Рабочая программа по родному языку и литературе 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Учебный предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке» занимает важное место в системе начального общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурной и многоязычной России. Изучение хантыйского языка направлено на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, формирование коммуникативной культуры и расширение общего кругозора обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_i_literature.zip | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тегинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ «Тегинская СОШ»
_______С.Л.Токушева
Приказ № _________
«__»_______2022 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Родной язык и литературное чтение на родном(хантыйском) языке»
начального общего образования
1 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Яркина Н.Л.,
учитель начальных классов
Теги
2022-2023 уч. г.
Пояснительная записка.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Учебный предмет «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
занимает важное место в системе начального общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурной и многоязычной республики. Изучение хантыйского языка направлено на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, формирование коммуникативной культуры и расширение общего кругозора обучающихся, осознание роли языка как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия.
В начальной школе закладывается база для последующего изучения хантыйского языка, формируются основы функциональной грамотности, что придает особую ответственность данному этапу общего образования.
Программа основана на концентрическом принципе. В процессе обучения освоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Изучение учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
предусматривает междисциплинарные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литература» и др.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА :
Целью изучения учебного предмета является формирование у обучающихся коммуникативных навыков с учетом возрастных возможностей, т.е. способности и готовности общаться на хантыйском языке в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах в рамках тематического содержания речи.
Задачи изучения учебного предмета
«Родной язык и литературное чтение на родном языке»:
- формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету ;
- формирование понимания необходимости овладения хантыйским языком для освоения культуры и традиций народов ханты;
- развитие личности школьника, его мыслительных, познавательных, коммуникативных способностей, формирование универсальных учебных действий;
- усвоение первоначальных знаний по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации татарского языка, а также развитие умений применять полученные знания в речевой деятельности;
- формирование чувства патриотизма и гордости за свой край, свою страну;
- формирование социокультурных умений, позволяющих приобщаться к культуре и традициям хантыйского народа.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС НОО учебный предмет ««Родной язык и литературное чтение на родном языке» входит в предметную область «Родной язык и литература
В 1 классе максимально допустимое количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета ««Родной язык и литературное чтение на родном языке»
– 2 часа в неделю, что составляет 33 часа.
Содержание учебного предмета:
Тематическое содержание речи
1. Мир моего «Я»: Давайте познакомимся. Я и моя семья. Здоровье.
2. Мир моих увлечений: Спорт и спортивные игры. Любимые игрушки.
3. Мир вокруг меня: Моя школа. В магазине. Времена года (зима, лето).
4. Моя Родина: Столицы России. Наш город. Наше село. Животный мир.
Умения по видам речевой деятельности
Аудирование
Восприятие и понимание на слух:
- несложных высказываний, произносимых учителем на уроке;
- выполнение упражнений на снятие фонетических трудностей;
- лингвистических компонентов речи: фонемы, морфемы, слова, мини-тексты;
- восприятие и понимание утвердительных, вопросительных, отрицательных предложений;
- несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова по изученным темам.
Говорение
Диалогическая речь:
- умение задавать вопросы по изученным темам и отвечать на них;
- составление диалога этикетного характера: приветствие, знакомство с собеседником, начало и завершение разговора;
- приглашение собеседника к совместной деятельности, вежливое согласие / несогласие на предложение собеседника.
Монологическая речь:
- составление небольшого высказывания в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала;
- составление небольшого рассказа о себе, членах семьи, школе, покупках, о любимой игрушке, временах года, о своем городе (селе).
Смысловое чтение
- читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания / понимание запрашиваемой информации.
- умение соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
- восприятие печатного слова;
- соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Тексты для чтения: ситуативные диалоги, короткие рассказы, стихи.
Письмо
- овладение техникой письма (написание букв хантыйского алфавита, специфичных букв ә, ө, a n h d f l c; буквосочетаний, слов);
- вставка пропущенных букв в слово или слов в предложение;
- дописывание предложений в соответствии с решаемой учебной задачей.
Языковые знания и навыки
Фонетическая сторона речи
- правильное произношение гласных и согласных звуков хантыйского языка;
- сопоставление гласных и согласных звуков хантыйского и русского языков;
- знаки транскрипции;
- слоги, перенос слов;
- словесное ударение;
- интонация приветствия, прощания, обращения, просьбы, приказа;
- произношение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей.
Графика, орфография и пунктуация
- правильное правописание хантыйских букв;
- правильное написание изученных слов;
- заглавная буква в начале предложения и в именах собственных;
- знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак).
Лексическая сторона речи
- распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 100 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 1 класса; слов-названий предметов, их признаков, действий предметов; заимствованных слов.
Грамматическая сторона речи
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речи изученных грамматических форм:
- имена существительные в единственном, двойственном и множественном числах;
- местоимения;
- имена прилагательные;
- существительные в Основном, дательно-направительном и местно-творительном падежах;
- количественные и порядковые числительные (1–10);
- конструкция «числительное + имя существительное» в ед. числе;
- глаголы;
- частицы;
- послелоги с именами существительными.
Социокультурные знания и умения
- знание и использование элементарных социокультурных элементов речевого поведенческого этикета, принятых в хантыйском языке, в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);
- знание небольших произведений хантыйского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг;
- знание названий родной страны, родного края и их столиц, городов на хантыйском языке.
