РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык (ханты)»
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по хантыйскому языку в 2-4 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана на примерной основе для смешанных по национальному составу контингентом обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_2023.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  Протокол № __

 от «___» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

___________________Е.А.Кузьмин

Приказ № ____

от « __  » августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родной язык( ханты)»

для обучающихся 2 и 4 классов с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

на 2023/2024 учебный год

Составитель: Неттина Татьяна Геннадьевна

Учитель

     

Пояснительная записка.

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО (валиант 1)  казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Ларьякская школа-интернат  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»)  разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5) от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;

Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 (далее - Стандарт);

Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 «ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026 (далее - ФАООП УО);

Санитарно-эпидемиологических         правил         и         норм:         СП         2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

локальными актами КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».  Вступает в силу с 01.09.2023г. 

Рабочая программа по хантыйскому языку в 2-4 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана на примерной основе для смешанных по национальному составу контингентом обучающихся с ОВЗ.

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа подготовлена для учащихся, не владеющих и владеющих хантыйским  языком. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно-деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями хантыйского народа, осознают  собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Цели и задачи обучения:

пробудить у детей интерес и стремление к общению на хантыйском  языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

воспитывать детей в духе уважения к хантыйскому народу, его истории и культуре;

научить школьников воспринимать и понимать хантыйскую  речь на слух, говорить и читать по-хантыйски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой;

формировать у детей навыки коммуникативного общения с учетом программного речевого материала;

ознакомить учащихся с устно-поэтическим творчеством хантыйского народа, с его традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством, культурой.

Программа опирается на принципы:

-коммуникативной насыщенности (язык будет усваиваться тем лучше, чем больше будет общения на этом языке);

-переход от аудирования к письму (в начальном периоде нужно научиться понимаю речи (слушание, аудирование) и говорению, а потом уже к чтению и письму)

-комбинированного подхода к построению урока – слушание, чтение, письмо (дети на одном и том же уроке слушают, спрашивают, разговаривают, рассказывают, а также читают и пишут);

           -применения лексико-грамматических аналогов родного языка детей

      Языковой материал доводится до понимания учеников через применение разговорных и произносительных упражнений. Характерными особенностями чтения являются прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и запоминание содержания для последующего пересказа. Необходимо соблюдать интонации повествовательного, вопросительного и восклицательного предложений. Задачи письма определяются выработкой таких умений и навыков, как :

 -списывание с печатного текста с дополнительными заданиями;

 -выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений;

 -письмо по памяти;

 -письмо под диктовку.

Место предмета в учебном плане:

Программа рассчитана на проведение занятий в 2-4 классах - 1 час в неделю (34 часа в год), 5-6 классы – 1 час в неделю (34 часа в год). Обучение начинается с устного курса, затем дети должны научиться   выполнять различные   задания, составлять и переводить тексты, задавать вопросы, вести беседу.

Планируемые результаты изучения курса

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения.  

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние хантыйского  народа — хантыйский язык;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);  
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям;
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с  учебными пособиями;
  • пользоваться словарями и справочным материалом;
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку по плану;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить простейшие для партнёра высказывания;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

- усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для  обучения;

- правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания, и предложения хантыйского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

- понимать речь учителя, детей  в объёме программы;

- уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

- называть своё имя и спрашивать имена других, понимать обращённую к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала;

- давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность;

- рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

- составлять из2-3предложения по вопросам учителя или по картинке;

- усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества Хантыйского народа: песенки, считалки, загадки, сказку и воспроизводить их наизусть.

В области говорения:

*Уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре;

*уметь задать  вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения;

*кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку;

В области аудирования (произношения ):

*понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов;

*воспроизвести наизусть изученные произведения детского фольклора.

В области письма:

*списывать тексты с различными видами заданий. 

Тематическое планирование по учебному курсу

                                                                      «Хантыйский язык»

№ п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во часов

1

Введение

3

3

2

Семья

3

1

4

2

8

3

Мои игрушки

3

2

1

4

Осень

4

4

5

Человек

1

1

2

6

Счет

2

6

7

Продукты

1

1

1

2

1

8

Посуда

1

9

Зима

2

10

Одежда ваховских ханты

5

11

Животные нашего края

5

12

Столица Югры

2

13

Повторение за год

2

        Итого:34 ч.

Разделы рабочей учебной программы

Страницы

I. Паспорт программы

II. Пояснительная записка

III. Содержание программы учебного курса. Тематический план.

IV. Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы.

