Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
рабочая программа на тему

Трифонова Надежда Викторовна

Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_igry_v_samih_sebya.docx61.41 КБ

Предварительный просмотр:



Частное общеобразовательное учреждение

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №64

открытого акционерного общества

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

                                           «Утверждаю»

Директор ________С.В.Осипова

                                                       Приказ №_________

                                                                      от «_____»__________2015 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

по социальному

и

общекультурному направлению развития личности

«Игры в самих себя»

1-4 класс

                                                                   Учитель:

                                                                        Трифонова

                                                                                              Надежда Викторовна

П. Васильево – Петровский

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основании:

1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2.Основной образовательной программы начального общего образования Начальной школы – детского сада №64 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

3.Программа реализуется в рамках социального и общекультурного направления развития личности.
Актуальность и социальная значимость  данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Новизна программы в клубной форме организации внеурочной деятельности и в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению.
Цель программы – формирование ценностной сферы учащихся начальной школы посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации младших школьников. 
Задачи программы:
1. Формирование у детей мотивационно-ценностных ориентаций; 
2. Формирование коммуникативных способностей, умения толерантно относиться к позиции собеседника; 
3. Формирование интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности (доброжелательности, отзывчивости, инициативности, адекватности самооценки); 
4. Формирование чувств прекрасного, сопричастности своей Родине; 
5. Формирование готовности действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами; 
6. Создание условий для осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни. 
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 4 года обучения (136 часов), по 34 занятия в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Ведущие подходы Программы:

1. Социокультурный подход, который предполагает реализацию идеи культуросообразности воспитания и направленность содержания воспитания на формирование актуального личного социокультурного опыта ребёнка, обусловливающего уровень и качество формирующихся у него социальных компетенций. 
2. Возрастной подход, предполагающий организацию воспитательного процесса с учётом возрастных особенностей детей. 
3. Компетентностный подход, предполагающий направленность воспитательной деятельности на её планируемые и контролируемые цели – результаты.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно - и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны. 
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. 
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. 
Второй уровень результатов— получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов— получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. 
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников. 
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов. 
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. 
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов. 
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д. 
В результате реализации программы у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать оценки и отметки.

В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос 
2. Наблюдение 
3. Диагностика
4. Анкетирование учащихся и родителей 
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: 
-оформление и защита портфолио; 
-участие в конкурсах, выставках, праздниках, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях; 
-разработка проектов. 
Итоги реализации программы
II. Основные содержательные линии Программы

Содержание работы клуба можно охарактеризовать через несколько основных направлений. 
1. Развитие духовно-нравственной культуры, формирование представлений о нравственности и нормах социального взаимодействия. 
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции. 
3. Воспитание трудолюбия и инициативности. 
4. Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. 
5. Развитие интеллектуального потенциала личности, формирование ценности образования и мотивации к познавательной деятельности 
6. Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. 
7. Воспитание организационной культуры, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля. 

Особенности построения занятий
Тема 1-го года обучения: «Я играю себя»


Цель: создание условий для успешной адаптации и социализации первоклассников. 
Задача занятий: в игровой форме познакомить детей с правилами и особенностями организации школьной жизни; воспитание первоначальных навыков сотрудничества в учебной и игровой деятельности. 

Тематическое планирование занятий 1-го года обучения «Я играю себя» 

Тема 

Дата 

Теоретические занятия 

Практические занятия 

Содержание

занятия

1. Культура учебного труда.

1. Давайте знакомиться! 
- Моя школа (экскурсия по школе) 

1

Игры на знакомство: «Снежный ком». «Паровозик». 
Введение знака «Я» Игра «Редкие имена» 
Схема класса. Учебные кабинеты и их назначение. Дорога к моему классу. 

2. Я уже школьник. 
- Для чего ходят в школу? 
- Для кого звенит звонок? 

1

Знакомство с портфолио и его разделами. Оформление личной странички. Ролевые игры на формирование позиции школьника. Беседы на тему «Для кого звенит звонок?», «Для чего ходят в школу?» введение знака «Звонок» Подвижная игра «Ниточка и иголочка» Игра «Кто чему хочет учиться в школе?». 

3. Школьные принадлежности: 
Как организовать рабочее место?

1

Понятие «школьные принадлежности», игра – соревнование «Собери рюкзак» 

4. Школьная форма 

1

Игра на разграничение разных видов одежды в зависимости от назначения. 
Правила ухода за своими вещами. 