Компенсаторные умения
- использование при чтении и аудировании языковой догадки (умения понять значение незнакомого слова или новое значение знакомого слова по контексту);
- использование в качестве опоры при создании собственных высказываний ключевых слов, вопросов, иллюстраций.
Планируемые образовательные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России, ХМАО-Югре;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обучающийся овладеет универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть целое, причина следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обучающийся овладеет универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке» обучающийся овладеет универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
обеспечивает:
- понимание статуса и значения (хантыйского) языка, формирование мотивации к изучению (хантыйского) языка: освоения культуры и традиций народов ханты; понимать необходимость овладения языком; проявлять интерес и желание к его изучению как к важнейшей духовно-нравственной ценности народа;
- сформированность первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации хантыйского языка, а также умений применять полученные знания в речевой деятельности: различать на слух и произносить звуки и слова хантыйского языка в соответствии с языковой нормой, без фонетических ошибок; употреблять в речи лексику, усвоенную в пределах изучаемого коммуникативно-речевого материала; группировать лексику хантыйского языка по тематическому принципу; строить небольшие по объему устные высказывания с использованием усвоенной лексики и языковых знаний; участвовать в речевом общении, используя изученные формулы речевого этикета;
- сформированность и развитие всех видов речевой деятельности на хантыйском языке:
- аудирование (слушание): понимать на слух речь, звучащую из различных источников (учитель, одноклассники, теле- и радиопередачи);
- говорение: воспроизводить речевые образцы, участвовать в диалогах на бытовые, учебные темы, в обсуждении прослушанных или прочитанных текстов; декламировать стихи;
- чтение: читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
- письмо: воспроизводить речевые образцы, списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей; выполнять небольшие письменные работы и творческие задания;
- усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа: составлять небольшие рассказы по заданной теме на хантыйском языке;
- представлять родной край как часть России на хантыйском языке в различных ситуациях общения.
Обучающийся научится:
Аудирование
– воспринимать на слух и понимать инструкции учителя в ходе ведения урока и выполнять их;
– понимать на слух речь одноклассников и вербально/невербально реагировать на услышанное;
– воспринимать на слух и понимать звучащие (время звучания текста для аудирования – учебные тексты, построенные на изученном языковом материале, с разной глубиной проникновения в их содержание: с пониманием запрашиваемой информации фактического характера (имя, возраст, любимое блюдо, цвет и т. д.) с опорой на иллюстрации, а также с использованием языковой догадки.
Говорение
- вести диалог этикетного характера (приветствие и ответ на приветствие, знакомство, прощание, извинение), диалог-расспрос (задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника) с опорой на картинки, фотографии и/или ключевые слова в рамках тематического содержания речи с соблюдением норм речевого этикета в объеме не менее 2–3 реплик со стороны каждого собеседника;
- создавать устные монологические высказывания объемом не менее 2–3 фраз в рамках тематического содержания речи с опорой на картинки, фотографии, вопросы, ключевые слова;
- излагать основное содержание прослушанного или прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объем – не менее 2–3 фраз).
Смысловое чтение
- читать вслух тексты объемом до 30 слов, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и правильную интонацию;
- читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации. (Объем текста для чтения до 60 слов)
Письмо
- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы хантыйского алфавита;
- соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
- списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
- дописывать предложения в соответствии с решаемой учебной задачей;
- отвечать письменно на вопросы.
Языковые знания и навыки
Фонетическая сторона речи
- различать на слух и адекватно произносить хантыйские звуки;
- соблюдать правильное ударение в изученных словах;
- соблюдать особенности интонации в повествовательных и побудительных предложениях, а также в изученных типах вопросов.
Графика, орфография и пунктуация
- правильно писать хантыйские буквы и изученные слова;
- использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении.
Лексическая сторона речи
- употреблять в устной и письменной речи не менее 100 изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) в их основных значениях;
- группировать лексику по тематическому принципу;
- употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и антонимы, заимствованные слова.
Грамматическая сторона речи
Употреблять в устной и письменной речи изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в рамках тематического содержания речи:
- имена существительные в единственном, двойственом и множественном числах;
- местоимения;
-имена прилагательные;
-существительные в Основном, дательно-направительном и местно-творительном падежах;
-количественные и порядковые числительные (1–10);
-конструкция «числительное + имя существительное» в ед. числе;
-глаголы;
-частицы;
-послелоги с именами существительными.
Социокультурные знания и умения
- использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета, принятые в хантыйском языке в ситуациях общения (приветствие, прощание, знакомство, выражение благодарности, извинение);
- писать собственное имя и фамилию на хантыйском языке;
- знать названия родной страны, города (района, села) на хантыйском языке;
- знать небольшие произведения хантыйского детского фольклора (рифмовки, стихи, песенки), персонажей детских книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку для 3 класса.
Рабочая программа по учебно - методическому комплекту "Күңелле татар теле" 3 класс....
Рабочая программа по родному языку для 1 класса
Эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: 1.06.10.2009 елда РФ Мәгариф министрлыг...
рабочая программа по родному языку. ФГОС 3 класс.
Программа предназначана по родному языку для 3 класса ....
Рабочая программа по родному языку для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса по программе"Планета Знаний"...
Рабочая программа по родному языку и литературе 4 класс (8вид)
Рабочая программаа по родному языку и литературе 4 класс (8 вид)...
Рабочая программа "Русский родной язык" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа по русскому родному языку и КТП для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...
Рабочая программа по родному языку и литературе 3 класс
Рабочая программа...