Урок родного языка по теме «Язык родной, дружи со мной!»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок родного языка по теме «Язык родной, дружи со мной!» | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Язык родной, дружи со мной!»
Цель: создание условий для формирования интереса и бережного отношения к родному языку.
Задачи:
- активизировать познавательную активность через игровую форму работы;
- стимулировать интерес к изучению родного языка;
- содействовать осознанию важности родного языка в развитии личности, её национальной самоидентификации;
- развивать речь детей, память, мышление, внимание;
- формировать бережное отношение к другим языкам мира;
- воспитывать понимание культурных традиций нашей страны, гордость за свой родной русский язык.
Ход урока
1. Словарная работа
Найти слово: 2 столбик 10 слово сверху – здравствуй
5 столбик 16 снизу – спасибо
5 столбик 1 слово сверху – русский
3 столбик синоним к слову холод - мороз
6 столбик слово с удвоенным согласным – шоссе
1 столбик антоним к слову грустно – весело
6 столбик слово, в котором букв больше чем звуков и в нем 2 слога –язык
3 столбик неизменяемое слово –метро
Какие два слова связаны с нашим уроком? Русский язык
Как это слово может быть связано с нашим уроком
2.Работа в группах Собери высказывание
Язык родной, дружи со мной!
21 февраля - Международный День родного языка
Люби и храни наш великий язык!
О чем будем говорить? Какие цели мы можем поставить?
3. Наша страна многонациональная. Более 190 народов. Что значит родной? На каком языке празднуют? Слайд
Татары – татарский
Осетины – осетинский
Буряты – бурятский
Русские - русский
Какие языки вы знаете?
Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет двести шестьдесят миллионов человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.
4. В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков . Слайд
В подавляющем большинстве языков самые важные для каждого человека слова звучат похоже. Русские дети называют мать «мама», маленькие французы –«mаmан», немецкие ребята – «мutti», английские – «mаmmа», испанские ребята – «Mamá / mami». Ребята, попробуйте произнести русское слова «мама» на разных языках (хоровое проговаривание в процессе считывания слов с экрана).
Язык | Крик петуха | Лай собаки |
Русский | кукареку | гав-гав |
Немецкий | кикирики | вау-вау |
Французский | кокорико | ау-ау |
Японский | кокэкокко | ван-ван |
Почему по- разному звучат?
Но мы сегодня будем говорить о русском языке.
Урок необычный , урок игра. Что будем делать?
Профессии в издательстве наборщики, корректоры, верстальщики, редакторы
5. Перед вами карточки. Вставьте пропущенные слова. Слайд
Восстановите высказывание писателя Алексея Толстого о русском языке. Вставьте слова из справок.
Русский ______ создал русский язык – яркий, как ______ после весеннего ливня, меткий, как ________, певучий и богатый, задушевный, как песня над ___________
Слова для справок: народ, радуга, стрела, колыбель
6. верстальщики Работа в парах. Сейчас узнаем какие вы знатоки фольклора. Составь пословицу
Слово - не воробей: Скажешь – не воротишь; Слов много, | вылетит – не поймаешь. а складу нет напишешь – не сотрёшь. |
Какие пословицы о языке вы знаете?
А что еще относится к фольклору? Скороговорки .
Кто расскажет нам скороговорку
7. наборщики Работа в группах «Отгадай слово»
1. Корень из слова СКАЗКА,
Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.
( рассказчик)
2.Корень в слове ВЯЗАТЬ,
Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ,
Суффикс в слове СКАЗКА,
Окончание в слове РЫБА.
( завязка)
3. Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.
( подснежник)
4. Корень в слове погрузка,
Приставка в слове наступила,
Суффикс в слове дочка,
Окончание в слове школьница.
(Нагрузка)
5. Корень в слове переночевали,
Суффикс в слове добренький,
Окончание в слове ручка.
(Ноченька)
6. Корень в слове поиграли,
Суффикс в слове дедушка,
Окончание в слове карандаши.
(Игрушки)
8.ФИЗМИНУТКА
9. редакторы Путаница
Каждая команда получила лист с текстом стихотворения, в котором отсутствуют знаки препинания. Команде нужно их поставить, чтобы не было путаницы.
ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети
На стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет
Салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
10. Итог урока. Рефлексия
Хлопал ушами
Шевелил мозгами
Валял дурака
Медвежья услуга
Как снег на голову
Засучив рукава
Вылетело из головы
Резерв. Сценка
- Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.
