Урок родного языка в 4 классе «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?»
методическая разработка (4 класс)

Тохтиева Светлана Владимировна

Урок родного языка в 4 классе «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?» по учебнику джибиловой И. и Корнаевой З. «Дзурæм æмæ кæсæм иронау»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Составил учитель начальных классов

                                                 Тохтиева С.В.

 Ныхасы темæ: «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?»

Грамматикон темæ: «Номдæртты кæрæттæ гуырынон хауæны“.

Что такое хорошо и что такое плохо.

Чередующиеся согласные существительных в родительном падеже.

Задачи

1. Совершенствовать навыки монологической речи учащихся.

2. Совершенствовать навыки правильного письма.

3. Прививать интерес к осетинскому языку.

4.  Воспитывать в детях положительные качества человека.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Записывается сегодняшнее число в тетрадях. Объясняется этимология слова æртхъирæны мæй.  (Угроза, грозный.)

II. Фонетическая зарядка.

1. Выполнить упр. № 1. Хату. (Повторение в нарастающем темпе.)

–Лæппуйы ном цы хуыйны?–Хату.

–Что вы поняли из этого четверостишья?

III. Актуализация знаний.

1. Проверка записи новых слов в словарях.

2. Повторение новой лексики. Учитель называет слово на русском, дети- на осетинском. Затем в парах по одному слову: на  осетинском– русском.

                               

  мæнгард  

хитрый

  сайæгой

обманщик

  хæларзæрдæ 

добрый

  æргом

открытый

  æзæсгом

бессовестный

уæздан

скромный

æфсæрмыгæнаг

стеснительный

æфсармдзинад

совестливость,

стыдливость

3. Чтение и перевод текста.

IV .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

–Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Вам подскажут слова. (Что такое хорошо и что такое плохо…)

Иронау æй зæгъут. (Цы у хорз æмæ æвзæр?)

Вы уже прочли и перевели текст. А сегодня мы побеседуем по прочитанному.

1. Вопросы по содержанию текста текстом «Кæд ма искуы фæсайа» и ответы учащихся на них.

– Цы ныв кæнынмæ хъавыд Батрадз?

– Батрадз хъавыд сныв кæнын уалдзæг.

– Батрадз джихæй цæмæн аззад?

Батрадз джихæй аззад уымæн, æмæ йæм сырх кърандас нæ разынд.

– Кæмæ бацыд кърандас курынмæ?

Кърандас курынмæ бацыд Тимурмæ.

– Цæуылнæ радта Тимур кърандас?

–  Тимур нæ радта кърандас, цæмæй Батрадз «2» райса.

– Цы ми бакодта уæд Батрадз?

Уæд Батрадз дыууæ кърандасы балхæдта.

– Цæмæн афæлдæхтысты сырх-сырхид Тимуры рустæ?

Тимур æфсæрмы кодта.

2. Вопросы и ответы учащихся по раскрытию смысла текста (упр. № 9).

На доске эпитеты: мæнгард, гæдылæппу, зондджын, сайæгой, хæларзæрдæ, æргом, æзæсгом, уæздан, æфсæрмыгæнаг.

Сабитæ, нæ ног дзырдтæм гæсгæйæ скæнæм хатдзæг:

– Цавæр лæппу у Батрадз? (у хæларзæрдæ, æргом, уæздан)

– Цавæр лæппу у Тимур?( Тимур у мæнгард, зондджын, сайæгой, æзæсгом)

– Уæ зæрдæмæ дзы кæцы лæппу фæцыд?( Мæ зæрдæмæ фæцыд Батрадз.)

– Куыд уæм кæсы, искуы ма Тимур асайдзæн?( – Мæнмæ гæсгæ….)

Мæнмæ афтæ кæсы æмæ Тимур сайгæ нал кæндзæн.

3.–Ребята, выберите самое плохое качество Батраза (сайæгой) и одно хорошее качество Батраза. Какое из них победило? Есть шанс у него исправиться?

–Какова главная мысль этого текста?

Чувство стыда заставляет человека переживать, беспокоиться, гнетёт его. И лучше не испытывать его совсем. А для этого не следует поступать так, чтобы потом не было стыдно.

Давайте мы спрячем все слова, обозначающие плохие качества человека в мешок. Заодно ещё раз проверим, как вы усвоили слова.

ФИЗМИНУТКА

1.Къах лæууы, лæууы, лæууы!

   Къах цæуы, цæуы, цæуы!

   Къæхтæ згьорынц, згъорынц, згъорынц!

   Къæхтæ кафынц, кафынц, кафынц!

   О мæ къæхтæ, гыццыл къæхтæ!

   Ох!

2.Размæ, уæлæмæ, фæйнæрдæм, бынмæ

V. Открытие нового знания.

1.Объяснение новой грамматики. С.94

А мы с вами переходим к новой теме по грамматике.

–Цы у ныхасы хай? Номдар? Хауæн?

–Цавæр номдары хауæнта смахимæ базыдтам?

–Радзурут номон хауæны тыххæй. Гуырынон ?

–Бакæсут  фæйнæгыл фыст дзырдтæм. Сæвæрæм цæ гуырынон хауæны.

–Цавæр кæрон вæййы номдæрттæн гуырынон хауæны? –ы

Цы?                            

Цæй?   Цæм?          

голлаг 

голла     ы

г-дж

фыранк

фыран    ы

к-ч

булкъ

булч       ы

къ-чъ

   

2.Первичная проверка понимания

1. Читается правило.

2. Выполняется упр. № 15 (На доске существительные в начальной форме и картинки)

Чызг– ..., карк–…, хуынкъ–…

3.Применение новых знаний.

   1. Учащиеся берут карточки с чередующимися буквами г-дж, к-ч, къ-чъ, становятся в круг, показывают друг другу карточки и находят себе пару по букве; берутся за руки.

    2.Самостоятельная работа. Картинный диктант. Поставить существительные в родительный падеж. Записывать столбиком. Самопроверка. Самооценивание.

VI. Рефлексия.

1. Подведение итогов урока.Что нового узнали? Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным? Чему научили вас Батраз и Тимур?

2. Оценка работы учащихся. Доволен ли каждый из вас своей работой на уроке? Поднимите солнышко или тучку

VII. Домашнее задание.

         Сделать рисунки на тему «Плохо и хорошо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Родной язык 2 класс на тему "Предметны белдергән сүзләр"

Укытучы: Сибгатуллина Зөлфия Рәдиф кызы.Фән: татар теле.Сыйныф: 2Дәрес  темасы: Предметны белдергән сүзләр.Дәреснең тибы: яңа белемнәрне үзләштерү  (катнаш дәрес).Дәреснең төзелеше:  1....

Урок родного языка по теме «Язык родной, дружи со мной!»

Воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык....

презентация к уроку Родной язык 3 класс Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке

Данная презентация расчитана на 15-20 минут. Подойдет для онлайн урока. на слайдах есть новый материал, задания для выполнения в тетради и слова для запоминания....

Презентации к дистанционным урока родного языка, 3 класс, "Школа России"

Презентации к дистанционным урока родного языка, 3 класс, "Школа России"...

Урок родного языка 4 класс по теме"Редактирование текста с использованием технологии РАФТ"

Урок родного языка 4 класс по теме"Редактирование текста с использованием технологии РАФТ".Это один из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умени...