V. Календарно-тематическое планирование

VI. Учебно - методические средства обучения

Приложение

 

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа учебного курса: Родной язык(ханты)  2- 4 класс  

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана

Категория обучающихся

Обучающиеся 3-4 класса КОУ «Ларьякская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34 часа

Форма организации учебной деятельности

Очная

в образовательной организации

Режим занятий

1 час в неделю

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ урока

Наименование раздела Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Формы организации учебно-познавательной

деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы содержания урока

Коррекционные цели

Введение

3

                                                    1 четверть

1

Приветствие.

1

8.09

Комбинированный

Знать правила поведения в школе

Уметь анализировать свои поступки и поведение в школе

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

2

Знакомство с учителем.

1

15.09

Комбинированный

Знать имя и отчество учителя

Уметь его называть по имени и  отчеству

Развитие памяти

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

3

Знакомство друг с другом.

1

22.09

Комбинированный

Знать имена одноклассников

Уметь их назвать по имени на хантыйском языке

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Семья

3 ч

4

Члены семьи.

1

29.09

Комбинированный

Знать членов семьи

Уметь их называть их на хантыйском языке

Развитие памяти

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

5

Занятия и увлечения членов семьи.

1

6.10

Комбинированный

Знать чем занимаются их члены семьи

Уметь их называть их на хантыйском языке

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

6

Закрепление пройденного.

1

13.10

Закрепление и обобщение знаний

Знать чем занимаются их члены семьи

Уметь их называть  на хантыйском языке

Развитие памяти

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Мои игрушки

3 ч

7

Мои любимые игрушки.

1

20.10

Комбинированный

Знать любимые игрушки

Уметь их называть их на хантыйском языке

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

8

Мы играем.

1

27.10

Комбинированный

Знать национальные игрушки

Уметь играть с любимыми игрушками

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

9

Наш класс.

1

3.11

Комбинированный

Знать своих одноклассников

Уметь с ними общаться, называть их имена, фамилии

Осень.

4 ч

                      2 четверть

10

Осень. Приметы осени.

1

10.11

Комбинированный

Знать приметы осени

Уметь рассказать о приметах осени на хантыйском языке ( построить 1-2 предложения)

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

11

Названия цветов.

1

17.11

Комбинированный

Знать цвета

Уметь определять цвета на определенных примерах

Развитие памяти

12

Я рисую осень.

1

24.11

Урок-рисования

Уметь рассказать об осени

13

Дары природы. Их свойства.

1

1.12

Комбинированный

Знать какие дары у осени

Уметь рассказать о дарах осени

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Человек

1 ч

14

Части тела.

1

8.12

Комбинированный

Знать части тела человека (лексика по теме)

Уметь называть части тело человека

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Счет

2 ч

        

15

Считаем до десяти.

1

15.12

Комбинированный

Знать счет до десяти

Уметь считать до десяти

Развитие памяти

16

Считалки.

1

22.12

Комбинированный

Знать хантыйские считалки

Уметь их читать на хантыйском языке

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

3 четверть

Продукты

1 ч

17

Названия продуктов.

1

2.02

Комбинированный

Знать названия продуктов

Уметь их называть , читать

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Посуда

1 ч

18

Названия посуды.

1

9.02

Комбинированный

Знать названия хантыйской посуды

Уметь их называть по предметным картинкам

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Зима

2 ч

        

19

Пришла зима.

1

16.02

Комбинированный

Знать приметы осени и зимы

Уметь отличать зиму от осени

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

20

Приметы зимы.

1

1.03

Комбинированный

Знать приметы зимы, зимние месяцы

Уметь словесно изобразить зиму

Одежда ваховских ханты

5 ч

21

Названия одежды.

1

15.03

Комбинированный

Знать названия   одежды

Уметь их называть на хантыйском языке

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

22

Названия обуви.

1

22.03

Комбинированный

Знать названия хантыйской обуви

Уметь их отличать от другой обуви

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

4 четверть

23

Зимняя одежда.

1

29.03

Комбинированный

Знать названия зимней одежды

Уметь отличить их от другой одежды других народав

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

24

Летняя одежда.

1

5.04

Комбинированный

Знать летнюю одежду

Уметь отличить их от другой одежды других народав

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

25

Закрепление пройденного.

1

12.04

Закрепление и обобщение знаний

Знать названия зимней одежды; обуви, летней одежды

Уметь называть все названия одежды и обуви

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Животные нашего края

5 ч

26

Домашние животные.

1

19.04

Комбинированный

Знать названия домашних животных

Уметь называть домашних животных

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

27

Детеныши домашних животных.

1

26.04

Комбинированный

Знать названия детенышей животных

Уметь называть детенышей домашних животных

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

28

Дикие животные.

