"Первооткрыватели земли Кузнецкой" -занятие внеурочной деятельности "Занимательное краеведение"
методическая разработка (3 класс)

Истомина Светлана Леонидовна

      В ходе игры-соревнования формируется познавательная активность учащихся через ознакомление с деятельностью выдающихся землепроходцев и исследователей земли Кузнецкой.  Знакомятся с такими понятиями, как " "землепроходцы", "рудознатцы", "месторождение",  "прииск",  забой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervootkryvateli_zemli_kuznetskoy.docx211.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  внеурочной деятельности  «Занимательное краеведение»

Работу выполнили: Истомина С.Л., Борискова Г. Р.

Дата: 29 апреля 2021 год

Класс:  3 «А», 3 «Е»

Тема:  «Первооткрыватели Земли Кузнецкой»

Цель: формирование познавательной активности учащихся через ознакомление с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой

Задачи.  

  • Предметный результат: знакомство с понятиями «первооткрыватели», «рудознатцы», «землепроходцы», «месторождение», «прииск»,   «забой»;
  • Метапредметный  результат.

Формирование регулятивных УУД: развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации, рефлексии; развитие критического мышления.

Формирование коммуникативных УУД:планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками; планирование инициативного сотрудничества с одноклассниками в сборе информации;умение осознанно и правильно строить высказывание.

Формирование познавательных УУД:

формирование умения осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно- исследовательскую деятельность; умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач, моделирование, установление причинно-следственных связей;самостоятельное выделение познавательной цели.

Личностный результат:  самоопределение; оценивание усваиваемого содержания; смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

Воспитывать стремление открывать что-то новое.

Методы: общеисследовательские методы (анализ, сравнение, обобщение);

 эмпирические (наблюдение).

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: карточки со словами «знания»,  «удовольствие»,  «общение»,  «скука»,  «интерес»,  «лень», толковые словари С.И. Ожегова,  карточки для словарной работы, текст «Отважные рудознатцы», маршрутные листы «Отважные рудознатцы»,  карта  Кузбасса, смайлики для рефлексии.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент. Психологический настрой

 - Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Предлагаю вам выбрать из списка те слова, которые мы возьмем с собой: знания, удовольствие, скука, общение, лень, интерес.

 - Составьте девиз нашего путешествия?

Девиз нашего урока: Путешествие - путь к знаниям.

 - Учащиеся, с помощью учителя,

 формулируют девиз путешествия.

- Выбирают карточку с подходящим словом, аргументируют свой ответ (человек многое узнает, получает удовольствие, общается с другими людьми, проявляет интерес к новому)

 Составляют девиз из выбранных слов.

2.Мотивация и создание эмоционального настроя. Введение в тему занятия.

 - С чем  будет связано наше путешествие, вы узнаете, если расшифруете ключевые слова нашего занятия: ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ

 - Задание. Расположите числа в порядке возрастания. Прочитайте название темы нашего занятия.

Готовы отвечать, покажите сигнальные карточки зеленого цвета!!!

 - Сформулируйте тему нашего исследования

- Учащиеся, с помощью учителя,

 формулируют тему занятия.

(Люди, которые наблюдают, изучают предметы и явления природы)

- 1 группа расшифровывает слово первооткрыватели;

- 2 группа расшифровывает слова Земли Кузнецкой;

3.Постановка учебной задачи

 - Род суровый! Люди - непоседы, по тайге любившие скитаться, о мои решительные деды – знатоки земли и рудознатцы!

 - Сегодня мы будем знакомиться с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой.

- Учащиеся, с помощью учителя,

 формулируют учебную задачу.

4.Работа со словарем

(работа в паре)

1 . СЛОВАРНАЯ  РАБОТА

ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

РУДОЗНАТЦЫ

МЕСТОРОЖДЕНИЯ

ПРИИСКИ

ЗАБОЙ

- Учащиеся, с помощью словаря,

 соотносят слова с их толкованием.

(Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири.

Первооткрыва́тель — человек, первым открывший что-либо новое (земли, научные факты, месторождения ископаемых).

Рудознатцы- разведчики полезных ископаемых на Руси, знатоки руд, рудного дела. То там, то здесь русские рудознатцы находили соль, золото, железо, медь, каменный уголь.

