Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
рабочая программа на тему
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_igry_v_samih_sebya.docx | 61.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №64
открытого акционерного общества
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
«Утверждаю»
Директор ________С.В.Осипова
Приказ №_________
от «_____»__________2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному
и
общекультурному направлению развития личности
«Игры в самих себя»
1-4 класс
Учитель:
Трифонова
Надежда Викторовна
П. Васильево – Петровский
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2.Основной образовательной программы начального общего образования Начальной школы – детского сада №64 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
3.Программа реализуется в рамках социального и общекультурного направления развития личности.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей. Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Новизна программы в клубной форме организации внеурочной деятельности и в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению.
Цель программы – формирование ценностной сферы учащихся начальной школы посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации младших школьников.
Задачи программы:
1. Формирование у детей мотивационно-ценностных ориентаций;
2. Формирование коммуникативных способностей, умения толерантно относиться к позиции собеседника;
3. Формирование интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности (доброжелательности, отзывчивости, инициативности, адекватности самооценки);
4. Формирование чувств прекрасного, сопричастности своей Родине;
5. Формирование готовности действовать в соответствии с моральным выбором, нравственными нормами;
6. Создание условий для осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни.
Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 4 года обучения (136 часов), по 34 занятия в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Ведущие подходы Программы:
1. Социокультурный подход, который предполагает реализацию идеи культуросообразности воспитания и направленность содержания воспитания на формирование актуального личного социокультурного опыта ребёнка, обусловливающего уровень и качество формирующихся у него социальных компетенций.
2. Возрастной подход, предполагающий организацию воспитательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
3. Компетентностный подход, предполагающий направленность воспитательной деятельности на её планируемые и контролируемые цели – результаты.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно - и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов— приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов— получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов— получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате реализации программы у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать оценки и отметки.
В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика
4. Анкетирование учащихся и родителей
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
-оформление и защита портфолио;
-участие в конкурсах, выставках, праздниках, соревнованиях, учебно-исследовательских конференциях;
-разработка проектов.
Итоги реализации программы
II. Основные содержательные линии Программы
Содержание работы клуба можно охарактеризовать через несколько основных направлений.
1. Развитие духовно-нравственной культуры, формирование представлений о нравственности и нормах социального взаимодействия.
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.
3. Воспитание трудолюбия и инициативности.
4. Эстетическое воспитание, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
5. Развитие интеллектуального потенциала личности, формирование ценности образования и мотивации к познавательной деятельности
6. Воспитание готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни.
7. Воспитание организационной культуры, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.
Особенности построения занятий
Тема 1-го года обучения: «Я играю себя»
Цель: создание условий для успешной адаптации и социализации первоклассников.
Задача занятий: в игровой форме познакомить детей с правилами и особенностями организации школьной жизни; воспитание первоначальных навыков сотрудничества в учебной и игровой деятельности.
Тематическое планирование занятий 1-го года обучения «Я играю себя»
Тема | Дата | Теоретические занятия | Практические занятия | Содержание занятия |
1. Культура учебного труда. | 4ч | 3ч | ||
1. Давайте знакомиться! | 1 | Игры на знакомство: «Снежный ком». «Паровозик». | ||
