Материалы по кубановедению- конспекты отдельных уроков кубановедения в начальной школе и презентации.
методическая разработка (2, 3 класс) на тему

Светлана Анатольевна Стороженко

 В представленных материалах имеются планы уроков и презентации по Кубановедению. Темы взяты из разных классов начальной школы. Материалы планов урока и презентаций в доступной форме знакомят младших школьников с Краснодарским краем, его людьми, растериями, животным миром и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по кубановедению 3 класс

(технология деятельностного метода)

тема: Водоёмы Краснодарского края.

Цель урока: 1.Сформировать знание о водоёмах Краснодарского края.

2.Формировать умение работать с различными источниками информации.

3.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

4.Воспитывать  умение работать в малой группе, воспитывать любовь и бережное отношение к Краснодарскому краю.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, мультимедиа, физическая и контурная карта Краснодарского края, физическая карта Горячего Ключа, раздаточный материал (кластеры, таблица для самостоятельной работы, таблица рефлексии)

Ход урока:

1. Мотивация к учению:

(Включается видеофрагмент с видом Земли из космоса, с музыкальным сопровождением.)

- Такой видят космонавты Землю из космоса. Удивительная, голубая планета!

- Почему удивительная?

(ответы детей)

- Вам важно знать о своей планете больше?

(ответы детей)

- Вы хотите узнавать и открывать новое, неизвестное о планете?

(ответы детей)

- А о какой части планеты мы узнаём на уроках кубановедения?

(ответы детей)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

- Подумайте, почему планета – голубая?

(дети, рассматривая глобус, приходят к выводу, что планета - голубая, потому, что большая часть – вода)

- У вас на столах лежат кластеры о водоёмах, посоветуйтесь в парах и заполните кластер

(проверка кластеров)

- А теперь объединитесь в группы и постарайтесь назвать как можно больше водоёмов Краснодарского края и подготовить небольшое сообщение о них.

(ответы детей)

3. Выявление места и причины затруднения

 - Возникло ли у вас где-то затруднение?

(да, возникло)

- Где именно.

(- смогли написать только несколько рек и озёр,

- что мало знаем о водоёмах

- не можем подготовить сообщения)

- Какая же будет тема нашего урока?

(водоёмы Краснодарского края.)

 - Какая цель урока?

(узнать больше о водоёмах Краснодарского края.)

- Да, сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах, о водных ресурсах Краснодарского края.

- Найдите в словаре понятие ресурс.

(ребята берут различные толковые словари, которые находятся в классе в достаточном количестве, самостоятельно разбиваются на группы и находят значение данного учителем слова, но зачитывают только в том случае, если объяснение значения в данном словаре расходится с зачитанным ранее толкованием)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Как будем выходить из затруднения?

(надо наметить план)

- Построим план выхода.

(дети предлагают разбиться на группы: исследователи морей, исследователи озёр, исследователи рек)

- Группа исследователи морей работают с Интернет-ресурсом.

- Группа исследователи озёр работают с дополнительной литературой – набор открыток – «Озёра Краснодарского края»

- Группа исследователей рек работают с учебником

5. Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи.

(дети работают по плану, делают сообщения, сообщения иллюстрируются презентацией, остальные группы при прослушивании делают пометки на контурных картах, задают вопросы.)

Чёрное море - Средиземное море Атлантического океана. Омывает Краснодарский край от мыса Тузла до реки Псоу на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Чёрное море с Азовским морем. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией. Площадь 422 тыс. кв. км. Наибольшая глубина 2245 м. Относится к числу теплых, летом температура, достигает +28°, а зимой в центральной, части не превышает +6°С. В пределах края в Чёрное море впадает около 200 рек. На глубине 150 - 200 м вода содержит сероводород, концентрация которого у дна достигает 11-14 мг/л. Животный и растительный мир. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли.

