Рабочая программа по родному языку и литературе 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Яркина Наталья Леонидовна

 Учебный предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке»   занимает важное место в системе начального общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурной и многоязычной России. Изучение хантыйского языка направлено на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, формирование коммуникативной культуры и расширение общего кругозора обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_i_literature.zip54.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Тегинская средняя общеобразовательная школа»

                                                          УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУ «Тегинская СОШ»

_______С.Л.Токушева

Приказ № _________

«__»_______2022 г

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Родной язык и литературное чтение на родном(хантыйском) языке»

начального общего образования

1 класс

на 2022-2023 учебный год



                                                                                                                                                                                                  Составитель: Яркина Н.Л.,

учитель начальных классов 

Теги
2022-2023 уч. г.

Пояснительная записка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

 Учебный предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

   занимает важное место в системе начального общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурной и многоязычной республики. Изучение хантыйского языка направлено на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, формирование коммуникативной культуры и расширение общего кругозора обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия.

В начальной школе закладывается база для последующего изучения хантыйского языка, формируются основы функциональной грамотности, что придает особую ответственность данному этапу общего образования.

Программа основана на концентрическом принципе. В процессе обучения освоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи. 

Изучение учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

 предусматривает междисциплинарные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литература» и др.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА :

Целью изучения учебного предмета является формирование у обучающихся коммуникативных навыков с учетом возрастных возможностей, т.е. способности и готовности общаться на хантыйском языке в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах в рамках тематического содержания речи.

Задачи изучения учебного предмета

 «Родной язык и литературное чтение на родном языке»:

- формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету ;

  • формирование понимания необходимости овладения хантыйским языком  для освоения культуры и традиций народов ханты;
  • развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, коммуникативных способностей, формирование универсальных учебных действий;
  • усвоение первоначальных знаний по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации татарского языка, а также развитие умений применять полученные знания в речевой деятельности;
  • формирование чувства патриотизма и гордости за свой край, свою страну;
  • формирование социокультурных умений, позволяющих приобщаться к культуре и традициям хантыйского народа.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет ««Родной язык и литературное чтение на родном языке»  входит в предметную область «Родной язык и литература

В 1 классе максимально допустимое количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета ««Родной язык и литературное чтение на родном языке»

– 2 часа в неделю, что составляет 33 часа.

Содержание учебного предмета:

Тематическое содержание речи

1. Мир моего «Я»: Давайте познакомимся. Я и моя семья. Здоровье.

2. Мир моих увлечений: Спорт и спортивные игры. Любимые игрушки.

3. Мир вокруг меня: Моя школа. В магазине. Времена года (зима, лето).

4. Моя Родина: Столицы России. Наш город. Наше село. Животный мир.

Умения по видам речевой деятельности

Аудирование

Восприятие и понимание на слух:

  • несложных высказываний, произносимых учителем на уроке;
  • выполнение упражнений на снятие фонетических трудностей;
  • лингвистических компонентов речи: фонемы, морфемы, слова, мини-тексты;
  • восприятие и понимание утвердительных, вопросительных, отрицательных предложений;
  • несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова по изученным темам.

Говорение

Диалогическая речь:

  • умение задавать вопросы по изученным темам и отвечать на них;
  • составление диалога этикетного характера: приветствие, знакомство с собеседником, начало и завершение разговора;
  • приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие / несогласие на предложение собеседника.

Монологическая речь:

  • составление небольшого высказывания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала;
  • составление небольшого рассказа о себе, членах семьи, школе, покупках, о любимой игрушке, временах года, о своем городе (селе).

Смысловое чтение

  • читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания / понимание запрашиваемой информации.
  • умение соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
  • восприятие печатного слова;
  • соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

Тексты для чтения: ситуативные диалоги, короткие рассказы, стихи.

Письмо

  • овладение техникой письма (написание букв хантыйского алфавита, специфичных  букв ә, ө, a n h d f l c; буквосочетаний, слов);
  • вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение;
  • дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей.

Языковые знания и навыки

Фонетическая сторона речи

  • правильное произношение гласных и согласных звуков хантыйского языка;
  • сопоставление гласных и согласных звуков хантыйского и русского языков;
  • знаки транскрипции;
  • слоги, перенос слов;
  • словесное ударение;
  • интонация приветствия, прощания, обращения, просьбы, приказа;
  • произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.

Графика, орфография и пунктуация

  • правильное правописание хантыйских букв;
  • правильное написание изученных слов;
  • заглавная буква в начале предложения и в именах собственных;
  • знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак).

Лексическая сторона речи

  • распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 100 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса; слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; заимствованных слов.