2. Я уже школьник. | 1 | Знакомство с портфолио и его разделами. Оформление личной странички. Ролевые игры на формирование позиции школьника. Беседы на тему «Для кого звенит звонок?», «Для чего ходят в школу?» введение знака «Звонок» Подвижная игра «Ниточка и иголочка» Игра «Кто чему хочет учиться в школе?». | ||
3. Школьные принадлежности: | 1 | Понятие «школьные принадлежности», игра – соревнование «Собери рюкзак» | ||
4. Школьная форма | 1 | Игра на разграничение разных видов одежды в зависимости от назначения. | ||
5. Как вести себя за партой | 1 | Ритуал — приветствие детьми учителя и друг друга. | ||
6.Режим дня школьника | 1 | Обсуждение с детьми различных школьных и нешкольных дел | ||
7.Расписание уроков | 1 | Знакомство с расписанием уроков, введение условных обозначений учебных предметов. Оформление портфолио. | ||
2. Культура | 1ч | 10ч | ||
8. Подвижные игры в перемену | 3 | Правила поведения в перемену. Игры на внимание, игры по правилам, пантомима — «Выставка скульптуры». | ||
9. Учимся работать в паре | 3 | Введение знака «МЫ» и соответствующего ему жеста (взяться за руки). Игры «Зеркало», «Попугай», «Варежка». Разграничение дел для индивидуальной и парной работы. | ||
10. Учимся работать в малой группе | 1 | Понятия Я и Группа. Введение знака «Группа» Игры «Слон-пальма-скунс», «Три-четыре-пять» | ||
11 Играем и работаем все вместе | 3 | Знак «Все вместе». Игра «Понятно ли мы говорим?». Групповые задания с недоопределенными правилами. Игра «Однорукие». | ||
12. В стране Вежливости. Слова приветствия и прощания | 1 | Просмотр мультфильма. Ролевые игры. | ||
3. Безопасность и здоровье | 3ч | 1ч | ||
13. Безопасная дорога в школу | 1 | Правила перехода улиц и дорог. Оформление листа в портфолио «Безопасный путь в школу». Встреча с инспектором ГИБДД. | ||
14. Как вести себя за столом | 1 | Правила поведения в столовой. | ||
15. Полезный завтрак. | 1 | Продукты полезные и вредные для здоровья. Меню первоклассника. | ||
16. Мой друг Мойдодыр | 1 | Правила личной гигиены. Чтение и обсуждение книги К. И Чуковского | ||
4. На сцене нашего «Я» | 6ч | |||
17. Моя любимая игрушка | 1 | Решение проектной задачи. | ||
18. Моя любимая игра | 1 | Решение проектной задачи. | ||
19. Ролевые игры | 1 | Разучивание игр по усмотрению учителя. | ||
20. Настольные игры | 1 | Проектная задача. | ||
21. Мои первые школьные успехи | 1 | Презентация и защита портфолио. | ||
22. Я умею слушать и спрашивать (экскурсии) | 1 | Введение знака «Вопрос».С помощью игры «Сколько?» идет отработка разного рода реакций детей (вопросы, ответы, уточнения) на высказывания взрослого Экскурсия. | ||
Итоговое занятие «Мы теперь уже не дети, мы теперь – ученики!» | 5ч | 1ч | ||
Всего | 34ч |
Тема 2-го и 3-го года обучения: « Я смотрю на себя»
Цель:1. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности через познание ценностей семьи и её традиций.
2. Переживание учащимися чувства принадлежности к своему классу, школе.
3. Осознание каждым школьником и принятие им традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни Родины
Задачи занятий:
1. Обеспечение полноценной и последовательной идентификации детей с семьёй, классом посредством ролевых игр и решения задач исследовательского характера.
2. Воспитание патриотизма, гражданской активности на основе изучения истории города, страны посредством исследовательских работ, участия в общественно полезной и личностно значимой деятельности
Тематическое планирование занятий 2-го года обучения «Я смотрю на себя»
Тема | Дата | Теоретические занятия | Практические занятия | Содержание занятия |
1. Культура общения | 4ч | 1ч | ||
Я – класс, школа | 1 | Многозначность значений слова «класс». Портфолио класса. | ||
2. «Фотография класса» | 1 | Рисуночный тест. | ||
3. Что такое дружба | 1 | Чтение и обсуждение книг о друзьях и дружбе. Выявление качеств, необходимых для друзей. Анкетирование. Оформление личного портфолио. | ||
4. Мои школьные друзья | 1 | Понятия друг- одноклассник- товарищ. | ||
5. Учителя – наши друзья | 1 | Подготовка к празднику День учителя. Тест «Эмоциональная близость к учителю» | ||
2. Общечеловеческие ценности | 3ч | 2ч | ||
5. Что написано на моём лице, или поговорим о настроении. | 1 | Мимика. Гримасса. Игра «Зеркало» | ||
6. Самолюб никому не люб. | 1 | Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг». | ||
7. От улыбки станет всем светлей | 1 | Просмотр и обсуждение мультфильма «Крошка Енот» | ||
8. О дружбе мальчиков и девочек. | 1 | Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек» | ||
Праздник дружных ребят | 1 | |||
3. Культура общения | 2ч | 4ч | ||