5. Как вести себя за партой 

1

Ритуал — приветствие детьми учителя и друг друга. 
Правила поведения на уроке. Введение условных знаков 
«хочу сказать», «Хор».

6.Режим дня школьника 

1

Обсуждение с детьми различных школьных и нешкольных дел
Смысловой центр занятия — введение схемы времени. Работа с лентой времени урока. Оформление портфолио. 

7.Расписание уроков 

1

Знакомство с расписанием уроков, введение условных обозначений учебных предметов. Оформление портфолио. 

2. Культура 
общения

10ч

8. Подвижные игры в перемену 

3

Правила поведения в перемену. Игры на внимание, игры по правилам, пантомима — «Выставка скульптуры». 

9. Учимся работать в паре 

3

Введение знака «МЫ» и соответствующего ему жеста (взяться за руки). Игры «Зеркало», «Попугай», «Варежка». Разграничение дел для индивидуальной и парной работы. 

10. Учимся работать в малой группе 

1

Понятия Я и Группа. Введение знака «Группа» Игры «Слон-пальма-скунс», «Три-четыре-пять»

11 Играем и работаем все вместе 

3

Знак «Все вместе». Игра «Понятно ли мы говорим?». Групповые задания с недоопределенными правилами. Игра «Однорукие». 

12. В стране Вежливости. Слова приветствия и прощания 

1

Просмотр мультфильма. Ролевые игры.

3. Безопасность и здоровье

13. Безопасная дорога в школу 

1

Правила перехода улиц и дорог. Оформление листа в портфолио «Безопасный путь в школу». Встреча с инспектором ГИБДД. 

14. Как вести себя за столом 

1

Правила поведения в столовой. 
Практическое занятие. 

15. Полезный завтрак. 

1

Продукты полезные и вредные для здоровья. Меню первоклассника. 
Составляем меню на неделю. 

16. Мой друг Мойдодыр 

1

Правила личной гигиены. Чтение и обсуждение книги К. И Чуковского 
«Мойдодыр» Встреча-знакомство со школьным фельдшером. 
Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

4. На сцене нашего «Я» 

17. Моя любимая игрушка 

1

Решение проектной задачи. 

18. Моя любимая игра 

1

Решение проектной задачи.

19. Ролевые игры 

1

Разучивание игр по усмотрению учителя. 

20. Настольные игры 

1

Проектная задача. 

21. Мои первые школьные успехи 
Праздник прощания

1

Презентация и защита портфолио. 

22. Я умею слушать и спрашивать (экскурсии) 

1

Введение знака «Вопрос».С помощью игры «Сколько?» идет отработка разного рода реакций детей (вопросы, ответы, уточнения) на высказывания взрослого Экскурсия. 

Итоговое занятие «Мы теперь уже не дети, мы теперь – ученики!» 

Всего

34ч



Тема 2-го и 3-го года обучения: « Я смотрю на себя»


Цель:1. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности через познание ценностей семьи и её традиций. 
2. Переживание учащимися чувства принадлежности к своему классу, школе. 
3. Осознание каждым школьником и принятие им традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни Родины 
Задачи занятий:
1. Обеспечение полноценной и последовательной идентификации детей с семьёй, классом посредством ролевых игр и решения задач исследовательского характера. 
2. Воспитание патриотизма, гражданской активности на основе изучения истории города, страны посредством исследовательских работ, участия в общественно полезной и личностно значимой деятельности 

Тематическое планирование занятий 2-го года обучения «Я смотрю на себя» 

Тема

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Содержание занятия

1. Культура общения

 Я – класс, школа 
1. Знакомьтесь: мой класс! 

1

Многозначность значений слова «класс». Портфолио класса. 

2. «Фотография класса»

1

Рисуночный тест. 

3. Что такое дружба 

1

Чтение и обсуждение книг о друзьях и дружбе. Выявление качеств, необходимых для друзей. Анкетирование. Оформление личного портфолио. 

4. Мои школьные друзья 

1

Понятия друг- одноклассник- товарищ. 
Социометрия. Оформление портфолио. Выявление референтной группы.

5. Учителя – наши друзья 

1

Подготовка к празднику День учителя. Тест «Эмоциональная близость к учителю» 

2. Общечеловеческие ценности

5. Что написано на моём лице, или поговорим о настроении. 

1

Мимика. Гримасса. Игра «Зеркало» 

6. Самолюб никому не люб.

1

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». 

7. От улыбки станет всем светлей 

1

Просмотр и обсуждение мультфильма «Крошка Енот» 
 Иллюстрирование жизненных ситуаций. 

