина. Поклонные кресты. | 1 | Уметь объяснять понятие "Родина", "малая Родина", что такое поклонный крест. Находить информацию о традициях установления поклонных крестов на Кубани, источниках духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и др. Рассказывать о том, что такое «красный угол». Подготавливать сообщения о почитаемых иконах в православных кубанских семьях и историях написания семейных икон. Высказываться на тему: «Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей». Знакомиться в ходе общения о Святых заступниках Руси. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Духовные родники жизни Религиозные традиции моих земляков | 1 | ||||
Красный угол. Икона. | 1 | ||||
"Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". | 1 | ||||
Итого | Проект | 8 | |||
3 класс - 34 ч | |||||
Введение | 1 | Изучаем родной край. | 1 | Называть свой край. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Нет в мире краше Родины нашей | 10 | Рельеф Краснодарского края: | 1 | Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. | 1 | Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края. Описывать одно из них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. | |||
Водоёмы Краснодарского края | 2 | Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план | |||
Растительный и животный мир Кубани. | 2 | Описывать растительный и животный мир с опорой на карты- схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. | |||
Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. | 1 | Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет). | |||
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. | 1 | Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». | |||
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей». | 2 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. | |||
Без прошлого нет настоящего | 9 | Прошлое и настоящее. «Лента времени». | 1 | Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Древние города | 1 | Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. | |||
История на карте. Переселение казаков на Кубань | 2 | Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника. Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания своего населённого пункта. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. | |||
С верою в сердце. | 1 | Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений,. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). | |||
Символика Краснодарского края. История и современность. | 1 | Анализировать исторические факты, предметы, традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. | |||
Добрые соседи. Майкоп – столица Республики Адыгея. | 1 | Осознать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа. | |||
Проектная работа «Без прошлого нет настоящего». | 2 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. | |||
Казачьему роду нет переводу | 10 | Твоя родословная. История твоей семьи. | 1 | Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Ты и твоё имя, имена в твоей семье. | 1 | Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. | |||
Из истории кубанских фамилий. | 1 | Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |||
Семейные ценности. Мама. | 1 | Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. | |||
Твои земляки - труженики. | 1 | Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку о культурных растениях. | |||
Кубанские умельцы. | 1 | Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. | |||
Народные обычаи и традиции. | 1 | Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |||
Казачий фольклор. | 1 | Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |||
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу». | 2 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. | |||
Духовные истоки Кубани | 4 | Святые источники Кубани. | 1 | Объяснять духовный смысл православных праздников. Участвовать в обсуждении значения крещения, крещенских традиций. Находить информацию об истории возникновения святых источников, умение определять на карте святых источников края. Характеризовать устройство храма и его значение, особенности архитектуры, иконостас, храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты). Подготавливать устную информации о том, что такое именины, день небесного покровителя. Рассказать о традиции имя наречения в своей семье. Понимание важности материнского труда, уважительное отношение к нему. Анализировать жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. | 1 | ||||
Именины. | 1 | ||||
Подвиг материнства. | 1 | ||||
Итого | Проект | 6 | |||
4 класс - 34 ч | |||||
Введение | 1 | Мой край на карте России | 1 | Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей страны. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Береги землю родимую, как мать любимую | 9 | Природные зоны Краснодарского края | 1 | Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Заповедники. Заказники. Школьные лесничества. | 1 | Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. | |||
Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоемов. | 1 | Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. | |||
Типы почв. Защита и охрана почв. | 1 | Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. | |||
Полезные ископаемые края, их использование. | 1 | Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. | |||
Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России | 2 | Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к ним. | |||
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую» | 2 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. | |||
Земля отцов – моя земля | 12 | Как изучают историю Кубани: исторические источники | 1 | Исследовать и характеризовать исторические источники. Объяснять понятия «вещественные исторические источники», приводить примеры таких источников. Рассказвать о работе археологов, понимать значение археологических исследований для исторической науки. Называть наиболее известные археологические раскопки на территории края. представлять современные вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох | 1 | Анализировать архитектурный объект с точки зрения вещественного исторического источника. Показывать на карте значимые в истории края объекты: стоянку древнего человека (п.Ильский), меотское городище (ст.Елизаветинская), выставочный комплекс «Атамань» (ст.Тамань). описывать и сравнивать жилища людей разных эпох | |||
Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. | 1 | Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя различные исторические источники. Характеризовать понятие «административный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. | |||
Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. | 2 | Знать историю образования Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им.Е.Д.Фелицина. Составлять рассказ о залах и экспозициях музея. Сопоставлять предметы быта различных эпох. Анализировать одежду наших предков, сопоставлять отдельные её части с современными элементами. Анализировать различные национальные костюмы, определяя черты их сходства и различия. Делать записи в альбоме «Моя родословная». | |||
Народные ремёсла и промыслы на Кубани. | 1 | Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. | |||
Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках | 1 | Исследовать и характеризовать письменные исторические источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. | |||
Символика Краснодарского края: гербы городов и районов | 1 | Анализировать символические изображения. Понимать значение символов, изображенных на гербах городов и районов Краснодарского края. знать и описывать герб своего района (города). | |||
Устная история родного края. | 1 | Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в устном народном творчестве. | |||
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. | 1 | Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. | |||
Проектная работа «Земля отцов – моя земля». | 2 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать произведения живописи | |||
Жизнь дана на добрые дела | 8 | Просветители земли кубанской. | 1 | Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Защитники Отечества. | 1 | Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков. | |||
Труженики полей. | 1 | Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учёных-селекционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. | |||
Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны. | 2 | Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» . | |||
Ты – наследник земли. | 1 | Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живешь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. | |||
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела». | 2 | Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать | |||
Духовные истоки Кубани | 4 | Библия. Библиотеки. | 1 | Участвовать в обсуждении истории возникновения библиотек при храмах и монастырях. Характеризовать православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных, талантливых земляков. Уметь описывать духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Находить информацию о литературном музее г. Краснодара – сокровищнице старинных духовных и исторических книг. | Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, трудовое |
Культурное наследие Кубани. | 1 | ||||
Музеи – хранители материальной и духовной культуры | 1 | ||||
Проектная работа «Я как хранитель духовного наследия Кубани» 10 заповедей. | 1 | ||||
Итого | Проект | 7 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол №1 заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей начальных классов _________ Ж.Г. Бойко
от 29 августа 2023 года 29 августа 2023 года
Руководитель МО
___________А.Е. Ильенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
# кубановедение Преподавание кубановедения в начальной школе с использованием современных образовательных технологий. Опыт работы.
Опыт работы....
Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.
В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят мла...
#кубановедение#Проектная работа на уроках кубановедения в начальной школе
В материале расмотрен алгоритм работы над проектами...
#кубановедение#Презентация к уроку кубановедения на тему: "Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем"
Презентация содержит фотоматериал костюмов наших предков....
# кубановедение# КТП по кубановедению 3 класс
Планирование разработано на основе ФГОС начального образования с изменениями 2017 года...
Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)
Кубановедение. Учебно-методическое пособие к учебнику М.В.Мирук "Кубановедение. 3 класс" (Разработки уроков)...
# Кубановедение. Методические разработки по кубановедению.
Данные разработки помогут учителям начальных классов в проведении уроков и классных часов по кубановедению....