9. У меня зазвонил телефон | 1 | Правила этикета при телефонном разговоре. Ролевая игра. Составление правил телефонного общения. | ||
10. Я иду в театр | 1 | Правила поведения в театре. Слова «браво», «бис». Посещение театра. | ||
11. Спешу поздравить | 1 | Праздники государственные, религиозные, семейные. Традиции. Изготовление и оформление поздравительной открытки. | ||
12. Подарок другу | 1 | Как выбрать подарок и подарить его. Просмотр видеоролика. | ||
13. Кем и чем я горжусь в своей школе | 1 | Экскурсия в школьный музей. | ||
14. Защита проекта «Мой класс. Моя школа» | 1 | Защита проекта. | ||
4. На сцене нашего «Я» | 6ч | 12ч | ||
15. Я – часть своей семьи | 1 | Рисуночный тест. Оформление портфолио. | ||
16. Я и моё имя | 1 | Значение имён. Оформление портфолио. | ||
17. Мои родители | 1 | Оформление портфолио. Фотоколлаж. | ||
18. Моя родословная | 1 | Родословное древо. Оформление портфолио. | ||
19. «Невредные советы». Мои обязанности в семье. | 1 | Просмотр видеофильма. Оформление портфолио. | ||
20. Традиции моей семьи | 1 | Семейный праздник. | ||
21. Домашние питомцы | 1 | Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили» | ||
22. Принимаем гостей | 1 | Правила приглашения, приёма гостей. Ролевая игра. | ||
23. Защита проекта «Наша дружная семья» | 1 | |||
24. Я люблю читать | 1 | (презентация книг) | ||
25. Я люблю рисовать | 1 | (наш вернисаж) | ||
26. Мои спортивные увлечения | 1 | |||
27.Итоговое занятие «Скоро лето. Играем, отдыхаем, думаем» | 5 | 1 | ||
Всего | 34ч |
Тематическое планирование занятий 3-го года обучения
«Я смотрю на себя»
Тема | Дата | Теоретические занятия | Практические занятия |
Общечеловеческие ценности | 30ч | 4ч | |
1. Бережливость. | 1 | ||
2. Благодарность. | 1 | ||
3. Бескорыстие. | 1 | ||
4. Вежливость. | 1 | ||
5. Взаимопомощь. | 1 | ||
6. Доброта. | 1 | ||
7. Заботливость. | 1 | ||
8. Красота души. | 1 | ||
9. Любовь. | 1 | ||
10. Любовь к родителям. | 1 | ||
11. Любовь к Родине. | 1 | ||
12. Милосердие. | 1 | ||
13.Мудрость. | 1 | ||
14. Нежность. | 1 | ||
15. Ответственность. | 1 | ||
16. Отзывчивость. | 1 | ||
17. Правдивость. | 1 | ||
18. Скромность. | 1 | ||
19. Сострадание. | 1 | ||
20. Служение людям. | 1 | ||
21. Трудолюбие. | 1 | ||
22. Уважение. | 1 | ||
23. Умение видеть хорошее. | 1 | ||
24. Умение прощать. | 1 | ||
25. Умение сотрудничать. | 1 | ||
26. Храбрость. | 1 | ||
27. Чуткость. | 1 | ||
28. Щедрость. | 1 | ||
29. Золотое правило нравственного поведения. | 1 | ||
30. Итоговый праздник «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот – плохо!» | 1 | 4 | |
Всего: | 34ч |
Тема 4-го года обучения:«Я создаю себя»
Цель:формирование у учащихся умений анализировать себя и результаты своей деятельности для дальнейшей самореализации и самосовершенствования.
Задачи занятий:
-формирование позитивной самооценки и самоуважения через организацию работы с портфолио;
-формирование бережного отношения к своему здоровью
Наверное, надо много играть в других, чтобы начать играть в себя. Во всём мире все дети играют в «Дочки-матери», «Школу», «Магазин», «Войну». Через эти игры происходит освоение основных видов отношений: воспитание, обучение, забота, обмен, конфликт. Эти сюжетно-ролевые игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы отношений, но и внутреннюю социальность ребёнка, рефлексивность его деятельности. Это игры по правилам, которые нельзя нарушать. А есть игры, которые тоже отделены от реальности, но это сплошная импровизация, где правила задаются по ходу самой игры. В таких играх тоже есть роли, но они не социальные, а игровые. И назначение у них совсем другое: быть другим (не-Я) или найти себя другого (Я), но при этом оставаясь самим собой.
Чтобы действовать в жизненной ситуации с предсказуемым результатом, нужно иметь активность и знать себя. Таким образом, для самоопределения самопознание является одним из базовых процессов.
В процессе самопознания у ребёнка уточняются и формируются представления о себе, обобщённые в «Я-образе» (или «Я-концепции»). «Я-концепция» — это такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности человека, поведение в ситуациях выбора, принятия решения, взаимодействия с другими. С помощью внимательного и доброжелательного взрослого ребёнок может научиться наблюдать за собой и анализировать свои состояния.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы развивать на занятиях интеллект, творческое воображение, способность к восприятию, память, определённые навыки, сколько в том, чтобы будить в ребёнке желание познавать, совершенствоваться, извлекать разнообразные переживания из контакта с миром, информацией и другими людьми.