Месторожде́ние — природное скопление (местоскопление, местонахождение) минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли.

При́иск — горнодобывающее предприятие, производящее разработку россыпных месторождений золота, платины, олова, драгоценных камней.

,Забой, стенка горной выработки шахты, в которой производится выемка полезного ископаемого или пустой породы)

5. Работа с пословицами

5 РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

Без огонька не добыть уголька.

 Слову вера - углю мера.

Не тот уголь, что в забое, а тот, что в эшелоне.

Уголек, как золото: и блестит и ценится.

Уголь — заводам корм: дадим по пять норм.

- Учащиеся, с помощью учителя, составляют «рассыпавшиеся» пословицы,  дают толкование.

 

6. Работа в группе

2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Задание. Прочитайте текст,  подберите исследователю  его открытие (обратите внимание, что информация есть не по всем исследователям, подберите к тем, про которых прочитаете в тексте)

1 группа.                                 Отважные рудознатцы

В 1721 году в террасе на берегу реки Томи Михайло Волков обнаружил в

« горелой горе» пласт каменного угля. Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своем пути к великому открытию угля, хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, они увидели пожар в горе. Рудознатцы были удивлены: «как так, камень, а горит?» Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько камней из отверстия, он спустился вниз, развел костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы, и увидел камень, доселе ему неизвестный. Это пара камней была брошена в костер, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло. Одаренность и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожженных подах «уголье земляное». Такой вывод был не под силу многим именитыми рудознатцам и профессиональным исследователям того времени.

Площадь в центре города Кемерово носит имя Михайлы Волкова. А 23 августа 1968 года здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу. В рудничном районе г. Кемерово, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова.
Первым рудознатцем земли Кузнецкой был
Фёдор Еремеев, который в 1624 году по указанию томского воеводы отправился искать руды в горы Салаира. Его сопровождал томский казак Кызыл Пятунька. Еремеев нашёл железную руду , доставил её в Томск и обжигал в присутствии воевод, и из руды получилось доброе железо.

2 группа                            Отважные рудознатцы

С именем первого сибирского историка, географа и картографа, «боярского сына» Семёна УльяновичаРемезова, связана великая заслуга в изучении земли Сибирской. Именно он составил к началу 1701 года сводные чертёжные карты о Сибири, в том числе и о Кузбассе «Чертёж земли Кузнецкого города».
Рудознатец
Дмитрий Поповв 1781 году на восточных склонах Салаирского кряжа открыл богатое месторождение полиметаллических руд, которые уже через год начали интенсивно разрабатываться.

Лука Александрович Соколовский в 1842 году исследовал Щегловское месторождение угля близ деревень Атамановой и Боровиковой, а также выходы угля по рекам Иня, Мрассу, Кондома, Терсь и другим.

Леонид Иванович Лутугин в 1913 году был приглашён администрацией «Копикуза» для организации разведки месторождения угля в Кузбассе. Заслуга Лутугина в том, что он разделил угольные пласты Кузбасса и составил первую  карту последовательного образования угольных пластов.
Лука Александрович Соколовский в 1842 году исследовал Щегловское месторождение угля близ деревень Атамановой и Боровиковой, а также выходы угля по рекам Иня, Мрассу, Кондома, Терсь и другим.

Готовы отвечать, покажите сигнальные карточки зелёного цвета!!!

 - Учащиеся читают текст, выделяют  информацию о первооткрывателях Земли Кузнецкой. Заполняют маршрутный лист.

Исследователь

Год открытия или путешествия

Открытие , событие

Семен Ульянович Ремезов

XVII- XVIII веков

Федор Еремеев

1624

Михайло Волков

1721

Даниэль Голлиб Мессершмидт

1721

Степан Петрович Крашенинников

1734

Дмитрий Попов

1781

Федот Попов

1781

Петр Александрович Чихачев.

1842

Григорий Еремеевич Щуровский, Лука Александрович Соколовский

1842

Порфирий Никитич Крылов

1891

Александр Николаевич Державин

1896

Василий Павлович Скворцов

1911

Леонид Иванович Лутугин

1914

Константин Владимирович Радугин

1939

Александр Матвеевич Прусевич

1957

6.Индивидуальные мини-сообщения о людях, внёсших вклад в развитие Земли Кузнецкой

3 МИНИ –СООБЩЕНИЯ

Исследователь

Год открытия или путешествия

Открытие , событие

Семен Ульянович Ремезов

XVII- XVIII веков

Первым изобразил на картах чертежах землю Кузнецкую.