Азовское море омывает берега территории Краснодарского края на северо-западе. Площадь 38 тыс. кв. км, ширина - 175 км, глубина 7 - 14 м. Воду Азовского моря опресняют Дон, Кубань, Челбас, Ея и др. степные реки. В ней мало солей, поэтому море легко замерзает. Мелководность, хорошая прогреваемость вод, а также низкая соленость создают благоприятные условия для развития растительных и животных организмов, служащих кормом для разных видов рыб (сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые).

Озёра - Всего в нашем крае 204 озера. Самые большие из них - Абрау, Ханское, Чембурское, Кардывач.

Голубицкое озеро – памятник природы. Расположено на побережье Азовского моря около ст. Голубицкой. Это небольшая морская лагуна длиной около 600 м и глубиной до 2 м. Отделено от моря песчано–ракушечной пересыпью. При сильных морских ветрах штормовые волны перекатываются через пересыпь, пополняя лагуну морской водой. Почти все дно озера покрыто лечебной грязью, содержащей бром, йод.

Озеро Солёное глубиной - 10 см. Летом вода исчезает, а высохшая поверхность окрашивается то розовым, то голубым цветом. Это корка поваренной соли. Но если по ней пройти, то тотчас провалишься в полуметровый пласт целебной грязи. После дождя или шторма в Черном море озеро Соленое пополняется водой.

Реки.

Пшада – горная река в юго–западной части края. Истоки – близ горы Пшада.

Русло реки изобилует валунами, встречаются водопады. Наиболее высокий и живописный – Пшадский водопад.

Мзамта, типичная горная река (в переводе с черкесского - “Бешеная”), самая крупная из рек Черноморского побережья. Питают Мзымту ледники, снег, дожди, родники. Энергия воды Мзымты используется Краснополянский ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией г. Сочи.

Река Псоу зарождается на высокогорном хребте западнее горы Агепста, впадает в Черное море в 8 км от Адлера. Типичная горная река с быстрым течением, чистой водой и живописной долиной.

Белая – горная река, берет начало у снеговых вершин Фишт и Оштен. В горах превращается в бурный пенящийся белый поток, с чем, вероятно, связано название. Впадает в Краснодарское водохранилище около ст. Васюринской. На Белой построены две ГЭС (Майкопская и Белореченская). Зимой река Белая замерзает на 1 – 2 месяца. На реке расположены два города – Майкоп и Белореченск. 

Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа. На западном склоне Эльбруса, началом реки считается место слияния рек Уллукам и Учкулам, вытекающих из под ледников. Длина ее около 700км. Основные притоки Кубани - Белая, Пшиш, Уруп, Лаба, Псекупс, Афипс.

6. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону

(дети в парах заполняют таблицу, продолжив предложения)

Наибольшая глубина Чёрного моря

На глубине 150-200 м Чёрного моря содержится

Глубина Азовского моря

Керченский пролив соединяет

Всего озёр в крае

Одно из самых больших озёр

Самое мелкое озеро

Две ГЭС построены на реке

Псекупс – приток реки

Мзымта в переводе с черкесского

(дети сравнивают свои ответы с презентацией эталона)

- Все воды, как и земли, прекрасны. Тихие пруды и озера, заводи и речки, ласкают взоры и умиротворяют душу, несут нам живительную прохладу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветье неба, сверкание звезд и сияние Луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчании ручья, в мерных всплесках моря и штормовом гуле океана чудится музыка планеты.

 - Что должны понимать люди всей земли и нашего края в том числе?

(вода это наше богатство, её надо беречь, она может таить в себе опасность)

(дети выводят правила охраны и поведения вблизи водоёмов)

7. Рефлексия учебной деятельности.

