Урок родного языка в 4 классе «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?»
методическая разработка (4 класс)
Урок родного языка в 4 классе «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?» по учебнику джибиловой И. и Корнаевой З. «Дзурæм æмæ кæсæм иронау»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок родного языка в 4 классе «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?» | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Составил учитель начальных классов
Тохтиева С.В.
Ныхасы темæ: «Цы у хорз æмæ цы у æвзæр?»
Грамматикон темæ: «Номдæртты кæрæттæ гуырынон хауæны“.
Что такое хорошо и что такое плохо.
Чередующиеся согласные существительных в родительном падеже.
Задачи
1. Совершенствовать навыки монологической речи учащихся.
2. Совершенствовать навыки правильного письма.
3. Прививать интерес к осетинскому языку.
4. Воспитывать в детях положительные качества человека.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Записывается сегодняшнее число в тетрадях. Объясняется этимология слова æртхъирæны мæй. (Угроза, грозный.)
II. Фонетическая зарядка.
1. Выполнить упр. № 1. Хату. (Повторение в нарастающем темпе.)
–Лæппуйы ном цы хуыйны?–Хату.
–Что вы поняли из этого четверостишья?
III. Актуализация знаний.
1. Проверка записи новых слов в словарях.
2. Повторение новой лексики. Учитель называет слово на русском, дети- на осетинском. Затем в парах по одному слову: на осетинском– русском.
мæнгард | хитрый |
сайæгой | обманщик |
хæларзæрдæ | добрый |
æргом | открытый |
æзæсгом | бессовестный |
уæздан | скромный |
æфсæрмыгæнаг | стеснительный |
æфсармдзинад | совестливость, стыдливость |
3. Чтение и перевод текста.
IV .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
–Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Вам подскажут слова. (Что такое хорошо и что такое плохо…)
–Иронау æй зæгъут. (Цы у хорз æмæ æвзæр?)
Вы уже прочли и перевели текст. А сегодня мы побеседуем по прочитанному.
1. Вопросы по содержанию текста текстом «Кæд ма искуы фæсайа» и ответы учащихся на них.
– Цы ныв кæнынмæ хъавыд Батрадз?
– Батрадз хъавыд сныв кæнын уалдзæг.
– Батрадз джихæй цæмæн аззад?
– Батрадз джихæй аззад уымæн, æмæ йæм сырх кърандас нæ разынд.
– Кæмæ бацыд кърандас курынмæ?
– Кърандас курынмæ бацыд Тимурмæ.
– Цæуылнæ радта Тимур кърандас?
– Тимур нæ радта кърандас, цæмæй Батрадз «2» райса.
– Цы ми бакодта уæд Батрадз?
– Уæд Батрадз дыууæ кърандасы балхæдта.
– Цæмæн афæлдæхтысты сырх-сырхид Тимуры рустæ?
– Тимур æфсæрмы кодта.
2. Вопросы и ответы учащихся по раскрытию смысла текста (упр. № 9).
На доске эпитеты: мæнгард, гæдылæппу, зондджын, сайæгой, хæларзæрдæ, æргом, æзæсгом, уæздан, æфсæрмыгæнаг.
Сабитæ, нæ ног дзырдтæм гæсгæйæ скæнæм хатдзæг:
– Цавæр лæппу у Батрадз? (у хæларзæрдæ, æргом, уæздан)
– Цавæр лæппу у Тимур?( Тимур у мæнгард, зондджын, сайæгой, æзæсгом)
– Уæ зæрдæмæ дзы кæцы лæппу фæцыд?( Мæ зæрдæмæ фæцыд Батрадз.)
– Куыд уæм кæсы, искуы ма Тимур асайдзæн?( – Мæнмæ гæсгæ….)
– Мæнмæ афтæ кæсы æмæ Тимур сайгæ нал кæндзæн.
3.–Ребята, выберите самое плохое качество Батраза (сайæгой) и одно хорошее качество Батраза. Какое из них победило? Есть шанс у него исправиться?
–Какова главная мысль этого текста?
Чувство стыда заставляет человека переживать, беспокоиться, гнетёт его. И лучше не испытывать его совсем. А для этого не следует поступать так, чтобы потом не было стыдно.
Давайте мы спрячем все слова, обозначающие плохие качества человека в мешок. Заодно ещё раз проверим, как вы усвоили слова.
ФИЗМИНУТКА
1.Къах лæууы, лæууы, лæууы!
Къах цæуы, цæуы, цæуы!
Къæхтæ згьорынц, згъорынц, згъорынц!
Къæхтæ кафынц, кафынц, кафынц!
О мæ къæхтæ, гыццыл къæхтæ!
Ох!
2.Размæ, уæлæмæ, фæйнæрдæм, бынмæ…
V. Открытие нового знания.
1.Объяснение новой грамматики. С.94
–А мы с вами переходим к новой теме по грамматике.
–Цы у ныхасы хай? Номдар? Хауæн?
–Цавæр номдары хауæнта смахимæ базыдтам?
–Радзурут номон хауæны тыххæй. Гуырынон ?
–Бакæсут фæйнæгыл фыст дзырдтæм. Сæвæрæм цæ гуырынон хауæны.
–Цавæр кæрон вæййы номдæрттæн гуырынон хауæны? –ы
Цы? | Цæй? Цæм? | |
голлаг | голла ы | г-дж |
фыранк | фыран ы | к-ч |
булкъ | булч ы | къ-чъ |
2.Первичная проверка понимания
1. Читается правило.
2. Выполняется упр. № 15 (На доске существительные в начальной форме и картинки)
Чызг– ..., карк–…, хуынкъ–…
3.Применение новых знаний.
1. Учащиеся берут карточки с чередующимися буквами г-дж, к-ч, къ-чъ, становятся в круг, показывают друг другу карточки и находят себе пару по букве; берутся за руки.
2.Самостоятельная работа. Картинный диктант. Поставить существительные в родительный падеж. Записывать столбиком. Самопроверка. Самооценивание.
VI. Рефлексия.
1. Подведение итогов урока.Что нового узнали? Что вам понравилось на уроке? Что показалось трудным? Чему научили вас Батраз и Тимур?
2. Оценка работы учащихся. Доволен ли каждый из вас своей работой на уроке? Поднимите солнышко или тучку
VII. Домашнее задание.
Сделать рисунки на тему «Плохо и хорошо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Родной язык.1 класс УМК «Школа России» Урок по теме: «Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь»
Конспкт урока по предмету "Родной язык" 1 класс УМК "Школа России"...
Презентация к уроку: Родной язык 2 класс на тему "Предметны белдергән сүзләр"
Укытучы: Сибгатуллина Зөлфия Рәдиф кызы.Фән: татар теле.Сыйныф: 2Дәрес темасы: Предметны белдергән сүзләр.Дәреснең тибы: яңа белемнәрне үзләштерү (катнаш дәрес).Дәреснең төзелеше: 1....
Урок родного языка по теме «Язык родной, дружи со мной!»
Воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык....
презентация к уроку Родной язык 3 класс Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке
Данная презентация расчитана на 15-20 минут. Подойдет для онлайн урока. на слайдах есть новый материал, задания для выполнения в тетради и слова для запоминания....
Презентации к дистанционным урока родного языка, 3 класс, "Школа России"
Презентации к дистанционным урока родного языка, 3 класс, "Школа России"...
Урок родного языка 4 класс по теме"Редактирование текста с использованием технологии РАФТ"
Урок родного языка 4 класс по теме"Редактирование текста с использованием технологии РАФТ".Это один из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умени...