( Двое учащихся разыгрывают сценку для команд)
1 УЧЕНИК: -Ты сегодня собирался в кино?
2 УЧЕНИК: -Ага!
1 УЧЕНИК: -А билеты ещё не купил?
2 УЧЕНИК:-Ага!
1 УЧЕНИК:-Будешь покупать, купи мне.
2 УЧЕНИК: -Ага!
1 УЧЕНИК:-Зайти за тобой?
2 УЧЕНИК:-Ага!
Работа в парах. Составить правильный диалог
Задание 1. Разделите слова на две группы:
1 группа - слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека.
2 группа - речь, которую надо исправлять.
Слова: Правильная, бедная, сбивчивая, разборчивая, свободная, безграмотная, приятная, понятная, обдуманная, неразборчивая, культурная, невнятная, торопливая, грамотная.
Речь образованного человека | Речь, которую надо исправить |
Конкурс 2. « Можем мы диктант писать на 4 и на 5»
Командам даётся лист бумаги. Учитель диктует текст. Первый участник записывает слово и передаёт лист следующему участнику, тот записывает одно слово и передаёт дальше. И так до конца текста по одному слову.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На уроках русского языка мы учимся понимать силу и красоту родного языка. Теплотой веет от близких слов: ручей, роща, поляна, тропинка. Русский язык помогает нам дружить.
Один проверяет. Итог на доске
Из чего состоит язык? Из устной и письменной речи. Красивой и правильной должна быть только письменная речь?
Расшифруйте слова, найдите " лишнее" слово.
ЖЫИЛ (лыжи)
АНСКИ (санки)
КЬИОНК (коньки)
НОЛС( слон)
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
Ё СТО КИ ЗА
РО АС РО РА
ЖИ Т ГО Л
РА Д БО ТА
( ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
1. Доброе слово человеку, что …(дождь в засуху).
2. Жизнь дана на …. (добрые дела).
3. Доброе слово железные …. (ворота отопрет).
4. Про доброе дело …(говори смело).
5. Слово серебро, молчанье - …(золото).
6. Доброе слово и кошке …(приятно).
7. Что посеешь, то и …(пожнешь).
8. От добра добра …(не ищут).
9.Ум хорошо, … (а два лучше).
10.Терпенье и труд, …(все перетрут).
Рукой подать. (Близко).
Через час по чайной ложке. (Медленно).
Морочишь голову. (Обманываешь).
Во весь дух. (Быстро).
Склонять по падежам. (Ругать).
Засучив рукава. (Хорошо работать).
Опустив рукава. (Работать плохо).
Прикусить язык. (Замолчать).
Ни пуха, ни пера. (Пожелать удачи).
Голоден, как … (волк)
Надут, как … (индюк)
Работает, как … (лошадь)
Упрям, как … (осёл)
Хитёр как......(лиса)
Труслив как …..(заяц)
Здоров как.......(бык)
Нем как.........(рыба)
Болтлив как....( сорока)
Нога - … (ноги)
Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (нет мн.числа)
- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
Ведро - … (вёдра)
Бедро - … (бёдра)
Метро - … (нет мн.числа)
День - … (дни)
Пень - … (пни)
Лень - … (нет мн.чила)
Цыплёнок - … (цыплята)
Козлёнок - … (козлята)
Бочонок - … (бочонки)
Интересные факты о русском языке:
- Большинство слов с буквой Ф в русском языке заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
- В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство людей помнит только йод, йогу, йогурт и Йошкар-Олу.
- В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
- Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее, кривошеее-, короткошеее
- Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".
Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Сценарий мероприятия «Гордость народа – родной язык», посвященное Международному дню родного языка.
За основу в сценарий взяты национальности сотрудников....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Язык и речь. Текст", 4 кл., УМК "Школа России"
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения знаний по теме «Язык и речь. Текст»Задачи урокаДидактические:1. Обобщить знания и закрепить умения учащихся по теме &laq...
Международный день родного языка К Международному дню родного языка открытое мероприятие «Квест-игра «Путешествие в мир родного языка»»
Приложение 1. Презентация "Международный день родного языка"....
Анализ урока русского языка по теме: "Язык как средство общения. Средства общения"
В данном анализе рассматривается урок русского языка, посвященный теме "Язык как средство общения. Средства общения", проведённый в 4 классе. Урок направлен на формирование у учащихся предст...