Баллы

Насколько мне было сложно

Насколько мне было интересно

Как активно я работал

Как отнеслись к моим идеям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кто из ребят высказывал наиболее интересные версии

Вопрос к учителю

8.Домашнее задание

- Побеседовать с родственниками, найти литературу, вспомнить свои впечатления и наблюдения и подготовить рассказ о реке Псекупс на 3-5 минут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древние города Горгиппия и Гермонасса

Слайд 2

Горгиппия – археологический памятник федерального значения. Находки из этого центра античной цивилизации возникший в результате освоения греками Северного Причерноморья, находятся в различных музеях всего мира от Германии и Франции до Югославии и Японии. Святилище Диметры – богини плодородия, монументальные здания и сооуружения , раскопаны дома практически не поврежденные площадь их достигает 100 м2 .

Слайд 3

Горгиппия был очень развитым городом, здесь стадион, гончарные мастерские и винодельческие погреба. Дома сделаны из плотно составленных камней с вырубленными в скалах подвалами. Горгиппия вместе с Боспором во II в до н. э. вошла в состав Понтийской державы. Она оказалась в числе трех городов Боспора , где разрешено было выпускать серебряные монеты.

Слайд 4

Жители Горгиппии успешно занимались виноделием. Готовое вино хранили и перевозили в амфорах. Качество местного вина ничем не уступало греческому, поэтому ввоз вина из Греции сократился. Город погиб после 238 года в сильнейшем пожаре. Сгорели все дома, рухнули деревянные перекрытия, разбились амфоры и пифосы, наполненные зерном, рыбой, вином, маслом, хранившиеся в подвалах. Опасность в город пришла внезапно, и жители не успели вынести имущество из домов. В некоторых подвалах рассыпаны сотни монет, за которыми никто уже не вернулся. Жители города были уведены завоевателями. И хотя вскоре жизнь в окрестностях Горгиппии возродилась, город так и не достиг своего былого величия.

Слайд 5

История Горгиппии заканчивается в 70-е годы IV века, когда город и селения были полностью уничтожены кочевниками-гуннами, прошедшими с огнём и мечом через все боспорские города.

Слайд 6

Среди многочисленных памятников Таманского полуострова особое место занимает городище Гермонасса-Тмутаракань .

Слайд 7

Гермонасса , древний греко-синдский город на Таманском полуострове, возникший в 6 в. и входивший в состав Боспорского государства. Гермонасса была расположена на месте современной станицы Тамань и являлась вторым по значению богатым городом на восточном берегу Боспора .

Слайд 8

Городище Гермонасса-Тмутаракань – единственное, жизнь которого прослеживается на протяжении двух тысяч лет. Здесь звучала иранская, греческая, турецкая, еврейская, славянская, итальянская речь. В первой половине шестого века до нашей эры здесь обосновалась греческая колония. Гермонасса , основанная греками, входила в состав Боспорского царства, потом, после нашествия гуннов, стала частью Византийской империи .

Слайд 9

В седьмом веке это уже один из городов Хазарского каганата. Город назывался Самкерц . В X-XII вв. город принадлежал Киевской Руси и назывался Тмутаракань. Позднее город был разорен половцами.

Слайд 10

В XIII-XIV веках городом Матлукой владеют золотоордынские ханы, а после – черкесско-адыгские князья. В пятнадцатом веке здесь уже хозяйничают генуэзцы, называющие эти места Матрегой . С шестнадцатого века городом владеют турки, тогда же и появляется название Таман . Согласно «Манифесту» Екатерины II от 8 апреля 1792 года Тамань «на вечные времена» вошла в состав России.

Слайд 11

Главная особенность этого памятника – мощность культурного слоя, достигающая местами 12-15 метров. Археологическими исследованиями установлено время основания города: первая половина VI века до н. э. В 1978 году городище объявлено заповедником. Здесь ежегодно проводятся охранно-спасательные археологические работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П О З Н А В А Т Е Л Ь Н А Я И Г Р А "РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ!"

Слайд 2

Ц Е Л Ь У Р О К А Активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний о Краснодарском крае. Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность. Воспитывать личность, способную любить родной край, его природу; воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку .

Слайд 3

«Радетели земли кубанской» 1). Назовите год переселения казаков – запорожцев на «дарованную землю». 2). В каком году была основана столица – «войсковой град» ….? 3). Как эти исторические события связаны с именами атамана Захария Чепеги и войскового судьи Антона Головатого? 4). Кого в крае благодарные земляки называют «кубанским Третьяковым»? 5).Назовите фамилию писателя – краеведа, автора книги «Радетели земли кубанской». Р А У Н Д 1.

Слайд 4

Р А У Н Д 2. 1). Почему Кубань называют житницей России? 2). Назовите ведущие сельскохозяйственные культуры края. 3). Кого на Кубани называют «хлебным батькой»? 4). И. Варавва написал стихотворение, посвященное Василию Степановичу Пустовойту: «Жаворонок в небе над простором вьется, На душе привольно, тихо и светло. Каждый из подсолнухов – огненное солнце, щедро дарит людям жаркое тепло.» Почему? 5). Расскажи об одной из культур, выращиваемой в крае. «Волшебники родных полей»

Слайд 5

Р А У Н Д 3. «Отчизны славные сыны» 1). Назовите фамилии космонавтов – наших земляков. 2). Почему Василий Иванович Головченко дважды награжден двумя золотыми звездами героя Советского Союза? 3). О каких замечательных людях Кубани вы можете рассказать? 4). О каком городе эти слова:»Тогда лишь становится город героем, когда стал героем солдат»? 5). Что вы знаете о подвиге братьев Степановых, братьев Шхалаховых?

Слайд 6

Р А У Н Д 4. «Красная книга Кубани» 4). Растения Краснодарского края, внесенные в Красную Книгу. 3) Птицы нашего края, внесенные в Красную Книгу. 2). Назвать крупных животных, обитающих в Кавказском государственном биосферном заповеднике. 5). Каких вредителей полей, садов и огородов вы можете назвать? 1). В каких природных зонах расположен Краснодарский край?

Слайд 7

1). Какие лекарственные травы нашего края помогут тебе избавиться от кашля? 2). Лист какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых? 3). Из листьев этого растения извлекают эфирные масла, которые используют в медицине. Из ветвей этого дерева изготавливают веники для бани. Веники – то целебные! Растет это растение в Краснодарском крае. 4) Весной организм человека истощается. Ему не хватает витаминов. Чай из каких лекарственных растений наших лесов восполнит силы? 5). «Жгучая крапива родится, да в щах пригодится». Почему так говорят в народе? Объясните. Р А У Н Д 5. «Высокие травы – муравы, растете вы, травы, на славу !»

Слайд 8

Р А У Н Д 6. Певцы земли кубанской» 1). Какие поэты воспевают красоту и неповторимость Кубани? 2). Каких кубанских композиторов вы знаете? 3). Как называется кубанский народный хор ст. Голубицкой? 4). Назвать веселые казачьи песни. 5. Чем пословица отличается от поговорки? Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для работы в МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Данные материалы выбраны, как самые действенные и удачные....

Методические материалы для учителя "Уроки информатики" в начальной школе

Уроки информатики в начальной школе. Методические материалы....

Урок кубановедения ТЕМА УРОКА: Кубанские умельцы

ТЕМА УРОКА:    Кубанские  умельцы                                 ...

Конспект урока кубановедения. Тема урока: "Наша школа"

Урок открытого знания  построен в соответствии с требованиями ФГОС. Учащиеся получат представление о современной кубанской школе, научатся работать с различной информацией, формировать выводы....

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе»

Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе» (я - методист. 2016г.)...

Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» для учащихся начальной школы составлен в соответствии с программами по теме :"Свойства воды".

Контрольно-измерительные материалы (тест) по курсу "Окружающий мир" составлен для учащихия начальной школы по теме:"Свойства воды".  Файлы расположены в порядке:вопрос- ответ....