Любому человеку хочется узнать о себе как можно больше. Именно этим объясняется интерес к различным вопросникам и тестам. Они действительно помогают определить, выявить различия, особенности интеллекта, способностей, интересов. Использование тестов, анкет помогает детям задуматься и заинтересоваться собой, а это самое важное.
Тематическое планирование занятий 4-го года обучения «Я создаю себя»
Тема | Дата | Теоретические занятия | Практические занятия | Содержание занятий |
1.На сцене нашего «Я» | 7ч | 4ч | ||
1. Вводное занятие в тему года. Письмо самому себе. | 1 | Знакомство с собой. Составление и заполнение личной анкеты. Упражнение – узнавание. | ||
2. Размышляю о себе. Анкета. | 1 | Знакомство с собой. Составление и заполнение личной анкеты. Упражнение – узнавание. | ||
3. Путешествие к центру «Я». Вопросы к самому себе. | 1 | Упражнение «Зеркало». Личный дневник. Оформление портфолио. | ||
4. Счастлив ли я? | 1 | Философский смысл понятия «счастье». Просмотр и обсуждение фильма «Чучело». | ||
5. Какой у меня характер? | 1 | Понятие «характер». Анкета «Мой характер». Сопоставление характеров героев сказок «Золушка» и «Приключения Буратино». | ||
6. Умею ли я общаться? | 1 | Упражнение «Знакомство с людьми» Тренинг «Комплимент другу» | ||
7. Как избежать конфликта? | 1 | Обсуждение текста песни В.Шаинского «По секрету всему свету». Тренинг | ||
8. Нужно ли мне чувство юмора? | 1 | Понятие «юмор», «сарказм», «сатира», «ирония» Практикум «Дружеский шарж» | ||
9. Мои способности. Талантлив ли я? | 1 | Беседа на тему: «Задатки и способности». Тест «Как узнать свои способности». | ||
10. Как развивать в себе способности. | 1 | Ситуация – проба «Необитаемый остров». Чтение и обсуждение рассказа А.Платонова «Волшебное кольцо» | ||
11. Урок творчества. | 1 | |||
2. Культура учебного труда | 6ч | 5ч | ||
12. Учусь учиться. Что такое мышление? | 1 | Психологические характеристики личности: внимание, память, мышление, самооценка, восприятие, самоконтроль. Их диагностика и приёмы коррекции. Оформление портфолио | ||
13. Игры на развитие мышления. | 1 | |||
14. Внимание. | 1 | |||
15. Развиваем наше внимание. | 1 | |||
16. Память. | 1 | |||
17. Как помочь своей памяти. | 1 | |||
18. Что такое самоконтроль? | 1 | |||
19. Развитие самоконтроля. | 1 | |||
20. Самооценка. | 1 | |||
21. Я твоими глазами. | 1 | |||
22. Восприятие. | 1 | |||
3. | 2ч | 1ч | ||
23. Что такое здоровье. | 1 | Составляющие моего здоровья. Практическая работа по определению антропометрических показателей. Встреча с педиатором. | ||
24. Здоровый образ жизни. Приёмы релаксации. | 1 | Соблюдение режима дня. Режим двигательной активности. Основы здорового питания. Спортивные игры и соревнования. | ||
25. Вредные привычки | 1 | Алкоголизм, наркомания и курение. Их влияние на детский организм. Тренинг «Умей сказать Нет!» Создание коллективного плаката. Участие в агитбригаде. | ||
4. На сцене нашего «Я» | 5ч | 4ч | ||
26. Презентация портфолио | 1 | |||
27. Письмо выпускнику начальной школы. | 2 | |||
28. Праздник прощания с начальной школой. | 5 | 1 | ||
Всего | 34ч |
Литература:
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование М.: «Просвещение», 2010
Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности: познавательная деятельности. Проблемно-ценностное общение. Социальное творчество. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2011
Казанский О.А. «Игры в самих себя» М: Роспедагентство, 1995
Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. «Ввдение в школьную жизнь» Программа адаптации детей к школе. М.: «Генезис», 2003
Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. М.: «Амрита-Русь», 2004
Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002
Селевко Г.К. Познай себя М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах М.: «Школа-Пресс», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Программа внеурочной деятельности кружка "Познай себя"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Путь к себе" 6 класс
Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой о...
Программа внеурочной деятельности "Путь к себе"
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 3 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Познаем сами» Рабочая программа составлена на основе:...