Грамматическая сторона речи

Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических форм:

  • имена существительные в единственном, двойственном и множественном числах;
  • местоимения;
  • имена прилагательные;
  • существительные в Основном, дательно-направительном и местно-творительном падежах;
  • количественные и порядковые числительные (1–10);
  • конструкция «числительное + имя существительное» в ед. числе;
  • глаголы;
  • частицы;
  • послелоги с именами существительными.

Социокультурные знания и умения

  • знание и использование элементарных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, принятых в хантыйском языке, в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);
  • знание небольших произведений хантыйского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг;
  • знание названий родной страны, родного края и их столиц, городов на хантыйском языке.

Компенсаторные умения

  • использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту);
  • использование в качестве опоры при создании собственных высказываний ключевых слов, вопросов, иллюстраций.

Планируемые образовательные результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине – России, ХМАО-Югре;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- уважение к своему и другим народам;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;

экологического воспитания:

- бережное отношение к природе;

- неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:

базовые логические действия:

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

В результате изучения учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»    обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

- готовить небольшие публичные выступления;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

совместная деятельность:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

- ответственно выполнять свою часть работы;

- оценивать свой вклад в общий результат;

- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

В результате изучения учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

обеспечивает:

- понимание статуса и значения (хантыйского) языка, формирование мотивации к изучению (хантыйского) языка: освоения культуры и традиций народов ханты; понимать необходимость овладения языком; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;

- сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации хантыйского языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова хантыйского языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику хантыйского языка по тематическому принципу; строить небольшие по объему устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;

- сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на хантыйском языке:

- аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, теле- и радиопередачи);

- говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи;

-  чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

- письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания;

- усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на хантыйском языке;

- представлять родной край как часть России на хантыйском языке в различных ситуациях общения.

Обучающийся научится:

Аудирование

– воспринимать на слух и понимать инструкции учителя в ходе ведения урока и выполнять их;

– понимать на слух речь одноклассников и вербально/невербально реагировать на услышанное;

– воспринимать на слух и понимать звучащие (время звучания текста для аудирования – учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием запрашиваемой информации фактического характера (имя, возраст, любимое блюдо, цвет и т. д.) с опорой на иллюстрации, а также с использованием языковой догадки.

Говорение

- вести диалог этикетного характера (приветствие и ответ на приветствие, знакомство, прощание, извинение), диалог-расспрос (задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника) с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова в рамках тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 2–3 реплик со стороны каждого собеседника;

- создавать устные монологические высказывания объемом не менее 2–3 фраз в рамках тематического содержания речи с опорой на картинки, фотографии, вопросы, ключевые слова;

- излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объем – не менее 2–3 фраз).

Смысловое чтение

- читать вслух тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;

- читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. (Объем текста для чтения до 60 слов)

Письмо

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы хантыйского алфавита;

- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;

- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

- дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;

- отвечать письменно на вопросы.

Языковые знания и навыки

Фонетическая сторона речи

- различать на слух и адекватно произносить хантыйские звуки;

- соблюдать правильное ударение в изученных словах;

- соблюдать особенности интонации в повествовательных и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов.

Графика, орфография и пунктуация

- правильно писать хантыйские буквы и изученные слова;

- использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении.

Лексическая сторона речи

- употреблять в устной и письменной речи не менее 100 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;

- группировать лексику по тематическому принципу;

- употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова.

Грамматическая сторона речи

Употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в рамках тематического содержания речи:

- имена существительные в единственном, двойственом и множественном числах;

- местоимения;  

-имена прилагательные;

-существительные в Основном, дательно-направительном и местно-творительном падежах;

-количественные и порядковые числительные (1–10);

-конструкция «числительное + имя существительное» в ед. числе;

-глаголы;

-частицы;

-послелоги с именами существительными.

 

Социокультурные знания и умения

- использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, принятые в хантыйском языке в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);

- писать собственное имя и фамилию на хантыйском языке;

- знать названия родной страны,  города (района, села) на хантыйском языке;

- знать небольшие произведения хантыйского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку для 3 класса.

Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....

Рабочая программа по родному языку для 1 класса

Эш программасы   түбәндәге   документларга  нигезләнеп   төзелде:           1.06.10.2009 елда РФ Мәгариф министрлыг...

рабочая программа по родному языку. ФГОС 3 класс.

Программа предназначана  по родному языку для 3 класса ....

Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...

Рабочая программа по родному языку и литературе 4 класс (8вид)

Рабочая программаа по родному языку и литературе 4 класс (8 вид)...

Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"

Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...