Рабочая программа по курсу "Казачьи игры"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа рассказывает о различных играх казаков и включает их краткое описание. Все компоненты программы соответствуют требования ФГОС и применимы в практике работы с казачьими классами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachi_igry_rp.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2021года протокол №1
Исполняющий обязанности директора
МАОУ СОШ № 18 с УИОП
____________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивное направление
«Казачьи игры»
Начальное общее образование: 1-4 классы
Количество часов: 135
Учитель: Михайлюта Наталья Мансуровна
Программа разработана в соответствии и на основе:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с дополнениями и изменениями)
-Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 18 с УИОП, утвержденной решением педагогического совета от 31 августа 2021 г. протокол № 1;
Программа разработана на основе авторской программы «Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе традиционных казачьих средств», 5-9 классы. Авторы - Долуда Н.А и др. Краснодар, КГУФКСТ, 2008 г.
2021-2025 учебный год
Пояснительная записка.
Цель программы:
- формирование гармоничной личности будущих казаков на основе программно – нормативной базы, объединяющей современные и традиционные казачьи средства патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания.
Задачи:
- содействие развитию казачьей народной, в том числе и физической культуры;
- возрождение традиций кубанского казачества в области духовно-нравственного и физического воспитания;
- патриотическое, духовно-нравственное и физическое развитие детей и подростков;
- формирование у будущих казаков позитивной мотивации к духовно-нравственному и физическому развитию на основе традиционных казачьих средств;
- профессиональная ориентация будущих казаков в части несения государственной, военной и иной службы;
- пропаганда традиционных казачьих средств и методов физического воспитания, повышения уровня организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МАОУ СОШ № 18 с УИОП.
Значение казачьего военно-спортивного образования в школе заключается в расширении кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания спорта и физической подготовки, истории и традиций кубанского казачества, их влияния на человека, развитии у школьников особого чувства гордости за культуру, историю и традиции своих предков. Активное восприятие традиционных казачьих военно-прикладных дисциплин как основы военно-спортивного воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, военно-спортивного и духовного развития учащихся, формирования у них основ казачьего мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития физкультуры, спорта и казачества.
Согласно учебному плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 18 с УИОП г. Армавира курс «Казачьи игры» изучается в 1-4 классах в объеме 1час в неделю (33 ч. в 1 классе, 34 ч. во 2-4 классе)Итого 135ч.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ | Разделы | Количество часов | Классы | |||
1 кл. | 2кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
1 | «Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты» | 50ч. | 14 ч. | 14 ч. | 12 ч. | 10 ч. |
2 | «Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков» | 9ч. | 6 ч. | 5 ч. | 6 ч. | 4ч. |
3 | «Традиционные казачьи гимнастики» | 20 ч. | 5 ч. | 5 ч. | 5 ч. | 5ч. |
4 | «Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение» | 40 ч. | 5 ч. | 7 ч. | 7 ч. | 10 ч. |
5 | «Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков» | 16 ч. | 3 ч. | 3 ч. | 4 ч. | 5 ч. |
Итого: | 135ч. | 33ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. |
2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты на конец 1 класса:
1.Гражданское воспитание
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; кубанского казачества, его истории и традиций;
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
- ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Метапредметные результаты на конец 1 класса:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.
Предметные результаты на конец 1 класса:
обучающийся научится
- истории развития казачьих военно-прикладных дисциплин, о положительном их влиянии на укрепление физического и духовного здоровья будущих казаков;
получит возможность научиться
- знанию основных направлений развития физической культуры в казачьем обществе, их целей, задач и форм организации;
Личностные результаты на конец 2 класса:
1.Гражданское воспитание
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; кубанского казачества, его истории и традиций;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
4.Приобщение детей к культурному наследию
- физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8. Экологическое воспитание
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты на конец 2 класса:
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты на конец 2 класса:
обучающийся научится
- знанию основных направлений развития физической культуры в казачьем обществе, их целей, задач и форм организации;
получит возможность научиться
- знанию о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
- способности отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки;
Личностные результаты на конец 3 класса:
1.Гражданское воспитание
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
4.Приобщение детей к культурному наследию
- физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера.