1

3.05

Комбинированный

Знать  диких животных

Уметь называть детенышей дикихживотных

29

Детеныши диких животных.

1

17.05

Комбинированный

Знать названия детеныней диких

животных

Уметь называть детенышей диких животных

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

30

Птицы.

1

24.05

Комбинированный

Знать птиц обитающих в нашем крае

Уметь называть птиц обитающих в нашем крае

Столица Югры.

2 ч

31

Ханты-Мансийск – столица Югры.

1

31.05

Комбинированный

Знать название столицы нашего округа

Уметь применить знания на практике

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

32

Экскурсия по родному краю.

1

20.05

22.05

27.05

Доп.

даты

Урок-экскурсия

Уметь применить свои знания на практике

Знать пройденный материал. Уметь применить его на практике

33

Повторение пройденного за год.

1

Закрепление и обобщение знаний

Знать пройденный материал

Уметь применить его на практике

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

34

Повторение пройденного за год.

1

Закрепление и обобщение знаний

Уметь применить его на практике

Уметь применить его на практике

Фронтальная, групповая,

индивидуальная

Обобщающий урок

Уметь обобщить пройденный материал

Уметь применить его на практике

Итого 34 ч.

 Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя:

  1. Программа по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Спецкурс. Составитель В.И.Сподина, Ханты-Мансийск, 1992.
  2. Соколова З.П. к проблеме этногенеза обских угров и селькупов. -//Этногенез народов Севера, М., 1987.
  3. Чернецов В.Н. Очерк этногенеза обских угров // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.-Л., 1941.
  4. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1984.
  5. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993.
  6. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992, с.6
  7. Мифы, предания, сказки хантов и манси, М., 1972.
  8. Шешкин П.И., Шабалдина И.Д. Мансийские орнаменты, СПб, 1993.
  9. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972.
  10.  Брэм А. Жизнь животных. М., 1992.
  11.  Луина Н.В. Формирование материальной культуры хантов.
  12.  Молданова Т.А. Стилизованные изображения в орнаменте хантов р.Казым.
  13.  Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов.
  14.  Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок, №47, №3, №5, №16, №17
  15.  Райшев Г. Хантыйские легенды, Свердловск, 1991.
  16.  Лукина Н.В. Пища восточных хантов // Обские Угры. М., 1991.
  17.  Слинкина Г., Чучелина Т., Как щука себе голову сделала // ж. Югра, 1992.
  18.  Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. Вена, 1993.
  19.  Айпин Е.Д. В тени старого кедра. – Свердловск, 1986.
  20.  Бардин Г. Боль и беды земли…
  21.  Кузнецова М.А., Резников А.С. сказание о лекарственных растениях. –М., 1992.
  22. Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности.
  23.  Соколова З.П. Путешествие в Югру.
  24. Чернецов В.Н. Исчезнувшее искусство //СЭ, 1964.
  25.  Чернецов В.Н. Вогульские сказки, Л., 1935.
  26.  Сурин С. Дом в представленных шурышкарских хантов // Югра, 1992.
  27.  Гарин Н. Чум //СП, 1991.
  28.  Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М. гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Сб.1.

Литература для учащихся:

  1. М.А.Прасина Дидактический материал по краеведению ХМАО: Пособие для уч-ся 1-4 кл. общеобраз. Учрежд. – Спб.: филиал изд-а «Просвещение», 2005. – 32 карт: ил
  2. Учебник «Хантыйский язык», Л.М.Хромова;
  3. Букварь. Н.И. Терешин, Р.Ф.Меркулова, Т.Ф.Каткалева
  4. М.А.Прасина Картинный словарь хантыйского языка (ваховский диалект): Пособие для уч-ся нач. Кл. – Спб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002.
  5. Т.К.Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Богорлаева, Л.Н.Нечаева Мы – дети природы. Рабочая тетрадь по краеведению. 1 класс. – Ханты-Мансийск:ГУИПП «Полиграфист», 2000
  6. Н.И.Ишуткин Мир диких зверей. Книжка-раскраска для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Рузаевка, ОАО «Типография «Рузаевский печатник», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык" 4 класс

Программа по учебному предмету «Родной язык» составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государствен...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для учащегося 3 класса с ОВЗ (ЗПР) разработана в соответствии с рекомендациями ТПМПК, с правовыми и нормативны...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 1 класса.

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 2 класса

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 3 класса

Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык" 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Родной язык( ханты)» для обучающихся 5 и 6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1

Рабочая программа по хантыйскому языку в 5-6 классах разработана Ученым советом государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации...