Урок музыки 2 класс.
план-конспект урока (3 класс)

КАЗАНКИНА ВАЛЕНТИНА САНГАДЖИЕВНА

Школа: МБОУ «СОШ№10» им. Бембетова В.А. Республика Калмыкия город Элиста.

Класс: 2

Учитель: Казанкина В.С

Предмет: музыка

УМК: «Школа России»

Тема: «Калмыцкие народные праздники: проводы зимы, встреча весны».

Тип урока: урок открытия нового понятия

Цель учителя: Создание условий для открытия нового понятия русские народные праздники.

Учебная задача: Узнать, что за праздник «Цаган сар»?

Результат урока:

1.Предметный результат: умение слушать музыку, отгадывать загадки; владение исполнительской культурой и культурой слушателя; умение применять свои знания на практике.

2.Метапредметные результаты:

Регулятивный результат: умение формулировать учебную задачу; уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности; умение проявлять способность к самоконтролю; самооценка.

Познавательный результат: умение сравнивать, анализировать музыку, делать выводы.

Коммуникативный результат: умение включаться в работу на уроке, умение работать с учителем и классом в одном темпе, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

3.Личностный результат: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа; понимать для чего нужна человеку музыка.

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Результат

Орг. этап

Приветствует. Настраивает на учебную работу.

«Здравствуйте, ребята!»

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

(Звучит аудио запись песни «Цаган сар» Б.Очкаева.

Входят в класс. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Словесный

Включение учащ. к деятельности.

1.Постановка учебной задачи

 

 

1.1.Создание «ситуации успеха»

Задание.

- Какие калмыцкие народные праздники вы знаете?

 

- А как они проходят.

 

 

-Цаган сар,  окончание зимы, т.д.

- Рассказывают как проходят праздники.

Словесный

Пред.: уметь применять свои знание на практике.

1.2.Создание ситуации «разрыва»

Задание.

- Какая музыка по настроению встретила вас в классе?

- Вам понравилась песня?

- А настроение у вас изменилось?

- Почему?

- Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку композитор или народ?

- Где чаще исполняют калмыцкие народные песни?

 

- Нас скоро ожидает праздник, а на праздниках танцуют. Калмыки вовремя танце говорят «шаваш».

 

Шар харһа домбриг
Шавдн бәәҗ цокит!
Сәәхн бичкн иньгүд
Шаһаһарн мульҗит!
Хәдрис! Хәдрис!


Ѳргн мѳңгн бүснь
Ѳрч деернь шиигднә!
Ѳнр мана баһчуднь
Ѳскәһәрн дуһрлдна!
Хәдрис! Хәдрис

 

 

 

 - И тема нашего урока называется «Цаган сар» - долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.

- Подходят ли «шаваши» к теме нашего урока?

 

 

 

 

- Музыка «Калмыцкие наигрыши» Б. Манжуркаева.

 

- Да.

- Да.

- Стало весело, охота танцевать.

- Народ.

 

- На праздниках, на гуляньях.

 

- Цаган сар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Да.

 

Словесный

Пред.: уметь слушать музыку, отгадывать загадки.

Ком.: уметь работать с учителем и с классом в одном темпе.

Поз.: сравнивать, анализировать.

1.3. Совместная формулировка учебной задачи.

- Какую учебную задачу мы сегодня можем поставить?

 

- Узнать, что за праздник «Цаган сар»?

Словесный

Регул.: уметь формулировать у.з.

2.Решение учебной за-дачи

 

2.1.Поиск решения учебной задачи

Организация поиска.

- А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Цаган сар?

- Почему этот праздник получил такое название?

- Чем угощают гостей?

- Есть такое выражение в народе – Благодарить? Восхвалять?

- Кого ж надо было благодарить?

- Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

 

Пусть снег скорее сойдет

Водой-ручьем истечет,

Пусть солнце греет

И все живое цветет.

Пусть без зла и лжи, не зная невзгод,

Благоденствует мой народ.

 

-А вы хотите узнать, как на Калмыки отмечали Цаган сар?

У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.

 

 

 В каждой кибитке готовились к празднику, который сопровождался обрядовыми играми, танцами, песнями, которые дошли и до наших дней. А, кто их придумывал?

- Как эти песни дошли до нашего времени?

 

- Давайте выполним физкультминутку.

 

 

- Говорят, что нравится в этом празднике?

 

- От традиции- приветствия

«Увлс сян гарвт?».

 

- Хальмг ця- йоряль.

 

 

-Виды борцогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Народ.

- Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку:

«Хойир зурмн».

слова и музыка В.Казанкиной.

Словесный

Позн.: уметь извлекать информацию из рассказа учителя.

Ком.: уметь работать с учителем и с классом в одном темпе; высказывать своё мнение, отстаивать свою т.з.

2.3.Применение  открытого понятия

Задание.

Музыкальная игра «Ишкя гер» слова и музыка В.Казанкиной

Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело, все одаривали друг друга подарками, Праздник длится целый месяц.     

- Давайте вспомним йоряль к празднику Цаган сар?

 

 

 

 

С этого дня начинались самые разнообразные развлечения: народные гуляния

 

 

 

 

 

 

 

Давайте и мы с вами споём калмыцкую песню «Цаган менд!»

 Шумный веселый праздник украшали песнями.

Звучит песня. «Цаган менд!»

 

«Цаһан менд»

Үгнь Э.Типкинкеевин.

Көгжмнь В.Казанкинан

 

1.

Цаг бәәдлән сольна

Цаһан сар ирнә.

Бичкдүд шуугад дөгнә.

Бииләд дуулад жирһнә.

 

Давтлһн.

Цаһан Цаһан менд.

Цаһан Цаһан үг.

Цадэ надэ амлгдна.

Цаһан седкл урһана.

 

2.

Балта компадь белглнә

Байир өөдән өснә.

Күн болһн байрлна

Күнкл өдрән давулна

 

 

 

 

 

 

 читают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 Читают йоряль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативная игра «Манахн».

 

 

 

 

Песня-игра «Боорг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполняют песню с учителем.

 

 

«Цаган менд!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

 

Пред.: владеть исполнительской культурой.

Ком.: уметь слушать.

Рег.: уметь удерживать уч.зад.

Поз.: уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

3.Рефлексия

 

 

 

1.Самооценка понимания.

- И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее.  

- Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали?

-Для чего говорят «Шаваш»?

-Сколько времени продолжается праздник Цаган сар?

-Какое степное животное подает знак о наступлении праздника Цаган сар?

2. Самооценка деятельности.

- Давайте сами оценим свою работу:

- Кто доволен своей работой?

-  А трудности вам встречались?

- А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?

- Теперь поставьте себе оценку.

Дают ответы.

 

 

 

 

 

 

 Ставят себе оценку и объясняют.

Словесный.

Регул.: самооценка.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок «Музыка» 1 класс

Тема урока: Музыкальные инструменты.               

                                                                                                   

Тип урока: актуализация ранее усвоенных знаний и формирование новых  

Вид урока: урок-игра

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальными инструментами, тем самым обогатить их кругозор

Задачи урока:  

вспомнить понятия – музыкант, исполнитель, композитор, дирижёр;

назвать основные группы музыкальных инструментов (струнные, духовые, клавишные, ударные);  

познакомить с имеющимися музыкальными инструментами;  

научить узнавать инструменты по звучанию (дудочка- «бушкур», домбра, «хонх» -колокольчик).  формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове, жесте, мимике. 

 

Планируемые результаты:

Предметные: научатся узнавать музыкальные инструменты и по внешним признакам распределять их по группам; рассказывать о происхождении духовых музыкальных инструментах и их роли в жизни людей.

 

Метапредметные:  

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя;

Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи;

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении творческих музыкальных задач 

 

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений

Методы и приёмы: словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.); наглядные (демонстрация презентации, видео фрагмента о группах музыкальных инструментов; картинки с изображением музыкальных инструментов; артикуляция отдельных звуков и др.); практические (исполнение песни, двигательная импровизация, слушание музыки и др.); методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация (калейдоскоп музыкальных инструментов)

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), интерактивная доска, диапроектор, фортепиано. 

Дополнительное оборудование:  

Картинки с изображением музыкальных инструментов

Комплект карточек с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный материал:

Музыкальное приветствие

С.Суэтов  «Лесная песенка"

Видео-фрагмент – «Группы музыкальных инструментов» 4. Калмыцкая нар.песня – «Шарка барка»  

Ход урока:

1. Организационный момент 

Со звонком ученики встают и поют музыкальное приветствие. Музыкальное приветствие.  

 

Учитель: Мендвт кююкд! На legato поступенно вверх

Дети: Мендвт, багш. На legato вниз.

 2.  

Учитель:

Здравствуйте, ребята.  

Сегодня мы с вами пойдем на выставку музыкальных инструментов. Но, чтобы попасть на выставку надо приобрести билеты, и вот тут-то происходит музыкальное чудо, я решила сделать вам волшебный подарок, загляните в свои тетрадочки и....что увидели? Билеты!! Вот так подарок.

    Открывается ширма и дети видят разнообразие музыкальных инструментов.

Учитель на домбре исполняет песенку "Шарка Барка".

Мы только начали знакомство с музыкой, но уже умеем красиво, дружно исполнять песни. Вспомните какие песни мы с вами исполняли на уроках музыки.

Давайте красиво дружно исполним песню «Ээжин ця».

-А теперь сели все тихо на свои места. Похлопайте в ладоши те дети, кому понравилось ваше исполнение.  

Я очень рада за вас.

3. Актуализация знаний 

Ребята, а что нам помогает исполнять песню?

Музыка

А с помощью чего исполняют музыку?  С помощью инструментов.

 

Учитель: Да, инструменты бывают разные. Инструменты – это незаменимые помощники людей дома и на работе. А теперь я предлагаю вам поработать в группах. (3 группы).

Вспомним правила работы в группах: (высказывают мнение)

 -Выслушивать мнение каждого

 -Не шуметь, работать дружно.

 Распределите инструменты по их назначению.  

картинки с изображением музыкальных инструментов.

Дети называют картинку или игрушку, одновременно имитируют игру на инструменте.

Домбра, «Бушкур»-дудочка, «хонх»- колокольчик, фортепиано.

Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют. Таким образом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.

Определение темы урока. Постановка задачи.

Как вы думаете, чему мы посвятим урок музыки?

+Музыкальным инструментам.  

Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

1. Какие бывают музыкальные инструменты

2. Как они звучат.

 3.А кого, ребята, называют музыкантом?

 5. Изучение нового материала. 

Музыкант- это человек, который исполняет музыку на различных инструментах, ещё его называют – исполнитель. 

Исполнять музыку он может с помощью музыкального инструмента (музыкант) или голоса (певец). 

 

А какие профессии связанные с музыкой вы еще знаете?  

Композитор – это тот, кто сочиняет музыку

 

Дирижер – это руководитель коллектива: хора или оркестра.

Он тонкой палочкой помашет,

Как играть оркестру скажет.

 

Учитель: В оркестре много музыкантов, они исполняют музыку под руководством дирижера на различных инструментах.

 

А какие музыкальные инструменты вы знаете? Ответы детей

Как много вы знаете музыкальных инструментов …

 

6. Открытие нового. 

- Я предлагаю вам сейчас провести исследование, для этого мы опять поработаем в группах. Вам надо будет рассмотреть картинки и подумать какие это музыкальные инструменты и как на них на всех играют. Как появляется звук. ( Раздаю группам картинки с изображением инструментов)

группа  

-Как можно одним словом назвать эти инструменты? (духовые)

группа

-Как можно одним словом назвать эти инструменты? (струнные)

группа

- Как можно одним словом назвать эти инструменты? (ударные)

4 группа

-Как можно одним словом назвать эти инструменты? (клавишные)

-А теперь предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и послушать, как звучат эти инструменты?

 

Просмотр видео «Группы музыкальных инструментов» Учитель: Сколько групп музыкальных инструментов выделяют музыканты?  

Дети: четыре. 

Учитель: Назовите их.

 Дети: струнные, клавишные, ударные, духовые.  

Учитель: Инструмент мы определяем в группы по способу извлечения звука или по наличию признаков (струны, клавиши и др.)

5. Закрепление пройденного. 

А теперь проверим, как вы внимательно слушали друг друга и меня. Я буду показывать музыкальный инструмент, а вы будете показывать движением как на нем играем и называть к какой группе он относится.

(показываю слайды)  

-Молодцы! вы были внимательными.

Посмотрите, а какой это у меня инструмент? К какой группе его отнесем? (к клавишной группе)

Послушайте, как он звучит.

Мелодию какой песни я вам наиграла? (Песня о маме)

 - Какая она по настроению?

Предлагаю вам вспомнить эту песню и исполнить ее.

Похлопайте в ладоши те, кто считает, что хорошо исполнял песню.

 

Итог урока:

Ребята, какой теме был посвящен сегодня урок музыки?

Какое открытие вы сделали на уроке?

-Похлопайте в ладоши те ребята, кто доволен своей работой.

Помашите рукой, те кому было интересно?

Спасибо вам за урок, я видел, как вы все старались, были активными.

 

Всего вам доброго. До свидания.  

 

 



Предварительный просмотр:

План урока

Урок: музыка

Раздел: 3класс

Тема: Моя семья, мои. друзья

Школа: МБОУ СОШ №10

Дата:

Ф.И.О.учителя: Казанкина В.С

Класс: 1

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1.1.2.1 Определять настроение и содержание прослушанного музыкального произведения

1.1.1.1 Петь простой музыкальный материал.

1.1.3.1 Определять восходящее и нисходящее движение мелодии

Цели урока

Все учащиеся смогут: 1.1.2.1 Определять настроение и содержание прослушанного музыкального произведения

Большинство учащихся смогут: 1.1.2.2 Передавать свои мысли и чувства о музыке с помощью визуальных элементов

Некоторые учащихся смогут: 1.1.2.3 Определять тембр голоса.

Языковая цель

Учащиеся могут: использовать в своей речи слова на трёх языках

Ключевые слова и фразы: темп, тембр, высокие и низкие звуки

Полезные фразы для диалога/письма: дружная семья,

Вопросы для обсуждения:

как вы можете позаботиться о своей семье?

Можете ли Вы сказать, почему...?

Почему моя семья дружная и крепкая?

Подсказка для письма:

Предыдущее обучение

Разучивание песни Песенка про папу.

Автор текста: Танич М.
Композитор: Шаинский В.

П Л А Н

Планируемое время

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Ресурсы

Начало

Психологический настрой

Дети под музыку заходят парами в музыкальный зал и строятся в круг.

Учитель: Музыкальное приветствие на калмыцком языке “Халун менд!” В.Казанкиной

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Музыкальное приветствие- распевка! на калмыцком языке «Сян хонвт?»  В.Казанкиной

Учитель:

 Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная … семья!

Учитель: Как на калмыцком языке слово семья?

Дети. «Өрк бүл»

Учитель: А на английском языке?

Дети. Family.

Распевка

 «Сян хонвт?»  В.Казанкиной

Середина

Рассматривание иллюстрации на тему “Семья”

Учитель: – Ребята, кого вы видите на иллюстрации?

Дети. Это семья - папа, мама, брат и я

Учитель: а как мама на калмыцком языке?

Дети. Ана.

Учитель: А на английском?

Дети. Mother (мазэ)

Учитель: А папа на казахском?

Дети. Аке.

Учитель: А на английском?

Дети. Father (фазе)

Как вы думаете: это чужие или родные между собой люди?

Как можно назвать их одним словом?

Как вы считаете, дружат в этой семье между собой дети и родители?

Учитель: у вас было домашнее задание подготовить вместе с родителями презентацию о семье

(дети показывают презентацию).

Учитель: Ребята, давайте вспомним распевки на слоги “ма-ма”, “ па-па”, “ба-ба” и пропоём эти песенки, помогая себе ладошками.

Дети поют распевки, отхлопывая ритмический рисунок песенок ладошками.

Слушание: «Мама-первое слово».

Учитель:

кого вы представили, слушая эту песню?

- какие чувства вы испытывали при этом?

- как звучит музыка?

- какой темп этой песни?

– какой голос у мамы?

Дети. – У мамы голос высокий, звонкий.

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем мамин голос отличается от голоса папы?

Дети. Папа говорит низко, басисто.

Учитель: придумайте сигналы

рук для высокого и низкого звука, поднимите руки вверх для высокого и вниз - для низкого.

Физминутка. Как вы отдыхаете дома с семьёй?

Учитель: Как вы проввдите время с семьей? А давайте вспомним песню про семью, про
Ээжины борцоги. Мы разучили эту песню на прошлом уроке «Аммта хальмг борцг».

Слова и музыка В.Казанкиной

Дети. 

БООРЦГ.

1

Аав, ээждян однав

Амтта боорцг идняв

Припев.

Ээж боорцг болхла

Амтта хальмг боорцг

Амтта, амтта

Амтта хальмг боорцг.

2.

 Мини энкр эцк, эк

Амтта боорцг идня

3.

Мини энкр ах, экч

Амтта боорцг идня 

Иллюстрация

 «Өрк бүл»

«Семья»

Показ презентации

Слушание: «Мама-первое слово»

Физминутка

«Мана бичкдуд» В.Казанкиной

Конец

Музыкально-подвижная игра “Семейная фотография”.

Под веселую музыку дети свободно танцуют, по сигналу “Стоп-кадр!”  дети собираются “семьями”

для фотографии и “фотограф” делает снимки.

Варианты игры:

“Бичкн орк -бул” – дети выбирают себе пару (мама и папа).

“Ик орк бул” – у “родителей” появляются “дети”.

 Мини орк бул” – все дети собираются со своей “второй мамой” – с учителем.

Сюрпризный момент с сердечками.

Учитель вынимает из чудесного мешочка сердечки – символ любви и доброты и аккуратно вкладывает их в руки детям.

Музыкальное прощание “ Байирта хархий»!”

Дифференциация

Оценивание

Межпредметные связи

А:

Определять настроение и содержание прослушанного музыкального произведения

Б:

Передавать свои мысли и чувства о музыке с помощью визуальных элементов

В:

Определять тембр

Устная поддержка, взаимооценка жестом, взаимооценивание групп апплодисментами.

Познание мира, казахский язык, английский язык

Анализ.

Итоговая оценка



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

Казанкина Валентина Сангаджиевна.

Предмет

Музыка

Класс

4

Тема урока

«Зимнее утро, зимний вечер…»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель урока

Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель урока

Дать учащимся первоначальное и общее представление о возможных взаимосвязях музыки, живописи и литературы, в передачи образа зимы через произведения урока: стихи А.С.Пушкина, П. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»

Задачи урока

Воспитательная: Представить искусство музыки, живописи и слова - как выражение мысли и чувства человека, средство общения людей.

Образовательная: Знакомство с новыми значениями: лирика в поэзии и в музыке, сведения об М.Яковлеве.

Развивающая: Развитие художественного воображения, умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве.

Оборудование

Презентация, конспект, мультимедийная доска, компьютер.

Музыкальные произведения: П. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»,

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте ребята. Сегодня урок музыки буду проводить у вас я.  Давайте улыбнёмся друг другу и тихо присядем.

Готовятся к уроку. Садятся.

Личностные УУД: готовность к восприятию информации

2.Подведение к теме урока

 Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Кому принадлежат эти строки?

О каком времени года идёт речь?

 А с каким музыкальным произведением познакомились на том уроке?

Приятна мне твоя прощальная краса. О какой красе повествует поэт?

Давайте и мы попрощаемся с осенью, и приготовимся к встрече зимы.

(снимают листья с доски)

С чего начинается зимний день? День каждого человека? В чём особенности этого времени суток?

- А как заканчивается день?

- Подумайте и скажите, какая же будет тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему: зимнее утро, зимний вечер. Ребята, как вы думаете, с помощью чего можно описать красоту зимней природы, зимнего дня?

- Как же композиторы, художники, поэты изображали образ зимы в своих произведениях? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

- А почему?

Сегодня на уроке мы рассмотрим образ зимы в поэзии А.С.Пушкина, произведениях русских композиторов – П.И.Чайковского, М. Яковлева.

У вас на столах лежит таблица, и в течение урока мы с вами будем заполнять её.

 А.С. Пушкину

Об осени, это самое любимое время года А. С. Пушкина.

«Осенняя песнь» П.И.Чайковского

О прощальной.

- С утра. Все просыпаются. Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы идём в школу. Это утро каждого человека.

- Вечером. Все возвращаются домой.

- Утро. Вечер.

- С помощью музыки, красок, поэзии.

- Нет

- Потому что мы не рассматривали произведения, где описывается, рисуется зима.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, взаимодействие с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

3.Изучение нового материала

 Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь.