8. Экологическое воспитание
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты на конец 3 класса:
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты на конец 3 класса:
обучающийся научится
- знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек;
- способности отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки;
получит возможность научиться
- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты на конец 4 класса:
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
4.Приобщение детей к культурному наследию
- физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8. Экологическое воспитание
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты на конец 4 класса:
- умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты на конец 4 класса:
обучающийся научится
- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
получит возможность научиться
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной физкультурной и военно-спортивной деятельности, включая казачьи военно-прикладные дисциплины.
3.Содержание учебного курса
1 класс- 33 часа
- Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов.
Основы техники безопасности на занятиях подвижными играми. Форма одежды участников и инвентарь для проведения игр, правила и навыки его изготовления. Основы судейства: критерии и правила, по которым оценивается команда или участник игры. Основные требования к спортивным сооружениям. Простые по своему содержанию народные игры («вилюшки», «дерево», «звонок» и др.). Простые по своему содержанию народные эстафеты. Игры без игрушек: «кабылка», «хвост-левка», «шагайдары», «расколушки, или горю, пень», «горелки», «грыбаки», «хрен», «деркач», «дитя», «перетяжка», «жни просо», «игра в шапку и прыгание через шапку», «четыре угла», «жмурки».
- Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков
- 6 часов.
Комплексное воздействие казачьих народных танцев на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих танцевальных элементов. Духовно-нравственное и физическое совершенствование будущих казаков на основе казачьих народных танцев. Изучение простейших плясовых движений. Первый квадрат плясовой в спасе казака. Подготовительные упражнения с целью укрепления и развития нижних конечностей. Элементы танцев с преимущественным развитием ловкости – простая полька. Парный бытовой танец.
- Традиционные казачьи гимнастики - 5 часа.
Влияние гимнастики на развитие физических качеств. Влияние гимнастики на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих гимнастик. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих гимнастик. Уставные казачьи гимнастики: гимнастика с палкой, упражнений вольной гимнастики.
- Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 5 часов.
Влияние легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений легкоатлетическими средствами. Классификация способов преодоления препятствий и ускоренного передвижения. Преодоление препятствий: пролезая, переползая, прыжком в шаге, прыжком наступая, согнув ноги, прыжком «перешагивая», опорным прыжком боком, барьерным шагом, многоскоками, длинным кувырком.
- Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа.
Режим дня. Режим питания и сна, их связь с традиционным казачьим укладом. Традиционна система питания на Кубани. Правила питания во время постов.
2 класс – 34 часа.
- Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов.
Правила, оценки и критерии судейства народных игр. Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств. Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. Игры, способствующие военно-патриотическому воспитанию и развитию чувства любви к Родине. Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому): общая характеристика. «Скакание» и «рубка» деревянными шашками или прутиками. Формирование навыков вскакивания на лошадь. Формирование навыков удержания верхом без седла и работы оружием с учётом габаритов лошади. Перевороты ногами вперёд- с разбега, опорой животом о коновязь и инерционной посылкой ноги под неё. Перевороты ногами вперёд – с вращением вокруг коновязи в стойку со стороны начала движения. Чехарда с опорой на спину партнёра. Игры с игрушками: «игра в дудочки», «камушки и казанки», «цурки», «чушки», «клетки», «казанки», «чижик».
- Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков - 5 часов.
Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: по направленности на развитие физических качеств, выраженные военно-прикладные; индивидуальные, парные, групповые. Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы и быстроты. Первый квадрат плясовой в спасе казака. Хлопки, удары и хлопушки. Одинарные хлопки и удары - фиксирующие, хлопки – фиксирующие, удар по бедру, различные удары по сапогу.
- Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов.
Прикладная гимнастика. Понятие «джигитовка», её виды. «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. Понятие «военная гимнастика». Упражнения с подвижными снарядами.
- Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов.
Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Преодоление высоких вертикальных препятствий: стена, забор, зацепом, перемахиванием, переваливанием. Спрыгивание со средних препятствий. Техника безопасного падения. Техника безопасного падения при преодолении препятствий. Техника безопасного падения при передвижении.
Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа. Представления кубанских казаков об устройстве человека. Связь праздников с духовным здоровьем казака и их значения. Игры и состязания казаков на различных праздниках.
3 класс – 34 часа.
- Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 12 часов.
Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств. Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. Обучение массовым спортивным играм («стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» и др.). Основные правила взаимодействия в команде и общем строю. Навыки взаимостраховки. Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому): перевороты туловищем вперёд, то же в обратном направлении. Перескоки с проходом под коновязью. Прохождение по всей длине коновязи. Чередование перескока с подсидом. Отскоки от коновязи. Ходьба и бег по коновязи. Игры со жгутом: «обыкновенный жгут», «жгутик без жгута», «царь». Игры с палкой: «пицва», «палка», «пласт», «пан». Игры с ножом: «игра с ножом», «царство», «вал».
- Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 6 часов.
Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы. Военно-прикладные танцевальные элементы и их практическое применение. Танцевальные элементы как основа традиционных боевых движений, использовавшихся казаками в рукопашном бое. Выделение ударных элементов в технике хлопков и вращений. Ознакомление и изучение элементов танца «казачья ночка» - массовый бытовой танец. Элементы танца вприсядку.
- Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов.
Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы, гибкости. Силовая гимнастика «разминка оборотня». Гимнастика по Уставу строевой казачьей службы 1899 г. Военная гимнастика. Упражнения на неподвижных снарядах.
- Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов.
Преодоление препятствий. Общая характеристика. Преодоление полосы из 6-8 различных препятствий за исключением широких и высоких. Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Ускоренное передвижение. Переползание на четвереньках, на получетвереньках, боком, по-пластунски до 30-60 м. Ускоренная ходьба. Чередование ходьбы и бега.
- Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 4 часа.
Традиционные представления казаков о пользе и оздоровительных свойствах колодезной воды. Купели. Святые источники. Крещенское купание.
4 класс – 34 часа.
- Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 10 часов.
Формирование военно-прикладных навыков и умений у казачьей молодёжи игровыми средствами. Духовно-нравственное и физическое воспитание казачьей молодёжи на основе народных казачьих игр и состязаний. Развитие чувства патриотизма при занятиях казачьими играми. Морально-нравственные аспекты использования народных казачьих игр. Игры с нагайкой и шашкой, кинжалом: вращения по разным траекториям, переходы с траектории на траекторию, перехваты из руки в руку, перекидки, сбивание предметов, сочетание с пляской. Рубка струи, лозы и т. д. Игры творческие и обусловленные правилами. Изучение и отработка приёмов тактики в народной забаве «Стенка на стенку».
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 4 часов.
Танцевальные элементы с преимущественным развитием гибкости и ловкости. Трюковые элементы пляса. Изучение и отработка трюков в одиночку и в парах. Выполнение трюков по кругу.
Изучение техники вращения. Формы и способы организации тренировки с использованием каза-чьих танцевальных элементов в круге, индивидуально, в парах, в разминке, в качестве приёма единоборства.
3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов.
Гимнастика «круговая разминка». Прикладная гимнастика «Джигитовка». Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы. Гимнастика, направленная на преимущественное развитие гибкости. Силовая гимнастика «разминка оборотня».
- Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 10 часов.
Марш-броски 2-3 км. Быстрый бег по прямой. Бег по кругу 60-120 м. Бег по слабопересечённой и умеренно пересечённой местности средней интенсивности 2-3 км. Передвижение в гору (умеренно крутой подъём). Передвижение с горы (умеренно крутой спуск). Ускоренное передвижение по травяному грунту до 1500 м. Ускоренное передвижение по пашне до 1500 м. Ускоренное передвижение по мягкому грунту: песку, снегу. Ускоренное передвижение по мягкому грунту: песку, снегу.
- Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 5 часа.
Оздоровительные гимнастики кубанских казаков: казачья разминка. Гимнастика «Благодать». Казачьи народные песни как дыхательная гимнастика. Народная медицина кубанских казаков. Общие представления о лечении природными средствами: травами, минералами и т.д.
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс
Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1.Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты -14 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Основы техники безопасности на занятиях подвижными играми. | Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет, техникой безопасности на занятиях подвижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенностях формы одежды и инвентаря для проведения игр, индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма. Проявляют способность управлять соревновательной деятельности. Овладевают умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий казачьими играми и эстафетами. Разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. |
Форма одежды участников и инвентарь для проведения игр, правила и навыки его изготовления. | |
Основы судейства: критерии и правила, по которым оценивается команда или участник игры. Основные требования к спортивным сооружениям. | |
Простые по своему содержанию народные игры и эстафеты («вилюшки», «дерево», «звонок» и др.). | |
Игры без игрушек: «расколушки, или горю, пень» | |
Игры без игрушек: «кабылка», «хвост-левка». «шагайдары», «жмурки», «грыбаки», «горелки». | |
Игры без игрушек: «хрен», «деркач», «жни просо», «дитя», «перетяжка», «игра в шапку и прыгание через шапку», «четыре угла». | |
- 6 часов. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |
Комплексное воздействие казачьих народных танцев на развитие физических качеств. | Овладевают знаниями казачьих народных танцев. Анализируют влияние казачьих танцевальных элементов на формирование и выработку военно-прикладных навыков и умений. Отрабатывают основные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений. Проявляют умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений. |
Духовно-нравственное и физическое совершенствование будущих казаков на основе казачьих народных танцев. | |
Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих танцевальных элементов. | |
Изучение простейших плясовых движений. Первый квадрат плясовой в спасе казака. | |
Подготовительные упражнения с целью укрепления и развития нижних конечностей. | |
Элементы танцев с преимущественным развитием ловкости – простая полька. Парный бытовой танец. | |
3.Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Влияние гимнастики на развитие физических качеств. | Овладевают знаниями об истории гимнастики и её влиянии на развитие физических качеств. Различают предназначение каждого из видов казачьих гимнастик на формирование военно-прикладных навыков и умений. Анализируют и характеризуют уставные казачьи гимнастики. |
Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих гимнастик. | |
Уставные казачьи гимнастики: гимнастика с палкой, упражнений вольной гимнастики. | |
4.Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 5 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |
Формирование военно-прикладных навыков и умений легкоатлетическими средствами. | Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифицируют способы преодоления препятствий и ускоренного передвижения. Применяют данные движения для развития соответствующих качеств выбирают индивидуальный режим физической нагрузки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения физических упражнений, соблюдают технику безопасности. |
Преодоление препятствий: пролезая, переползая, прыжком в шаге, прыжком наступая. | |
Преодоление препятствий: согнув ноги, прыжком «перешагивая», опорным прыжком боком. | |
Преодоление препятствий: барьерным шагом, многоскоками, длинным кувырком. | |
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание | |
Режим дня. Режим питания и сна, их связь с традиционным казачьим укладом. | Формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни с традиционным казачьим укладом. |
Традиционна система питания на Кубани. Правила питания во время постов. |
2 класс
Содержание
| Основные виды учебной деятельности (УУД) | ||
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |||
Правила, оценки и критерии судейства народных игр. | Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет, техникой безопасности на занятиях подвижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенностях формы одежды и инвентаря для проведения игр, индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма. Проявляют способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий игровой и соревновательной деятельности. Овладевают умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий казачьими играми и эстафетами. Разрешают спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. Проявляют умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений. | ||
Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. | |||
Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств. | |||
Игры, способствующие военно-патриотическому воспитанию и развитию чувства любви к Родине. | |||
«Скакание» и «рубка» деревянными шашками или прутиками. | |||