Федор Еремеев

1624

Железную руду в недрах Земли Кузнецкой

Михайло Волков

1721

Открыл каменный уголь в недрах земли Кузнецкой

Даниэль Голлиб Мессершмидт

1721

Не знавший русского языка ученый совершил первую комплексную экспедицию по Земле Кузнецкой.

Степан Петрович Крашенинников

1734

Составил описание Томской писаницы.

Дмитрий Попов

1781

«ссыльный грек »обнаружил серебряную руду на Салаире.

Федот Попов

1781

Золотые россыпи на территории нынешнего Тисульского района.

Петр Александрович Чихачев.

1842

Известный ученый географ и геолог первым назвал наш край Кузбассом.

Григорий Еремеевич Щуровский, Лука Александрович Соколовский

1842

Изучали месторождения угля в Прокопьевско-Киселевском районе и других местах нашего края.

Порфирий Никитич Крылов

1891

Томский ботаник впервые дал описание Липового острова возле поселка Кузедеево.

Александр Николаевич Державин

1896

Томский геолог составил наиболее подробную геологическую карту Кузбасса.

Василий Павлович Скворцов

1911

Шорский охотник открыл Таштагольское месторождение железных руд.

Леонид Иванович Лутугин

1914

Крупнейший ученый-геолог впервые разделил угольные пласты Кузбасса на отдельные ярусы и свиты и составил первую стратиграфическую карту бассейна.

Константин Владимирович Радугин

1939

Открыл Усинское месторождение марганцевых руд.

Александр Матвеевич Прусевич

1957

Открыл Кия – Шалтырское месторождение алюминиевых руд (уртитов).

- Учащиеся рассказывают информацию об исследователях и их открытиях.

- Заполняют ленту времени (век, год, ф.и. о. первооткрывателя)

7.Групповая работа с  картой Кузбасса

на этапе изучения нового

4 ОБОЗНАЧЕНИЕ МАРШРУТА

1 группа - подойдите, образуйте группу,

2 группа- подойдите, образуйте группу.

- Вспомним правила работы в группе:

  1. Прочитать задание;
  2. Обсудить в группе;
  3. Выполнить, помогая друг другу;
  4. Представить результат.

- Внимательно рассмотрите карту «Открытие и заселение Кемеровской области», проследите маршрут путешествия учёного, геолога

Петра Александровича Чихачёва

23 августа 1842 года он прибыл в село Итат. Путь Чихачёва пролегал через населенные пункты: Тисуль, Бабанаково, Борисово, Каракан, Надрезово, прииски (населенные пункты, в которых велась добыча золота). По пути исследования геолог описывал местность, быт золотоискателей, собирал коллекцию горных пород и минералов. Осматривал месторождение углей в Афонино (ныне Киселевск) и Бачатах. Всего семнадцать дней был ученый на земле Кузнецкой, но именно он оставил на века имя нашему родному краю – Кузбасс.

Задание.

Прочитайте текст  (читает 1 ученик для всех).

Найдите на карте места, в которых побывал путешественник Пётр Чихачёв.

Отметьте красным квадратиком!!!

Представьте свой маршрут на доску (планшет)

Готовы отвечать, покажите сигнальные карточки зеленого цвета!!!

- Учащиеся заполняют маршрут.Факел | Кемеровская область

- Заполнение ленты времени (век, год, ф.и.о. первооткрывателя)

9. Подведение итогов

Как Вы думаете, для чего нам в 21 веке знакомится с исследованиями нашего края, каково значение открытий для нашего поколения?

Учащиеся высказывают свои предположения

10. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Прикрепите смайлик желтого цвета, если вы узнали на занятии что-то новое, интересное.

Красного- скучно, неинтересно.

- Учащиеся, оценивают свою работу на уроке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....

Программа внеурочной деятельности "Краеведение"

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного чело...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Внеурочная деятельность "Краеведение"

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С.Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост дух...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение» для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и тематического планирования. Рассчитана на учеников 2 класса. Количество занятий- 34 часа ( 1 час в неделю). Занятия включают в себя выполнение колл...