Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг. момент. Психологический настрой
| - Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Предлагаю вам выбрать из списка те слова, которые мы возьмем с собой: знания, удовольствие, скука, общение, лень, интерес.
- Составьте девиз нашего путешествия? Девиз нашего урока: Путешествие - путь к знаниям. | - Учащиеся, с помощью учителя, формулируют девиз путешествия. - Выбирают карточку с подходящим словом, аргументируют свой ответ (человек многое узнает, получает удовольствие, общается с другими людьми, проявляет интерес к новому) Составляют девиз из выбранных слов. |
2.Мотивация и создание эмоционального настроя. Введение в тему занятия.
| - С чем будет связано наше путешествие, вы узнаете, если расшифруете ключевые слова нашего занятия: ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ - Задание. Расположите числа в порядке возрастания. Прочитайте название темы нашего занятия. Готовы отвечать, покажите сигнальные карточки зеленого цвета!!! - Сформулируйте тему нашего исследования | - Учащиеся, с помощью учителя, формулируют тему занятия. (Люди, которые наблюдают, изучают предметы и явления природы)
- 1 группа расшифровывает слово первооткрыватели; - 2 группа расшифровывает слова Земли Кузнецкой;
|
3.Постановка учебной задачи
| - Род суровый! Люди - непоседы, по тайге любившие скитаться, о мои решительные деды – знатоки земли и рудознатцы! - Сегодня мы будем знакомиться с выдающимися землепроходцами и исследователями земли Кузнецкой.
| - Учащиеся, с помощью учителя, формулируют учебную задачу.
|
4.Работа со словарем (работа в паре) | 1 . СЛОВАРНАЯ РАБОТА
ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ РУДОЗНАТЦЫ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПРИИСКИ ЗАБОЙ
| - Учащиеся, с помощью словаря, соотносят слова с их толкованием. (Землепрохо́дцы — русские путешественники XVII века, осваивавшие неизвестные ранее территории Восточной Сибири. Первооткрыва́тель — человек, первым открывший что-либо новое (земли, научные факты, месторождения ископаемых). Рудознатцы- разведчики полезных ископаемых на Руси, знатоки руд, рудного дела. То там, то здесь русские рудознатцы находили соль, золото, железо, медь, каменный уголь. Месторожде́ние — природное скопление (местоскопление, местонахождение) минерального вещества (полезного ископаемого) на поверхности или в недрах Земли. При́иск — горнодобывающее предприятие, производящее разработку россыпных месторождений золота, платины, олова, драгоценных камней. ,Забой, стенка горной выработки шахты, в которой производится выемка полезного ископаемого или пустой породы) |
5. Работа с пословицами | 5 РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ Без огонька не добыть уголька. Слову вера - углю мера. Не тот уголь, что в забое, а тот, что в эшелоне. Уголек, как золото: и блестит и ценится. Уголь — заводам корм: дадим по пять норм.
| - Учащиеся, с помощью учителя, составляют «рассыпавшиеся» пословицы, дают толкование.
|
6. Работа в группе
| 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ Задание. Прочитайте текст, подберите исследователю его открытие (обратите внимание, что информация есть не по всем исследователям, подберите к тем, про которых прочитаете в тексте) 1 группа. Отважные рудознатцы В 1721 году в террасе на берегу реки Томи Михайло Волков обнаружил в « горелой горе» пласт каменного угля. Михайло Волков с товарищами Никитой Петровым и парнишкой Лаврушкой испытали много трудностей на своем пути к великому открытию угля, хоронились от татар, плыли по рекам с бурным течением, помогали шорцам в ловле рыбы. Однажды проплывая по Томи, они увидели пожар в горе. Рудознатцы были удивлены: «как так, камень, а горит?» Этот факт изумил их. Когда Михайло добрался до горящего отверстия в горе, оно источало смрадный и удушливый запах. Выкопав несколько камней из отверстия, он спустился вниз, развел костёр и бросил туда камни. Искатели были разочарованы – камни не горели. Сообразив, что это зола, Михайло разгрёб кучу золы, и увидел камень, доселе ему неизвестный. Это пара камней была брошена в костер, и камни стали загораться, а потом тлеть, выделяя тепло. Одаренность и острая наблюдательность рудознатца Михайлы Волкова дала возможность признать в обожженных подах «уголье земляное». Такой вывод был не под силу многим именитыми рудознатцам и профессиональным исследователям того времени. Площадь в центре города Кемерово носит имя Михайлы Волкова. А 23 августа 1968 года здесь торжественно был открыт памятник отважному рудознатцу. В рудничном районе г. Кемерово, где начиналась история угольного Кузбасса, есть улица и переулок, названные в честь Михайлы Волкова. Первым рудознатцем земли Кузнецкой был Фёдор Еремеев, который в 1624 году по указанию томского воеводы отправился искать руды в горы Салаира. Его сопровождал томский казак Кызыл Пятунька. Еремеев нашёл железную руду , доставил её в Томск и обжигал в присутствии воевод, и из руды получилось доброе железо. 2 группа Отважные рудознатцы С именем первого сибирского историка, географа и картографа, «боярского сына» Семёна УльяновичаРемезова, связана великая заслуга в изучении земли Сибирской. Именно он составил к началу 1701 года сводные чертёжные карты о Сибири, в том числе и о Кузбассе «Чертёж земли Кузнецкого города». Рудознатец Дмитрий Поповв 1781 году на восточных склонах Салаирского кряжа открыл богатое месторождение полиметаллических руд, которые уже через год начали интенсивно разрабатываться. Лука Александрович Соколовский в 1842 году исследовал Щегловское месторождение угля близ деревень Атамановой и Боровиковой, а также выходы угля по рекам Иня, Мрассу, Кондома, Терсь и другим. Леонид Иванович Лутугин в 1913 году был приглашён администрацией «Копикуза» для организации разведки месторождения угля в Кузбассе. Заслуга Лутугина в том, что он разделил угольные пласты Кузбасса и составил первую карту последовательного образования угольных пластов. Лука Александрович Соколовский в 1842 году исследовал Щегловское месторождение угля близ деревень Атамановой и Боровиковой, а также выходы угля по рекам Иня, Мрассу, Кондома, Терсь и другим. Готовы отвечать, покажите сигнальные карточки зелёного цвета!!!