Чехарда с опорой на спину партнёра. | |||
Игры с игрушками: «игра в дудочки», «камушки и казанки», «казанки». | |||
Игры с игрушками: «цурки», «чушки». | |||
Игры с игрушками: «чижик», «клетки». | |||
Чехарда с опорой на спину партнёра. | |||
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков - 5 часов. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |||
Комплексное воздействие казачьих народных танцев на развитие физических качеств. | Овладевают знаниями казачьих народных танцев. Анализируют влияние казачьих танцевальных элементов на формирование и выработку военно-прикладных навыков и умений. Отрабатывают основные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений. Проявляют умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений. | ||
Духовно-нравственное и физическое совершенствование будущих казаков на основе казачьих народных танцев. | |||
Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих танцевальных элементов. | |||
Изучение простейших плясовых движений. | |||
Первый квадрат плясовой в спасе казака. | |||
3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов. 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |||
Прикладная гимнастика. | Овладевают знаниями о прикладной и военной гимнастиках и её влиянии на развитие физических качеств. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий казачьими гимнастиками. | ||
Понятие «джигитовка», её виды. | |||
«Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. | |||
Понятие «военная гимнастика» | |||
Упражнения с подвижными снарядами. | |||
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |||
Преодоление препятствий с помощью подручных средств. | Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифицируют способы преодоления препятствий. Демонстрируют варианты выполнения различных элементов преодоления препятствий. Применяют данные движения для развития соответствующих качеств. | ||
Преодоление высоких вертикальных препятствий: стена, забор, зацепом, перемахиванием, переваливанием, | |||
Спрыгивание со средних препятствий. | |||
Техника безопасного падения при преодолении препятствий, при передвижениях. | |||
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание | |||
Представления кубанских казаков об устройстве человека. | Объясняют связь праздников с духовным здоровьем казаков, основные положения о здоровом образе жизни. Характеризуют сущность традиционных народных праздников. Объясняют значение каждого из праздников с его обрядами, играми, состязаниями. Усваивают правила организации и празднования народных праздников казаков | ||
Связь праздников с духовным здоровьем казака и их значения. | |||
Игры и состязания казаков на различных праздниках. |
3 класс
Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 12 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств. | Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет, техникой безопасности на занятиях подвижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенностях формы одежды и инвентаря для проведения игр, индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма. Проявляют способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий игровой и соревновательной деятельности. Разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. |
Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. | |
Обучение массовым спортивным играм («стенка на стенку», «сцеплялка-свалка» и др.). | |
Основные правила взаимодействия в команде и общем строю. Навыки взаимостраховки. | |
Игры со жгутом: «обыкновенный жгут», «жгутик без жгута», «царь». | |
Игры с палкой: «пицва» , «палка», «пласт», «пан». | |
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 6 часов. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |
Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: по направленности на развитие физических качеств. | Овладевают знаниями казачьих народных танцев. Анализируют влияние казачьих танцевальных элементов на формирование и выработку военно-прикладных навыков и умений. Отрабатывают основные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами |
Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: выраженные военно-прикладные, индивидуальные, парные, групповые. | |
Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы и быстроты. | |
3.Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов. 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы. | Овладевают знаниями об истории гимнастики и её влиянии на развитие физических качеств. Различают предназначение видов казачьих гимнастик на формирование военно-прикладных навыков и умений. Анализируют и характеризуют уставные казачьи гимнастики. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий казачьими гимнастиками. |
Гимнастика, направленная на преимущественное развитие гибкости. | |
Силовая гимнастика «разминка оборотня». | |
Гимнастика по Уставу строевой казачьей службы 1899 г. Военная гимнастика. | |
Упражнения на неподвижных снарядах. | |
4.Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |
Преодоление препятствий. Общая характеристика. | Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифицируют способы преодоления препятствий и ускоренного передвижения. Применяют данные движения для развития соответствующих качеств выбирают индивидуальный режим физической нагрузки. |