8. О дружбе мальчиков и девочек. 

1

Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек»

Праздник дружных ребят 

1

3. Культура общения 

9. У меня зазвонил телефон 

1

Правила этикета при телефонном разговоре. Ролевая игра. Составление правил телефонного общения. 

10. Я иду в театр 

1

Правила поведения в театре. Слова «браво», «бис». Посещение театра. 

11. Спешу поздравить 

1

Праздники государственные, религиозные, семейные. Традиции. Изготовление и оформление поздравительной открытки.

12. Подарок другу 

1

Как выбрать подарок и подарить его. Просмотр видеоролика. 
 Изготовление подарка своими руками. 

13. Кем и чем я горжусь в своей школе 

1

Экскурсия в школьный музей.

14. Защита проекта «Мой класс. Моя школа» 

1

Защита проекта. 

4. На сцене нашего «Я» 

12ч

15. Я – часть своей семьи 

1

Рисуночный тест. Оформление портфолио. 

16. Я и моё имя 

1

Значение имён. Оформление портфолио.

17. Мои родители 

1

Оформление портфолио. Фотоколлаж. 

18. Моя родословная 

1

Родословное древо. Оформление портфолио.

19. «Невредные советы». Мои обязанности в семье. 

1

Просмотр видеофильма. Оформление портфолио. 

20. Традиции моей семьи 

1

Семейный праздник. 

21. Домашние питомцы 

1

Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» 

22. Принимаем гостей 

1

Правила приглашения, приёма гостей. Ролевая игра.

23. Защита проекта «Наша дружная семья» 

1

24. Я люблю читать

1

(презентация книг) 

25. Я люблю рисовать

1

(наш вернисаж) 

26. Мои спортивные увлечения 
(олимпийское движение, виды спорта) 

1

27.Итоговое занятие «Скоро лето. Играем, отдыхаем, думаем» 

5

1

Всего

34ч



Тематическое планирование занятий 3-го года обучения

«Я смотрю на себя»

Тема

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Общечеловеческие ценности

30ч

1. Бережливость. 

1

2. Благодарность. 

1

3. Бескорыстие. 

1

4. Вежливость. 

1

5. Взаимопомощь. 

1

6. Доброта. 

1

7. Заботливость. 

1

8. Красота души. 

1

9. Любовь. 

1

10. Любовь к родителям. 

1

11. Любовь к Родине. 

1

12. Милосердие. 

1

13.Мудрость. 

1

14. Нежность. 

1

15. Ответственность. 

1

16. Отзывчивость. 

1

17. Правдивость. 

1

18. Скромность. 

1

19. Сострадание. 

1

20. Служение людям. 

1

21. Трудолюбие. 

1

22. Уважение. 

1

23. Умение видеть хорошее. 

1

24. Умение прощать. 

1

25. Умение сотрудничать. 

1

26. Храбрость. 

1

27. Чуткость. 

1

28. Щедрость. 

1

29. Золотое правило нравственного поведения. 

1

30. Итоговый праздник «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот – плохо!»

1

4

Всего:

34ч



Тема 4-го года обучения:«Я создаю себя»


Цель:формирование у учащихся умений анализировать себя и результаты своей деятельности для дальнейшей самореализации и самосовершенствования. 

Задачи занятий
-формирование позитивной самооценки и самоуважения через организацию работы с портфолио; 
-формирование бережного отношения к своему здоровью 

Наверное, надо много играть в других, чтобы начать играть в себя. Во всём мире все дети играют в «Дочки-матери», «Школу», «Магазин», «Войну». Через эти игры происходит освоение основных видов отношений: воспитание, обучение, забота, обмен, конфликт. Эти сюжетно-ролевые игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы отношений, но и внутреннюю социальность ребёнка, рефлексивность его деятельности. Это игры по правилам, которые нельзя нарушать. А есть игры, которые тоже отделены от реальности, но это сплошная импровизация, где правила задаются по ходу самой игры. В таких играх тоже есть роли, но они не социальные, а игровые. И назначение у них совсем другое: быть другим (не-Я) или найти себя другого (Я), но при этом оставаясь самим собой. 

Чтобы действовать в жизненной ситуации с предсказуемым результатом, нужно иметь активность и знать себя. Таким образом, для самоопределения самопознание является одним из базовых процессов.