 И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?

Посмотрите на картину художника.  Что вы видите?

Какие краски использовал художник, изображая зиму?

Художник изобразил белые снега, покрытые мягкими пушистыми шапками. Снег блестит на солнце и радует глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Но одно, что бросается в глаза, это ослепительная чистота и белизна снежного покрова. Кажется, что зима предстоит перед нами чистым листом бумаги, на котором можно писать. Давайте и мы возьмем таблицу и запишем, какая зима на картине.

 А сейчас определим какой образ зимы в стихотворении «Зимнее утро» А.С. Пушкина и сравним с картиной природы.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Стихи А. Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительно прекрасной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха, писал П.Чайковский.

Какое же зимнее утро?

 Утро действительно чудесное, благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Какая же зима в стихотворении?

А сейчас послушаем пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. Чайковского, который написал для своего племянника. Какие чувства передаёт музыка? 

Ребята, вам знаком этот композитор?

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений.

Давайте повторим ФИО композитора вслух

Перед тем, как начать слушать произведение, давайте правильно сядем, выпрямим спинки.

Представьте, что вы находитесь в концертном зале. Слушаем внимательно.

Слушание и анализ музыкального произведения «Зимнее утро» П.Чайковского

Какие у вас возникли ощущения?

Когда вы слушали «Зимнее утро» П.И.Чайковского, какая возникла картина?

А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Давайте запишем образ зимнего утра в таблицу

Какая же зима у нас получилось?

Вслед за утром наступает бурный день! Зима нас радует и дарит нам множество забав и развлечений.

Красивое морозное утро

Светлые, жизнерадостные.

- Утро чудесное, морозное, солнечное, прекрасное.

- Да

- Музыка хмурая, вьюжная, тревожная

- Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

- Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

- Разная. Морозная и вьюжная, красивая и пушистая.

Личностные УУД:

Сотрудничество со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий

Регулятивные УУД:

Планировать свое высказывание; понимать и принимать учебную задачу

4.Физкультминутка

Ребята, давайте с вами отдохнем и проведем небольшую физминутку.

Как зимой нам поиграть?

Будем мы снежки кидать.

Песня «Цасна умшс» муз Пюрвеева

(Игра в снежки) кидая снежок, учитываем темп музыки.

Наверно у вас замёрзли ручки давайте их погреем (греют ручки, дуют на них)

5.Слушание

Вокально-хоровая работа над песней

 Проходит день, наступает вечер. В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

Эти стихи – одни из самых известных в творчестве поэта. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер.

 Какой вечер предстал перед нами?

Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.
Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?


Ударения в словах падают, на какие звуки?
Что они изображают?
Давайте изобразим, завывание вьюги.


Музыкально ли это стихотворение? Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?
Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырем строкам стихотворения. Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.

Карточка

ТЕМП (быстрый, умеренный, медленный)
ДИНАМИКА (громко,

не очень громко, тихо)
ИСПОЛНИТЕЛЬ (хор, солист)
ЛАД (мажор, минор)

Что выбрали – прочитайте.


Учитель: Попробуйте тихо напеть эти строки. Кто это может сделать для всех?


Учитель: Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке, а теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор, лицейский друг поэта М. Яковлев


Звучит фонограмма музыкального произведения М. Яковлева
Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом Яковлева?

- Холодный, метельный.

 - Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».

- о, а, у, е, и.

- Завывание вьюги.

(на гласные изображают завывание вьюги)

Дети зачитывают различные варианты ответов.
Дети по желанию напевают четверостишие вслух

Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад.

Регулятивные УУД:

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

6. Итог урока

Домашнее задание

Рефлексия

Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Так с помощью чего же мы описали красоту зимней природы

Изобразить зимнее утро.

Ребята, у вас на столах лежат карточки красного и зеленого цветов.

Если вы усвоили материал урока, он показался вам легким, поднимите карточку с зеленым цветом.

Если вы не всё усвоили, остались какие-либо вопросы, то поднимите карточку с красным цветом.

Вы сегодня были очень активны. Молодцы. Спасибо за урок!

Тема зимы.

С помощью музыки, красок, поэзии.

Личностные УУД:

Самооценка на основе критериев успешности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...