| - Учащиеся читают текст, выделяют информацию о первооткрывателях Земли Кузнецкой. Заполняют маршрутный лист. Исследователь | Год открытия или путешествия | Открытие , событие | Семен Ульянович Ремезов | XVII- XVIII веков |
| Федор Еремеев | 1624 |
| Михайло Волков | 1721 |
| Даниэль Голлиб Мессершмидт | 1721 |
| Степан Петрович Крашенинников | 1734 |
| Дмитрий Попов | 1781 |
| Федот Попов | 1781 |
| Петр Александрович Чихачев. | 1842 |
| Григорий Еремеевич Щуровский, Лука Александрович Соколовский | 1842 |
| Порфирий Никитич Крылов | 1891 |
| Александр Николаевич Державин | 1896 |
| Василий Павлович Скворцов | 1911 |
| Леонид Иванович Лутугин | 1914 |
| Константин Владимирович Радугин | 1939 |
| Александр Матвеевич Прусевич | 1957 |
|
|
6.Индивидуальные мини-сообщения о людях, внёсших вклад в развитие Земли Кузнецкой
| 3 МИНИ –СООБЩЕНИЯ
Исследователь | Год открытия или путешествия | Открытие , событие | Семен Ульянович Ремезов | XVII- XVIII веков | Первым изобразил на картах чертежах землю Кузнецкую. | Федор Еремеев | 1624 | Железную руду в недрах Земли Кузнецкой | Михайло Волков | 1721 | Открыл каменный уголь в недрах земли Кузнецкой | Даниэль Голлиб Мессершмидт | 1721 | Не знавший русского языка ученый совершил первую комплексную экспедицию по Земле Кузнецкой. | Степан Петрович Крашенинников | 1734 | Составил описание Томской писаницы. | Дмитрий Попов | 1781 | «ссыльный грек »обнаружил серебряную руду на Салаире. | Федот Попов | 1781 | Золотые россыпи на территории нынешнего Тисульского района. | Петр Александрович Чихачев. | 1842 | Известный ученый географ и геолог первым назвал наш край Кузбассом. | Григорий Еремеевич Щуровский, Лука Александрович Соколовский | 1842 | Изучали месторождения угля в Прокопьевско-Киселевском районе и других местах нашего края. | Порфирий Никитич Крылов | 1891 | Томский ботаник впервые дал описание Липового острова возле поселка Кузедеево. | Александр Николаевич Державин | 1896 | Томский геолог составил наиболее подробную геологическую карту Кузбасса. | Василий Павлович Скворцов | 1911 | Шорский охотник открыл Таштагольское месторождение железных руд. | Леонид Иванович Лутугин | 1914 | Крупнейший ученый-геолог впервые разделил угольные пласты Кузбасса на отдельные ярусы и свиты и составил первую стратиграфическую карту бассейна. | Константин Владимирович Радугин | 1939 | Открыл Усинское месторождение марганцевых руд. | Александр Матвеевич Прусевич | 1957 | Открыл Кия – Шалтырское месторождение алюминиевых руд (уртитов). |
| - Учащиеся рассказывают информацию об исследователях и их открытиях.
- Заполняют ленту времени (век, год, ф.и. о. первооткрывателя)
|
7.Групповая работа с картой Кузбасса на этапе изучения нового | 4 ОБОЗНАЧЕНИЕ МАРШРУТА 1 группа - подойдите, образуйте группу, 2 группа- подойдите, образуйте группу. - Вспомним правила работы в группе: - Прочитать задание;
- Обсудить в группе;
- Выполнить, помогая друг другу;
- Представить результат.
- Внимательно рассмотрите карту «Открытие и заселение Кемеровской области», проследите маршрут путешествия учёного, геолога Петра Александровича Чихачёва 23 августа 1842 года он прибыл в село Итат. Путь Чихачёва пролегал через населенные пункты: Тисуль, Бабанаково, Борисово, Каракан, Надрезово, прииски (населенные пункты, в которых велась добыча золота). По пути исследования геолог описывал местность, быт золотоискателей, собирал коллекцию горных пород и минералов. Осматривал месторождение углей в Афонино (ныне Киселевск) и Бачатах. Всего семнадцать дней был ученый на земле Кузнецкой, но именно он оставил на века имя нашему родному краю – Кузбасс. Задание. Прочитайте текст (читает 1 ученик для всех). Найдите на карте места, в которых побывал путешественник Пётр Чихачёв. Отметьте красным квадратиком!!! Представьте свой маршрут на доску (планшет) Готовы отвечать, покажите сигнальные карточки зеленого цвета!!!
| - Учащиеся заполняют маршрут.
- Заполнение ленты времени (век, год, ф.и.о. первооткрывателя) |
9. Подведение итогов | Как Вы думаете, для чего нам в 21 веке знакомится с исследованиями нашего края, каково значение открытий для нашего поколения? | Учащиеся высказывают свои предположения
|
10. Рефлексия.
| - Оцените свою работу на уроке. - Прикрепите смайлик желтого цвета, если вы узнали на занятии что-то новое, интересное. Красного- скучно, неинтересно. | - Учащиеся, оценивают свою работу на уроке. |