В процессе самопознания у ребёнка уточняются и формируются представления о себе, обобщённые в «Я-образе» (или «Я-концепции»). «Я-концепция» — это такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности человека, поведение в ситуациях выбора, принятия решения, взаимодействия с другими. С помощью внимательного и доброжелательного взрослого ребёнок может научиться наблюдать за собой и анализировать свои состояния. 
Задача учителя состоит не только в том, чтобы развивать на занятиях интеллект, творческое воображение, способность к восприятию, память, определённые навыки, сколько в том, чтобы будить в ребёнке желание познавать, совершенствоваться, извлекать разнообразные переживания из контакта с миром, информацией и другими людьми. 
Любому человеку хочется узнать о себе как можно больше. Именно этим объясняется интерес к различным вопросникам и тестам. Они действительно помогают определить, выявить различия, особенности интеллекта, способностей, интересов. Использование тестов, анкет помогает детям задуматься и заинтересоваться собой, а это самое важное. 

Тематическое планирование занятий 4-го года обучения «Я создаю себя»

Тема

Дата

Теоретические занятия

Практические занятия

Содержание занятий

1.На сцене нашего «Я»

1. Вводное занятие в тему года. Письмо самому себе. 

1

Знакомство с собой. Составление и заполнение личной анкеты. Упражнение – узнавание.

2. Размышляю о себе. Анкета. 

1

Знакомство с собой. Составление и заполнение личной анкеты. Упражнение – узнавание.

3. Путешествие к центру «Я». Вопросы к самому себе. 

1

Упражнение «Зеркало». Личный дневник. Оформление портфолио. 

4. Счастлив ли я? 

1

Философский смысл понятия «счастье». Просмотр и обсуждение фильма «Чучело». 

5. Какой у меня характер? 

1

Понятие «характер». Анкета «Мой характер». Сопоставление характеров героев сказок «Золушка» и «Приключения Буратино». 

6. Умею ли я общаться? 

1

Упражнение «Знакомство с людьми» Тренинг «Комплимент другу»

7. Как избежать конфликта? 

1

Обсуждение текста песни В.Шаинского «По секрету всему свету». Тренинг 

8. Нужно ли мне чувство юмора? 

1

Понятие «юмор», «сарказм», «сатира», «ирония» Практикум «Дружеский шарж» 
Творческая мастерская «Проба пера» (сочинение частушек) 

9. Мои способности. Талантлив ли я? 

1

Беседа на тему: «Задатки и способности». Тест «Как узнать свои способности». 

10. Как развивать в себе способности. 

1

Ситуация – проба «Необитаемый остров». Чтение и обсуждение рассказа А.Платонова «Волшебное кольцо» 

11. Урок творчества. 

1

2. Культура учебного труда 

12. Учусь учиться. Что такое мышление? 

1

Психологические характеристики личности: внимание, память, мышление, самооценка, восприятие, самоконтроль. Их диагностика и приёмы коррекции. Оформление портфолио 

13. Игры на развитие мышления. 

1

14. Внимание. 

1

15. Развиваем наше внимание. 

1

16. Память. 

1

17. Как помочь своей памяти. 

1

18. Что такое самоконтроль? 

1

19. Развитие самоконтроля. 

1

20. Самооценка. 

1

21. Я твоими глазами. 

1

22. Восприятие. 

1

3.
Безопасность и
здоровье

23. Что такое здоровье. 

1

Составляющие моего здоровья. Практическая работа по определению антропометрических показателей. Встреча с педиатором. 

24. Здоровый образ жизни. Приёмы релаксации. 

1

Соблюдение режима дня. Режим двигательной активности. Основы здорового питания. Спортивные игры и соревнования. 

25. Вредные привычки 

1

Алкоголизм, наркомания и курение. Их влияние на детский организм. Тренинг «Умей сказать Нет!» Создание коллективного плаката. Участие в агитбригаде. 

4. На сцене нашего «Я» 

26. Презентация портфолио 

1

27. Письмо выпускнику начальной школы. 

2

28. Праздник прощания с начальной школой.

5

1

Всего

34ч





Литература:

Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование М.: «Просвещение», 2010 

Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельности. Проблемно-ценностное общение. Социальное творчество. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2011 

Казанский О.А. «Игры в самих себя» М: Роспедагентство, 1995 
 Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. «Ввдение в школьную жизнь» Программа адаптации детей к школе. М.: «Генезис», 2003 

Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. М.: «Амрита-Русь», 2004 

Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002 

Селевко Г.К. Познай себя М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 

Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах М.: «Школа-Пресс», 1998 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Путь к себе" 6 класс

Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой о...

Программа внеурочной деятельности "Путь к себе"

Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 3 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Познаем сами»             Рабочая программа составлена на основе:...