Преодоление полосы из 6-8 различных препятствий за исключением широких и высоких. | |
Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Ускоренное передвижение. | |
Переползание на четвереньках, получетвереньках, боком, боком, по-пластунски до 30-60 м. | |
Ускоренная ходьба. Чередование ходьбы и бега. | |
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 4 часа. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание | |
Традиционные представления казаков о пользе и оздоровительных свойствах колодезной воды. Купели. Святые источники. Крещенское купание. | Формируют потребность соблюдать нормы здорового образа жизни с традиционным казачьим укладом. Объясняют значение колодезной воды, крещенских купаний. |
4 класс
Содержание (разделы, темы) | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 10 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Игры в содержании традиционной культуры кубанских казаков. Место и роль казачьих игр в формировании основных физических и духовных качеств. | Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет, техникой безопасности на занятиях подвижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенностях формы одежды и инвентаря для проведения игр, индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма.. Овладевают умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий казачьими играми и эстафетами. Разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше. |
Применение игр для военно-патриотического воспитания казачьей молодёжи. | |
Игры с преимущественным проявлением силы и ловкости. Чехарда без опоры на спину. | |
Игры: «Три бабки», «Городки», «Город», «Тучи». «На гурт», «Переездной конь» «Переезд», «Котлы». «Ярки», «Высокий дуб», «Зевака», «Пятнашки». | |
Возня – борьба: только за руки, только за шею, только за пояса. | |
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 4 часа. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |
Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы. | Овладевают знаниями казачьих народных танцев. Анализируют влияние казачьих танцевальных элементов на формирование и выработку военно-прикладных навыков и умений. Отрабатывают основные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений. |
Танцевальные элементы как основа традиционных боевых движений | |
Выделение ударных элементов в технике хлопков и вращений. Элементы танца вприсядку. | |
Ознакомление и изучение элементов танца «казачья ночка» - массовый бытовой танец. | |
3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов. 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | |
Гимнастика «круговая разминка» | Различают предназначение видов казачьих гимнастик на формирование военно-прикладных навыков и умений. Овладевают правилами техники безопасности во время занятий казачьими гимнастиками. |
Прикладная гимнастика «Джигитовка». | |
Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы, гибкости. | |
Силовая гимнастика «разминка оборотня». | |
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 10 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья | |
Марш-бросок 1 км. | Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифицируют способы преодоления препятствий и ускоренного передвижения. Применяют данные движения для развития соответствующих качеств выбирают индивидуальный режим физической нагрузки. |
Быстрый бег по прямой. Бег по кругу 60-120 м. | |
Бег по слабопересечённой и умеренно пересечённой местности средней интенсивности 1 км. | |
Передвижение в гору (умеренно крутой подъём, спуск). | |
Ускоренное передвижение по травяному грунту до 500 м. | |
5.Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 5 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание | |
Оздоровительные гимнастики кубанских казаков: казачья разминка. Гимнастика «Благодать». | Формируют потребность соблюдать нормы здорового образа жизни с традиционным казачьим укладом. Характеризуют казачьи песни и танцы как элементы оздоровительной гимнастики. Характеризуют и классифицируют казачьи методы ПМП. Анализируют методы народной кубанской медицины, применяют на практике. |
Казачьи народные песни как дыхательная гимнастика. Народная медицина кубанских казаков. | |
Общие представления о лечении природными средствами: травами, минералами и т.д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Подвижные игры"
Рабочая программа кружка «Подвижные игры» для 1 класса разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального ко...
Рабочая программа кружка "Подвижные игры"
Рабочая программа кружка «Подвижные игры» для 1 класса разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального ко...
рабочая программа кружка "Подвижные игры"
Рабочая программа разработа для обучающихся 1 класса...
Рабочая программа "Информатика в играх и задачах" на основе авт.программы А.В.Горяева "Информатика и ИКТ"
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 класса четырёхлетней начальной школы составлена на основе авторской программы А.В. Горяч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...
рабочая программа кружка "Подвижные игры" 1 класс
В данной программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование, приложение с используемыми играми, список литературы....
Рабочая программа по подвижным играм Начальная школа 21 века
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...